Приоритетная цель школьного образования:
развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебные задачи;
проектировать пути их реализации;
контролировать и оценивать свои достижения.
Возникновение понятия
«универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования:
от усвоения знаний, умений и навыков к развитию личности учащегося.
НО…….
Ребенок не хочет брать готовые знания, и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.
Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими.
Шалва Александрович
Амонашвили
Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения.
Универсальные учебные действия(УУД)
Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия являются понятия:
«общеучебные действия»;
«общепознавательные действия»;
«общие способы деятельности»;
«надпредметные действия»
УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности.
Важно создать новые условия для такой деятельности.
Важно изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.
Средства формирования УУД
учебное сотрудничество;
совместная деятельность;
разновозрастное сотрудничество;
проектная деятельность;
дискуссия;
тренинги;
общий прием доказательства;
рефлексия;
педагогическое общение.
|
|
Логические универсальные действия | «Кластер» |
Общеучебные | «Инсерт» |
Знаково-символические | «Кластер» |
Постановка и решение проблемы | «Знали – Хотим узнать – Узнали» |
Для формирования познавательных УУД целесообразны следующие виды заданий:
сравни;
«найди отличия» (можно задать их количество);
«на что похоже?»;
поиск «лишнего»;
«лабиринты»;
упорядочивание;
«цепочки»;
хитроумные решения;
составление схем-опор;
работа с разного вида таблицами;
составление и распознавание диаграмм;
работа со словарями.
Приёмы создания проблемной ситуации
«с удивлением»
Приём 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения.
Приём 2. Педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.
Приём 3. Между житейским представлением учащихся и научным фактом:
шаг 1. Учитель обнажает житейское представление ученика вопросом или заданием « на ошибку»;
шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
«с затруднением»
Приём 4. Учитель даёт практическое задание, невыполнимое вообще (возникает только вопрос)
Приём 5. Учитель даёт практическое задание, не сходное с предыдущими
Приём 6.
шаг 1. Учитель даёт невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим
шаг 2. Доказывает, что задание всё-таки не выполнено.
32
- «преднамеренные ошибки» - прием «составление заданий с ловушками»
поиск информации в предложенных источниках,
задания на аналогии,
- прием «разноцветные поправки»
- диспут;
- взаимоконтроль;
- «ищу ошибки»
- КОНОП
заучивание материала наизусть в классе ;
«задания – ловушки»
- «сопоставления своих действий и результата с образцом»;
- «умные вопросы»
- «составления задачи по чертежу»;
- «обоснованный отказ от выполнения заданий»
- « орфографические или математические софизмы»
ВИДЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РУУД
Формирование и развитие УУД
| Составляющие | Способы и формы формирования, типовые задачи |
Личностные | Личностное, жизненное самоопределение | участие в проектах; |
52
ГЛАВНОЕ
Все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.
Наша задача - помочь ученикам засиять!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.