Мастер – класс «Использование игровых технологий в процессе организации различных видов детской деятельности»
Оценка 5

Мастер – класс «Использование игровых технологий в процессе организации различных видов детской деятельности»

Оценка 5
docx
28.04.2020
Мастер – класс «Использование игровых технологий в процессе организации различных видов детской деятельности»
2Мастер – класс.docx

Мастер – класс:

«Использование игровых технологий в процессе организации различных видов детской деятельности»

 

СЛАЙД 2. Начну своё выступление словами В. А. Сухомлинского:

“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общественным ценностям, закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир.

В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса.

СЛАЙД 3. В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31). В условиях введения ФГОС ДО для педагогов важно понять: что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе?

СЛАЙД 4. Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

 

Задачи игровой технологии:

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счёт собственной активности ребенка.

2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышение ее результативности.

3. Сделать воспитательный процесс управляемым.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама, интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа "Хоровод”, "Догонялки” и "Выдувание мыльных пузырей”.

СЛАЙД 5. Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

• По виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.

• По характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

• По характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.

• По содержанию — музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.

• По игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

СЛАЙД 6. Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

 

Его значение:

Ø активизирует воспитанников;

Ø повышает познавательный интерес;

Ø вызывает эмоциональный подъём;

Ø способствует развитию творчества;

Ø максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

Ø позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности. Деятельность детей должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в воспитательно-образовательном процессе, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности дошкольников.

СЛАЙД 7. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы:

• восприятие,

• внимание,

• память,

• воображение,

• мышление.

СЛАЙД 8. Исследования Л. А. Венгера, Н. Я. Михайленко, К. С. Егоркиной, Е. В. Зворыгиной, Н. Ф. Комаровой составили основу для разработки игровых технологий в педагогическом процессе в детском дошкольном учреждении. В образовательной деятельности с помощью игровых технологий мы развиваем у детей психические процессы. Например: для детей трёх лет возможна организация игровой ситуации типа “Что катится?” - воспитанники при этом организованы в веселую игру – соревнование: “Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?” Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и круг. Педагог вместе с ребенком делает вывод, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: “Шарик катится, а кубик - нет”. Затем воспитатель учит малыша рисовать квадрат и круг (закрепляются знания). Такие игровые технологии, направленные на развитие восприятия.

СЛАЙД 9. Зарубежные исследователи, Данский и Силверман, получили экспериментальные данные, подтверждающие гипотезу о том, что использование игровых технологий в работе с детьми могут повысить способность ребенка к продуцированию нестандартных идей и выработке оригинальных решений, способствует формированию индивидуального стиля когнитивной деятельности.

СЛАЙД 10. Естественно, что комплексное использование игровых технологийразной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей (далее – образовательные области):

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие.

СЛАЙД 11. Рассмотрим применение игровых технологий в образовательном процессе по каждой образовательной области. Социально-коммуникативное развитие. Игровая технология включает в себя:

Ø игровые тренинги;

Ø сюжетно – ролевые игры;

Ø театрализованные игры.

Познавательное развитие. Здесь выбор игр огромен и разнообразен, но следует выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков – это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей.

СЛАЙД 12. Речевое развитие. Применение игровых технологий позволяет создавать максимально благоприятные условия для развития речи детей:

Ø игровые технологии, направленные на развитие мелкой моторики;

Ø игровые технологии, направленные на развитие артикуляционной моторики;

Ø игровые технологии, направленные на развитие дыхания и голоса.

Художественно-эстетическое развитие. Игровые технологии, направленные на развитие восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, изобразительного искусства.

Физическое развитие включает игровые технологии, направленные на развитие двигательной деятельности детей, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук и т. д.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы дошкольного учреждения и решением его основных задач. Существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в дошкольном учреждении.

СЛАЙД 13. Социо-игровая технология – это технология развития ребёнка в игровом общении со сверстниками, сущность, которой его основатели А. П. Ершова, В. М. Букатов, Е. Е. Шулешко определили так: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».

Системное использование социо-игровой технологии, как на занятиях, так и при организации совместной, самостоятельной деятельности детей, дает возможность:

• научиться эффективно общаться;

• сделать образовательный процесс более увлекательным;

• способствовать развитию детей активной позиции, самостоятельности, творчества;

• воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.

СЛАЙД 14. Применение данной технологии организуется в три этапа, которые направлены на создание условия для развития дружеских связей, на общение в микрогруппе, через которое идет обучение и взаимообучение дошкольников.

Включение коммуникативных игр и упражнений в образовательный процесс ДОУ как первого этапа реализации социо-игровых подходов оказывает положительное влияние на развитие детского коллектива и каждого ребенка в отдельности. В процессе игры дети учатся проявлять заботу, внимание, сочувствие к сверстникам, выполнять элементарные правила, слышать и слушать другого.

СЛАЙД 15 Одним из главных компонентов занятия – является движение. Если же таковые отсутствовали, и дети постоянно работали за столами или на стульчиках, то социоигровой технологии на этом занятии, конечно же, не было.

Второй не менее важный компонент – это вариативность. На социоигровомзанятии просто обязательно должны быть не менее 2-3 смен в ролях, и в различных видах деятельности и в смене мизансцен.

Третий компонент такого занятия – работа детей в микрогруппах. Если по ходу занятия дети не объединялись в малые группы, или эти группы не вступали в общение, то можно сказать – социоигровая технология здесь явно отсутствует.

Несмотря на то, что социо-игровая технология ориентирована на старший дошкольный и младший школьный возраст, элементы данной технологии можно использовать в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Приведу несколько примеров использования коммуникативных игр в работе с детьми. Например, с целью согласования собственных действий с действиями сверстника проводятся игры «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем»«Ходим кругом друг за другом»«Запрещенное движение». Так в ходе игры “Ходим кругом друг за другом» ребенок самостоятельно придумывает движения, а остальные дети в точности повторяют их. В рамках социо-игровой технологии эта группа игр относится к играм творческого самоутверждения, поскольку подразумевает художественно исполнительский результат.

Наиболее эффективными играми для создания рабочего настроя в младшей группе оказались игры «Сижу, на кого-то смотрю»«Передай улыбку»«Скучно, скучно нам сидеть», а в старшей группе «Шаг – хлопок»«Поменяйтесь местами те, кто…»«Сундучок». Все они ценны тем, что за короткий отрезок времени позволяют настроить воспитанников на общее дело и создать игровую атмосферу.

Во время игры «Скучно, скучно нам сидеть» дети, меняясь местами, друг с другом, не только снимают мышечное напряжение, но и учатся видеть сверстника, быть честным, уступать друг другу.

Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. Это игры, требующие передвижения«Тумба, тумба, где ключи?»«Мы летим, летим, летим»Игровые разминки направлены на соблюдение правил игры, умение слушать сигнал ведущего (взрослого или сверстника). Предлагаем посмотреть фрагмент игры «Сел комарик на листочек».

ПРАКТИКА:

Знакомя Вас с содержанием социо-игровых приемов, я постараюсь раскрыть их актуальность на сегодняшний день. А вам предлагаю побыть в роли детей и сыграть со мной в игры.

СЛАЙД 16. Классификация игр

I. Игры - задания для рабочего настроя.

Задачи: формировать доброжелательное отношение друг к другу, способствовать сплочению группы, развивать адекватные способы выражения отношения к другим.

В группе я провожу такие игры, как«Узнай по голосу»«Встань по пальцам»«Слушай за окном, за дверью»«Эхо»«Разведчики»«Волшебный стул»«неиспорченный телефон»«Волшебные очки» и др.

С вами мы обыграем следующие игры:

1.«Я и другие» - с группой.

Ход игры: Дети в кругу. В руках педагога клубок ниток.

Педагог: Вы давно вместе, хорошо знаете достоинства и недостатки друг друга. А что бы вы подарили своему товарищу?

Педагог первый наматывает нить на палец, выполняя задание. Затем передает клубок следующему. Когда клубок вернется к педагогу «дети» закрывают глаза, натягивают нить.

Педагог: Мы составляем единое целое. Каждый из нас важен и значим в этом целом, потому что если не будет хотя бы одного из вас, то нить оборвется. Так давайте будем дружны и уважительны друг к другу.

2. «Доброе сердечко»

Ход игры«Дети» сидят в кругу. От педагога получают фломастеры.

Педагог дает одному вырезанное из картона сердечко, разделенное на клеточки по количеству детей. Получивший его, рассказывает о хорошем, добром поступке, а затем раскрашивает одну из клеточек. После этого сердечко передается следующему. В результате рождается большое доброе сердце.

Педагог: Мы дети одной группы, поэтому мы должны быть отзывчивыми друг к другу, заботливыми к людям.

3.«Мы – такие разные»

Игра-задание: Объединиться в пары по противоположным признакам (по росту, по цвету волос, по цвету глаз, по фигуре, и др.)

4.«Спиной друг к другу»

Ход: Дети стоят в парах. Внимательно рассматривают друг друга 1 минуту (песочные часы). Затем становятся спиной друг к другу и по очереди описывают внешний вид своего партнера.

II. Игры для социо-игрового приобщения к делу.

Задачи: развивать познавательную мотивацию, умение сотрудничать, принимать решение самостоятельно; формировать стремление достижения успеха; повышать уверенность в себе.

К этому разделу относятся следующая группа игр«Летает – не летает»«Замри, запомни, повтори, оживи»«Буква по воздуху»«Буква-хоровод»«Разведчики»«Чемодан»«Слепой поводырь»«Стулья».

С вами мы обыграем эти игры:

1.«С миру по букве» со всей аудиторией

ХодПедагог: всем известна фраза, где все слова начинаются с одной буквы.

Например: «Павел Петрович пошел погулять,

Поймал попугая, пошел продавать.

Просил полтинник, получил подзатыльник».

Задание: за 1-2 минуты (песочные часы) сочинить связное предложение, в котором большинство слов будет на одну определенную букву.

или 2-ой вариант: игра-задание «Кузовок»

Педагог: «Вот вам кузовок, кладите в него, что есть на «ОК»

Дети: «Я положу в кузовок – замок, сучок, мешок, чулок, сахарок, клубок и т. д.»

2. Игра-задание «Деление на команды».

Педагог: Нам необходимо разделиться на 2 группы. Деление может проходить разными способами:

- по разрезным картинкам (две большие картинки разрезаются на части, смешиваются, затем пазлы собираются);

- по договору в парах: солнце-луна;

- по расчету: апельсин – яблоко;

Дальше нужно выбирать лидера – капитана:

- по жеребьевке (палочки, одна короче);

- по метке (карточки, одна с меткой);

- по считалке.

Капитаны подходят к педагогу и получают задание, которое передают своей команде.

Задание: хором назовите предметы белого цвета, находящиеся в этой комнате (передавая флажок от команды в команду дети поочередно хром произносят названия предметов белого цвета).

3.«Угадай-ка»

Ход«Дети» стоят в микрогруппах. На столе стоит сундучок. В нем лежит предмет. Одна команда узнает о предмете, посмотрев в него.

Вторая команда узнает о предмете с помощью вопросов угадывает, что лежит в сундучке. И наоборот. (Вопросы могут быть о величине предмета, форме, цвете, материале, о месте расположения и т. д.).

4.«Живая буква» - с микрогруппами.

Ход: одна группа «стоит» из себя буква, а другая угадывает и наказывает. Затем задание выполняется наоборот.

III. Игры-разминки

Задачи: снять напряжение у ребенка; поднять настроение, дать возможность размяться, развивать координацию движений.

Можно провести такие игры, как«Карлики – великаны»«Замри»«День наступает – все оживает»«Хороводы»«Ухо – нос»«Испорченный телефон»«Воробьи – вороны»«Выкуп фантов»«Чепуха».

Мы с вами обыграем такую игру:

1.«Руки-ноги» - проводиться со всей аудиторией.

Задание: один хлопок – команда рукам (поднять или опустить).

Два хлопка – команда ногам (встать или присесть).

2. «Заводные человечки» с группой.

Ход: Педагог показывает схемы, где «заводные человечки» делают зарядку. Каждая поза имеет свой номер – число. «Дети» несколько раз повторяют позы под диктовку номеров. Потом воспитатель называет число в разбивку или в обратном порядке и дети выполняют.

3.«Пишущая машинка» - со всей аудиторией.

Ход: все участники выполняют синхронно ряд движений:

«Если весело живется, делай так – хлопки;

Если весело живется, делай так – щелчки;

Если весело живется, делай так – шлепки по коленям;

Если весело живется, делай так – топают;

Если весело живется – делай ВСЕ!

(выполняют все движения сразу)

4.«Неиспорченный телефон» - с микрогруппами.

Ход«Дети» стоят в 2-х шеренгах напротив друг друга. Это две телефонные линии.

Задание: передать скороговорку на скорость. Капитаны команд получают скороговорку от педагога.

Варианты«У Сени и Сани в сетях сом с усами»;

IV. Игры для творческого самоутверждения.

Задачи: Развивать умения выражать свои чувства и способности, используя разные средства: пластику, мимику, жесты; умение владеть своим телом. Учить понимать внутренний мир окружающих людей.

Можно использовать такие игры, как игры-пантомимы, игры-инсценировки, хороводы, «Стихи по ролям»«Кривое зеркало»«По правде, понарошку»«Тело в деле»«Животные» и др.

Вам предлагаю обыграть игры:

1.«Превращения»

Ход: Педагог дает в микрогруппы предметы: мяч и пирамидку, называя их условными именами: яблоко и котенок. «Дети» действуют с нии ми так, как если бы это были настоящие объекты.

«Яблоко» - едят, моют, нюхают, режут, чистят и др. ;

«Котенок» - гладят, моют, кормят, играют, расчесывают и др.

2. «Представь и покажи» - в микрогруппах.

Ход: В руках у педагога платочек.

Задание 1-ой команде: закрыть лицо платочком и представить, какое лицо бывает у мамы, когда она сердится.

Задание 2-ой команде: представьте лицо ребенка, которого обидели.

V. Игры вольные (на воле)

Задачи: Развивать интерес к подвижным народным играм, хороводам; способствовать развитию внимания, воображения, активности, уверенности в себе. Формировать чувство группового единства.

Любимыми играм у детей являются«Прятки»«Тише едешь- дальше будешь»«Золотые ворота»«Горелки»«Горшки»«День наступает – все оживает»«След в след»«Воробьи – вороны» и др.

Вас приглашаю поиграть в хороводную игру «Жмурки».

Ход: выбирают два ведущих: Маша и Яша. Обоим завязывают глаза и кружат на одном месте, что бы они потеряли возможность ориентироваться.

Остальные образуют вокруг водящих замкнутый круг.

«Яша», вытянув руки, начинает искать и звать«Где ты, Маша?»

«Я тут, Яша!» - отвечает Маша. Когда «Яша» находит свою «Машу» их заменяет новая пара.

ИТОГ:

СЛАЙД 17.« Только та игра целесообразна, в которой ребёнок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности» Макаренко А.С.

Уважаемые коллеги, я показала Вам некоторые игры и приемы социо-игровой технологии. Их можно использовать и на занятиях и при организации свободной деятельности детей. И самое главное, мы все должны помнить главный принцип в работе с детьми«Не рядом и не над, а вместе!»

Творческих Вам успехов!


 

Мастер – класс: «Использование игровых технологий в процессе организации различных видов детской деятельности»

Мастер – класс: «Использование игровых технологий в процессе организации различных видов детской деятельности»

Задачи игровой технологии : 1

Задачи игровой технологии : 1

Его значение : Ø активизирует воспитанников; Ø повышает познавательный интерес; Ø вызывает эмоциональный подъём; Ø способствует развитию творчества; Ø максимально концентрирует время занятий за счёт…

Его значение : Ø активизирует воспитанников; Ø повышает познавательный интерес; Ø вызывает эмоциональный подъём; Ø способствует развитию творчества; Ø максимально концентрирует время занятий за счёт…

СЛАЙД 10. Естественно, что комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе

СЛАЙД 10. Естественно, что комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе

СЛАЙД 12. Речевое развитие. Применение игровых технологий позволяет создавать максимально благоприятные условия для развития речи детей : Ø игровые технологии , направленные на развитие мелкой…

СЛАЙД 12. Речевое развитие. Применение игровых технологий позволяет создавать максимально благоприятные условия для развития речи детей : Ø игровые технологии , направленные на развитие мелкой…

СЛАЙД 14. Применение данной технологии организуется в три этапа, которые направлены на создание условия для развития дружеских связей, на общение в микрогруппе, через которое идет…

СЛАЙД 14. Применение данной технологии организуется в три этапа, которые направлены на создание условия для развития дружеских связей, на общение в микрогруппе, через которое идет…

Во время игры «Скучно, скучно нам сидеть» дети, меняясь местами, друг с другом, не только снимают мышечное напряжение, но и учатся видеть сверстника, быть честным,…

Во время игры «Скучно, скучно нам сидеть» дети, меняясь местами, друг с другом, не только снимают мышечное напряжение, но и учатся видеть сверстника, быть честным,…

Доброе сердечко» Ход игры : «Дети» сидят в кругу

Доброе сердечко» Ход игры : «Дети» сидят в кругу

Задание : за 1-2 минуты (песочные часы) сочинить связное предложение, в котором большинство слов будет на одну определенную букву

Задание : за 1-2 минуты (песочные часы) сочинить связное предложение, в котором большинство слов будет на одну определенную букву

III. Игры-разминки Задачи : снять напряжение у ребенка; поднять настроение, дать возможность размяться, развивать координацию движений

III. Игры-разминки Задачи : снять напряжение у ребенка; поднять настроение, дать возможность размяться, развивать координацию движений

Задачи : Развивать умения выражать свои чувства и способности, используя разные средства : пластику, мимику, жесты; умение владеть своим телом

Задачи : Развивать умения выражать свои чувства и способности, используя разные средства : пластику, мимику, жесты; умение владеть своим телом

Я тут, Яша!» - отвечает Маша.

Я тут, Яша!» - отвечает Маша.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2020