. Совместная работа семьи и школы в направлении
изучения родного края.
Инновационные формы взаимодействия образовательных учреждений и семьи становятся актуальным и непреложным требованием времени. Сегодня родители нуждаются в специальном пространстве поддержки талантов, порой глубоко скрытых в силу особенностей ритма современной жизни. Очень важно, чтобы ребёнок чувствовал в своих близких духовную силу, выражающуюся в мудрости и простоте, наполняющих жизнь семьи.
Издревле понятие «отчий дом» было для человека неисчерпаемым источником сил. Каков же современный дом? Согреет ли он теплом души сердца, чем он наполнен?
Возрождение семейной культуры начинается с духовного оживления быта, наполнения минут семейной деятельности детей и родителей теплом любящих сердец. Как бы многогранна ни была наша жизнь, тем не менее она должна строиться на едином стержне- крепких корневых традициях поколений. Возрождение этих традиций и есть важнейшая задача образовательной системы.
Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является краеведение. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они и воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.
Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу, если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране».
Начало нашей работы положило семейное анкетирование: «Город, и котором я живу», проведенное в сентябре 2005 г. Мне хотелось выяснить, на каком уровне находится один из аспектов воспитания младших школьников - воспитание любви к своей малой родине в семьях, и па основе полученных результатов построить работу и этом направлении.
Вопросы предполагали проверку элементарных знаний о городе. Многие не ответили на вопросы: сколько лет нашему городу; откуда пошло название города.
Источником полученных знаний ребята на первом месте называли школу; детский сад и рассказы родителей.
Определилась цель работы: приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного края. воспитание уважения к культурным п национальным традициям, формирование поисковой мотивации краеведческой деятельности.
1. Сотрудничество с музеем им. Фрунзе.
2. Экскурсии по улицам города, к памятникам и памятным местам.
3. Посещение городских художественных выставок.
4. Участие в школьных праздниках и фестивалях.
5. Встречи с интересными людьми.
6. Познавательные игры, викторины, конкурсы, музыкально-литературные композиции.
7. Сбор материалов об истории города, его улиц, родной школы.
8. Выставки рисунков, фотографий, поделок на краеведческие темы, собирание коллекций.
В процессе работы добавлялись новые направления, идеи по предложениям детей и их родителей, также активно принимавших участие в нашей работе.
Уже начальные этапы реализации плана показали, насколько эмоциональны были отклики в душах детей.
А что же мы можем сделать для того, чтобы наш город стал краше, чтобы сохранилось его историческое прошлое?
Составной частью плана было пробуждение в детях поисковой мотивации. В результате бесед и обсуждений был предложен и одобрен ребятами ряд добрых дел для города .
Работа с книгами, газетными статьями, помогает пробудить у детей любопытство, оценить красоту родного края, людей, которые живут рядом или жили когда-то на этой земле.
Но книга не может заменить непосредственного наблюдения, потому мы регулярно совершаем пешие экскурсии, собираем материал об улицах нашего города. Детям было интересно узнать, почему та или иная улица носит такое название, какие интересные здания, учреждения есть на ней, собирали старинные фотографии. Особенно интересно было узнавать о известных людях, которые побывали в нашем городе и ходили по тем же улицам, по которым ходим и мы сейчас .Родители помогают собирать материал, часто сопровождают ребят в музей, на выставки, экскурсии.
С большим интересом воспринимаются ребятами городские и школьные выставки. Беседы и экскурсии, проведенные там, позволили детям осознать необходимость чтить традиции, помнить своих героев.
Для каждого человека понятие «отчий дом» связано со своей семьей, своим домом, с детством. «Иваны, не помнящие родства...» - так говорили о людях, которые не знали своих предков. Не к лицу нам не знать имя прабабушки, гадать, от кого унаследовали способности и увлечения. К тому же стоит помнить непреложный закон: за будешь ты , забудут и тебя.
Хорошим подспорьем в этой работе стала память дедушек и бабушек, рассказы о том, «как это было...», вызывают у детей живой интерес .Теперь ребята стремятся побольше узнать о своих бабушках и дедушках, найти их фотографии. В эту работу включились и родители. Собрали материал, оформили странички«Наши бабушки и дедушки», «Вот такие наши мамы и папы».
В состав базиса личностной культуры включаются ориентировка ребёнка в природе, предметах, созданных руками человека, в явлениях общественной жизни, наконец, в явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом. Базис личностной культуры – собственно человеческое начало в человеке. Мы считаем: краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. Исходя из возрастных особенностей детей, основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей «малой Родине», т.е. формирующих устойчивый познавательный интерес к ней.
Краеведение является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города с Родиной. Краеведение является важным педагогическим средством, которое способствует вовлечению в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его современной жизни.
Воспитание любви к родному краю неразрывно связано с бережным отношением к природе. Избежать однообразия в работе с детьми помогли нетрадиционные формы. Это походы на луга и речку Тезу, участие в праздниках природы. Ребята с удовольствием участвовали в викторинах «Зеленый друг», конкурсе «Ты в ответе за тех, кого приручил» и др.
Вся эта работа не только учила чуткости, доброте, отзывчивости, но и служила сплочению детей, развивала их активность, творческие способности.
Проведенные занятия дали свои положительные результаты. Ребята не только получили знания о городе, но у них пробудился и интерес к своей малой родине. Дети хотели бы продолжить занятия по краеведению.
Однако «маленькую Родину» ребёнка нельзя ограничивать только сквером или парком, которые находятся рядом с его домом или школой. Это даже не улица, на которой живёт ребёнок. «Малая Родина» ребёнка – и природа, которая его окружает каждый день, и памятные места города, его музеи и выставки, это и известные люди, живущие в городе, их трудовые будни, исторические сведения краеведческого содержания и многое другое. Находкой в реализации поставленных целей стала поисковая работа. Интервью, которые брали сами дети, воспоминания о жизни прежних лет подсказали ребятам идею написать об этом. Встречи с интересными людьми, ветеранами Великой Отечественной войны и труда, расширили представления ребят о современном мире. Проекты реализуются в форме семейных творческих акций. В ходе их осуществления одновременно решаются разные задачи: творческие, образовательные, психологические, культурологические. Главная цель таких акций – укрепление семьи, вовлечение взрослых совместно с детьми в творческий процесс, во время которого происходит плодотворное общение. Очень важно, что в наших проектах дети и родители выступают на равных, между ними происходит одновременно и взаимодействие и соревнование. Атмосфера игры и фантазии даёт возможность раскрыться друг перед другом с неожиданной стороны. Глубже узнавая друг друга, дети и родители заметно сближаются. Такие социально – художественные акции, с одной стороны, направлены на раскрытие индивидуальности, с другой – дают почувствовать, что ты не одинок в этом мире, вокруг тебя много людей и вместе вы способны сотворить чудо.
Завершение работы всегда наполнено радостью сотворчества. Когда глазам участников предстаёт панно «Город в котором мы живём», состоящее из мозаики неповторимых миров, созданных фантазией взрослых и детей, всех охватывает чувство единения в порыве восхищения гармонией жизни!
В настоящее время метод
проектов приобрел широкую популярность.
Сейчас проекты все чаще рассматривают как метод обучения, при котором учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. Часть из них может быть взята из школьной программы, часть может создаваться самими детьми совместно с учителем в процессе обучения и основываться на явлениях окружающей действительности. При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно самостоятельно добывать для достижения поставленной цели.
Проектная деятельность требует от учителя создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний, он становится инициатором интересных начинаний, стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность. В определенном смысле, учитель становится педагогом широкого профиля, выступая в различных ролях: энтузиаста, (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей); специалиста (обладает знаниями и умениями в нескольких областях); консультанта (организует доступ к информационным ресурсам); руководителя (особенно в вопросах планирования времени); «человека, который задает вопросы»; координатора всего группового процесса; эксперта (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).
Степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе.
В проектной деятельности детей развиваются важнейшие общеучебные умения, а именно:
1. Рефлексивные умения: осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?».
2. Поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно находить недостающую информацию; запрашивать недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); находить . несколько вариантов решения проблемы; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи.
3. Оценочные умения.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: коллективного планирования, взаимодействия с любым партнером, взаимопомощи в группе в решении общих задач, делового партнерского общения.
5. Менеджерские умения и навыки: проектировать процесс (изделие), принимать решения и прогнозировать их последствия, анализировать собственную деятельность (ее ход и промежуточные результаты).
6. Коммуникативные умения вступать в диалог, вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения; интервьюировать, проводить устный опрос.
7. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы.
Выбор формы продукта проектной деятельности - важная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - применимыми к выбранной социально значимой проблеме. Вот перечень возможных выходов проектной деятельности: выставка, газета, действующая фирма, журнал, игра, коллекция, пакет рекомендаций, праздник, прогноз, публикация, путеводитель, серия иллюстраций, сказка, справочник, статья, сценарий, учебное пособие, экскурсия.
Выбор формы презентации проекта - задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентаций весьма ограничен, а поэтому здесь особо требуется творческий подход (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов - артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.д.).
Виды презентационных проектов могут быть различными, например, воплощение в роли одушевленного или неодушевленного существа; деловая игра; диалог исторических или литературных персонажей; защита на Ученом совете; игра с залом; иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций и т.д.; конференция; доклад; отчет исследовательской экспедиции; пресс-конференция; путешествие; реклама; ролевая игра; соревнования; спектакль; спортивная игра; телепередача; экскурсия.
Паспорт проектной работы.
Название проекта: «Шуя, ты сердца моего частица».
Руководитель проекта: Головкина Е.А.
Состав учащихся: 3 «Б» класс.
Тип проекта: информационный, творческий, краткосрочный.
Цели проекта:
1. Подготовить и написать творческую работу «Шуя, ты сердца моего частица.».
2. Способствовать воспитанию любви к родному краю.
Задачи проекта:
1. Развитие умения обобщать и сравнивать собранный материал.
2. Развивать речь через использование выразительных средств языка.
3. Развивать интерес к историческому прошлому.
В качестве «рабочего» метода мы обратились к технологии коллективных творческих дел (КТД), разработанной И.П. Ивановым
Проект « Город в котором мы живём »
Этот проект позволяет участникам проявить свой творческий потенциал, продемонстрировать личные ориентиры и ценности. Здесь каждому предоставляется возможность выразить своё личное отношение к городу, в котором ты живёшь, к тем делам и проблемам, которые нам предстоит решать. Все мнения и идеи по поводу этого проекта и его осуществления обсуждаются детьми и взрослыми в ходе дискуссии.
Проект « Увлечения нашей семьи »
Основной целью этого совместного проекта является возможность проявить себя. Сегодня дети часто стремятся проводить больше времени вне дома. Вот почему мы считаем столь необходимым проявить внимание к индивидуальным интересам и потребностям каждого члена семьи в создании своего личного пространства. Ведь нередко социально-психологические проблемы рождаются от невысказанности чувств. Представление хобби и рассказ о себе – интегративная часть проекта, позволяющая каждому участнику почувствовать себя значимым и признанным.
Все предлагаемые нами проекты имеют одну особенность – они вносят реальные позитивные изменения в жизнь участников творческого процесса. Основы духовного здоровья детей закладываются в процессе общения со взрослыми, искренне и доступно раскрывающими ребёнку систему своих ценностей, проверенных на жизненном опыте. И самая наглядная форма такого общения – продуктивное творчество, проявляющее неповторимый стиль каждого индивидуального культурного пространства.
Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.
Общие исследовательские умения и навыки включают в себя умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.