Мастер-класс для учителей начальной школы «Формирование универсальных учебных действий как основа достижения планируемых результатов обучения».

  • Повышение квалификации
  • Презентации учебные
  • Руководства для учителя
  • Семинары
  • pptx
  • 24.12.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала УУД (2) (1).pptx

«Формирование универсальных учебных действий как основа достижения планируемых результатов обучения»

МОАУ
«СОШ №79»
г.Оренбург

«Великая цель образования –
это не знания, а действия».

Герберт Спенсер

В чем заключается задача школы?

Формирование у каждого ребенка умения учитьСЯ – учить СЕБЯ.

Приоритетная цель школьного образования:

развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебные задачи;
проектировать пути их реализации;
контролировать и оценивать свои достижения.

Как достичь эту цель?

Благодаря системе формирования универсальных учебных действий.

Возникновение понятия

«универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования:
от усвоения знаний, умений и навыков к развитию личности учащегося.

Чему учит «лавочка»?

Обучаться можно везде и всегда.

НО…….

Ребенок не хочет брать готовые знания, и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.
Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими.
Шалва Александрович
Амонашвили

Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения.

Универсальные учебные действия (УУД)

Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия являются понятия:
«общеучебные действия»;
«общепознавательные действия»;
«общие способы деятельности»;
«надпредметные действия»

Приложение к мастер-классу

https://docs.google.com/document/d/1jm5MXXsNGbO3sRsCKJO1k58ryt5dijTiGI3IXnW3tbs/edit?usp=sharing

Регистрация участников

https://docs.google.com/forms/d/1pZQDlnLvoiKjZXEhNEQMc3MP_vnqKmhNR5HqOHLywnc/edit?usp=sharing

Формирование УУД
на уроках
в начальной школе

УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности.
Важно создать новые условия для такой деятельности.
Важно изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.

Первичный опыт и мотивация


Знание о том, как учиться


Умение учиться


Контроль

Этапы формирования УУД

Средства формирования УУД

учебное сотрудничество;
совместная деятельность;
разновозрастное сотрудничество;
проектная деятельность;
дискуссия;
тренинги;
общий прием доказательства;
рефлексия;
педагогическое общение.

Познавательные универсальные учебные действия


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД


ПРИЕМЫ ТРКМ

Логические универсальные действия

«Кластер»
«Верные – неверные утверждения»
«Синквейн»
«Эссе»
«Зигзаг»

Общеучебные

«Инсерт»
«Чтение с остановками»

Знаково-символические

«Кластер»

Постановка и решение проблемы

«Знали – Хотим узнать – Узнали»
«Толстые и тонкие вопросы»

Для формирования познавательных УУД целесообразны следующие виды заданий:

сравни;
«найди отличия» (можно задать их количество);
«на что похоже?»;
поиск «лишнего»;
«лабиринты»;
упорядочивание;
«цепочки»;
хитроумные решения;
составление схем-опор;
работа с разного вида таблицами;
составление и распознавание диаграмм;
работа со словарями.

«Использование символов, схем , таблиц , алгоритмов»

Задачи интеллектуально-познавательного характера:

Приёмы создания проблемной ситуации

«с удивлением»
Приём 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения.
Приём 2. Педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.
Приём 3. Между житейским представлением учащихся и научным фактом:
шаг 1. Учитель обнажает житейское представление ученика вопросом или заданием « на ошибку»;
шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.


«с затруднением»

Приём 4. Учитель даёт практическое задание, невыполнимое вообще (возникает только вопрос)
Приём 5. Учитель даёт практическое задание, не сходное с предыдущими
Приём 6.
шаг 1. Учитель даёт невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим
шаг 2. Доказывает, что задание всё-таки не выполнено.

32

- «преднамеренные ошибки» - прием «составление заданий с ловушками»
поиск информации в предложенных источниках,
задания на аналогии,
- прием «разноцветные поправки»
 - диспут;
- взаимоконтроль;
- «ищу ошибки»
 - КОНОП
заучивание материала наизусть в классе ;
«задания – ловушки»
- «сопоставления своих действий и результата с образцом»;
- «умные вопросы»
- «составления задачи по чертежу»;
- «обоснованный отказ от выполнения заданий»
- « орфографические или математические софизмы»

ВИДЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РУУД

Коммуникативные универсальные учебные действия

Личностные универсальные учебные действия

Формирование и развитие УУД


Вид

Составляющие

Способы и формы формирования, типовые задачи

Личностные

Личностное, жизненное самоопределение
Смыслообразование
Нравственно-этическая ориентация

участие в проектах;
подведение итогов урока;
творческие задания;
зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
самооценка события, происшествия;
выразительное чтение;
дневники достижений и др.

52

ГЛАВНОЕ

Все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.

Наша задача - помочь ученикам засиять!!!

F:\Контрольно-оценочная деятельность учителя\УУД\Шуточный гороскоп пожелания для каждого знака зодиака на 2021 год - год быка.mp4