МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ И КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

  • doc
  • 23.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала мастер-класс для молодых.doc

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ И КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

 

Мне сегодня выпала честь поработать вместе с вами. Моя часть занятия будет больше напоминать интерактивную игру, которую можно провести потом в классе.

Упражнение-оптимизатор «Пожелание».

Давайте начнем с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так: кто-нибудь встанет, подойдет к любому другому, поздоровается  с ним и выскажет ему пожелание на сегодня. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь, подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день.

Чтобы занятие прошло успешно, нам необходимо следовать определенным правилам.

Выработка общих правил.

 

Для дальнейшей работы предлагаю разбиться на 2 группы. Так как мы не очень хорошо знаем друг друга, давайте сделаем это в игре «Поиск общего».

Разделитесь на пары, в которых есть общие для вас признаки или качества (цвет волос, рост…). Теперь двойки объединитесь в четверки, не забывая про поиск общего. Возьмите к себе в группы оставшихся, но так, чтобы и у них с вами было что-то общее.

 

Упражнение «Средний возраст». Все участники группы станьте, пожалуйста, в круги. Я дам вам задание, чтобы посмотреть, насколько хорошо вы умеете со­трудничать и считаться с мнением друг друга. Это несложно: вы  должны определить средний возраст участников вашей группы в годах и месяцах. Когда у вас будет ответ, решите, кто из группы скажет его.

Рефлексия: «Как шла совместная работа? Какие стратегии и формы поведения использовали члены группы? Каковы последствия тех или иных форм поведения? Какие трудности вы испытывали при выполнении этого задания? Как вы определили, кто будет давать ответ? Насколько каждый участник группы удовлетворен итогами прошедшего обсуждения, характером решения задачи.

 

Кто-то, хорошо бегающий на короткие дистанции, редко хо­рошо бегает на длинные дистанции.

Кто-то, добросовестно и тщательно работающий над чем-то, редко бывает быстрым.

Кто-то, не стесняющийся говорить, иногда сожалеет о том, что сказал.

Хорошие, приятные качества часто соседствуют с неприятны­ми. Никто не наделен только положительными или только отри­цательными чертами характера.

 

Что ж, у нас сформировались две группы. В каждой из них вам нужно выбрать секретаря, докладчика и хронометриста. За 2 минуты составьте, пожалуйста, список черт характера, которые вы цените в людях. Вот вам мелки. Вперед к успеху.

Работа в группах.

 

Упражнение «Список черт характера». Участники группы раз­биваются на микрогруппы, где в течение нескольких минут со­ставляют список известных им черт характеров людей. Затем докладчик от каждой группы сообщает итоги работы в микрогруппе, ведущий составляет общий список на плакате, поясняя значение некоторых черт. (Примечание. Черта характера отвечает на вопрос какой? — «раздражительный» в отличие от эмоции — «раздраже­ние».)

 Теперь все вместе из этого списка оставим 8 качеств, которые ценят подростки в людях; запишите их  на отдельные карточках. Такой набор должен быть у каждого участника.

 

Вы уже немного узнали друг друга.

 

Упражнение «Присвоение качеств». Карточки с указанными на них каче­ствами раздайте друг другу, выбирая, кому что под­ходит, с их точки зрения (не больше трех карточек одному че­ловеку).

После выполнения этой процедуры очень важно, чтобы каж­дый  поделился своими впечатлениями о тех каче­ствах, которые ему присваивали или нет и какие хотелось по­лучить особенно. Что удивило в оценке других или обидело/ обрадовало?

 

 

 

Упражнение «Наши слабости — продолжение наших досто­инств». Напишите на листе бумаги три качества, которые нравятся в себе, и три, которые не нравятся. Теперь среди них выберите одно положительное и одно отрицательное. С помощью группы определите, какие позитивные возможности таит это качество. (Каждый участник называет и записывает качество (одно из трех, выделенных ранее), которое ему в себе не очень нравится, ос­тальные участники группы организуют «мозговой штурм», опре­деляя, какие позитивные возможности таит в себе это качество. Например:

Я — упрямый          ----------------►     Я умею достигать цели

Я — неуверенный    ----------------►     Я открыт для нового опыта

Я — пассивный        ----------------►     Я умею слушать не перебивая)

 

Насколь­ко удалось посмотреть на свои качества по-другому? Что помогло в этой работе?

 

Отрицательные черты характера можно рассматривать как экст­ремальные формы качеств, которые могли бы быть и положитель­ными. Преимущества такого видения вещей заключаются в выявле­нии связи между отрицательными и положительными качествами, другими словами — никто не совершенен. Таким образом, после этого занятия ученики смогут лучше понимать людей, к которым они испытывают отрицательные чувства. Негативные качества дру­гих могут являться проекцией собственных недостатков. Замена слова «отрицательный» на слово «неприятный» подчеркивает этот факт.

Рефлексия.

Почему человеку важно принимать себя во всем многообразии своих черт (сильных и слабых)?

Какие качества в себе хотелось бы развивать?

Продолжите фразу: «Основная черта характера, которой я горжусь, это... » (для позитивного отноше­ния к своим чертам характера).

 

«Поросята и котята».

 Пожалуйста, разойдитесь по комнате. Я подойду к каждому из вас и шепотом скажу на ушко название какого-нибудь живот­ного. Запомните его хорошенько, так как потом вам надо будет стать этим животным. Никому не проговоритесь. Теперь закройте глаза. По хлопку вы должны будете «заговорить» так, как «го­ворит» ваше животное. Вам надо, не открывая глаз, объединиться в группы со всеми теми животными, которые «говорят» так же, как вы. Вы можете ходить по комнате, двигаясь навстречу друг другу».

Упражнение хорошо снимает усталость, помогает разрядить напряжение. А еще оно помогло весело разделиться на 3 группы.

 

Говоря о чертах характера, нельзя не сказать об их влиянии на поведение. Каждый из вас, конечно же, уже столкнулся на уроках с конфликтными ситуациями, найти выход из которых порой так не просто.

«Решение педагогических ситуаций»

Сейчас вам предстоит это сделать, но с разных позиций. 1-я группа – с точки зрения учеников, 2-я – с точки зрения учителей, а 3-я – родителей.

1. Звонок на урок. Учитель физики входит в класс и наблюдает следующую картину: по классу летает воробей, ученики стараются его поймать...

Учитель, успокаивая ребят, обратился к воробью: "Ну что, бедняга, испугался? Есть, наверное, хочешь? А тебя никто не накормил?" И, обращаясь к классу, попросил: "Что же вы, хозяева, так к гостю относитесь? Покормить бы надо". Нашлись хлеб и вода. Ребята успокоились, воробей тоже. Изредка, правда, он совершал перелеты по классу. Но урок шел как обычно. Зато следующий урок был сорван. Учитель, зайдя в класс, стал требовать признания в том, кто пустил птицу в кабинет, возмущаться поведением учеников, кричать, что они сорвали ему урок. В результате учитель покинул в возмущении класс. Урок действительно был сорван.

2. Учительница биологии пришла на урок в 10 класс. Подготовленный плакат висел на доске вверх ногами. Все ждали реакции учителя...

Учительница начала объяснять урок по перевернутому плакату. Конечно, ученикам было непонятно. После объяснения они попросили перевесить плакат. Она ответила, что ей все равно, как объяснять урок, а если ученикам непонятно, то в следующий раз нужно быть внимательнее дежурным, которые вешали это наглядное пособие.

3. Ребята решили сорвать урок молодой учительницы. При этом они договорились на уроке хрюкать. Когда педагог вошла в класс, раздались соответствующие звуки...

Тогда она обратилась к лидеру класса: "Вот хорошо, Витя, я вас как раз на ферму собралась повести на экскурсию. Будешь переводчиком? Поможешь в общении с животными?" Все засмеялись. Урок прошел как никогда живо и весело.

 

Одним из "камней преткновения" на уроках молодых и неопытных учителей является вопрос дисциплины. Конфликтная ситуация на уроках очень часто возникает в результате неопытности педагога, как следствие неграмотного, непрофессионального, неэтичного его поведения

Авторитарный тон еще никого не спас в подобных случаях. Напротив, создание искусственной дистанции между учителем и классом (или учащимся) редко идет на пользу делу и не помогает устранить конфликт.

Корректное решение конфликтных ситуаций - необходимый элемент профессиональной педагогической подготовки учителя. Для реализации установки на решение конфликтов "мирным путем" А.С. Чернышев, автор "Практикума по решению конфликтных педагогических ситуаций", предлагает несколько педагогических правил.

Что следует помнить учителю.

  • Конструктивное решение конфликтных ситуаций – необходимый элемент профессиональной педагогической подготовки учителя.
  • Всякие негуманные действия учителя вызывают противодействие.
  • Если ученик бросил вызов учителю, значит, у него есть на это причина.
  • Каждая конфликтная ситуация – острый сигнал о неблагополучии в развитии ребенка или целого коллектива.
  • Разумнее провести глубокое размышление при первых симптомах неблагополучия, чем начать это после серьезных проявлений конфликта.
  • Положительные находки в работе зачастую забываются, промахи же помнятся долго, иногда всю жизнь.

Конфликт легче предотвратить, чем разрешить!
Целесообразно соблюдать следующие правила педагогического общения

  • Не следует за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
  • Необходимо тщательно готовиться к уроку, чтобы не допустить даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
  • Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.
  • Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
  • Хорошо организованная совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет.
  • Предупредительность и корректность поведения учителя снижает напряжение в общении.

 

Как после нелегкого трудового дня можно расслабиться, например, учителю, воспитателю? Что способствует восстановлению душевного равновесия и жизненной энергии? Оказывается, можно увидеть невозможное и даже получить от этого удовольствие. Например, картинки-иллюзии.

Презентация «Живые картинки»

Приятного впечатления!

 

Вот и подошло к концу занятие. Имеет ли оно для вас практическую ценность?

А закончить встречу я хотела бы упражнением «Комплименты». Прошу всех встать в круг. Повернитесь к своему соседу и скажите ему что-нибудь хорошее. Тот в ответ дол­жен сказать «спасибо» и, в свою очередь, повернуться к соседу. И так до тех пор, пока каждый из нас не услышит комплимент. Я начинаю.