Мастер-класс для педагогов "Загадки орнамента народов Коми"
Оценка 5

Мастер-класс для педагогов "Загадки орнамента народов Коми"

Оценка 5
docx
08.09.2020
Мастер-класс для педагогов "Загадки орнамента народов Коми"
Мастер-класс Загадки орнамента народа Коми.docx

 

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20»

Мастер класс

«Загадки орнамента народа коми»

 Подготовили :  Татаурова Н.И. Сергун М.М.

Цель для педагогов:

Представление педагогам элементов используемых в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста

Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ

Повышение теоретического уровня и профессионализма;

Цель для детей

ü Углубить представление детей о знаках-символах в народном коми орнаменте.

ü Развивать навык составления узоров из различных элементов.

ü  Способствовать развитию воображения.

ü Воспитывать аккуратность

ü Вызвать интерес к искусству коми народа.

Задачи:

ü Способствовать более раннему приобщению старших     дошкольников к новому для них языковому миру.

ü Развитие художественных способностей: в цветовом сочетании, постановки руки, умение чувствовать ритм орнамента.

ü Приобщить к национальной культуре коми народа путем знакомства с особенностями искусства и орнамента коми.

ü Развивать речь дошкольников.

ü Формировать у детей навыки и умения самостоятельного решения простейших коммуникативно-познавательных задач в устной речи.

ü Обеспечить усвоение определённого круга знаний из области  словообразования, фонетики и формировать умение применять эти знания в речевой деятельности.

ü Ознакомить с окружающим миром, историей, культурой, традициями коми народа.

Одним из видов приобщения детей к коми традиционной культуре является знакомство детей дошкольного возраста с коми орнаментом, это  помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания.  В совместной деятельности с детьми, при проведении непосредственно образовательной  деятельности  педагог  учит их видеть и понимать красоту предметов,  украшенных коми орнаментом, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий. Соединяя прошлое с настоящим, коми национальный орнамент говорит  не только о культуре, но и о характере народа. Его ритм, цвет, форма, пронесённые через века, не мешают проявляться чувству современности.  Это отражается в изделиях наших коми мастеров и мастериц: обувь (пимы, тапочки), одежда (малица, пояса, чулки, носки, рукавицы и др.), предметы быта (солонки, хлебницы, расписанные блюда для печенья, сахарница, шкатулка, салфетка и т.д.), сувениры (панно, украшения, сумки и др.), игрушки. Все это воспитывает бережное отношение к вещам, уважение к национальному достоянию.

Образовательные области

Орнаментэто узор, состоящий из ряда ритмически упорядоченных элементов. В соединении элементов обязательно  соблюдается строгая закономерность, связанная симметрией и ритмом (чередованием). Ритм определяет особое структурное построение произведения, для которого характерны повторяемость одних и тех же компонентов, чередование нескольких. Ритму свойственно движение, повторяемость. Симметрия – (спокойное равновесие элементов), это такое композиционное  построение, при котором правая и левая стороны  рисунка уравновешены.

Начинать  работу по знакомству с коми орнаментом  следует с составления перспективного плана по всем возрастным группам.

В младшей группе можно внести куклу в коми национальной одежде. Обращать внимание  детей на элементы коми орнамента при узорном вязании чулок, варежек. Можно приобщать родителей к изготовлению вязаных изделий с использованием коми орнамента.

В средней возрастной группе воспитатель знакомит детей с элементами : ель, следы, рога оленя, столбы, следы маленьких зверей, копры, цветок, пирожок, гусиная лапка, крестики, прямые и косые линии, уголки, геометрические фигуры.Со средней возрастной группы   вносятся подлинные предметы быта, сувениры, декоративные панно, изделия из глины, бересты, украшенные коми орнаментом,  которые могут быть размещены в оборудованном  в группе уголке краеведения либо размещаться  на «полочке красоты».  Дети с педагогом беседуют о предметах, рассматривают их. Воспитатель проводит непосредственно образовательную деятельность по образовательной области «Художественное творчество» - рисование, лепка,  аппликация. Детям предлагается украшать элементами коми орнамента  различные прямоугольные или квадратные полоски, закладки, коврики, полотенца, фартуки, солонки, блюдца, кувшины и др.   Для закрепления знания  названий элементов  коми орнамента педагог в свободной деятельности  проводит с детьми разного рода дидактические игры, такие как: «Составь узор», «Укрась шарфик», «Разрисуем свитер для папы», «Украшаем сундук», «укрась рукавичку».

В старшей возрастной группе воспитатель знакомит детей с  элементами коми орнамента: ошейник барана, розета, голова, оленевод, чум, лучевая звезда, охотничьи силки, ромбы, компас, коровьи рога, рога лося, параллельные линии, зигзаг, линии в круге, ломаная линия, косая сетка. Детям предлагается украшать треугольные формы, косынки, шарфы, кокошники, разделочные доски, пимы, платья, сумки, туеса, рукавицы, гольфы. Проводятся дидактические игры: «Узнай по описанию», «Составь орнамент», «Домино», «Лото», «Разрезные картинки», «Занимательные кубики», «Найди ошибку».

В подготовительной к школе группе продолжается знакомство с коми орнаментом. Добавляются элементы: чайка, сердце, паук, ошейник коровы, хомут, оленевод, рога барана, человек, олень. Детям предлагается украшать рубашки, коврики, шторы, прялки, сумки, пестерь, веретёна. Добавляются к выше перечисленным дидактические игры:

Мы предлагаем вам одну из многочисленных игр: « Составление рассказов как по готовым картинкам, по картинкам с расшифрованным изображением

Мы уже несколько занятий знакомились с коми орнаментом, теперь знаем, что рисовать его надо из прямых линий, каждый элемент рисуется одним цветом. Мы играли с коми орнаментом, узнали, как он может заставлять думать. Сегодня  я покажу вам как с помощью коми орнамента можно придумать рассказ или сказку. Писать вы ещё не умеете, а с помощью коми орнамента сегодня попробуете стать маленькими писателями.

Составляем  рассказы и сказки коми орнаментом      

 Задачи: 

Продолжать учить самостоятельно делать выбор  материала для работы, фона. Развивать воображение детей в составлении рассказов или сказок с помощью элементов коми орнамента. Воспитывать интерес к культуре коми народа.

Материал:

 демонстрационный материал: таблица элементов коми орнамента со значениями, карточки с элементами орнамента, планшеты для рисования. Нарисованные образцы для игры «Угадай картину по рассказу» и «Составь рассказ по картинке»

 

1 вариант; - Составить рассказ по готовой картинке, в помощь детям картинки двойники.

2 вариант- По рассказу выложить картинку с использованием карточек коми орнамента.

3 вариант- По рассказу нарисовать картинку с использованием  коми орнамента.


 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20»

Соединяя прошлое с настоящим, коми национальный орнамент говорит не только о культуре, но и о характере народа

Соединяя прошлое с настоящим, коми национальный орнамент говорит не только о культуре, но и о характере народа

Детям предлагается украшать треугольные формы, косынки, шарфы, кокошники, разделочные доски, пимы, платья, сумки, туеса, рукавицы, гольфы

Детям предлагается украшать треугольные формы, косынки, шарфы, кокошники, разделочные доски, пимы, платья, сумки, туеса, рукавицы, гольфы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.09.2020