Маршрутный лист урока по теме "Творчество Олжаса Сулейменова"
Оценка 4.7

Маршрутный лист урока по теме "Творчество Олжаса Сулейменова"

Оценка 4.7
docx
30.04.2020
Маршрутный лист урока по теме "Творчество Олжаса Сулейменова"
МЛ Сулейменов Документ Microsoft Office Word.docx

Русская литература. 1 курс.

 Урок №     Дата:        Группа:  

Тема: Творчество Олжаса Сулейменова. Лирика. Поэма «Земля, поклонись человеку!»

Маршрутный лист заданий 

Цель: добиться полного понимания учебного материала о творчестве О.Сулейменова, формировать читательскую грамотность, научить практическому применению литературоведческих знаний и умений, закрепить изучаемые понятия, составляющие основу теоретического и практического обучения, контроль над степенью усвоения учебного материала.

Вы научитесь:

·         сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы с точки зрения нравственной и эстетической ценности, объясняя общие и отличительные признаки;

·         оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, композиционного и стилевого единства, фактологической точности и средств привлечения внимания слушателя или читателя.

Задание 1.

Хронологическая таблица жизни и творчества О. Сулейменова

Даты

События и произведения

18 мая 1936

родился в семье офицера казахского кавалерийского полка, репрессированного в 1937 году. Позже Лев Гумилёв сообщил Олжасу, что сидел с его отцом в норильском лагере, где того расстреляли.

1954 год

Окончил школу и поступил на геологоразведочный факультет Казахского госуниверситета, окончил его в 1959 году, инженер-геолог. Последние годы учебы совмещал с работой в геологоразведочных партиях.

1955 г

Занялся литературной работой

1958 год

поступил в Литературный институт им. А. М. Горького в Москве на отделение поэтического перевода.

 

Окончил геологический факультет КазГУ (1959 г.) и Литературный институт имени А. М. Горького (1961 г.).

1962—1971

литературный сотрудник газеты «Казахстанская правда», главный редактор сценарно-редакционной коллегии киностудии «Казахфильм», заведующий отделом журналистики в журнале «Простор».

1971-81

секретарь правления Союза писателей Казахстана,

С 1972

председатель Казахского комитета по связям с писателями стран Азии и Африки.

1975 год

издал литературоведческую книгу «АзиЯ. Книга благонамеренного читателя», получившую резко отрицательный резонанс в Москве, книга была запрещена, автор 8 лет не издавался и практически перестал писать стихи.

1981-83

председатель Государственного комитета Казахской ССР по кинематографии.
1983—1991 — первый секретарь Правления Союза Писателей Казахстана, в 1984 году — секретарь правления СП СССР.

1989

стал инициатором и лидером народного движения «Невада-Семипалатинск», которое внесло основной вклад в дело закрытия в 1991 году Семипалатинского ядерного полигона. Это стало толчком к введению моратория на все ядерные испытания. Из всех действующих на Земле ядерных полигонов, кроме Семипалатинского ядерного полигона? в 1996 году был закрыт также французский Тихоокеанский Испытательный Центр Pacific Test Center (атоллы Муруроа и Фангатауфа. На других крупных ядерных полигонах приостановлены ядерные испытания, сохранена инфраструктура и ведутся исследовательские работы, в том числе гидроядерные взрывные эксперименты - на Новой Земле (Россия), в штате Невада (США) и в районе озера Лобнор (Китай).

1991—1995

лидер партии «Народный конгресс Казахстана», в которую преобразовалось антиядерное движение.

1995—2002

полномочный посол Казахстана в Италии и по совместительству в Греции и Мальте. Продолжил литературоведческую деятельность и выпустил в 1998 году в Риме книги «Язык письма» «о происхождении письменности и языка малого человечества» и «Улыбка бога», в 2001 — «Пересекающиеся параллели» (введение в тюркославистику) а в 2002 году — книгу «Тюрки в доистории» (о происхождении древнетюркских языков и письменностей), за которую получил премию Кюльтегина «за выдающиеся достижения в области тюркологии», 2002.

С 2002 года

постоянный представитель Казахстана в ЮНЕСКО (Париж), подготовил к изданию этимологический словарь «1001 слово».

 

                                                                         Сборники стихов
«Земля, поклонись человеку!» (1961, премия ЦК комсомола Казахстана)
«Аргамаки», Алма-Ата, Жазушы, 1961.
«Солнечные ночи», А-Ата, Жазушы, 1962.
«Ночь-парижанка», А-Ата, Жазушы, 1963 (премия ЦК комсомола Казахстана)
«Доброе время восхода», А-Ата, Жазушы, 1964 (премия ЦК ВЛКСМ,1967)
«Год обезьяны» (книга стихов), Алма-Ата, Жазушы, 1967.
«Глиняная книга» (поэма), Алма-Ата, Жазушы, 1969.
«Над белыми реками» (стихи и проза), А-Ата, Жазушы, 1970.
«Круглая звезда» (стихи), Москва, Худлит, 1975.

 «Повторяя в полдень» (стихи разных лет), Алма-Ата, Жазушы, 1973.
«Определение берега» (избранные стихи и поэмы, итоги 15-летнего творчества), А-Ата, 1976.
«Трансформация огня» («Голубиная книга», «Глиняная книга» и новые стихи),А-Ата, 1983.
«Избранное» (Итоги 25-летнего творчества), Москва, Худ.литература, 1986.
«Преодоление» (стихи и поэмы разных лет), А-Ата, Жазушы, 1987.
«От января до апреля» (полный вариант поэмы и другие стихи),А-Ата, Жазушы, 1989.
«Свиток» (стихи), Москва, Мол. гвардия,1989. (Б-ка журн. «Мол. гвардия»)
«Аз и Я»: эссе, публицистика, стихи, поэмы — Алматы: Жалын, 1990, 592 с.

 «Аргамаки» (первые стихи), Семей: Международный клуб Абая, 2001, «Аз и Я» (первое издание в России), Москва, Грифон, 2005.
«Айналайн» (сборник малоизвестных стихов), Алматы, «Жибек Жолы», 2008.

                                            

                                                   Известные переводы на языки СНГ
"Дух степей" (стихи и поэмы, пер. Дж. Новруз), Баку, 1984.
"Каждый день - утро" (стихи и поэмы, пер. К. Мырзалиев), Алматы, 1986.
"Айналайн" (стихи и поэмы, пер. с рус.), Ташкент, 1987.
"Безымянная высота" (стихи, пер. М.Тимофеев), Якутск, 1989.
"Az i Ia", Almaty, Kazakhstan Publishing House, 1989.
"AZ i IA: Izgi nietti oqyrmannyng kitaby", Almaty, 1992.

                                                  

                                             Работы по истории и этимологии
В 1962 были опубликованы первые статьи по теме — «Кочевники и Русь»
"Темные места «Слова о полку Игореве»
«Аз и Я» (Алма-Ата, Жазушы, 1975) / в Библиотеке Александра М. Кобринского
Язык письма(Рим, San Paolo, 1998) / в Татарской электронной библиотеке
Улыбка бога (Рим, San Paolo, 1998/ в Татарской электронной библиотеке
«Пересекающиеся параллели» (введение в тюркославистику), Алматы, 2001.
«Тюрки в доистории» (о происхождении древнетюркских языков и письменностей). Алматы, Атамұра, 2002.- 320 с.

                                                            

                                                           Собрания сочинений
Собрание сочинений в 7 томах (8 книг), изд. «Атамура», Семипалатинск, 2004.

                                                            

                                                               Призы и награды

Орден «Отан»;
Орден Дружбы (Россия, 2007);
Орден князя Ярослава Мудрого 5 степени (Украина);
Орден «Шохрат» (Азербайджан, 21 июня 2006);
Орден «За заслуги» (Ингушетия, 7 августа 2004);
Лауреат Государственной премии Казахстана;
Лауреат премии Всесоюзного Ленинского комсомола;
Международная премия Турции «За вклад в тюркский мир».

 

Задание 2. Предтекстовая работа

1. Расскажите, что вы знаете о творчестве и общественной деятельности Олжаса Сулейменова. Оцените высказывания товарищей.
 2. Прочитайте поэму «Земля, поклонись Человеку!». Объясните смысл названия поэмы. К чему призывает поэт всех людей земли? Какова главная мысль поэмы? Почему человеческую историю поэт рассматривает как путь восхождения к звездам?

 3. Познакомьтесь с отзывами о творчестве О.Сулейменова российских и казахстанских литераторов. Сгруппируйте их по темам.

 

Олжас верит в материальность слова, ощущает праздничность языка, дразнит поэтического обывателя этимологическими упражнениями.   Е.Сидоров

   

С библейского откровения «Вначале было Слово» Сулейменов снимает оттенок метафоричности. Он возвращает действенную силу искрящемуся кристаллу человеческого слова, этой соли земли, озаренной поэтическим прозрением и открытием разума.  М. Ауэзов

 

О СУЛЕЙМЕНОВЕ

…перед нами не просто своеобразный поэт, а фигура до некоторой степени символическая… здесь по-своему выявился новый духовный комплекс Востока, с особой ясностью осознающий себя частью мира как целого. Л.Аннинский

     Явление Олжаса Сулейменова беспрецедентно и знаково. Поэт, мыслитель, ученый, политик – это все ипостаси одной уникальной личности.   С. Абдулло

     Олжас Сулейменов, казахский поэт, творящий на русском языке, целиком остается поэтом казахским, родным сыном этого прекрасного гордого народа.  Л. Мартынов

    Олжас верит в материальность слова, ощущает праздничность языка, дразнит поэтического обывателя этимологическими упражнениями.  Е.Сидоров

    С библейского откровения «Вначале было Слово» Сулейменов снимает оттенок метафоричности. Он возвращает действенную силу искрящемуся кристаллу человеческого слова, этой соли земли, озаренной поэтическим прозрением и открытием разума.М. Ауэзов

 

Задание 3. Прочитайте материал минилекции о творчестве поэта.

                                                                                                   

Взгляд поэта на мир

Поднятая рука с растопыренными пальцами стала символом антиядерного движения «Невада – Семипалатинск», движения против «мирового огня», который может охватить все человечество. Именно поэт Олжас Сулейменов стал организатором и вдохновителем этого общественного движения.

   Стремление поэта разрушить грань времен, совместить, казалось бы, несовместимые явления, понятия, вещи составляет стилевую черту поэзии Сулейменова. Отличительной чертой его творчества является гуманизм. Сулейменов был и остается национальным поэтом и публицистом, даже занимаясь делами, на первый взгляд, далекими от литературы. Он любит свой народ, но требовательно и взыскательно. Он сын своего народа.

   Олжас Омарович Сулейменов (р.1936) вошел в литературу так стремительно, как будто ворвался в степные просторы на аргамаке. Широкая известность пришла к нему после выхода в 1961 г. знаменитой поэмы «Земля, поклонись человеку!», посвященной полету в космос Юрия Гагарина.

   Поэтическую эстафету молодой автор принял из рук классика поэзии ХХ века Л.Мартынова. Поэт старшего поколения напутствовал О.Сулейменова рецензией, опубликованной в центральной печати, и написал предисловие к его книге «Доброе время восхода». Л.Мартынов сразу выделил О. Сулейменова «как самостоятельное явление в жизни и литературе», отметил в его чертах «сходство с настоящим Чоканом Валихановым», назвал его «целиком поэтом казахским, родным сыном прекрасного гордого народа».

   Эта особенность поэтического стиля О.Сулейменова позволила российскому критику и литературоведу Л.Аннинскому сказать, что «Олжас Сулейменов (хоть он и пишет по-русски) – поэт подчеркнуто национальной складки, он казах во всем: от метафор, навеянных степным пейзажем, до основной мысли его высших раздумий – о том, что внесет Азия в грядущее мировое содружество».

   Взгляд молодого поэта на мир был способен увидеть не отдельные страны и государства, а всю человеческую цивилизацию.  Лирический герой Сулейменова, подобно традиционному кочевнику, склонному постоянно ощущать себя в центре мира, не делит пространство на сферы и выражает свое понимание пути человечества. Формальному пониманию истории как всеобщей войны всех против всех, как истории разрушений и насилий, поэт противопоставляет историю созиданий, историю взлета человеческого духа, историю объединения человечества:

Нет Востока, 
И Запада нет, 
Нет у неба конца. 
Нет Востока, 
И Запада нет,
Два сына есть у отца,

Нет Востока,
И Запада нет,
Есть Восход и Закат,
Есть большое слово –
ЗЕМЛЯ!

   Насыщенный нравственный потенциал поэзии  О.Сулейменова распространяется на все темы его лирики. Жизнелюбие и оптимизм, впечатления от многочисленных путешествий, философские размышления, гражданские и патриотические мотивы, тема защиты природы – в любой поднятой в стихах проблеме поэт остаётся человеком с твёрдой нравственной позицией.

Разгадай: 
Почему люди тянутся к звёздам!
Почему в наших песнях 
Герой – это сокол? 

Почему всё прекрасное,
Что он создал,
Человек, помолчав,
Называет – Высоким?

    И при всем этом поэзия Сулейменова глубоко самобытна. Русская речь у него дышит Востоком. Поэт связан с традициями устной казахской поэзии, корни которой уходят в глубину веков.

    Творческое кредо поэта – «возвысить степь, не унижая горы». Любимый образ Сулейменова – народ как дерево, корни которого ветвятся в родной земле, а раскинувшаяся крона касается листвы соседних деревьев. Поэт мечтает породнить Азию с Западом, всматривается в прошлое «жадными раскосыми глазами» и ищет в нем человечности и любви.

      Идея пути – предмет размышлений поэта на протяжении всего творчества. Показательно в этом отношении стихотворение «Айналайын». В этом стихотворении мы видим образное осмысление символа пути – кочевания.

В поэтическом сознании Сулейменова кочевать означает «путешествовать по черно-белому свету». Поэт изменяет фразеологизм «белый свет». Это становится возможным благодаря противопоставлению черного и белого (добра и зла).

   Идея кругового пути накладывается на представления Земли в виде шара. Отсюда  осмысление кругового пути как пути лирического героя поэзии Сулейменова, путешествующего по «Африкам, Франциям, Азиям». Исходя из относительного деления Земли на запад и восток, Сулейменов приходит к мысли и об относительности исторических, религиозно-идеологических противопоставлений частей земного шара, сложившихся за многие века: «А нас хоронили – ногами на запад, лежат миллиарды – ногами на запад, под желтым покровом монгольской степи тумены ногаев, булгаров, казахов, не зная, что Азия западней Запада, Запад – восточней Китайского моря, а нас хоронили ногами на запад!..».

Взгляд как бы со стороны, из космоса, естественно, наводит на мысль о том, что планета – единый организм. Каждый человек на этой планете отвечает за себя и за весь мир. От того, какой нравственный выбор сделает каждый, зависит судьба планеты.

Если прав, будь с гордым горд, 
Он не отец пророка. 
Будь с робким робок, он тебе не раб. 
Я так и поступал, клянусь, дорога, 
Не всем, кто ждал, помог,

Ведь я не Бог,
Что в силах одинокого поэта?
На все вопросы не нашел ответа,
Но людям я не лгал, хотя и мог.

   В своем творчестве Сулейменов приходит к мысли о том, что гармонию надо искать в себе, в корнях, в истоках жизни («Ришад, сын степняка», «Язык отцов – язык тысячелетий», «Вблизи Чингизских гор его могила…», «Азиатские костры»). В зрелом творчестве все настойчивей звучат ноты осмысления жизни человека как единого, неповторимого и  очень хрупкого организма.

    В стихотворении «Пять» вырисовывается образ посмертной памяти. Изображение раскрытых, растопыренных пальцев руки, выбитое на древних надгробиях, для поэта не просто знак памяти. Раскрытая рука всегда символизировала открытые, дружелюбные, незлые намерения (вспомните древний смысл рукопожатия). Поэтическое осмысление этого надгробного изображения глубже: предупреждение не поддаваться чувству мести, обращение к идее всепрощающей любви. К живым обращаются ушедшие из этого мира: «Ныне живущие, вам предстоит доказать доброту оскорбленных. Вам еще вспомнить смысл древнего жеста – пять». Выбитая на камне раскрытая кисть, растопыренные пальцы в поэтическом сознании Сулейменова становятся образным воплощением посмертной памяти. Это – символ бессмертия, прощения и любви. Смысл жеста «Пять» актуален и в наши дни.

 

https://opiqkz.blob.core.windows.net/kitcontent/aa86cd68-7346-4936-a92c-3ca4ab30b542/dd17d2ad-4d33-43d6-87d1-d36032bdf896/5c567c6d-435b-4bd7-a000-72fb5290e226_m.jpg

О.Сулейменов             

 

 

Задание 4. Послетекстовая работа

   1. Подготовьте ассоциативную карту о разных сторонах личности и сферах деятельности О.Сулейменова: поэт, филолог-лингвист, геолог, историк, этнограф, публицист, общественный деятель, дипломат.
   2. Диалектика взаимоотношений Востока и Запада
– ключевая мысль в поэзии О.Сулейменова. В каких стихотворениях в наиболее концентрированной форме раскрываются философские и жизненные принципы поэта?
   3. Объясните, как вы понимаете высказывание поэта: «...а слово, / проникая в глушь души, / ей сообщает / собственную форму».
   4. Поэтическое кредо О.Сулейменова – «возвысить степь, не унижая горы». В чем проявился интернациональный характер поэзии О.Сулейменова?
   5. Создайте паблик в социальной сети ВК, посвященный творчеству О.Сулейменова. В постах этого паблика выложите любимые стихотворения поэта.

 

Домашняя работа. Выучить наизусть одно стихотворение О. Сулейменова (по выбору)

 

Творческая работа

 1. Составьте синквейн на тему «Олжас Сулейменов».
 2. Напишите эссе на тему «Так, в мир входя, / Мы изменяем мир».

 

Библиографическая консультация

Бадиков В.ВРазмышления с воспоминаниями об О. Сулейменове. – Алматы, 2006.
Зульфикаров Т. Пирамида Олжаса в пустыне варварства // Простор. 2006.№ 5. С. 47-60.
Канапьянов Б. Быть далеко услышанным // Простор. 2006. № 5. С. 18-19.
Сидоров Е. В поисках истины. О поэзии Олжаса Сулейменова // О.Сулейменов. Поэмы. Т. 2.– Алматы, 2004.
Толмачев Г. Повесть об Олжасе. – Алматы, 2011.
Феномен Олжаса / Сост. С. Абдулло – Алматы, 2006.


 

Русская литература. 1 курс.

Русская литература. 1 курс.

Народный конгресс Казахстана», в которую преобразовалось антиядерное движение

Народный конгресс Казахстана», в которую преобразовалось антиядерное движение

Собрания сочинений Собрание сочинений в 7 томах (8 книг), изд

Собрания сочинений Собрание сочинений в 7 томах (8 книг), изд

Стремление поэта разрушить грань времен, совместить, казалось бы, несовместимые явления, понятия, вещи составляет стилевую черту поэзии

Стремление поэта разрушить грань времен, совместить, казалось бы, несовместимые явления, понятия, вещи составляет стилевую черту поэзии

В поэтическом сознании Сулейменова кочевать означает «путешествовать по черно-белому свету»

В поэтическом сознании Сулейменова кочевать означает «путешествовать по черно-белому свету»

Задание 4. Послетекстовая работа 1

Задание 4. Послетекстовая работа 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2020