«Март. Наблюдение за снегом».
Конспект прогулки.
Цели:
· Расширять кругозор, знакомить с явлениями природы, признаками.
· Развивать силу, быстроту, точность, координацию, выразительность движений.
· Способствовать автоматизации и дифференциации звуков .
· Развивать способность к переключению внимания, эмоциональной разрядке, снятию мышечного напряжения.
Активизация словаря
Весенний словарь:
оттепель, ноздреватый снег, сосулька, капель, ручейки, талый снег.
Ход прогулки.
Организационный момент.
Дети самостоятельно одеваются на прогулку, Кто оделся быстрее – помогает другому, ждет пока все оденутся. На улицу выходим все вместе. Перед выходом на улицу, проверить одежду и обувь детей. При необходимости помогаю застегивать куртки.
Народное название месяца:
Март: утро года, капельник, протальник, зимоборье.
1. Наблюдение за снегом.
Цели: упражнять в определении состояния погоды; продолжать развивать умение устанавливать связи между живой и неживой природой. развивать познавательные интересы; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе.
а. Оседание снега и его изменившийся цвет (снег потемнел).
- Какое время сейчас у нас на дворе?
- Правильно — ранняя весна. А кто из вас может назвать мне приметы ранней весны? Она чем-то похожа на зиму, а чем-то отличается от нее. А чем?
Воспитатель помогает детям вспомнить и назвать приметы ранней весны.
Алина: Весной солнце светит ярче. Оно такое яркое, что глазам больно.
Татьяна: Весной снег становится другим. Он уже не такой белый, как зимой, он немного грязноватый и весь как будто в дырочках.
Воспитатель: А ты знаешь, почему на снегу образуются такие дырочки?
Татьяна: Знаю. Солнышко светит ярко и тепло. На поверхности снежинки тают и превращаются в капельки воды. Эти капельки воды протекают вниз сквозь толщу снега, и в снегу получаются такие дырочки. А скоро снег растает совсем.
- А почему же снег темнеет?
Ответы детей.
Воспитатель. При таянии снега становятся видны пыль и грязь, которые снег вобрал из воздуха, пролетая к земле. Зимой, когда снег был пушистым, его было много, грязь и пыль в нем были незаметны. Весной снег оседает, тает, а пыль и грязь словно проявляются.
Воспитатель: А какие еще приметы ранней весны можно сейчас увидеть на улице?
Ответы детей.
· На краю крыш повисли сосульки. Это днем снег на крыше тает и стекает с крыши вниз, а вечером и ночью еще морозно, вот вода и превращается в лед, в ледяные сосульки.
· И утром на снегу бывает твердая ледяная корка — наст. Днем снег на поверхности подтаивает, а ночью снова подмерзает, и образуется наст.
· И на снегу уже можно увидеть проталинки.
· И скоро будет много ручейков.
Д/и: «Где теплее – на солнышке или в тени?»
Цель: развитие тактильных и температурных ощущений. Например: дерево темный ствол (рябина), светлый ствол (береза); рукав пальто.
Воспитатель. В разных местах снег тает по-разному.
- Где тает снег, прежде всего? (У стволов деревьев). Почему? (Потому, что стволы деревьев темные).
- Темные цвета поглощают больше солнечных лучей, чем светлые, предметы темного цвета нагреваются сильнее, чем светлые. Темные стволы деревьев нагреваются сильнее, чем белые сугробы, поэтому и снег вокруг деревьев тает быстрее. Быстрее также тает грязный снег, чем чистый.
- Потрогайте рукава пальто темного и светлого цвета и скажите, какой из них теплее? (Темный теплее)
- Темный свет поглощает больше солнечных лучей, чем светлый.
Воспитатель. И снег начинает таять, и проталинки образуются, и ручейки, оттого что солнышко весною светит ярче, теплее. А кто мне может сказать, почему же оно весной более теплое, чем зимой?
б. «Изменилось» солнышко: оно стало светить ярче и теплее.
Воспитатель: Сейчас, весной, на нашу планету попадает гораздо больше солнечного тепла, чем зимой. Повышается температура, это вызывает таяние снега. Этим же объясняется и то, что весной день становится гораздо длиннее, чем зимой.
- Вспомните, темно или светло было на улице, когда мы гуляли утром зимой. Сейчас на улице уже весна. Теперь, когда мы гуляем на улице уже гораздо светлее. Да и вечером солнце дольше не садится.
в. Изменяется поведение птиц, которые чувствуют приближение весны: вороны громко каркают, галки летают парами, выбирая места для гнезд.
2. Художественное слово.
Воспитатель читает отрывок из стихов о весне С. Маршака из сказки «Двенадцать месяцев»:
Снег теперь уже не тот —
Потемнел он в поле,
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Стало небо выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки.
И на вербах серебром
Светятся сережки.
Воспитатель задает детям вопросы:
— Вам понравилось, как поэт написал, какие слова он подобрал для своих стихов о весне?
— Как он описал снег?
— Какой снег весной?
— Какие еще приметы весны С. Маршак назвал в своем стихотворении?
— Какими словами он рассказывает о весеннем небе?
— Какие слова вам запомнились?
Воспитатель читает отрывок еще раз.
— Вы тоже уже умеете подбирать разные слова, чтобы вас было интересно слушать. Скажите, каким бывает снег весной? (Ноздреватый, в дырочках, грязный, почерневший.)
— А вы обращали внимание на то, что весной по утрам на снегу часто образуется ледяная корочка? Кто из вас помнит', как она называется? (Это наст.)
— А почему она появляется, как выдумаете? (Днем солнышко светит ярко, снег сверху подтаивает, а ночью еще морозно, этот подтаявший снег замерзает, превращаясь в ледяную корочку.)
-— Молодцы. Как много вы вспомнили красивых и выразительных слов про снег!
(Повтор слов.)
3. Народные приметы
· Длинные сосульки — к долгой весне.
· Ранний прилет грачей и жаворонков — к теплой весне.
· Увидел грача — весну встречай.
4. Труд на участке
1. Разбрасывание снега, помещение его на темные места, чтобы быстрее растаял. Обкалывание льда на веранде. Обламывание сосулек — объяснить детям, почему это необходимо (чтобы упавшая сосулька не попала кому-нибудь на голову).
2. Наведение порядка на участке: собираем бумажки, сор, принесенный ветром, подметаем веранду.
5. Дидактические игры: «Кто к нам пришёл».
Цель: учить детей узнавать и называть животных, чётко произнося звуки, отдельные звукосочетания, подражать голосам животных.
· Белка
· Мышка
· Корова
· Собака
· Кошка
· Козочка
· Овечка
· Лошадь
· Волк
6. Индивидуальная работа. «Прыгни выше» - достань до ветки сначала правой, а затем левой рукой.
Цель: упражнять в прыжках в высоту.
7.Подвижная игра:
«Солнышко». (Л. Чадова)
Цель: Учить детей согласовывать свои движения с текстом, воспитывать
стремление активно включаться в игру.
Солнышко лучистое, |
Дети манят солнышко руками к себе |
Солнышко лучистое, |
Дети хлопают в ладоши, топают ногами. |
8. Самостоятельная игровая деятельность.
Цель: учить детей играть дружно, делиться игрушками. Играть аккуратно, не наталкиваясь друг на друга.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.