Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20»
Мастер класс
«Загадки орнамента народа коми»
Подготовили : Татаурова Н.И. Сергун М.М.
Цель для педагогов:
Представление педагогам элементов используемых в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста
Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ
Повышение теоретического уровня и профессионализма;
Цель для детей
ü Углубить представление детей о знаках-символах в народном коми орнаменте.
ü Развивать навык составления узоров из различных элементов.
ü Способствовать развитию воображения.
ü Воспитывать аккуратность
ü Вызвать интерес к искусству коми народа.
Задачи:
ü Способствовать более раннему приобщению старших дошкольников к новому для них языковому миру.
ü Развитие художественных способностей: в цветовом сочетании, постановки руки, умение чувствовать ритм орнамента.
ü Приобщить к национальной культуре коми народа путем знакомства с особенностями искусства и орнамента коми.
ü Развивать речь дошкольников.
ü Формировать у детей навыки и умения самостоятельного решения простейших коммуникативно-познавательных задач в устной речи.
ü Обеспечить усвоение определённого круга знаний из области словообразования, фонетики и формировать умение применять эти знания в речевой деятельности.
ü Ознакомить с окружающим миром, историей, культурой, традициями коми народа.
Одним из видов приобщения детей к коми традиционной культуре является знакомство детей дошкольного возраста с коми орнаментом, это помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. В совместной деятельности с детьми, при проведении непосредственно образовательной деятельности педагог учит их видеть и понимать красоту предметов, украшенных коми орнаментом, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий. Соединяя прошлое с настоящим, коми национальный орнамент говорит не только о культуре, но и о характере народа. Его ритм, цвет, форма, пронесённые через века, не мешают проявляться чувству современности. Это отражается в изделиях наших коми мастеров и мастериц: обувь (пимы, тапочки), одежда (малица, пояса, чулки, носки, рукавицы и др.), предметы быта (солонки, хлебницы, расписанные блюда для печенья, сахарница, шкатулка, салфетка и т.д.), сувениры (панно, украшения, сумки и др.), игрушки. Все это воспитывает бережное отношение к вещам, уважение к национальному достоянию.
Образовательные области
Орнамент – это узор, состоящий из ряда ритмически упорядоченных элементов. В соединении элементов обязательно соблюдается строгая закономерность, связанная симметрией и ритмом (чередованием). Ритм определяет особое структурное построение произведения, для которого характерны повторяемость одних и тех же компонентов, чередование нескольких. Ритму свойственно движение, повторяемость. Симметрия – (спокойное равновесие элементов), это такое композиционное построение, при котором правая и левая стороны рисунка уравновешены.
Начинать работу по знакомству с коми орнаментом следует с составления перспективного плана по всем возрастным группам.
В младшей группе можно внести куклу в коми национальной одежде. Обращать внимание детей на элементы коми орнамента при узорном вязании чулок, варежек. Можно приобщать родителей к изготовлению вязаных изделий с использованием коми орнамента.
В средней возрастной группе воспитатель знакомит детей с элементами : ель, следы, рога оленя, столбы, следы маленьких зверей, копры, цветок, пирожок, гусиная лапка, крестики, прямые и косые линии, уголки, геометрические фигуры.Со средней возрастной группы вносятся подлинные предметы быта, сувениры, декоративные панно, изделия из глины, бересты, украшенные коми орнаментом, которые могут быть размещены в оборудованном в группе уголке краеведения либо размещаться на «полочке красоты». Дети с педагогом беседуют о предметах, рассматривают их. Воспитатель проводит непосредственно образовательную деятельность по образовательной области «Художественное творчество» - рисование, лепка, аппликация. Детям предлагается украшать элементами коми орнамента различные прямоугольные или квадратные полоски, закладки, коврики, полотенца, фартуки, солонки, блюдца, кувшины и др. Для закрепления знания названий элементов коми орнамента педагог в свободной деятельности проводит с детьми разного рода дидактические игры, такие как: «Составь узор», «Укрась шарфик», «Разрисуем свитер для папы», «Украшаем сундук», «укрась рукавичку».
В старшей возрастной группе воспитатель знакомит детей с элементами коми орнамента: ошейник барана, розета, голова, оленевод, чум, лучевая звезда, охотничьи силки, ромбы, компас, коровьи рога, рога лося, параллельные линии, зигзаг, линии в круге, ломаная линия, косая сетка. Детям предлагается украшать треугольные формы, косынки, шарфы, кокошники, разделочные доски, пимы, платья, сумки, туеса, рукавицы, гольфы. Проводятся дидактические игры: «Узнай по описанию», «Составь орнамент», «Домино», «Лото», «Разрезные картинки», «Занимательные кубики», «Найди ошибку».
В подготовительной к школе группе продолжается знакомство с коми орнаментом. Добавляются элементы: чайка, сердце, паук, ошейник коровы, хомут, оленевод, рога барана, человек, олень. Детям предлагается украшать рубашки, коврики, шторы, прялки, сумки, пестерь, веретёна. Добавляются к выше перечисленным дидактические игры:
Мы предлагаем вам одну из многочисленных игр: « Составление рассказов как по готовым картинкам, по картинкам с расшифрованным изображением
Мы уже несколько занятий знакомились с коми орнаментом, теперь знаем, что рисовать его надо из прямых линий, каждый элемент рисуется одним цветом. Мы играли с коми орнаментом, узнали, как он может заставлять думать. Сегодня я покажу вам как с помощью коми орнамента можно придумать рассказ или сказку. Писать вы ещё не умеете, а с помощью коми орнамента сегодня попробуете стать маленькими писателями.
Составляем рассказы и сказки коми орнаментом
Задачи:
Продолжать учить самостоятельно делать выбор материала для работы, фона. Развивать воображение детей в составлении рассказов или сказок с помощью элементов коми орнамента. Воспитывать интерес к культуре коми народа.
Материал:
демонстрационный материал: таблица элементов коми орнамента со значениями, карточки с элементами орнамента, планшеты для рисования. Нарисованные образцы для игры «Угадай картину по рассказу» и «Составь рассказ по картинке»
1 вариант; - Составить рассказ по готовой картинке, в помощь детям картинки двойники.
2 вариант- По рассказу выложить картинку с использованием карточек коми орнамента.
3 вариант- По рассказу нарисовать картинку с использованием коми орнамента.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.