Мастер-класс для учителей-словесников: "Обучение технологическим навыкам творческой речи, приёмам словотворчества".
Оценка 4.7

Мастер-класс для учителей-словесников: "Обучение технологическим навыкам творческой речи, приёмам словотворчества".

Оценка 4.7
Руководства для учителя +1
docx
русская литература +1
27.05.2020
Мастер-класс для учителей-словесников: "Обучение  технологическим навыкам творческой речи, приёмам словотворчества".
Данный мастер-класс имеет целью обучение педагогов-словесников авторским приёмам словотворчества, таким, как КЕННИНГИ, МИНИАТЮРЫ ПО ОПОРНЫМ СЛОВАМ, эстетическая ФОРМУЛА СЛОВЕСНОЙ КРАСОТЫ "ЖИВОПИСЬ СЛОВА".
Мастер-класс для учителей-словесников. Обучение приёмам словотворчества..docx

План проведения мастер-класса

 

Ответствен-

ный:

Серебрякова Альфия Хурматулловна

КГУ «Леденёвская средняя школа»

Email:  serebrakovaalfia73@gmail.com

Телефон: 87773456331

Тренер

Учитель русского языка и литературы

Слушатели:

Участники мастер-класса

Тема мастер-класса:

«Обучение приёмам словотворчества»

Цель

мастер-класса:

Обучить участников мастер-класса приёмам словотворчества:

 

·        Формировать  технологические  навыки творческой речи и творческого письма.

·        Предоставить возможности  для конструирования собственных  оригинальных текстовых продуктов.

·        Формировать функциональную грамотность и креативность мышления.

Задачи

мастер-класса:

 

1.Образовательные задачи:

1.Обучение приемам словотворчества: кеннинги;  создание словесного этюда по эстетической формуле красоты «Живопись слова»

2. Актуализация   знаний в области морфологии и  фразеологии.

3.  Подготовка участников мастер-класса к созданию творческих работ.

 

2.Развивающие задачи:

1.Раскрепощение языкового мышления, освобождение от языковых штампов и шаблонов.

2.Мобилизация творческого самочувствия, развитие психических процессов словотворчества.

3.Формирование навыков коллективного творчества.

 

 3. Воспитательные задачи:

1. Воспитание культуры устной и письменной речи

2.Формирование эстетического восприятия окружающего мира.

3.Формирование стремления к самосовершенствованию и самовоспитанию.

 

Предварительные знания:

Самостоятельная исследовательская работа над методической темой:

«Функционально ориентированные творческие работы на уроках русской литературы»

Время

Ход мастер-класса

Вводная часть

0-2 мин

Организация занятия.

Эмоциональный настрой.

 

Пройдёмте по миру, как дети!  Полюбим шуршанье осок,

И терпкость прошедших столетий, и едкого знания сок.

Таинственный рой сновидений овеял рассвет наших дней…

Ребёнок – непризнанный гений средь буднично-серых людей.

(Максимилиан Волошин)

Тренер представляет себя и знакомит аудиторию с целями и задачами проведения мастер-класса (слайды  3-6).

 

2-3 мин

Объяснения тренера (слайды 7-8):

 

ОБУЧЕНИЕ ПРИЁМАМ СЛОВОТВОРЧЕСТВА

1.Поэтическая фигура – КЕННИНГ

   В древности кельтские бродячие поэты – барды использовали в своих торжественных песнях поэтические фигуры, которые затем назвали кеннингами.

Ø   Кеннинг – это образное определение понятия, перифраз в форме словосочетания «Существительное в  Им. падеже + существительное в Род. падеже».  Образ более емко, чем слово, передает суть понятия или одну из его сторон. Это как игра.

 

Примеры кеннингов:

    ДУБ – страж леса     Луна – спутник солнца  СОЛНЦЕ – императрица светил

    КОРАБЛЬ – странник моря

  

Устное  коллективное задание: составьте кеннинги  к словам УТРО, ВЕТЕР, МОРЕ.

   УТРО: начало начал, пробуждение мира, конец ночи, зарождение лучшего.

   ВЕТЕР: посланец туч, странник небес, дух неба, баловень небес.

   МОРЕ: дитя океана, вода наслаждения, стихия свободы, друг Кусто.

   ФО: самооценивание «Лестница»

 

 

3-5

мин

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа №1 (слайд 9)

Письменное индивидуальное задание:

   Составьте КЕННИНГИ к словам РОО, ШКОЛА, УЧИТЕЛЬ, ВЕСНА.

  КО: взаимооценивание по критериям.

Составление кеннингов на заданные слова; з апись кеннингов на индивидуальных ламинированных листах разноцветными маркерами-фломастерами.

Работа в парах.  Взаимооценивание  по дескрипторам работ №1 участников мастер-класса.

Навыки:  знание, применение, анализ

Критерий оценивания:

Дескрипторы:

Правильно использует имена существительные  при составлении кеннингов;

демонстрирует  навыки правильного составления кеннингов.

 

- использует имена только имена существительные в И. и Р. падежах при составлении кеннингов;

- составляет кеннинги  в правильной последовательности.

 

ФО: самоооценивание  «Лестница».

5-6 мин

 

Объяснения тренера (слайд 10)

ОБУЧЕНИЕ ПРИЁМАМ СЛОВОТВОРЧЕСТВА

2. Рисование словесного этюда по эстетической формуле красоты «Живопись слова»:

 

Осязательный

 

цветовой        эпитет+образ+сравнение+олицетворение

 


световой

 ПРИМЕР:

        Важный гриб-боровичок, как маленький гном, подмигивал мне из-под своей глянцевитой шоколадной шляпки, словно хотел сказать: «Вот он я!  Сорви же меня!»

 Повторение с участниками мастер-класса таких понятий, как ЭПИТЕТ, СРАВНЕНИЕ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ с использованием плакатов- постеров.

 

 6-9 мин

Практическая работа №2 (слайд 11)

Индивидуальное письменное задание:  

составить и записать на индивидуальных ламинированных белых листах  словесные этюды «Живопись слова» по изученной формуле согласно содержанию разноцветных открыток-фотоматериалов с яркими изображениями бабочек, стрекоз, божьих коровок на цветах, грибов, домиков и проч.

 

Коллективное оценивание №2 работ участников мастер-класса  по дескрипторам

Навыки: применение, анализ

Критерий оценивания

Дескрипторы:

Правильно использует эпитеты, сравнения и олицетворения при составлении формулы;

 

демонстрирует навыки составления словесного этюда, опираясь на формулу «Живопись слова».

- приводит эпитеты, сравнения и олицетворения при составлении формулы;

 

- составляет формулу «Живопись слова» в правильной последовательности.

ФО: взаимооценивание «Две  звезды, одно пожелание».

9-10 мин

Этап рефлексии.

По окончании работы участники мастер-класса оценивают свою деятельность на плакате с ФО «Лестница успеха» с помощью разноцветных стиков:

Знаю и понимаю -  Понимаю и применяю – Применяю и могу научить другого.

Тренер  проводит ФО и подводит итоги мастер-класса

 

 

Завершение мастер-класса

 


 

Скачано с www.znanio.ru

План проведения мастер-класса

План проведения мастер-класса

Время Ход мастер-класса

Время Ход мастер-класса

Практическая работа №1 ( слайд 9)

Практическая работа №1 ( слайд 9)

Практическая работа №2 (слайд 11)

Практическая работа №2 (слайд 11)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2020
Посмотрите также: