Мастер-класс для родителей "Речь на кончиков пальцев"
Оценка 4.9

Мастер-класс для родителей "Речь на кончиков пальцев"

Оценка 4.9
Занимательные материалы +3
docx
родителям
4 кл—7 кл
10.04.2020
Мастер-класс для родителей "Речь на кончиков пальцев"
Речь - это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь - это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития. Первая школа растущего человека – это семья, все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребёнка, здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать. В соответствии с Законом «Об образовании», где написано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В семье ребёнок приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей».
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.docx

Масстер -класс для родителей «Речь на кончиков пальцев».

 Л.В.Бердияну,  воспитатель МБДОУ № 56 «Искорка» г. Сургута

 

«Рука – это вышедший наружу мозг человека»

Н. Кант

 

Пояснительная записка

Речь - это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь - это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития. Первая школа растущего человека – это семья, все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребёнка, здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать. В соответствии с Законом «Об образовании», где написано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В семье ребёнок приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей».

Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с не развитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст! Ребенок не может существовать вне семьи. Если дошкольное учреждение и семья «закрыты» друг для друга, ребенок оказывается между двух несообщающихся систем.

Следовательно,   моя как педагога цель - установление с родителями партнёрских отношений; повышение  грамотности в области коррекционной педагогики.

Задачи:

·        Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и нормативно-правовую литературу.

·        Провести с родителями  игры и упражнения направленные на развития мелкой моторики в домашних условиях.

Чтобы грамотно организовать работу, за основу необ­ходимо взять следующие документы:

·        Конституция Российской Федерации.

·        Конвенция ОНН о правах ребенка. 

·        Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».    

·        Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

Для эффективного взаимодействия с семьёй недостаточно одного желания сотрудничать. Важно вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными слушателями.

В своей работе используем различные педагогические технологии: игровые, информационные, коммуникативные, проблемные, развивающего обучения, консультативные, проектные, ИКТ;

разнообразные формы: «Мастер-класс», «Круглый стол», семинары – практикумы, посиделки, конкурсы, выставки, игровые программы, консультации, проекты.

Основные принципы деятельности по взаимодействию с родителями воспитанников:

·        принцип единства целей образовательного процесса,

·        принцип систематичности,

·        принцип плановости,

·        принцип индивидуальности,

·        принцип своевременности.

Успех коррекционной работы по развитию мелкой моторики зависит от тесной взаимосвязи  педагогов и родителей.

 

Основная часть

 

Мероприятие с участием родителей: Мастер-класс «Речь на кончиках пальцев»

Цель: Познакомить и научить родителей применять предложенные игры и упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики детей.

Задачи:

·        повышать компетентность и знания родителей о значении работы по развитию мелкой моторики рук для успешного овладения письмом;

·        привести примеры игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук;

·        вызывать желание заниматься с ребенком развитием мелкой моторикив домашних условиях.

Место проведения: групповое помещение

Участники: родители.

 

Ход проведения мероприятия

Организационный момент:

 

Вступительное слово.

Педагог: Уважаемые родители, мы рады видеть вас! Спасибо, что уделили свое время для занятий с нами.

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени, все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок  проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращает внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.

Практически все знают понятие «мелкая моторика» и что её развитие очень полезно. Но почему это так? Чем так важно развитие мелкой моторики? Польза мелкой моторики в том, что ребёнок пальчиками ощущает предметы, импульсы от этих ощущений идут в мозг, а центры головного мозга, отвечающие за движения пальчиков, располагаются очень близко с центрами, отвечающими за речь.

Следовательно – плодотворное развитие мелкой моторики улучшает речь. Получается, что пока ребёнок работает пальчиками и ручками – активизируются речевые зоны.

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки - она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью.

К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

Если «да»: (Мы очень рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей).                                                                  

Если «нет», не задумываемся: (очень жаль, поэтому вопросу развития речи наших детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны?)

Сегодня мы вас познакомим с некоторыми пальчиковыми играми и упражнениями, которые активизируют речевую деятельность, развивают память и мышление, пробуждают творческое воображение и внимание. Ведь недаром говорят: «Развивая пальчики – развиваем речь».

Основная часть:

        Всем известно, что большинство детей не любят стандартные НОД. Поэтому обучение и воспитание мы проводим в игровой форме.

 Педагог: Для НОД требуются  шесть родителей. (Педагог приглашает родителей присаживаться на за ранние приготовленные места.)

Педагог: А теперь мы предлагаем вам окунуться в мир детства.

Практическая часть:

Игровое упражнение « Вокруг себя обернись и в ребенка превратись!» (Все вместе выполняют и превращаются в  «детей»)

Педагог: Вы превратились в маленьких детей. А теперь мы с вами поиграем. Но перед тем как начнем наше увлекательное путешествие, предлагаю разогреть наши пальчики:

а. Массаж поверхности ладоней шариками –ёжиками,

Самомассаж подушечек пальцев»                           

Ходит ёжик  без дорожек,

Не бежит  ни  от   кого.

С    головы   до  ножек,

Весь в  иголках ёжик.

Как  же  взять  его?

 

б. «Самомассаж с прищепками»

Самомассаж с прищепками: бельевой прищепкой, на ударные слоги стиха, поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно.

После 1-го двустишия – смена рук (проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими).                             

         Кусается сильно котёнок – глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, малыш!

А будешь кусаться – скажу тебе «кыш!»

Педагог: Какие вы все молодцы! Дети, мы сегодня с вами отправимся в царство сказок. А знаете почему? Потому, что сегодня я нашла письма на нашем столе. Письма непростые, а сказочные. Сказочные герои просят у нас помощи. Не оставим их в беде, правда?

1.«Письмо от Золушки». 

Педагог: И вот первое письмо, мы получили от Золушки. (Педагог достает письмо и зачитывает).

«Милые дети. Я знаю, что вы очень старательные  и никогда никого в беде не оставляете. Помогите, пожалуйста, перебирать фасоль и горох, а иначе я не успею на бал.

              С уважением  Золушка»

Педагог:  Ну что, ребята, поможем Золушке? Тогда присаживайтесь за столы и переберите фасоль и горох (для каждого участника приготовлены фасоль, горох и тарелочки.  Участники начинают выполнить задание).

 

2. Письмо от Кота в сапогах.

Педагог: Дети, вот письмо от Кота в сапогах. Что же он хочет? (педагог достает письмо и зачитывает.)

 «Я узнал, что вы очень ловкие. Помогите мне, пожалуйста. Столько живности поймал, но не могу понять кого.  А если открою мешок, то вся живность разбежится.

                          Кот в сапогах»

 Игра «Волшебный мешочек» (Педагог предлагает детям по очереди на ощупь описывать кто в мешке.  Словесно поощряет участников).

 

3. Письмо от Буратино.

Педагог: Дети, давайте посмотрим, кто еще нам написал? (Педагог  достает и зачитывает письмо.)

«Помогите мне скорей, я потерял ключик золотой. Скоро придет Карабас – Барабас и мои друзья в опасности.  Буратино»

Игровое упражнение «Выложи из палочек по образцу».

Педагог приглашает участников за столы собрать из палочек ключик  по образцу и посчитать, из скольких палочек выложен  ключик.

4. Физминутка

Педагог: А теперь давайте посмотрим, нашел Буратино ключик? Предлагаю встать и поиграть.

«Буратино»

Буратино потянулся,

Раз — нагнулся,

Два — нагнулся,

Три — нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать. 

 

5. Письмо от Дюймовочке.

Педагог: Еще письмо. От кого же оно? ( педагог достает письмо и зачитывает)

«Спасите меня от страшной жабы. Украсьте поляну разноцветными цветами! Дюймовочка»

Дети, мы должны побыстрее украсить поляну разноцветными цветами. Но вот беда, все цветы бесцветные! (педагог показывает шаблоны цветов  заранее  приготовленные). Я кое-что придумала.  Вот пластилин (педагог приглашает детей сесть за столы и раздает им  пластилин), мы можем разукрасить цветочки  разноцветными шариками из пластилина.

Игровое упражнение «Укрась цветок». (После того как разукрасили цветы,  участники  дружно украшают “поляну”).

Педагог: Какая красивая поляна! Дюймовочку не найдут, вы дети молодцы! Но у нас осталось еще одно письмо. Кто-то еще ждет от нас помощи.

 

6. Письмо от Красной Шапочки. (Педагог достает письмо и зачитывает).

Уважаемые дети. Я потеряла корзиночку. Теперь я не могу отнести  бабушке горшочек масла и пирожки. Помогите мне, пожалуйста!  Красная Шапочка.»

Конструирование из бумаги (оригами) «Корзиночка»

Педагог: Давайте сделаем  Красной Шапочке корзиночку из бумаги. (Педагог приглашает участников сесть за столы, раздает заранее приготовленные листы бумаги для изготовления корзины. Дети изготавливают поделки под словесными указаниями. Педагог поощряет детей словесно.) Какие хорошенькие корзиночки!  Теперь у Красной Шапочки не одна корзиночка, а целых шесть!

Педагог: Молодцы дети. Каким сказочным героям мы сегодня помогли? Как мы помогли?

(Ответы детей должны быть полными.)

Педагог: Дети, а вы знаете, пока мы здесь беседовали, принесли бандероль. Интересно, что здесь? Кто нам прислал? (педагог открывает бандероль с книжками – разукрашками).

Педагог: Посмотрите, это для вас подарки и я догадалась от кого. А вы?  (ответы участников).  Вы сегодня очень помогли сказочным героям,  и они вас наградили за хорошие поступки.  Можете  играть, разукрашивать. Молодцы! Я очень вами горжусь.

 

Игровое упражнение «Вокруг себя обернись и в ребенка превратись!» (Все вместе выполняют и превращаются о взрослых).

 

Педагог: Я надеюсь, что информация стала для вас полезной и вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа - ваш дом -окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Семья дает ребенку главное-то, что не может дать никакой другой социальный институт: личностную связь, единство с родными, знания и опыт. Вы можете дома разнообразить игры с детьми, тем самым развивать не только мелкую моторику, но и самые ценные качества как уважение, любовь и доверительные отношения:

Игра 1. Золушка.

Инструкция: перебрать крупу на две миски, например: мама и сын перебирает рожки и горох, папа и дочь перебирает фасоль и ракушки.

Игра 2. «Игра с пуговицами».

Для каждой команды даётся картинка – образец из пуговиц нужно выложить точно такую же.

Игра 3. «Поиски клада».

Инструкция: две банки наполненные крупой (пшеном), один из команды вытаскивает один предмет («Киндер-сюрприз»). Какая команда  быстрее отыщет весь клад.

Игра 4. «Игра в снежки».

Инструкция: две корзины, бумага формата А4, необходимо смять лист (слепить снежок  и попасть в корзину). Кто самый меткий? Кто с места попадёт в корзину?

Игра 5. «Пирамидка».

Инструкция: чья команда быстрее соберёт свою пирамидку?

Игра 6. «Рисование пластилином».

Работа с пластилином очень полезна для развития силы кисти, особенно приёмы отщипывания, раскатывания между ладонями, вдавливание и другие.

Инструкция: У каждой команды заготовлено картинка-трафарет, нужно её раскрасить пластилином.

7. Игры с бусинками Игровая ситуация «Маша в гости собиралась…»

Маша в гости собиралась, Маша в платье наряжалась,

Туфли новые надела, долго в зеркало глядела.

Причесалась не спеша, до чего же хороша!

Бусы новые надела, застегнула неумело,

Разбежались бусы вскачь, тише, Машенька, не плачь!

Игры с бусинками помогут скоорди­нировать движения обеих рук. Ребенку предлагают для нанизывания на веревочку бусины с дырочкам разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации си­стемы «глаз–рука».

8. Игры с катушками. Катаем катушки в ладошках. Наматываем нитку на катушку. Вместо катушки можно использовать клубок ниток

Вывод: умелые пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

 

Рефлексия

Педагог: Хотелось бы напомнить Вам, что цель сегодняшнего мероприятия была направлена на установление с Вами, уважаемые родители партнёрских отношений. Как писал В.А. Сухомлинский: «Без дружеского взаимодействия, без тонкого взаимопонимания педагога и родителей, детского сада и семьи невозможно счастье ребенка, жизнь его может лишиться радости, а без этого нет детства».                                                              

    Уважаемые мамы и папы!  Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Весь педагогический коллектив, который работает с вашими детьми – это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) мы бессильны.

И именно совместная работа нас педагогов и, ВАС, родителей, могут дать положительный результат. Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и обучении детей.

        Сегодня я постаралась, чтобы вы больше узнали о проблемной теме наших детей. Постаралась, чтобы все вы поняли, что главное, чем бы вы ни занимались, вы всегда были вместе. Как в каждой сказке, в конце пути нас всех ждет награда.  Награда для меня - ваши знания и хорошее настроение,  для вас - сплоченность, взаимопонимание и любовь в семье!  Получилось ли у меня, или нет, судить вам. У вас на столах лежать сигнальные карточки красного и зеленого цвета. Я буду задавать вам вопрос, Вы должны отдать карточку с зеленым цветом если вы думаете ответить на вопрос «Коту-ученному», а если «Нет» то карточка с красным цветом отдаете «Незнайке».

        1.Знаете ли вы, что такое мелкая моторика пальцев рук?

Если «Да»-зелёный кружок

Если «Нет»-красный кружок

2.     Имеете ли вы представление, как можно развивать мелкую моторику пальцев рук?

«Да» «Нет»

3.     Развиваете ли вы мелкую моторику пальцев рук в домашних условиях?

Если «Да», то как? «Нет»

4.     Как вы думаете, необходимо ли развитие моторики руки?

5.      Знаете ли вы, для чего это необходимо делать?

(Все гости, участники поднимают карточку с зеленым цветом и отдают «Коту-ученному»).

Педагог: Спасибо всем, всем присутствующим! Все карточки зеленого цвета оказались у Кота! Это очень приятно, значит, мы все не остановимся на достигнутом. Ваши пожелания, предложения вы можете оставить в «Книге отзывов». Я благодарю всех присутствующих за активное участие. Желаю всем здоровья, счастья,  взаимопонимания! До следующей встречи!

 

 

Использованная литература:

1.                 Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. Москва. Творческий Центр СФЕРА. 2009г.

2.                 Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. Москва. АРКТИ.2003г.

3.                 Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Москва. Творческий Центр СФЕРА. 2007г.

4.                 Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис — пресс, 2006. - 128с. - (Дошкольное воспитание и развитие)

5.                 Детский сад и семья / Т.А. Маркова, М.В. Загик, В.М. Иванова и др.; Под редакцией Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1981. - 176с. - (Библиотека воспитателя детского сада).

6.                 Воспитателю о работе с семьёй: Пособие для воспитателя детского сада / Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др.; Под редакцией Н.Ф. Виноградовой, - М.: Просвещение, 1989. - 192с.

7.                 Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).

 

 

Использумые интернет ресурсы:

1.     https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/04/09/znachenie-rechi-v-zhizni-lyudey

2.     https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/09/02/master-klass-dlya-roditeley-po-razvitiyu-melkoy

3.     http://pedsovet.su/load/312-1-0-54003

 

 

 

 

                      


 

Скачано с www.znanio.ru

Масстер -класс для родителей «Речь на кончиков пальцев»

Масстер -класс для родителей «Речь на кончиков пальцев»

Мастер-класс», «Круглый стол», семинары – практикумы, посиделки, конкурсы, выставки, игровые программы, консультации, проекты

Мастер-класс», «Круглый стол», семинары – практикумы, посиделки, конкурсы, выставки, игровые программы, консультации, проекты

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук

После 1-го двустишия – смена рук (проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими)

После 1-го двустишия – смена рук (проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими)

Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать

Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать

Инструкция: перебрать крупу на две миски, например: мама и сын перебирает рожки и горох, папа и дочь перебирает фасоль и ракушки

Инструкция: перебрать крупу на две миски, например: мама и сын перебирает рожки и горох, папа и дочь перебирает фасоль и ракушки

Сегодня я постаралась, чтобы вы больше узнали о проблемной теме наших детей

Сегодня я постаралась, чтобы вы больше узнали о проблемной теме наших детей

1. https :// nsportal . ru / detskiy - sad / raznoe /2018/04/09/ znachenie - rechi - v - zhizni - lyudey 2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/09/02/master-klass-dlya-roditeley-po-razvitiyu-melkoy 3.…

1. https :// nsportal . ru / detskiy - sad / raznoe /2018/04/09/ znachenie - rechi - v - zhizni - lyudey 2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/09/02/master-klass-dlya-roditeley-po-razvitiyu-melkoy 3.…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2020