Дьякова Ю.А.
МАСТЕР КЛАСС «Использование нетрадиционной техники рисования – монотипия»
Цель: Создание условий для обогащения и расширения художественного опыта с помощью нетрадиционной техники рисования – «монотипия». Повышение уровня профессионального мастерства педагогов в развитии познавательной активности детей посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности....
Задачи:
1. Обучающие: познакомить педагогов с приемами нетрадиционного рисования на мягкой поверхности для последующего использования данной техники в своей работе с детьми;
2. Развивающие: развивать творческое воображение, мышление, фантазию, а так же рассмотреть «монотипию» как один из видов нетрадиционного рисования и его значение для развития ребенка;
3. Воспитательные: Воспитывать интерес к творчеству, создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов, выполнить рисунок в нетрадиционной технике «монотипия».
Материалы и принадлежности:
Бумага для рисования, акварельные краски, мягкие кисти для рисования (толстая и тонкая), тряпочки, салфетки, стаканчики для воды;
1. Организационный момент:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада Вас
приветствовать на своём мастер – классе.
Я точно могу сказать, что развитие творческого потенциала оказывает благоприятное влияние на развитие детей, именно поэтому мне бы хотелось поделиться с вами данными методами, формами и технологиями своей работы, которые наверняка помогут Вам приобрести не только душевную гармонию с самим собой, но и использовать эти нестандартные подходы в организации своих занятий, в качестве отдыха, релаксации, а так же в развитии детей, как творческой личности в целом. Надеюсь, что это занятие снимет вашу усталость, поднимет настроение, и каждый из вас почувствует себя художником!
Сегодня мы с вами познакомимся с необычной интересной и оригинальной техникой, называется она монотипия.
Монотипия (от греческого monos — один, единый и tupos — отпечаток) - это значит отпечаток изображения в единственном экземпляре с одной плоскости на другую.
Автором метода считается Елизавета Кругликова, художница, создававшая офорты еще в начале ХХ века. Однажды она случайно пролила краску на печатную доску и, приложив к получившемуся пятну лист бумаги, вдруг заметила интересный образ, проявившийся на нем. Впоследствии художница стала использовать полученный эффект в своих работах.
Сегодня монотипия является не только инструментом творчества, но так же методом педагогики и психологии, позволяет найти подход к детям, а так же оценить их психологическое состояние.
Эта техника будет полезна для всей семьи – детям
очень нравится работать с переливами цветов и угадывать, что получилось, - ну а
взрослых она не может не очаровать своим многообразием, и заодно поможет лучше
узнать себя.
Сегодня
покажу и расскажу, как рисовать в технике «монотипия».
Техника монотипия от греч. «моно» - один и «typos» - отпечаток, оттиск,
касание, образ.
Монотипия – это техника рисования с помощью уникального отпечатка. Отпечаток
получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно. Ею
прекрасно овладевают даже малыши, не имеющие никакой подготовки. Метод улучшает
навыки работы с красками, развивает воображение и фантазию. Работы, созданные в
технике монотипии, симметричные или имеют в основе зеркальный эффект. У детей
дошкольного возраста формируются пространственные представления. Они пока не
владеют умением рисовать с учётом симметрии. Монотипия станет эффективным
приёмом по ознакомлению ребят с этим понятием. Монотипия — техника рисования
для детей, позволяющая им раскрепостить свои способности.
Особенности использования ее для ребенка:
-Развитие мелкой моторики движений.
-Совершенствование мышления и воображения.
-Улучшение восприятия различных цветов и их оттенков.
-Расширение знаний об окружающем мире.
-Развитие навыков самостоятельной работы.
-Развитие детской фантазии
Существует два вида монотипии.
1. Монотипия на стекле:
На гладкую поверхность (стекло, пластмассовая доска, пленка) наносится слой
гуашевой краски. Затем создается рисунок пальчиком или ватной палочкой. Сверху
накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в
зеркальном отображении.
Материалы: 1. Гладкая поверхность; 2. Гуашь; 3. Кисть; 4. Бумага; 5. Баночка
для воды.
2. Монотипия предметная
Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь
нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить
симметричный отпечаток.
Материалы: 1. Краска; 2. Кисть; 3. Бумага; 4. Баночка для воды.
Перед занятием нужно выбрать технику выполнения и определить, что именно будут
рисовать дети. Для тех, кто только начал осваивать этот вид искусства, имеет
смысл применять акварельные краски или гуашь.
Важно! В качестве рисунков нужно брать вещи, хорошо знакомые детям. Это могут
быть, например, предметы, имеющие простую форму, животные, растения или явления
природы.
Итак, приступим непосредственно к рисованию. Нам необходимо: лист
бумаги, стакан с водой, краски или гуашь, салфетка, кисти (широкая, тонкая).
Для начала складываем лист бумаги пополам. В верхней части листа рисуем
природу. В нашем случае, это деревья, трава, небо, насекомые, и др. Краску
набираем на кисть густо, чтоб она не могла быстро высохнуть. В нижней части
листа работаем при помощи широкой кисти. Распределяем воду по всей поверхности.
После складываем лист пополам, соединяя верхнюю и нижнюю часть. Хорошо проглаживаем
рукой. И раскрываем. Получается оттиск в зеркальном отображении.
В обычной технике рисования такой картины вы не получите. Потому
что рисуете все от руки. А в технике «монотипия», с помощью уникального
отпечатка на влажной поверхности получается вот такое чудо!
Спасибо
большое за внимание! Желаю всем творческих успехов!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.