Конструкт
мастер-класса
студентов 46 группы специальности “Коррекционная педагогика в начальном
образовании”
Дьячковой Анны, Полухиной Ларисы
Класс: 1
Преподаватель: Темерева Л.П.
Руководитель производственной практики:
Тема: «Развитие умения пересказывать текст у детей 7-8 лет»
Форма: мастер-класс
Цель: формирование знаний об особенностях развития умения пересказывать текст у детей 7-8 лет и значении развития умения пересказывать текст для формирования памяти в школе, формирование педагогической компетентности родителей в развитии умения пересказывать текст с использованием различных приемов и игр.
Задачи:
· познакомить родителей с особенностями развития умения пересказывать текст у детей 1 класса
· формировать у родителей представление о значении развития умения пересказывать текст для формирования памяти
· формировать у родителей представление о приемах и играх на развитие умения пересказывать текст и опыт работы с ними
· формировать умение осуществлять коммуникацию с детьми в процессе совместной деятельности по пересказу текста
· развивать умение анализировать опыт использования приёмов и игр
· формировать умение планировать задачи совместного пересказа с детьми
Оборудование: презентация «Развитие умения пересказывать», памятки с приёмами.
Ход родительского собрания:
Этапы деятельности |
Деятельность педагога |
Деятельность родителей |
Планируемые результаты |
1.Мотивация Задача: вызвать интерес к теме мастер-класса |
- Здравствуйте, уважаемые родители. Спасибо, что нашли время, чтобы поприсутствовать на этом мастер-классе. Это показывает вашу неравнодушность к вашим детям. - И начнём мы, конечно же, с них. Сейчас подумайте и скажите про себя, хорошо ли ваш ребёнок может запомнить что-то? Часто ли он забывает о чём-то? Быстро ли может вспомнить, когда его спросят? - А теперь ответьте – хотели бы вы как-то помочь своему ребёнку научиться лучше запоминать всё и быть более внимательным? (да) - Сегодня на мастер-классе мы обсудим, как этого достичь. |
Анализируют свой собственный опыт взаимодействия с ребёнком – предполагают тему родительского собрания. Внимательно слушают педагога. |
Участники заинтересованы в теме мастер-класса, понимают ее. |
2. Презентация педагогического опыта учителя. Обоснование основных идей мастер-класса. Задача: познакомить родителей с особенностями развития у детей 7-8 лет умения пересказывать текст, развивать мотивацию к совместной деятельности с детьми по развитию умения пересказывать текст. |
- На нашем первом родительском собрании мы уже говорили о том, как помочь ребёнку адаптироваться к школе, чтобы он мог справиться со всеми возникающими затруднениями. Возможно, вы помните некоторые выводы, которые мы уже сделали на нём? - Сегодня мы добавим в нашу копилку утверждений следующее: для того, чтобы развивать память ребёнка, необходимо работать с ним как в школе, так и дома. - Память младших школьников по сравнению с памятью дошкольников более сознательна и организованна, однако в ней имеются недостатки. - У младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Это связано с преобладанием первой сигнальной системы. Во время обучения в начальных классах дается очень много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память. Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, учитель способствует развитию их мышления. - К недостаткам памяти младших школьников относится неумение правильно организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для запоминания на разделы или подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться логическими схемами. У младших школьников имеется потребность в дословном запоминании, что связано с недостаточным развитием речи. Учителя, родители должны поощрять смысловое запоминание и бороться с неосмысленным запоминанием. - Следует также отметить не критичность детской памяти, с которой сочетается неуверенность в заучивании материала. Именно неуверенностью часто объясняются случаи, когда младшие школьники предпочитают дословное запоминание пересказу. От класса к классу в начальном звене память детей становится лучше. Чем больше знаний, тем больше возможностей образовывать новые связи, тем больше навыков заучивания, следовательно, и прочнее память. Учителям начальной школы и родителям надо много работать над совершенствованием памяти детей, побуждая их к организованности и осмысливанию учебного материала. - Вы спросите, как же организовать эту работу? Одним из более конкретных способов развития памяти является тренировка умения пересказывать текст. - «Чтобы научиться пересказывать текст, дети должны уметь работать с ним: выделять самое главное, конспектировать, обращать внимание на богатство языка», — говорит Шатханова Наталья Борисовна, учитель русского языка и литературы. - Пересказ — один из важнейших видов работы, который объединяет все предметы в школе, как гуманитарные, так и технические. Обычно под пересказом понимают изложение прочитанного текста своими словами. - Ребенка нужно учить не столько пересказу, сколько пониманию текста. Порочная практика механического пересказа или простого заучивания отдельных предложений и абзацев приводит к тому, что в памяти остаются пробелы: тема не понята, а значит, не усвоена. - Учить правилам пересказа принято уже в начальной школе, так как к пятому классу, где начинаются устные предметы, ученик уже должен овладеть этим приемом. - Сегодня мы с вами определим конкретные шаги, которые будем предпринимать, чтобы помочь нашим детям развивать своё умение пересказывать. |
Внимательно слушают о том, что сегодня предстоит сделать, к чему прийти. Актуализируют знания о рекомендациях по помощи детям, которые поступают в первый класс. |
Проявляют знания об особенностях развития у детей 7-8 лет умения пересказывать текст, имеют мотивацию к совместной деятельности с детьми по развитию умения пересказывать текст |
3. Проведение игр с родителями Задача: сформировать представление о разных способах развития умения пересказывать текст. |
- Для начала нам нужно познакомиться с теми приёмами, которые можно применять для развития умения пересказывать текст. Для этого сейчас я предлагаю вам попробовать представить себя на месте своих детей. Я предложу вам несколько игр на развитие умения пересказывать, а вы от лица ребёнка попробуйте принять в них участие. Педагог вместе с родителями организует следующие игры: ·
«Собери
цепочку» ·
«Строим
лесенку» ·
«Что
за чем?» - Спасибо большое за вашу работу! Как вы можете оценить свои ощущения от участия в подобных заданиях? (ответы родителей) - Подумайте и скажите, было бы интересно вашим детям участвовать в подобном? |
Принимают участие в играх, проводимых педагогом. Следуют инструкциям педагога. |
Имеют представление о разных способах развития умения пересказывать текст. |
5. Моделирование. Самостоятельная работа родителей. Задача: активизировать родителей к использованию освоенных приемов развития умения пересказывать текст в самостоятельной деятельности, развивать умение использовать приёмы пересказа в совместной с детьми деятельности. |
- Итак, сейчас я предлагаю вам самим попробовать уже в роли родителей, т.е. самих себя, почитать с ребёнком и попробовать пересказывать текст. Разделитесь, пожалуйста, на пары – один из вас возьмёт на себя роль ребёнка, а другой роль родителя, а затем вы поменяетесь. - Итак, теперь каждой паре я раздам шаблон того, как можно организовать работу с ребёнком, и книгу, в которой уже заранее выделен необходимый фрагмент текста. Следуйте инструкции и работайте с книгой, а через пять минут поменяйтесь ролями. Шаблон работы: ·
Прочитайте
с ребёнком страницу и задайте ему такие вопросы: - Итак, дорогие родители, предлагаю каждой паря высказать своё мнение о том, как у них получилось поработать с пересказом текста. Была ли эта работа сложной для вас? Понравилось ли вам пересказывать текст таким образом? Читали ли вы подобным образом книги с ребёнком ранее? |
Делятся на пары, получают книги и примеры заданий и апробируют их друг на друге. |
Используют освоенные приёмы для развития умения пересказывать текст в самостоятельной деятельности, умеют использовать приёмы пересказа в совместной с детьми деятельности. |
Рефлексия. Задача: побуждать родителей к анализу результатов деятельности, выделению достижений и планированию задач развития. |
- Для этого я предлагаю вам подумать, какие мероприятия мы сможем организовать в ближайшее время, для того, чтобы помочь нашим детям развивать умение пересказывать текст? (предложения родителей – провести литературную гостиную с викториной по известным сказкам и пересказами сказок от детей, устроить конкурс на лучший пересказ конкретного произведения или сказки) - Также для того, чтобы у вас сохранился весь теоретический материал сегодняшней встречи, я подготовила для вас памятку о том, как помогать нашим детям развивать свои умения пересказа текста. Рекомендации памятки: · Родителям стоит как можно больше разговаривать с ребенком, просить его чаще рассказывать о чем-то: о том, что произошло на улице, что он видел на прогулке, о чем этот мультфильм и т.д. Слушайте обязательно с интересом, сопровождая его рассказ попутными восклицаниями в духе: "Да ты что! А он что? А ты что ответил?" · Хорошо, если вы сами часто рассказываете ему о своих впечатлениях, о событиях в вашей жизни, можно вспомнить забавные истории из детства или возродить традицию "страшных историй" (помните, как в детстве дети рассказывают о "черной руке", "зеленом глазе" и прочих ужасах). · Чем больше ребенок слышит устной связной речи (а не диалога!), тем легче он придет к пониманию сути пересказа. · Метод "снежного кома". Чтобы ребенку было комфортнее привыкать к новому для себя делу, рекомендуется начинать с малого. Пусть ребенок сначала попробует донести смысл одного прочитанного предложения — потом двух — потом абзаца. Так, постепенно увеличивая объем прочитанного, можно прийти к пересказу целых рассказов. · Важно выявить, какой вид памяти лучше развит у ребенка: одни лучше запоминают прочитанный текст, другие — прослушанный. Если лучше работает память визуальная — сделайте акцент на чтении и рассматривании картинок и фото к тексту. Если ребенок — аудиал, то лучше текст ему прочить или поставить аудиозапись. · Спрашивайте. Не стоит говорить: "А теперь перескажи!". Малыши не всегда способны уловить логику повествования и самостоятельно выделить ключевые моменты. Начиная обучение пересказу, лучше спрашивать. Например, при пересказе "Красной шапочки" уместны вопросы: "Как ты думаешь, почему девочку назвали Красной шапочкой? А с кем она жила? О чем попросила ее мама? Что несла девочка бабушке? Что случилось в дороге?". Со временем вопросов становится все меньше, и вопросы будут в дальнейшем более общими, относящимися сразу к целым абзацам. Это поможет приучать ребенка к выделению ключевых моментов, основной идеи текста. - Мы сегодня очень продуктивно поработали, предлагаю вам завершить наш мастер-класс интересным приемом: «Чемодан – корзина – мясорубка». В чемодан мы положим те выводы, которые необходимо сохранить, в корзину – ложные убеждения, а в мясорубку – идеи, которые нужно ещё раз обдумать и переработать, чтобы использовать их. - Все желающие могут высказать свое мнение – что они сегодня положат в свой чемодан, из тех знаний что получили, что они отнесут в корзину, а что предоставят мясорубке. - Спасибо Вам за сегодняшний мастер-класс, я думаю, что многие из вас смогли ощутить и прочувствовать на себе – как сейчас не просто вашему ребенку, на сколько важный период в жизни он проходит на данный момент. Не забывайте о тех рекомендациях, которые сегодня мы с вами проговаривали. Спасибо вам больше за то, что уделили время для нашей встречи! Всего хорошего! До свидания! |
Проводят рефлексию своей деятельности, совещаются по поводу мероприятия, получают памятку. |
Анализируют свою деятельность, выделяют достижения и планируют задачи развития. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.