Мастер- класс

  • pptx
  • 31.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Приемы рефлексии на уроках в начальной школе
Иконка файла материала Мастер-класс.pptx

«Приемы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе»

Мастер – класс

Сердюкова Наталья Анатольевна учитель начальных классов

«Что у меня на сердце?»

Притча:

«Жил мудрец , который знал всё. Один человек захотел доказать , что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил : - «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: «мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил:

Всё в твоих руках…

В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя…

Любимым

Нужным

Успешным

Моя цель:

Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся

РЕФЛЕКСИЯ – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий
Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой».
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию, как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию, как самоанализ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия
бывает:

Индивидуальная – формирование реальной самооценки

Групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи.

Виды рефлексии:

Коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков.

Личностная – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.

Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Классификация приемов
рефлексии

Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия деятельности

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Приемы рефлексии
эмоционального состояния

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Сядьте ровно, ножки вместе,
Руки положи на стол.
Подтянитесь, улыбнитесь
И тихонько все садитесь.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы – ученики.

Стихи для эмоционального настроя

Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели.
На меня все посмотрели
И работать захотели.

Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
Мы работать будем дружно,
Чтоб услышать нам в конце,
Что ребята в нашем классе
Все, конечно, молодцы!






Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько – посмотрим в конце урока.
«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами поразитесь, какие вы умные, как много хорошего вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…»
Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Жан Жака Руссо.

«Мои ожидания»

Карточки с изображением

Восторженное

Радостное, тёплое

Тревожное, напряженное

Светлое, приятное

Неудовлетворительное, грустное

Спокойное

Упадок, уныние

Рефлексия
деятельности

«Лесенка успеха»

У меня ничего не получилось

Не совсем усвоил, сомневаюсь

Мне всё удалось, я все понял

« Наряди ёлку»

«Дерево успеха»

нет ошибок

2-3 ошибки

1 ошибка

«Поезд»

Словарная работа

Работа в группах

Изучение нового материала

Фонетический разбор

«Поляна»

Рефлексия содержания
учебного материала

Закончи предложение (интервью)
1.Сегодня я узнал…
2.Было интересно…
3.Было трудно…
4.Я выполнял задания…
5.Я понял, что…
6. Теперь я могу…
7.Я почувствовал, что…
8.Я приобрел…
9.Я научился…
10.У меня получилось…
11.Я смог…
12.Я попробую…
13.Меня удивило…
14.Урок дал мне для жизни…
15.Мне захотелось…

«Плюс-минус-интересно»

Цель: подведение итогов урока.
В графу «П» – записывается все, что понравилось на уроке.
В графу «М»- записывается все, что не понравилось на уроке.
В графу «И»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке.

«Плюс»

«Минус»

«Интересно»

«Синквейн»

Первая строка – название темы (одно существительное);
Вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
Третья - строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
Четвёртая строка – эта фраза четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
Последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

Дорога
Широкая, извилистая
Ведёт, бежит, поворачивает
По извилистой дорожке бегут ребята.
Шоссе

Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии

Понятие

Знал

Узнал

Хочу узнать

Например:
Имя существительное

Часть речи
Вопросы кто? что?
Изменяется по числам

Бывает женского, мужского, среднего рода

Как еще изменяются существительные?

Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями

Понятие

Работа с сигнальными карточками

Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнял ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

«Яблоня»

Урок был полезен для меня

Пользы от урока получил мало

На маленькой ромашке нарисуйте ротик
Улыбка – урок понравился
Уголки рта вниз – урок не понравился
Прямая линия – не определился

Перед каждым учеником на парте ромашки, выберите такой цветок, который соответствует вашей активности, старательности и внимательности на уроке.

Ромашка

Учащиеся в конце урока, или этапа урока, ставят стикер в соответствующий сундук в соответствии с восприятием материала

Чемодан, мясорубка, корзина

Всё, что пригодится в дальнейшем

Всё выброшу

Информацию перерабатываю

Рефлексия способствует развитию трех важных качеств:
Самостоятельность . Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознает, что он может предпринят здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

« Скажи мне – я забуду.
Покажи мне - я запомню.
Вовлеки меня – я пойму»

Уважаемые коллеги!

Желаю вам успеха в развитии рефлексивных умений детей и хочу напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.

« Все в Ваших руках»

Всем большое спасибо за работу!