Цель: Расширить знания учащихся о традициях, обрядах, обычаях празднования русского народного праздника Масленицы через игровую деятельность
Задачи:
Образовательные задачи:
-Расширить знания детей об истории праздника масленицы.
-Закрепить изученные жанры фольклора: пословицы, ... поговорки о празднике, частушки, потешки, заклички.
Развивающие
-Развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.
-Развивать память, внимание, обогащать словарный запас речи.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости к традициям и обычаям русского народа.
- Создавать атмосферу праздника и весёлого настроения.Цель: Расширить знания учащихся о традициях, обрядах, обычаях празднования русского народного праздника Масленицы через игровую деятельность
Муниципальное образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школаинтернат № 4» города
455026, Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Суворова, 110
Магнитогорска
Тел.: (3519) 202585, email: internat
4 shunin
Материал разрешён автором для публикации на сайте
«Знанио»
@ mail
. ru; http://74203s037.edusite.ru
Тема: «Масленичные забавы»
(Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 4 классов в
соответствии с требованиями ФГОС)
Автор составитель: Чубаева Наталья Николаевна,
воспитатель ГПД, первой квалификационной категории,
города Магнитогорска, Челябинской области, 2014 годг. Магнитогорск, 2016
: развлекательнопознавательное мероприятие
: 4 «Д»
:«Масленичные забавы»
Воспитатель ГПД: Чубаева Н.Н.
Класс
Тема
Типзанятия:праздничное мероприятие
Форма проведения мероприятия
Используемая образовательная технология: игровая технология
Цель: Расширить знания учащихся отрадициях, обрядах, обычаях празднования русского
народного праздника Масленицы через игровую деятельность
Задачи:
Образовательные задачи:
Расширить знания детей об истории праздника масленицы.
Закрепить изученные жанры фольклора: пословицы, поговорки о празднике, частушки, потешки,
заклички.
Развивающие
Развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и
обычаям.
Развивать память, внимание, обогащать словарный запас речи.
Воспитательные задачи:
Воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости к традициям и обычаям русского народа.
Создавать атмосферу праздника и весёлого настроения.
Формируемые УУД:
Личностные УУД:
1.Познакомить с первоначальными сведениями о празднике Масленица
2. Научить выполнять самооценку на основе критерия успешности игровой деятельности
3. Способствовать осознанию своей этнической и культурной принадлежности в контексте
единого и целостного Отечества при всем разнообразии культур.
Регулятивные УУД:
1. Научить определять и строить план действия для выполнения определенного задания.
2. Научить вносить свои изменения в действие после его завершения на основе его оценки и
учета сделанных ошибок.
Познавательные УУД:
1.Научаться перерабатывать полученную информацию и использовать ее в ходе мероприятия.
2. Научить находить ответы, используя свой жизненный опыт.
Оформление и оборудование: мультимедийная презентация, проектор, компьютер
Подготовительная работа:
1. Разучивание русских, народных игр, которые проводились в старину
2. Разучивание закличек, потешек, частушек, поговорок и пословиц о масленице.
3. Родители с детьми пекут блины к мероприятию.
4. Раздать родителям роли Зазывалов 1 и 21. Вступительная часть
Ход мероприятия
Организационный этап:
Зазывала 1
Спешите скорей, спешите скорей!
Нет, праздника нашего веселей!
Гостей давно мы ждали поджидали
Наш праздник с вами начинаем.
Зазывала 2
Спешите! Спешите!
Присаживайтесь все, без стеснения!
Билетов не надо –
С вас только хорошее настроение!
Ребята, а вы любите праздники? А какие русские праздники вы знаете?
(Варианты ответов детей:«Рождество Христово», «Пасха», «Крещение», «Масленица»)
Постановка проблемы
Ведущий:Ребята, на Руси в давние времена наши предки праздновали много праздников, но
самым весёлым и задорным праздником, который праздновали всю неделю, был только один. А
какой это праздник вы мне скажите сами, после просмотра видеосюжета. Внимание на экран!
Видеосюжет «Масленица».
И тема нашего сегодняшнего мероприятия«Масленичные забавы»
Постановка цели и задач:
Ведущий:Сегодня на нашем мероприятии:
1. Узнаем, как праздновали в старину праздник Масленицы
2. Вспомним названия масленичных дней – недели
3. Познакомимся с народными играми, забавами в которые в старину играли наши бабушки
и дедушки.
2. Основная часть.
Актуализация знаний и применение знаний и умений в выполнении заданий, в
процессе игровой деятельности.
Зазывала 1
Масленица – один из самых любимых праздников русского народа, самый веселый, разгульный,
и ожидался он всеми с большим нетерпением. Масленицу называли честной, широкой, веселой.
Величали ее и боярыней – масленицей, и госпожой масленицей. С Масленицей разговаривали как
с живым существом. Она то «дорогая гостья», то «баба кривошейка», то «красавица девица», то
«Авдотья Ивановна», то «Окулина Изотьевна».
Зазывала 2
Во многих областях России принято было делать чучело Масленицы из соломы, наряжать его в
девичий наряд и возить на санях по улицам. Потом чучело ставили гденибудь на видном месте,
здесь, в основном, и проходили все масленичные развлечения. В последний день праздника
чучело сжигали, разбрасывая пепел по земле: чтоб был хороший урожай. Поэтому у чучела не
делали лица – считалось, что имея лицо, чучело имеет и душу, и тогда его нельзя
сжигать.Праздновали Масленицу на Руси, целую неделю с плясками, играми, угощениями.
Зазывала 1Сколько дней гостит у нас Масленица?
Дети хором: 7 дней
Все семь дней бурлит веселье!
Люди пляшут и поют...
И блины до воскресенья
Очень вкусные пекут.
На Масленой недели каждый день особый. Каждый день имеет свое название.Название каждого
дня дает подсказку, что нужно делать в тот или иной день Масленицы.
Понедельник называется «встреча». В домах начинали печь блины, делать тряпичную куклу с
длинною косой, одевают её в девичий наряд, усаживают на почётное место.После обеда все
шли кататься со снежных гор и петь песни. И сейчас я вам предлагаю спеть.
А споёте вы, ребятушки, весёлые частушки.
Сейчас вы разделитесь на 2 команды. Чья команда споёт лучше частушки, та и
победит.
Частушки:
1 команда
1. Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя —
Будьте счастливы, как мы!
2. Я на Масленку готов
Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.
3. Напеки, кума, блинов,
Да чтоб были пышные.
Нынче Маслена неделя –
Можно съесть и лишнего.
4. Прилетали марсиане,
Остались довольные.
Их тарелки не пустые,
А блинами полные.
5. Пятый блин я слопала,
На мне юбка лопнула.
Пойду юбку зашивать,
Чтобы есть блины опять.
6. Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!
7. Мы кончаем петь частушки
До другого вечера.
Вы сидите до утра,
Коли делать нечего.
2 команда1. Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много,
Можем растеряться!
2. Мы с подружкою гуляли,
Сыром гору налепляли,
Всю блинами устилали,
Сверху маслом поливали!
3. Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
4. Весна – не весна,
А с зимой расстались
Блины напекла,
А вы отказались.
5. Как на масленой недели
Со стола блины летели,
И сыр, и творог
Все летели под порог!
6. Девки, масленка идет!
Кто нас покатает?
У Петрушки на дворе
Сивка пропадает.
7. Масленица – белоножка,
Задержись у нас немножко,
На недельку, на денёчек,
На единственный часочек!
Зазывала 2
Вторник на Руси называли «заигрыш». Народ катался на санках, играл в снежки и в разные
другие игры.Давайте и мы с вами немного поиграем.
Игра «Спортивная толкучка». Команды выстраиваются друг напротив друга вдоль линии,
проведенной на расстоянии 4050 см позади каждой команды. По сигналу противники упираются
друг другу ладонями в ладони. Побеждает тот, кто столкнет противника за линию.
Молодцы, удальцы!
Силушку показали,
Покажите разум!
Отгадайте – ка, ребятки
Про весну загадки.
Чья команда больше загадок отгадает, та и победит.
Игра «Отгадайка»
1. Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает? (весной)
2. Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,В небе жаворонка трель
В гости к нам пришёл ...(апрель)
3. Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (март)
4. У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
5. Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (май)
6. В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.(ручеёк)
Молодцы, ребятки, отгадали все загадки.
Зазывала 1.
В среду, на «Лакомку», тещи приглашали зятьев на блины. Блины – это символ
Масленицы.Традиция печь блины была на Руси еще со времен поклонения
языческим богам. Ведь именно Бога солнца Ярило призывали прогнать
зиму, а круглый румяный блин очень похож на летнее солнце.На Руси
существовал обычай: первый блин всегда был за упокой, его, как правило,
отдавали нищему для поминания всех усопших или клали на окно, поэтому
в народе говорили «Первый блин комом». Существуют и другие пословицы и
поговорки о блинах.
Задание «Закончи пословицу». У вас на партах лежат конверты с
пословицами о блинах и празднике Масленица.. На карточке жёлтого цвета
начало пословицы, а на голубых карточках – окончание пословицы. Ваша
задача - к началу пословицы подобрать правильное окончание. Как
говорится одна голова – хорошо, а две лучше, поэтому работать будете в
парах.
1. Масленица без блинов, (именины без пирогов не бывают).
2. Масленица идет, (блин да мед несет)
3. Как на масляной неделе (в потолок блины летели).
4. Масленица объедуха, (деньгам приберуха).
5. Тот же блин, (да на другом блюде).
6. Блин не клин, (брюха не расколет).
7. Блинцы, блинчики, блины, (как колеса у Весны).
8. Замотались сватьи (от блинов да оладий).
9. Есть блин, (так вместе съедим).
10. Не подбивай клин под овсяный блин: (поджарится — сам свалится).
11. Не будет хлеба, (блины будем печь).
12. На немазаной сковородке (блинов не испечешь).
13. Не жди от кошки лепешки, (а от собаки — блинов).
14. Ель, сосна – те же дрова; (оладьи, блины – та же еда).Молодцы, детки, вы правильно выполнили это задание. Видите, как много пословиц и поговорок
существует о блинах и масленице.
Зазывала 2.
А в четверг раздольный разгуляй приходит
Ледяные крепости ,снежные бои
Тройки с бубенцами на поля выходят
Эх летите кони –резвые мои!
Четверг – разгуляй, самый весёлый день.
В этот день был широкий разгул, устраивались кулачные бои стенка на стенку, взятие снежного
городка, перетягивание каната.
А теперь, прошу вниманья!
Новое соревнованье!
Кто захочет – стар и млад
Перетягивать канат?
Игра « Перетягивание каната»
Зазывала 1.
Пятница настала. Вечера у тёщи
Зять, любимый тёщу приглашает в гости.
Если в среду зятья ходили к тёщам, то теперь – наоборот: в гости должны
приходить тёщи. Зять должен сам угостить тёщу и тестя блинами.
Только вот угощение было за счет приходящей стороны. С вечера теща должна была послать в
дом зятя и дочери все необходимое для выпечки (от сковородки до масла и муки).
А сейчас внимание – командное соревнование.
Игра «Собери продукты». Я приглашаю команду первого и второго ряда. Дорогие дети, у
каждой команды на столах лежат названия разных продуктов и предметов. Ваша задача из всех
предметов и продуктов выбрать те, которые необходимы для приготовления блинов. Чья
команда выполнит это задание быстро и правильно, та и победит.
Зазывала 2.
День субботний величаво
Посиделками зовут
Хороводы с песней водят
В гости без конца идут
В субботу — «Золовкины посиделки» (золовка — сестра мужа). Молодая невестка приглашала
родных мужа к себе в гости. «Моя золовушка — золота головушка», — так гласит русская
народная пословица. Если сестра мужа еще не успела обзавестись семьей, то в гости приглашали
незамужних подруг. А если золовка уже была замужем, то невестка собирала замужнюю родню.
Иногда невестка со своими родственниками отправлялась прямо в дом сестры мужа, и там они
пели песни и хороводы водили.
А теперь детвора, танцевать нам всем пора
Становись, честной народ в наш огромный хоровод
Исполнение детьми Хоровода
Зазывала 1.
Воскресенье светлое быстро наступает
Облегчают душу все в прощеный деньЧучело соломенное –зимушку сжигают
Нарядив в тулупчик, валенки ,ремень.
В последний день Масленицы — воскресенье — доедали блины и сжигали чучело Масленицы,
символизирующее уходящую зиму. Разводили огромный костер, в нем сжигали старые вещи
(которые больше не понадобятся в этом году) и бросали чучело Масленицы.Давайте посмотрим
как это было. Внимание на экран.
Видеосюжет «Жжение масленицы»
Затем все отправлялись в гости к родственникам и знакомым, одаривали их подарками и
просили прощение друг у друга за ссоры и причиненные обиды. Давайте и мы с вами друг у друга
попросим прощение. Для этого нужно встать в 2 шеренги.
Одна шеренга:
Прости меня, в чём я виноват или согрешил перед тобой.
Другая шеренга:
Да простит тебя Бог, и я прощаю.
Все кланяются друг другу.
Зазывала 1.Заканчивается Масленая неделя и настала пора прощаться.
Выходят чтецы:
1. Ты прощай, прощай,
Наша Масленица,
Ты прощай, прощай,
Наша широкая.
2. Ты не в средуто пришла
И не в пятницу,
Ты пришла в воскресенье,
Всю неделюшку веселье.
3. Ты пришла с добром,
С сыром, маслом и яйцом,
С блинами, пирогами
Да с оладьями.
4. Блины масляные,
Шаньги мазные,
Мы катаемся с горы
От зари до зари.
5. А сегодня в воскресенье
Наше кончится веселье.
Ты прощай, прощай,
Наша масленица!
3. Заключительная часть
Подведение итогов
Ведущий
Но прежде чем простится, давайте вспомним, о чём говорили сегодня на нашем празднике?
Как на Руси называли Масленицу?
Сколько дней праздновали масленицу? Как назывались дни недели в масленицу?
Что является символом Масленицы? В какие игры играли на масленицу?
Рефлексия
Зазывала2.Ребята, вам понравился сегодняшний праздник? У вас на столах лежат солнышки с
изображением разных эмоций: выберете то солнышко, которое соответствует вашему
настроению и впечатлению о празднике.
Зазывала 1.
Мы блинов давно не ели,
Мы блиночков захотели.
Ой, блины,блины, блины.
Вы, блиночки, мои!
Зазывала2.
Хлебом, солью всех встречаем,
Самовар на стол несём,
Милости просим на чашку чая,
Эй, подходи, и млад, и стар –
Всех блинами угощаем.
Проводится чаепитие
Источники:
http://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2014/03/09/chastushkinaprazdnikmaslenitsa
http://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2012/06/12/klassnyychasshirokayamaslenitsa
http://doc4web.ru/nachalnayashkola/klassniychassudarinyamaslenicaklass.html
http://festival.1september.ru/articles/633767/
http://www.prodlenka.org/metodicheskierazrabotki/nachalnajashkola/klassnyjchas/67763klassnyj
chasnatemushirokamaslenica2kla.html
http://vremyazabav.ru/zanimatelno/zagadki/provesnu.html
scenariiscenki.ru/news/scenarij_maslenicy_2015_s_...ursami/2015012862
infourok.ru/prazdnikshirokayamaslenicadlyaucha...lizacii823029.html
http://www.moidetki.ru/detyam/pogovorki/894poslovicy_i_pogovorki_pro_bliny_maslenicu.html
http://detskiychas.ru/proverbs/poslovitsy_pro_bliny/
http://kladraz.ru/prazdniki/drugieprazdniki/nazvaniedneimaslenichnoinedeli.html