Мастер-класс для педагогов "Загадки орнамента народов Коми"

  • docx
  • 08.09.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Мастер-класс Загадки орнамента народа Коми.docx

 

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20»

Мастер класс

«Загадки орнамента народа коми»

 Подготовили :  Татаурова Н.И. Сергун М.М.

Цель для педагогов:

Представление педагогам элементов используемых в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста

Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ

Повышение теоретического уровня и профессионализма;

Цель для детей

ü Углубить представление детей о знаках-символах в народном коми орнаменте.

ü Развивать навык составления узоров из различных элементов.

ü  Способствовать развитию воображения.

ü Воспитывать аккуратность

ü Вызвать интерес к искусству коми народа.

Задачи:

ü Способствовать более раннему приобщению старших     дошкольников к новому для них языковому миру.

ü Развитие художественных способностей: в цветовом сочетании, постановки руки, умение чувствовать ритм орнамента.

ü Приобщить к национальной культуре коми народа путем знакомства с особенностями искусства и орнамента коми.

ü Развивать речь дошкольников.

ü Формировать у детей навыки и умения самостоятельного решения простейших коммуникативно-познавательных задач в устной речи.

ü Обеспечить усвоение определённого круга знаний из области  словообразования, фонетики и формировать умение применять эти знания в речевой деятельности.

ü Ознакомить с окружающим миром, историей, культурой, традициями коми народа.

Одним из видов приобщения детей к коми традиционной культуре является знакомство детей дошкольного возраста с коми орнаментом, это  помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания.  В совместной деятельности с детьми, при проведении непосредственно образовательной  деятельности  педагог  учит их видеть и понимать красоту предметов,  украшенных коми орнаментом, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий. Соединяя прошлое с настоящим, коми национальный орнамент говорит  не только о культуре, но и о характере народа. Его ритм, цвет, форма, пронесённые через века, не мешают проявляться чувству современности.  Это отражается в изделиях наших коми мастеров и мастериц: обувь (пимы, тапочки), одежда (малица, пояса, чулки, носки, рукавицы и др.), предметы быта (солонки, хлебницы, расписанные блюда для печенья, сахарница, шкатулка, салфетка и т.д.), сувениры (панно, украшения, сумки и др.), игрушки. Все это воспитывает бережное отношение к вещам, уважение к национальному достоянию.

Образовательные области

Орнаментэто узор, состоящий из ряда ритмически упорядоченных элементов. В соединении элементов обязательно  соблюдается строгая закономерность, связанная симметрией и ритмом (чередованием). Ритм определяет особое структурное построение произведения, для которого характерны повторяемость одних и тех же компонентов, чередование нескольких. Ритму свойственно движение, повторяемость. Симметрия – (спокойное равновесие элементов), это такое композиционное  построение, при котором правая и левая стороны  рисунка уравновешены.

Начинать  работу по знакомству с коми орнаментом  следует с составления перспективного плана по всем возрастным группам.

В младшей группе можно внести куклу в коми национальной одежде. Обращать внимание  детей на элементы коми орнамента при узорном вязании чулок, варежек. Можно приобщать родителей к изготовлению вязаных изделий с использованием коми орнамента.

В средней возрастной группе воспитатель знакомит детей с элементами : ель, следы, рога оленя, столбы, следы маленьких зверей, копры, цветок, пирожок, гусиная лапка, крестики, прямые и косые линии, уголки, геометрические фигуры.Со средней возрастной группы   вносятся подлинные предметы быта, сувениры, декоративные панно, изделия из глины, бересты, украшенные коми орнаментом,  которые могут быть размещены в оборудованном  в группе уголке краеведения либо размещаться  на «полочке красоты».  Дети с педагогом беседуют о предметах, рассматривают их. Воспитатель проводит непосредственно образовательную деятельность по образовательной области «Художественное творчество» - рисование, лепка,  аппликация. Детям предлагается украшать элементами коми орнамента  различные прямоугольные или квадратные полоски, закладки, коврики, полотенца, фартуки, солонки, блюдца, кувшины и др.   Для закрепления знания  названий элементов  коми орнамента педагог в свободной деятельности  проводит с детьми разного рода дидактические игры, такие как: «Составь узор», «Укрась шарфик», «Разрисуем свитер для папы», «Украшаем сундук», «укрась рукавичку».

В старшей возрастной группе воспитатель знакомит детей с  элементами коми орнамента: ошейник барана, розета, голова, оленевод, чум, лучевая звезда, охотничьи силки, ромбы, компас, коровьи рога, рога лося, параллельные линии, зигзаг, линии в круге, ломаная линия, косая сетка. Детям предлагается украшать треугольные формы, косынки, шарфы, кокошники, разделочные доски, пимы, платья, сумки, туеса, рукавицы, гольфы. Проводятся дидактические игры: «Узнай по описанию», «Составь орнамент», «Домино», «Лото», «Разрезные картинки», «Занимательные кубики», «Найди ошибку».

В подготовительной к школе группе продолжается знакомство с коми орнаментом. Добавляются элементы: чайка, сердце, паук, ошейник коровы, хомут, оленевод, рога барана, человек, олень. Детям предлагается украшать рубашки, коврики, шторы, прялки, сумки, пестерь, веретёна. Добавляются к выше перечисленным дидактические игры:

Мы предлагаем вам одну из многочисленных игр: « Составление рассказов как по готовым картинкам, по картинкам с расшифрованным изображением

Мы уже несколько занятий знакомились с коми орнаментом, теперь знаем, что рисовать его надо из прямых линий, каждый элемент рисуется одним цветом. Мы играли с коми орнаментом, узнали, как он может заставлять думать. Сегодня  я покажу вам как с помощью коми орнамента можно придумать рассказ или сказку. Писать вы ещё не умеете, а с помощью коми орнамента сегодня попробуете стать маленькими писателями.

Составляем  рассказы и сказки коми орнаментом      

 Задачи: 

Продолжать учить самостоятельно делать выбор  материала для работы, фона. Развивать воображение детей в составлении рассказов или сказок с помощью элементов коми орнамента. Воспитывать интерес к культуре коми народа.

Материал:

 демонстрационный материал: таблица элементов коми орнамента со значениями, карточки с элементами орнамента, планшеты для рисования. Нарисованные образцы для игры «Угадай картину по рассказу» и «Составь рассказ по картинке»

 

1 вариант; - Составить рассказ по готовой картинке, в помощь детям картинки двойники.

2 вариант- По рассказу выложить картинку с использованием карточек коми орнамента.

3 вариант- По рассказу нарисовать картинку с использованием  коми орнамента.