Тюткина Оксана Викторовна - воспитатель
МБДОУ «ДСКВ№102»г. Братск
Мастер класс: «Детское экспериментирование - средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»
«Самое лучшее открытие – то
Которое ребенок делает сам».
Ральф Уолдо Эмерсон американский поэт, пастор, философ.
Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Тема моей углубленной работы является актуальной т.к. в рамках внедрения ФГОС экспериментальная деятельность просматривается во всех образовательных областях:
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Цель: Продемонстрировать воспитателям некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, водой.
Задачи: 1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
3.Воспитывать умение работать в команде, доводить начатое до конца.
Воспитатель: пускает мыльные пузыри.
Я пускаю пузыри, как салют летят они.
Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они.
А на вопрос найти ответ, поможет нам эксперимент.
Воспитатель: а вам хотелось бы разобраться в том, что такое
эксперимент, и детское экспериментирование, ну, что ж уважаемые коллеги,
сегодня мы с вами постараемся понять, в чем особенности организации
деятельности детское экспериментирование в соответствии с развивающей
парадигмой образования.
Заглянем в толковый словарь русского языка
Сергея Ивановича Ожегова, эксперимент — это метод исследования некоторого
явления в управляемых условия, с активным взаимодействием с изучаемым объектом.
Эксперимент служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между
феноменами.
По мнению ряда, ученых экспериментирование
является одним из методов познавательного развития дошкольников.
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира.
Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выгодский.
В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет…), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.
Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.
Дети очень любят играть и слушать сказки, поэтому все опыты буду показывать в виде сказки и игры. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - сказки.
Приглашаются дети, и проводится игра: «Дрозд».
Участники образуют два круга - внутренний и внешний, равные по численности.
Игроки внутреннего круга разворачиваются спиной в центр, образуются пары.
Далее вместе с ведущим произносят:
" Я дрозд, ты дрозд,
у меня нос и у тебя нос,
у меня щёчки аленькие и у тебя щёчки аленькие.
Мы с тобой два друга. Любим мы друг друга".
При этом пары выполняют движения: открытой ладонью показывают на себя и соседа, прикасаются кончиками пальцев к своему носу и к носу соседа, к щёчкам, обнимаются в конце. 1,2,3 пару свою найди. Дети и взрослые находят свою пару по цвету браслета, проходят за столы.
Сказка называется «Путешествие Алисы в мир чудес».
Воспитатель: Жила была девочка, Алиса. Уж очень она была любопытная, как и все дети. Однажды Алиса услышала разговор птиц о том, что они видели в других краях. Ей стало интересно, а что же творится вокруг её дома, ведь она ещё никогда нигде не была. И Алиса отправилась в путешествие по родному краю в поисках приключений.
Выйдя за забор, она увидела небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и Алиса увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт № 1 Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Почему это происходит? Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки, раскрываются.
Воспитатель: Потом она увидела, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.
Опыт № 2 Возьмите стакан со свежей газированной водой и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Почему так случилось?
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
Воспитатель: Но тут подул ветер, на землю упало несколько сломанных веточек, появились тучи, и пошел дождь. Алиса увидела, что веточки после того как намокли стали распрямляться.
Опыт № 3 Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.Что случилось и от чего так произошло?
Воспитатель: Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.
Игра “Гора и камешки”
Стоит гора - старушка |
Поднимают руки вверх |
До небес макушка |
Тянутся на цыпочках |
Её ветер обдувает |
Обмахивают себя кистями рук |
Её дождик поливает |
Встряхиваю кистями рук |
Стоит гора, страдает |
Прикладывают ладошки к щекам и качают головой |
И камешки теряет |
Встряхивают в воздухе руками |
Раскатились камешки |
|
И с той самой поры |
Развести руки в стороны |
Алиса путешествовала дальше, на ее пути оказался овраг - через который ей надо было перейти.
Опыт № 4«Стакан на гармошке»
Поставь рядом два стакана, накрой их листом бумаги. А теперь на середину листа попробуй поставить третий стакан. Стакан не держится – бумага прогнулась под его тяжестью. Что делать?... Сложи листок «гармошкой» и снова накрой им стаканы. Теперь поставь третий стакан сверху… Он держится! Почему так случилось? Вес третьего стакана распределяется по обоим стаканам благодаря «гармошке», которая намного прочнее, чем обычный лист бумаги.
Воспитатель: Шла, шла девочка и увидела перед собой огромную каплю, которая была на цветке и не падала.
Опыт № 5
Накройте стакан с водой (необязательно полный) куском картона. Затем, придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку. Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается. Почему?
Лист бумаги удерживает атмосферное давление, которое с наружи действует с большой силой, чем вес воды в стакане.
На этом приключения Алисы закончились, ей так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Она говорит всем большое спасибо за интересное путешествие.
Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов, которые мы проводим с детьми, в том, что они позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному. Дети могут увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Технология развития экспериментальной деятельности расширяет границы познания детей, нужно лишь придать им необходимую направленность.
В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Уважаемые коллеги, проведем рефлексию:
1. Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса?
2. Полезна ли была вам информация мастер – класса?
3. Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию. И желание применять его в своей работе прошу вас пустить мыльные пузыри.
Воспитатель:
Мы пускаем пузыри, в воздухе летят они.
Открылся нам сейчас секрет,
Как детский организовать эксперимент.
Спасибо за внимание и участие в мастер – классе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.