Мастер-класс для начальной школы "Совместная работа семьи и школы в направлении изучения родного края".
Оценка 4.9

Мастер-класс для начальной школы "Совместная работа семьи и школы в направлении изучения родного края".

Оценка 4.9
Семинары
docx
воспитательная работа
23.08.2020
Мастер-класс для начальной школы  "Совместная     работа     семьи  и   школы     в направлении       изучения     родного     края".
Мастер-класс для начальной школы "Совместная работа семьи и школы в направлении изучения родного края."
Совместная работа семьи и школы в вопросе изучения родного края. Документ Microsoft Office Word.docx

.   Совместная     работа     семьи  и   школы     в направлении

      изучения     родного     края.

 

Инновационные формы взаимодействия образовательных учреждений и семьи становятся актуальным и непреложным требованием времени. Сегодня родители нуждаются в специальном пространстве поддержки талантов, порой глубоко скрытых в силу особенностей ритма современной жизни. Очень важно, чтобы ребёнок чувствовал в своих близких духовную силу, выражающуюся в мудрости и простоте, наполняющих жизнь семьи.

Издревле понятие «отчий дом» было для человека неисчерпаемым источником сил. Каков же современный дом? Согреет ли он теплом души сердца, чем он наполнен?

Возрождение семейной культуры начинается с духовного оживления быта, наполнения минут семейной деятельности детей и родителей теплом любящих сердец. Как бы многогранна ни была наша  жизнь, тем не менее она должна строиться на едином стержне- крепких корневых традициях поколений. Возрождение этих традиций и есть важнейшая задача образовательной системы.

         Одним из ведущих факторов формирова­ния исторического и патриотического соз­нания детей является краеведение. Необхо­димость развития интересов учащихся в об­ласти краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, со­держательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они и воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.

Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек  не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, ко­торый они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть да­же и плохонькие, - значит, у него нет любви  к своему городу, если человек равнодушен к памятникам  своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране».

Начало нашей работы положило семей­ное анкетирование: «Город, и котором я жи­ву», проведенное в сентябре 2005 г. Мне хо­телось выяснить, на каком уровне находит­ся один из аспектов воспитания младших школьников - воспитание любви к своей малой родине в семьях, и па основе полученных результатов построить работу и этом направлении.

Вопросы предполагали проверку эле­ментарных знаний о городе. Многие не ответили на вопросы: сколько лет нашему городу; откуда пошло назва­ние города.

Источником полученных знаний ребята на первом месте называли школу; детский сад и рассказы родителей.

Определилась цель работы: приобщение детей к историчес­ким и духовным ценностям родного края. воспитание уважения к культурным п на­циональным традициям, формирование поисковой мотивации краеведческой дея­тельности.

1. Сотрудничество с музеем им. Фрунзе.

2. Экскурсии по улицам города, к памят­никам и памятным местам.

3.  Посещение городских художествен­ных выставок.

4.  Участие в школьных праздниках и фестивалях.

5. Встречи с интересными людьми.

6.  Познавательные  игры,  викторины, конкурсы, музыкально-литературные ком­позиции.

7. Сбор материалов об истории города, его улиц, родной школы.

8. Выставки рисунков, фотографий, по­делок на краеведческие темы, собирание коллекций.

В процессе работы добавлялись новые направления, идеи по предложениям детей и их родителей, также активно принимав­ших участие в нашей работе.

Уже начальные этапы реализации плана показали, насколько эмоциональны были отклики в душах детей.

А что же мы можем сделать для того, чтобы наш город стал краше, чтобы сохранилось его историческое прошлое?

Составной частью плана было пробуж­дение в детях поисковой мотивации. В ре­зультате бесед и обсуждений был предло­жен и одобрен ребятами ряд добрых дел для города .

 Работа с книгами, газетными статьями, помогает пробудить у детей лю­бопытство, оценить красоту родного края, людей, которые живут рядом или жили ког­да-то на этой земле.

Но книга не может заменить непосред­ственного наблюдения, потому мы регуляр­но совершаем пешие экскурсии, собираем материал об улицах нашего города. Детям было интересно узнать, почему та или иная улица носит такое название, какие интерес­ные здания, учреждения есть на ней, соби­рали старинные фотографии. Особенно интересно было узнавать  о  известных людях, которые побывали  в нашем городе и ходили по тем же улицам, по которым ходим и мы сейчас .Родители помогают собирать материал, часто сопровождают ребят в музей, на выставки, экскурсии.

С большим интересом воспринимаются ребятами городские и школьные выставки. Беседы и экскурсии, проведенные там, позволили детям   осознать   необходи­мость чтить традиции, пом­нить своих героев.

Для каждого человека по­нятие «отчий дом» связано со своей семьей, своим до­мом, с детством. «Иваны, не помнящие родства...» - так говорили о людях, которые      не знали своих предков. Не к лицу нам не знать имя прабабушки, гадать, от кого унас­ледовали способности и увлечения. К тому же стоит помнить непреложный закон: за будешь ты , забудут и тебя.

Хорошим подспорьем в этой работе ста­ла память дедушек и бабушек, рассказы о том, «как это было...», вызывают у детей живой интерес .Теперь ребята стремятся побольше узнать о сво­их бабушках и дедушках, найти их фотогра­фии. В эту работу включились и родители. Собрали материал, оформили  странички«Наши бабушки и дедушки», «Вот такие наши мамы и папы».

В состав базиса личностной культуры включаются ориентировка ребёнка в природе, предметах, созданных руками человека, в явлениях общественной жизни, наконец, в явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом. Базис личностной культуры – собственно человеческое начало в человеке. Мы считаем: краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. Исходя из возрастных особенностей детей, основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей «малой Родине», т.е. формирующих устойчивый познавательный интерес к ней.

Краеведение является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города с Родиной. Краеведение является важным педагогическим средством, которое способствует вовлечению в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его современной жизни.

Воспитание люб­ви к родному краю неразрывно связано с бе­режным отношением к природе. Избежать однообразия в работе с детьми помогли не­традиционные формы. Это походы на луга и речку Тезу, участие в праздниках природы. Ребята с удовольствием участвова­ли в викторинах «Зеленый друг», конкурсе «Ты в ответе за тех, кого приручил» и др.

Вся эта работа не только учила чуткос­ти, доброте, отзывчивости, но и служила сплочению детей, развивала их активность, творческие способности.

Проведенные занятия дали свои поло­жительные результаты. Ребята не только получили знания о городе, но у них пробу­дился и интерес к своей малой родине. Де­ти хотели бы продолжить занятия по крае­ведению.

Однако «маленькую Родину» ребёнка нельзя ограничивать только сквером или парком, которые находятся рядом с его домом или школой. Это даже не улица, на которой живёт ребёнок.  «Малая Родина»  ребёнка – и природа, которая его окружает каждый день, и памятные места города, его музеи и выставки, это и известные люди, живущие в городе, их трудовые  будни,  исторические  сведения краеведческого содержания и многое другое. Находкой в реализации поставленных целей стала поисковая работа. Интервью, которые брали сами дети, воспоминания о жизни прежних лет подсказали ребятам идею написать об этом. Встречи с интересными людьми, ветеранами Ве­ликой Отечественной войны и труда, расширили представления ре­бят о современном мире. Проекты реализуются в форме семейных творческих акций. В ходе их  осуществления одновременно решаются разные задачи: творческие, образовательные, психологические, культурологические. Главная цель таких акций – укрепление семьи, вовлечение взрослых совместно с детьми в творческий процесс, во время которого происходит плодотворное общение. Очень важно, что в наших проектах дети и родители выступают на равных, между ними происходит одновременно и взаимодействие и соревнование. Атмосфера игры и фантазии даёт возможность раскрыться друг перед другом  с неожиданной стороны. Глубже узнавая друг друга, дети и родители заметно сближаются. Такие социально – художественные акции, с одной стороны, направлены на раскрытие индивидуальности, с другой – дают  почувствовать, что ты не одинок в этом мире, вокруг тебя много людей и вместе вы способны сотворить чудо.

Завершение  работы всегда наполнено радостью сотворчества. Когда глазам участников предстаёт панно «Город в котором мы живём», состоящее из мозаики неповторимых миров, созданных фантазией взрослых и детей, всех охватывает чувство единения в порыве восхищения гармонией жизни!

В настоящее время метод проектов приобрел широкую популярность.

Сейчас проекты все ча­ще рассматривают как метод обуче­ния, при котором учащиеся приобре­тают знания и умения в процессе пла­нирования и выполнения постепенно усложняющихся практических зада­ний-проектов. Часть из них может быть взята из школьной программы, часть может создаваться самими деть­ми совместно с учителем в процессе обучения и основываться на явлениях окружающей действительности. При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно самостоятельно добывать для достижения поставленной цели.

Проектная деятельность требует от учителя создания условий для расши­рения познавательных интересов де­тей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний, он становится инициатором интересных начинаний, стимулирует самостоятельную активность учащих­ся, их сообразительность и изобрета­тельность. В определенном смысле, учитель становится педагогом широко­го профиля, выступая в различных ролях: энтузиаста, (повышает мотива­цию учащихся, поддерживая, поощ­ряя и направляя их по пути достиже­ния целей); специалиста (обладает знаниями и умениями в нескольких областях); консультанта (организует доступ к информационным ресурсам); руководителя (особенно в вопросах планирования времени); «человека, который задает вопросы»; координато­ра всего группового процесса; эксперта (дает четкий анализ результатов вы­полненного проекта).

Степень самостоятельности учащих­ся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особен­ностей детей, от их предыдущего опы­та проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера от­ношений в группе.

В проектной деятельности детей раз­виваются важнейшие общеучебные умения, а именно:

1.   Рефлексивные умения: осмыс­ливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на во­прос   «Чему  нужно  научиться  для решения поставленной задачи?».

2.  Поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно находить не­достающую информацию; запраши­вать   недостающую   информацию   у эксперта (учителя, консультанта, спе­циалиста);   находить . несколько  вариантов  решения  проблемы; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи.

3. Оценочные умения.                                         

4.  Умения и навыки работы в со­трудничестве: коллективного плани­рования,  взаимодействия  с  любым партнером, взаимопомощи в группе в решении общих задач, делового парт­нерского общения.

5.  Менеджерские умения и навыки: проектировать процесс (изделие), при­нимать решения и прогнозировать их последствия, анализировать собствен­ную деятельность (ее ход и промежу­точные результаты).

6. Коммуникативные умения вступать в диалог,  вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения; интервьюировать, про­водить устный опрос.

7. Презентационные умения и навы­ки: навыки монологической речи, артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении, умение отвечать на не­запланированные вопросы.

Выбор формы продукта проектной де­ятельности - важная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - применимы­ми к выбранной социально значимой проблеме. Вот перечень возможных вы­ходов проектной деятельности:  выстав­ка, газета, действующая фирма, жур­нал, игра, коллекция, пакет рекоменда­ций, праздник, прогноз, публикация, путеводитель, серия иллю­страций, сказка, справочник, статья, сценарий, учебное пособие, экскурсия.

Выбор формы презентации проекта - задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентаций весьма ограничен, а поэтому здесь особо требуется творче­ский подход (в сочетании с обязатель­ным учетом индивидуальных интере­сов и способностей проектантов - артистических, художественных, конструкторско-технических, органи­зационных и т.д.).

 Виды презентационных проектов могут быть различными, например,  воплощение в роли одушевленного или неодушевленного существа; де­ловая игра; диалог исторических или литературных персонажей; защита на Ученом совете; игра с залом; иллю­стрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивили­заций и т.д.;  конференция;  доклад; отчет исследова­тельской экспедиции; пресс-конфе­ренция; путешествие; реклама; роле­вая игра; соревнования; спектакль; спортивная игра; телепередача; экс­курсия.

Паспорт проектной работы.

Название проекта: «Шуя, ты сердца моего частица».

Руководитель проекта: Головкина Е.А.

Состав учащихся: 3 «Б» класс.

Тип проекта: информационный, творческий, краткосрочный.

Цели проекта:

1.  Подготовить и написать творче­скую работу «Шуя, ты сердца моего частица.».

2.  Способствовать воспитанию люб­ви к родному краю.

Задачи проекта:

1. Развитие умения обобщать и срав­нивать собранный материал.

2.  Развивать речь через использова­ние выразительных средств языка.

3. Развивать интерес к историческо­му прошлому.

В качестве «рабочего» метода мы обратились к техноло­гии коллективных творческих дел (КТД), разработанной И.П. Ивановым

 Проект  « Город  в  котором  мы  живём »

Этот проект позволяет участникам проявить свой творческий потенциал, продемонстрировать личные ориентиры  и  ценности. Здесь каждому предоставляется возможность выразить своё личное отношение к городу, в котором ты живёшь, к тем делам и проблемам, которые нам предстоит решать. Все мнения и идеи по  поводу  этого проекта и его осуществления обсуждаются детьми и взрослыми в ходе дискуссии.

              

Проект  « Увлечения нашей  семьи »

Основной целью этого совместного проекта является возможность проявить себя. Сегодня дети часто стремятся проводить больше времени вне дома. Вот почему мы считаем столь необходимым проявить внимание к индивидуальным интересам и потребностям каждого члена семьи в создании своего личного пространства. Ведь нередко социально-психологические   проблемы рождаются от невысказанности чувств. Представление хобби и рассказ    о себе – интегративная часть проекта, позволяющая каждому участнику почувствовать себя значимым и признанным.

Все предлагаемые нами проекты имеют одну особенность – они вносят реальные позитивные изменения в жизнь участников творческого процесса. Основы духовного здоровья детей закладываются в процессе общения со взрослыми, искренне и доступно раскрывающими ребёнку систему своих ценностей, проверенных на жизненном опыте. И самая наглядная форма такого общения – продуктивное творчество, проявляющее неповторимый стиль каждого индивидуального культурного пространства.

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них об­щих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач совре­менного образования.

Общие исследовательские умения и навыки включают в себя умение ви­деть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определе­ние понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умо­заключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи.


 

Совместная работа семьи и школы в направлении изучения родного края

Совместная работа семьи и школы в направлении изучения родного края

Начало нашей работы положило семей­ное анкетирование: «Город, и котором я жи­ву», проведенное в сентябре 2005 г

Начало нашей работы положило семей­ное анкетирование: «Город, и котором я жи­ву», проведенное в сентябре 2005 г

А что же мы можем сделать для того, чтобы наш город стал краше, чтобы сохранилось его историческое прошлое?

А что же мы можем сделать для того, чтобы наш город стал краше, чтобы сохранилось его историческое прошлое?

В состав базиса личностной культуры включаются ориентировка ребёнка в природе, предметах, созданных руками человека, в явлениях общественной жизни, наконец, в явлениях собственной жизни и деятельности,…

В состав базиса личностной культуры включаются ориентировка ребёнка в природе, предметах, созданных руками человека, в явлениях общественной жизни, наконец, в явлениях собственной жизни и деятельности,…

Де­ти хотели бы продолжить занятия по крае­ведению

Де­ти хотели бы продолжить занятия по крае­ведению

Сейчас проекты все ча­ ще рассматривают как метод обуче­ ния, при котором учащиеся приобре­ тают знания и умения в процессе пла­ нирования и выполнения постепенно…

Сейчас проекты все ча­ ще рассматривают как метод обуче­ ния, при котором учащиеся приобре­ тают знания и умения в процессе пла­ нирования и выполнения постепенно…

Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?»

Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?»

Виды презентационных проектов могут быть различными, например, воплощение в роли одушевленного или неодушевленного существа; де­ловая игра; диалог исторических или литературных персонажей; защита на

Виды презентационных проектов могут быть различными, например, воплощение в роли одушевленного или неодушевленного существа; де­ловая игра; диалог исторических или литературных персонажей; защита на

Проект « Город в котором мы живём »

Проект « Город в котором мы живём »

Проект « Увлечения нашей семьи »

Проект « Увлечения нашей семьи »

текстом, доказывать и защищать свои идеи.

текстом, доказывать и защищать свои идеи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.08.2020