Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 5 «Пчелка»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Мастер-класс для педагогов
в рамках городского конкурса
«Педагог года»
на тему:
«Волшебные тантамарески»
Подготовила:
Корнилова Светлана Леонидовна,
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории;
Согласовано: старший воспитатель
___________________Дударева И. А.
Дата проведения:
«31» января 2024г.
2023-2024 учебный год
Цель: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.
Задачи:
1.Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования театра танамаресок в жизни ребёнка.
2. Обучить участников мастер-класса этапам изготовления масок -танатамаресок, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.
Оборудование: Компьютер, музыкальный центр, проектор, виды театров, ширма - гармошка для сказки «Заячья избушка», атрибуты для сказки, музыкальное сопровождение.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я познакомлю вас с моим опытом работы по теме: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музыкально –театрализованной деятельности» и предлагаю вместе окунуться в волшебный мир театра. Для этого нужно совсем немного: желание и хорошее настроение.
Пожалуй, самым увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой, это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка и духовно – нравственного воспитания творческой личности.
Занимаясь с детьми театром, я ставлю перед собой цель - сделать жизнь моих воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее интересными и яркими впечатлениями. Помогает мне в этом один из видов театра, который я предлагаю сегодня вашему вниманию – это театр тантамарески.
Знает ли кто из вас, что такое тантамареска?
В переводе с французского означает «кукла» и «стенд». Тантамареска – это чудо кукла, при помощи которой отрабатывается мимика, эмоциональная выразительность речи, движений и жестикуляция.
Почему тантамарески интересны детям?
Все верно – это прежде всего, яркая картинка и интересный образ. Для этого вида театра не нужны костюмы и декорации, достаточно взять маску – тантамареску и можно моментально перевоплотиться в того или иного сказочного героя. Изготовить героев тантамарески несложно, главное выбрать сюжет, сказку, материал, прихватить фантазию и творчество.
Играя в таком театре, дети учатся импровизировать и выстраивать диалог. Тантамареска помогает разрушить психологический барьер, мешающий детям разговаривать при большом скоплении малознакомых людей, дети, спрятавшись за картинки чувствуют себя более раскрепощено и естественно.
Самый простой вид тантамаресок, который я использую в младшей группе– пальчиковые тантамарески – это фигурки из бумаги, картона, фетра или фоамирана с вырезанными в них прорезями для пальчиков, чтобы оживить фигурку, делая ножки, ручки, рожки, хвостики и даже жало. Дети, изображая сказочного героя, овладевают навыками мелкой моторики, заучивают стихи и потешки.
Демонстрация пальчикового театра
В своей работе с детьми средней группы я использую маски - тантамарески. Маски-тантамарески – это лист картона с отверстием для лица. Это "облегченная " версия, персонажами которой могут стать не только люди, но и кошки, мышки, пчелы или драконы. Такие маски можно держать в руках и разыгрывать сказки, истории собственного сочинения, участвовать в театральных играх, играх импровизациях.
Демонстрация масок - тантамаресок
Хард постер – настольная тантамареска более интересна детям старшей группы, так как её можно использовать не только в театральных постановках, но и в театральных играх. Например, один ребенок стоит за ширмой, а второй меняет рисунок и предлагает первому отгадать кто он сейчас, задавая наводящие вопросы. Настольная тантамареска представляет собой стенд – книжка или стенд - портрет, на котором изображен сюжет или герой сказки, у которого есть прорези для головы и рук, по ходу действия страницы книги переворачиваются или меняется картинка.
Демонстрация настольной тантамарески
В подготовительной группе я использую более сложный вид театра тантамарески - Стендовая тантамареска - гармошка – ширма или стенд с ярким рисунком, который содержит забавный сюжет, а на месте голов персонажей вырезаны отверстия. Тантамареска может быть, как с одной прорезью для лица, так и с несколькими, всё зависит от задумки всей композиции в целом.
Демонстрация стендовой тантамарески - гармошка
Театр тантамарески можно включать во все формы организации педагогического процесса: занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, в самостоятельную деятельность, в содержание праздников, развлечений, хороводных игр и т. д.
С учетом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система проведенной работы оказалась наиболее оптимальной и эффективной в моей работе с детьми. Дети показывали свои достижения на праздниках и развлечениях. Их выступления отличались ярким и уверенным артистическим исполнением. Я, как музыкальный руководитель, занимаясь развитием творческих способностей детей средствами музыкально - театрализованной деятельности, получаю удовольствие, радость от самого процесса совместной творческой деятельности.
Сейчас я предлагаю вам погрузится в мир театра и обыграть всем известную сказку «Заюшкина избушка». Во время инсценировки постарайтесь проявить свои творческие и артистические способности.
Драматизация сказки «Заюшкина избушка»
В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам. Надеюсь, что все волшебное, теплое и полезное вы унесете сегодня с собой и обязательно поделитесь с вашими воспитанниками.
Благодарю вас за внимание и за плодотворную работу.
Сказка «Заюшкина избушка»
Жили-были лиса да заяц. У лисы была избёнка ледяная, а у зайца - лубяная. Пришла весна-красна, у лисы избёнка растаяла, а у зайца стоит по-старому.
Вот
лиса попросилась у него переночевать, да его из избёнки и выгнала!
Идёт дорогой зайчик, плачет. Ему навстречу - собака:
- Тяф-тяф-тяф! Что, зайчик, плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная.
Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала!
- Гав! Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!
Подошли они к избёнке, собака забрехала:
Тяф-тяф-тяф!
Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала.
Зайчик опять идёт дорогой, плачет. Ему навстречу - медведь:
- О чём, зайчик, плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная,
попросилась она ночевать, да меня же и выгнала!
- Не плачь! Я твоему горю помогу!
Нет,
не поможешь! Собака гнала - не выгнала и тебе не выгнать!
- Нет, выгоню!
- Подошли они к избёнке, медведь как закричит:
- Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Медведь испугался и убежал.
Идёт зайчик опять дорогой, плачет пуще прежнего. Eму навстречу - петух с косой:
- Куд-ку-да! O чём, зайчик, плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная.
Попросилась она ко мне переночевать, да меня же и выгнала!
- Пойдём, я твоему горю помогу!
Нет,
петух, не поможешь! Собака гнала - не выгнала, медведь гнал - не выгнал и тебе
не выгнать!
- Нет, выгоню!
Подошли они к избёнке, петух лапками затопал, крыльями забил:
- Кукареку-у! Иду на пятах, несу косу на плечах,
Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи!
Поди, лиса, вон!
- Обуваюсь!
Петух
опять:
- Иду на пятах, несу косу на плечах,
Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи!
Поди, лиса, вон!
Лиса опять говорит: "Одеваюсь!"
Петух в третий раз:
- Кукареку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах!...
Лиса без памяти выбежала, петух взмахнул косой - её и след простыл!
И стали они с зайчиком жить-поживать в лубяной избушке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.