Мастер-класс для родителей в 1 классе по теме "Развитие умения пересказывать текст у детей 7-8 лет"

  • docx
  • 20.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала мастер-класс развитие умения пересказывать.docx

Конструкт мастер-класса
студентов 46 группы специальности “Коррекционная педагогика в начальном образовании”
Дьячковой Анны, Полухиной Ларисы

Класс: 1

Преподаватель: Темерева Л.П.

Руководитель производственной практики:

Тема: «Развитие умения пересказывать текст у детей 7-8 лет»

Форма: мастер-класс

Цель: формирование знаний об особенностях развития умения пересказывать текст у детей 7-8 лет и значении развития умения пересказывать текст для формирования памяти в школе, формирование педагогической компетентности родителей в развитии умения пересказывать текст с использованием различных приемов и игр.

Задачи:

·         познакомить родителей с особенностями развития умения пересказывать текст у детей 1 класса

·         формировать у родителей представление о значении развития умения пересказывать текст для формирования памяти

·         формировать у родителей представление о приемах и играх на развитие умения пересказывать текст и опыт работы с ними

·         формировать умение осуществлять коммуникацию с детьми в процессе совместной деятельности по пересказу текста

·         развивать умение анализировать опыт использования приёмов и игр

·         формировать умение планировать задачи совместного пересказа с детьми

Оборудование: презентация «Развитие умения пересказывать», памятки с приёмами.

Ход родительского собрания:

Этапы деятельности

Деятельность педагога

Деятельность родителей

Планируемые результаты

1.Мотивация

Задача:

вызвать интерес к теме мастер-класса

- Здравствуйте, уважаемые родители. Спасибо, что нашли время, чтобы поприсутствовать на этом мастер-классе. Это показывает вашу неравнодушность к вашим детям.

- И начнём мы, конечно же, с них. Сейчас подумайте и скажите про себя, хорошо ли ваш ребёнок может запомнить что-то? Часто ли он забывает о чём-то? Быстро ли может вспомнить, когда его спросят?

- А теперь ответьте – хотели бы вы как-то помочь своему ребёнку научиться лучше запоминать всё и быть более внимательным? (да)

- Сегодня на мастер-классе мы обсудим, как этого достичь.

Анализируют свой собственный опыт взаимодействия с ребёнком – предполагают тему родительского собрания. Внимательно слушают педагога.

Участники заинтересованы в теме мастер-класса, понимают ее.

2. Презентация педагогического опыта учителя. Обоснование основных идей мастер-класса.

Задача: познакомить родителей с особенностями развития у детей 7-8 лет умения пересказывать текст, развивать мотивацию к совместной деятельности с детьми по развитию умения пересказывать текст.

 

- На нашем первом родительском собрании мы уже говорили о том, как помочь ребёнку адаптироваться к школе, чтобы он мог справиться со всеми возникающими затруднениями. Возможно, вы помните некоторые выводы, которые мы уже сделали на нём?

- Сегодня мы добавим в нашу копилку утверждений следующее: для того, чтобы развивать память ребёнка, необходимо работать с ним как в школе, так и дома.

- Память младших школьников по сравнению с памятью дошкольников более сознательна и организованна, однако в ней имеются недостатки.

- У младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Это связано с преобладанием первой сигнальной системы. Во время обучения в начальных классах дается очень много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память. Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, учитель способствует развитию их мышления.

- К недостаткам памяти младших школьников относится неумение правильно организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для запоминания на разделы или подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться логическими схемами. У младших школьников имеется потребность в дословном запоминании, что связано с недостаточным развитием речи. Учителя, родители должны поощрять смысловое запоминание и бороться с неосмысленным запоминанием.

- Следует также отметить не критичность детской памяти, с которой сочетается неуверенность в заучивании материала. Именно неуверенностью часто объясняются случаи, когда младшие школьники предпочитают дословное запоминание пересказу.

От класса к классу в начальном звене память детей становится лучше. Чем больше знаний, тем больше возможностей образовывать новые связи, тем больше навыков заучивания, следовательно, и прочнее память. Учителям начальной школы и родителям надо много работать над совершенствованием памяти детей, побуждая их к организованности и осмысливанию учебного материала.

- Вы спросите, как же организовать эту работу? Одним из более конкретных способов развития памяти является тренировка умения пересказывать текст.

- «Чтобы научиться пересказывать текст, дети должны уметь работать с ним: выделять самое главное, конспектировать, обращать внимание на богатство языка», — говорит Шатханова Наталья Борисовна, учитель русского языка и литературы.

- Пересказ — один из важнейших видов работы, который объединяет все предметы в школе, как гуманитарные, так и технические. Обычно под пересказом понимают изложение прочитанного текста своими словами.

- Ребенка нужно учить не столько пересказу, сколько пониманию текста. Порочная практика механического пересказа или простого заучивания отдельных предложений и абзацев приводит к тому, что в памяти остаются пробелы: тема не понята, а значит, не усвоена.

- Учить правилам пересказа принято уже в начальной школе, так как к пятому классу, где начинаются устные предметы, ученик уже должен овладеть этим приемом.

- Сегодня мы с вами определим конкретные шаги, которые будем предпринимать, чтобы помочь нашим детям развивать своё умение пересказывать. 

Внимательно слушают о том, что сегодня предстоит сделать, к чему прийти. Актуализируют знания о рекомендациях по помощи детям, которые поступают в первый класс.

Проявляют знания об особенностях развития у детей 7-8 лет умения пересказывать текст, имеют мотивацию к совместной деятельности с детьми по развитию умения пересказывать текст

3. Проведение игр с родителями

Задача: сформировать представление о разных способах развития умения пересказывать текст.

- Для начала нам нужно познакомиться с теми приёмами, которые можно применять для развития умения пересказывать текст. Для этого сейчас я предлагаю вам попробовать представить себя на месте своих детей. Я предложу вам несколько игр на развитие умения пересказывать, а вы от лица ребёнка попробуйте принять в них участие.

Педагог вместе с родителями организует следующие игры:

·         «Собери цепочку»
Цель: Активизировать словарь, учить правильно воспринимать содержание сказки, развивать мелкую моторику, внимание, память.
Оборудование: Картинки с изображением сказок, шнурки.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать сказку, из которой они будут собирать цепочку. Затем дети пересказывают собранную сказку.

·         «Строим лесенку»
Цель: Развивать эстетический вкус, зрительное внимание, память, мышление. Формировать навыки пересказа, совершенствовать грамматический строй речи.
Оборудование: Плоскостная лестница, карточки с сюжетами сказки В.Сутеева «Три котёнка».
Ход игры: Воспитатель рассказывает сказку, затем задаёт вопросы, определяющие последовательность, и предлагает разложить карточки, начиная с нижней ступеньки, соответственно сюжету сказки.

·         «Что за чем?»
Цель: Развивать зрительное внимание, память, логическое мышление, навыки связной речи.
Оборудование: Плоскостной домик, карточки с сюжетами сказки В.Сутеева «Заяц и ёж».
Ход игры: Воспитатель читает сказку, задаёт вопросы по тексту и предлагает детям разложить картинки по порядку, закрывая ими окна в домике.

- Спасибо большое за вашу работу! Как вы можете оценить свои ощущения от участия в подобных заданиях? (ответы родителей)

- Подумайте и скажите, было бы интересно вашим детям участвовать в подобном?

Принимают участие в играх, проводимых педагогом.

Следуют инструкциям педагога.

Имеют представление о разных способах развития умения пересказывать текст.

5. Моделирование. Самостоятельная работа родителей.

Задача: активизировать родителей к использованию освоенных приемов развития умения пересказывать текст в самостоятельной деятельности, развивать умение использовать приёмы пересказа в совместной с детьми деятельности.

- Итак, сейчас я предлагаю вам самим попробовать уже в роли родителей, т.е. самих себя, почитать с ребёнком и попробовать пересказывать текст. Разделитесь, пожалуйста, на пары – один из вас возьмёт на себя роль ребёнка, а другой роль родителя, а затем вы поменяетесь.

- Итак, теперь каждой паре я раздам шаблон того, как можно организовать работу с ребёнком, и книгу, в которой уже заранее выделен необходимый фрагмент текста. Следуйте инструкции и работайте с книгой, а через пять минут поменяйтесь ролями.

Шаблон работы:

·         Прочитайте с ребёнком страницу и задайте ему такие вопросы:
«О чём мы прочитали?», «Каких героев ты запомнил?», «Что они делали? Почему?». Можете попробовать задавать свои вопросы, но не делайте их слишком сложными – ответ на них должен быть в книге. Если ребёнок затрудняется, помогите ему, не утомляйте долгими расспросами – так он только потеряет интерес к чтению. Со временем ребёнок научится отвечать на вопросы, но ему нужна ваша поддержка.

- Итак, дорогие родители, предлагаю каждой паря высказать своё мнение о том, как у них получилось поработать с пересказом текста. Была ли эта работа сложной для вас? Понравилось ли вам пересказывать текст таким образом? Читали ли вы подобным образом книги с ребёнком ранее?

Делятся на пары, получают книги и примеры заданий и апробируют их друг на друге.   

Используют освоенные приёмы для развития умения пересказывать текст в самостоятельной деятельности, умеют использовать приёмы пересказа в совместной с детьми деятельности.

Рефлексия.

Задача:

побуждать родителей к анализу результатов

деятельности, выделению

достижений и планированию задач развития.

- Для этого я предлагаю вам подумать, какие мероприятия мы сможем организовать в ближайшее время, для того, чтобы помочь нашим детям развивать умение пересказывать текст?

(предложения родителей – провести литературную гостиную с викториной по известным сказкам и пересказами сказок от детей, устроить конкурс на лучший пересказ конкретного произведения или сказки)

- Также для того, чтобы у вас сохранился весь теоретический материал сегодняшней встречи, я подготовила для вас памятку о том, как помогать нашим детям развивать свои умения пересказа текста.

Рекомендации памятки:

·         Родителям стоит как можно больше разговаривать с ребенком, просить его чаще рассказывать о чем-то: о том, что произошло на улице, что он видел на прогулке, о чем этот мультфильм и т.д. Слушайте обязательно с интересом, сопровождая его рассказ попутными восклицаниями в духе: "Да ты что! А он что? А ты что ответил?"

·         Хорошо, если вы сами часто рассказываете ему о своих впечатлениях, о событиях в вашей жизни, можно вспомнить забавные истории из детства или возродить традицию "страшных историй" (помните, как в детстве дети рассказывают о "черной руке", "зеленом глазе" и прочих ужасах).

·         Чем больше ребенок слышит устной связной речи (а не диалога!), тем легче он придет к пониманию сути пересказа.

·         Метод "снежного кома". Чтобы ребенку было комфортнее привыкать к новому для себя делу, рекомендуется начинать с малого. Пусть ребенок сначала попробует донести смысл одного прочитанного предложения — потом двух — потом абзаца. Так, постепенно увеличивая объем прочитанного, можно прийти к пересказу целых рассказов.

·         Важно выявить, какой вид памяти лучше развит у ребенка: одни лучше запоминают прочитанный текст, другие — прослушанный. Если лучше работает память визуальная — сделайте акцент на чтении и рассматривании картинок и фото к тексту. Если ребенок — аудиал, то лучше текст ему прочить или поставить аудиозапись.

·         Спрашивайте. Не стоит говорить: "А теперь перескажи!". Малыши не всегда способны уловить логику повествования и самостоятельно выделить ключевые моменты. Начиная обучение пересказу, лучше спрашивать. Например, при пересказе "Красной шапочки" уместны вопросы: "Как ты думаешь, почему девочку назвали Красной шапочкой? А с кем она жила? О чем попросила ее мама? Что несла девочка бабушке? Что случилось в дороге?". Со временем вопросов становится все меньше, и вопросы будут в дальнейшем более общими, относящимися сразу к целым абзацам. Это поможет приучать ребенка к выделению ключевых моментов, основной идеи текста.

- Мы сегодня очень продуктивно поработали, предлагаю вам завершить наш мастер-класс интересным приемом: «Чемодан – корзина – мясорубка». В чемодан мы положим те выводы, которые необходимо сохранить, в корзину – ложные убеждения, а в мясорубку – идеи, которые нужно ещё раз обдумать и переработать, чтобы использовать их.

- Все желающие могут высказать свое мнение – что они сегодня положат в свой чемодан, из тех знаний что получили, что они отнесут в корзину, а что предоставят мясорубке.

- Спасибо Вам за сегодняшний мастер-класс, я думаю, что многие из вас смогли ощутить и прочувствовать на себе – как сейчас не просто вашему ребенку, на сколько важный период в жизни он проходит на данный момент. Не забывайте о тех рекомендациях, которые сегодня мы с вами проговаривали. Спасибо вам больше за то, что уделили время для нашей встречи! Всего хорошего! До свидания!

Проводят рефлексию своей деятельности, совещаются по поводу мероприятия, получают памятку.

Анализируют свою деятельность, выделяют достижения и планируют задачи развития.

 


 

Посмотрите также