Мастер класс для родителей дошкольников ЗПР: "Игра-дело серьезно"
Оценка 4.6

Мастер класс для родителей дошкольников ЗПР: "Игра-дело серьезно"

Оценка 4.6
pdf
07.04.2022
Мастер класс для родителей дошкольников ЗПР: "Игра-дело серьезно"
Мастер-класс Игра дело серьезное.pdf

Мастер-класс для родителей «Игра – дело серьезное».

Добрый вечер, уважаемые родители!

Известно, что ведущая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит семье. Именно в семье закладываются первые знания и умения ребенка. Осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания и развития ребенка позволяет значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и

родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга. Только совместными усилиями семьи и детского сада можно решить проблему развития речи у ребенка с ЗПР.

Речь – одна из важных линий развития. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, сформировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира. Одним из условий успешного обучения ребенка в школе также является полноценное речевое развитие.

Именно в общении с взрослым в семье развивается речь ребенка. Дошкольник учится правильно произносить звуки, строить фразы, высказывать свое мнение по тем или иным вопросам, овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас. Овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Поэтому мы взрослые должны приложить все усилия, чтобы речь наших детей развивалась своевременно и правильно.

В норме речь у дошкольников развивается стремительными темпами. Прежде всего, бросаются в глаза количественные изменения в словаре ребенка. В 1 год малыш активно владеет 10–12 словами, в 2-3 года ребенок знает 50-300 слов. В возрасте 3-4 года словарный запас увеличивается до 5001200 слов. С 4 до 5 лет он возрастает до 1,5-2000 слов, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3,5 – 4 тысяч слов. К этому же возрасту в идеале должно закончиться естественное становление речи.

 На деле же у детей с ЗПР возникают большие проблемы с полноценным развитием речи. В частности проблемы со словарным запасом. Дети, имея системное недоразвитие речи, испытывают трудности в подборе слов (антонимов, синонимов), в употреблении слов, обозначающих действия и признаки предметов. Они не имеют богатого словарного запаса, позволяющего им свободно общаться со сверстниками.  

Следовательно, основной задачей словарной работы на данном возрастном этапе является качественный рост словаря. Мы должны для наших детей обеспечить условия для уточнения, обогащения и активизации имеющего словаря. Дети должны не только запоминать новые слова, но также понимать их значение и уметь свободно ими пользоваться.

Совершенствовать, обогащать, закреплять и активизировать словарь дошкольника целесообразно в дидактической игре. Дидактическая игра является наиболее эффективным методом работы по развитию речи, так как соединяет в себе два начала: это форма обучающего воздействия взрослого на ребёнка и в то же время – основной вид деятельности старшего дошкольника. Таким образом, у дидактической игры две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок.  В игре ребенку, предоставляется широкое поле для фантазии и творчества. Именно в дидактической игре дети имеют возможность закрепить словарь, упражняться в образовании новых слов, в составлении связных высказываний, совершенствовать грамматический строй.

Однако следует отметить, что количество предлагаемых ребенку заданий должно соответствовать его возрастным и индивидуальным возможностям. Ребенок не должен устать от игры. Игровые упражнения нужно проводить в спокойной и доброжелательной атмосфере. Ни в коем случае не следует форсировать выполнение работы, упрекая ребенка в том, что он чего-либо не умеет. Важно не только чему-то научить дошкольника, но и вселить в него уверенность в себе, воспитать умение отстаивать собственное решение. 

Сегодня вашему вниманию мы представим ряд игровых заданий, которые используются нами в непосредственной образовательной деятельности для развития речи детей и в то же время ориентированы на всестороннее развитие каждого дошкольника. Ребенок, в этих играх, будет развивать свою речь, логическое мышление, внимание, память, воображение, не догадываясь об этом. Дидактические игры и упражнения, которые мы представим вашему вниманию, развивают не только словарь, но и стимулируют детскую поисковую активность в сфере грамматики, воспитывают у детей языковое чутье, лингвистическое отношение к слову и элементарные формы осознания языковой действительности.

Это достигается вовлечением ребенка в определенного рода игровые и речевые ситуации, где он (ребенок) – активный участник, способный рассуждать, обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы.

Дидактические игры проводятся как с игрушками, предметами, картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.

Мы покажем вам несколько дидактических игр как с привлечением различного наглядного материала: бытовых предметов, игрушек, картинок, так и без него. При опоре на зрительный образ дети быстрее усваивают названия предметов, их признаков и действий с ними. Словарные игры целесообразно проводить на уже хорошо знакомом материале. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.

Когда взрослый говорит: «Расскажи мне об этом», он ставит, таким образом, ребёнка в неинтересную для него учебную ситуацию, но если необходимый речевой материал подается в игровой форме, у ребёнка появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить на тему, заданную не им самим. В такой ситуации дети развивают умение внимательно слушать взрослого, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Итак, игры, представленные сегодня вашему вниманию помогут не только,  развить и активизировать словарь вашего ребенка, но и помогут вам лучше узнать его, уяснить особенности его характера и поведения, сблизиться с ним. Время будет проведено с большой пользой, вы увидите, как развивается ваш ребенок, а ему будет просто интересно играть с вами.

 

В группу приглашаются дети.

 

И так первая игра, с которой мы познакомим вас, направлена на развитие зрительного восприятия, внимания и памяти. На первый взгляд, все очень просто. Ребенку нужно угадать, какой из предметов спрятал взрослый. Однако следует помнить, что ребенку запомнить ряд игрушек не так уж легко. Одновременно с развитием зрительного восприятия, внимания и памяти развивается и лексико-грамматический компонент речи. Ведь ребенку надо не только запомнить, в какой последовательности идут предметы, но и правильно назвать     их,     правильно, обозначить          словом,      как    поменялась последовательность предметов.

 

Для показа игры приглашаю подойти ко мне Карину.

Игра  «Что изменилось»

-   Посмотри, какие игрушки я тебе приготовила. Назови их.

Кукла, мяч, машина, лошадка, пирамидка, кубик.

-   Сейчас ты закроешь глазки, а я поменяю игрушки местами. (Игрушки меняем местами). Открывай глазки. Что я изменилось? (Ответ). Куда поместили куклу? Побуждаю использовать при ответе слова «между», «после», «за», «перед» итд

На этом же материале можно провести другую игру:

Игра «Чего не стало?»

Приглашаю  подойти ко мне детей старшей подгруппы.  Разыгрывается та же ситуация.  Задача ребенка назвать какого предмета не стало, при ответе взрослый побуждает  ребенка использовать форму родительного падежа имени существительного и выделять  голосом окончание.  (Не стало куклы, мячика и тд).

Переходим к следующей игре: «Кто в теремочке живет». Мы покажем, как провести эту игру используя карточки. Когда тема ребенком усвоена хорошо, можно играть без опоры на картинку, например, когда вы идете в детский сад.

Приглашаю к столу Матвея и Илью. 

Посмотрите, какой чудесный теремок у меня на столе. Давайте посмотрим, кто же у нас в нем живет. По очереди будете брать карточки из домика, и называть животных, которые там спрятались. Илья достает карточку: У меня кошка, а у тебя? (достает карточку Матвей)  У меня - Котенок - отвечает  Матвей. Можно взять в игру целую семейку животных (лошадь, конь, жеребенок, баран, овца, ягненок   итд)  Когда тема домашних животных хорошо усвоена, можно переходить к животным диким. Только жить они будут не в теремке, а в лесу. Попрошу подойти к столу Никиту и Егора. Давайте покажем гостям игру: «Кто живет в лесу».  Слушайте внимательно. В лесу живет медведь, а еще маленький…(отвечает Матвей). А с медвежонком в лесу живет большая мама….(Илья: медведица).

А теперь, я предлагаю встать всем вместе в круг и поиграть в мяч. «Подбери признак».

 Эта игра поможет детям активизировать в речи прилагательные. Только нужно заранее обговорить с ребенком тему игры. Мы с вами возьмем тему «Фрукты». Тот кому ведущий бросит мяч, должен назвать признак, того фрукта, который ему загадает водящий.

Еще один вариант этой игры, когда нужно к одному предмету подобрать как можно больше слов признаков. Давайте попробуем. Победителем назовем того, кто скажет последнее слово. 

Учимся подбирать признаки: «Какой? Какая? Какое?»

«Что это?» - «Шапка»,  

«Шапка какая?» - «Красная, теплая, вязаная, меховая, детская, красивая и т.п.».  Добиваемся и поощряем, если ребенок подбирает несколько прилагательных к одному слову.

Еще одна игра:«Только …. слова»

Играть в нее  лучше в кругу, когда собралось несколько друзей. Например на дне рождении или любом другом семейном празднике.  Кто-то из взрослых определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и тд, только круглые (например, часы, Колобок, колесо итд.

 Переходим к теме  «Дикие животные». На примере этой темы я научу вас играть в игру «4-й лишний». Игра  достаточно сложна, так как требует определенного уровня развития у ребенка логического мышления. Цель этой игры – закрепить знания о диких  животных, научить детей выделять несоответствие, активизировать словарь по теме.

 Посмотри на картинки, которые у меня на доске. Настя, назови животных, которых ты видишь. Волк, лиса, заяц, кошка.    Три картинки по смыслу сюда подходят. А четвертая картинка не подходит. Найди ее. И объясни свой выбор. (Кошка-это домашнее животное.  А волк, лиса, заяц – это дикие животные).  В случае неуспеха ребенка  взрослый сам выделяет эту картинку и объясняет свой выбор.  А теперь, назовите картинки Елена Сергеевна. (Волк, лиса, медведь, заяц). Кто лишний? Ребята, помогайте мамам. (Лишний заяц, он травоядный, а волк, лиса, медведь – хищники). Так можно играть в эту игру на любом материале, обобщая предметы по тем или иным признакам.  

 Эту игру можно также использовать для различения форм единственного и множественного числа имен существительных.

Предложите ребенку  картинки, на которой нарисованы ложка, вилка, нож и две кастрюли. Пусть ребенок назовет все это одним словом, (посуда). Затем перечислит предметы, которые изображены на картинке. При ответе обратите внимание на окончания слов. Предложите  выбрать неподходящие картинки. В данном случае это могут быть два варианта ответа: Кастрюли, потому что их две, т е множественное число. Либо кастрюли, т.к  это кухонная посуда, а ложка, вилка, нож- это столовые приборы. Учите детей видеть, анализировать, находить нестандартные ответы. Учите их рассуждать.  

А теперь несколько словесных игр, в которые можно поиграть по дороге куданибудь, например в магазин. 

Игра: «Скажи наоборот»

Задача ребенка: подобрать слово с противоположным значением тому, которое вы ему предложили.  Допустим, вы говорите слово «Тихий». Ребёнок должен произнести слово с противоположным значением «Громкий». Затем игроки меняются ролями. Теперь уже ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением. Иногда, чтобы поддержать интерес ребенка к игре взрослый может ошибаться, давать неправильный ответ. Но делать это можно только в том случае, когда вы точно уверены, что ребенок знает правильный вариант. Что он заметит вашу ошибку.

Если же ребенок еще затрудняется в подборе слов. Можно поиграть в эту игру с картинками, с предметами.

Аналогично можно поиграть в игру «Слова- друзья».

 Ребенок должен подобрать синоним к заданному вами слову. Давайте попробуем: Друг-товарищ

Бежать-мчаться…итд

На ходу можно поиграть в игру: «Кто что умеет делать»

Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше словдействий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прыгать, бегать, спать, играть, царапаться, и т. д.).

И последняя игра, в которую мы сегодня вам предлагаем вам поиграть. Это игра «Подиум».  

Все мы с вами женщины. Все любим хорошо одеваться, но частенько, даже не замечаем, того что даем нашим детям неправильный образец  речи. Частенько можно услышать от взрослого фразу: «Одевай, обувки и пошли» или «застегай быстрее свитер». Вот давайте сегодня и вспомним, как правильно называются предметы нашей одежды. Попрошу выйти Алину и Настю. Это наши модели. А теперь попрошу выйти сюда маму Матвея: Оксану Александровну и маму Карины: Марину Владимировну. А мы все будем зрители.  

Итак. В то время, когда модели прогуливаются по подиуму Оксана Александровна  и  Марина Владимировна попробуют описать нам, зрителям,  их наряды.  Начинаем:

Первой на подиум приглашается Настя. На ней надета белая шелковая блуза в желтый горох. На блузке есть воротник, на рукавах манжеты… итд

Мы сегодня  вам показали всего несколько дидактических игр, которые вы легко можете использовать дома при занятиях с детьми для развития у них мышления, внимания, памяти и речи. В эти игры вы можете играть для закрепления следующих лексических тем: «посуда», «мебель», «одежда», «семья», «профессии», «транспорт», «птицы», «насекомые». Если вы хотите узнать больше о дидактических играх, вы можете задать нам вопросы, на которые мы с удовольствием ответим или прочитать странички с информацией, которые мы размещаем в уголке для родителей.

Ответы на возникшие вопросы.

Спасибо за внимание!

 

 

Мастер-класс для родителей «Игра – дело серьезное»

Мастер-класс для родителей «Игра – дело серьезное»

С 4 до 5 лет он возрастает до 1,5-2000 слов, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3,5 – 4 тысяч слов

С 4 до 5 лет он возрастает до 1,5-2000 слов, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3,5 – 4 тысяч слов

Важно не только чему-то научить дошкольника, но и вселить в него уверенность в себе, воспитать умение отстаивать собственное решение

Важно не только чему-то научить дошкольника, но и вселить в него уверенность в себе, воспитать умение отстаивать собственное решение

Итак, игры, представленные сегодня вашему вниманию помогут не только, развить и активизировать словарь вашего ребенка, но и помогут вам лучше узнать его, уяснить особенности его…

Итак, игры, представленные сегодня вашему вниманию помогут не только, развить и активизировать словарь вашего ребенка, но и помогут вам лучше узнать его, уяснить особенности его…

Игра «Чего не стало?» Приглашаю подойти ко мне детей старшей подгруппы

Игра «Чего не стало?» Приглашаю подойти ко мне детей старшей подгруппы

Учимся подбирать признаки: «Какой?

Учимся подбирать признаки: «Какой?

Предложите ребенку картинки, на которой нарисованы ложка, вилка, нож и две кастрюли

Предложите ребенку картинки, на которой нарисованы ложка, вилка, нож и две кастрюли

И последняя игра, в которую мы сегодня вам предлагаем вам поиграть

И последняя игра, в которую мы сегодня вам предлагаем вам поиграть
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2022