План проведения мастер-класса
Ответствен- ный: |
Серебрякова Альфия Хурматулловна КГУ «Леденёвская средняя школа» Email: serebrakovaalfia73@gmail.com Телефон: 87773456331 |
|||||
Тренер |
Учитель русского языка и литературы |
|||||
Слушатели: |
Участники мастер-класса |
|||||
Тема мастер-класса: |
«Обучение приёмам словотворчества» |
|||||
Цель мастер-класса: |
Обучить участников мастер-класса приёмам словотворчества:
· Формировать технологические навыки творческой речи и творческого письма. · Предоставить возможности для конструирования собственных оригинальных текстовых продуктов. · Формировать функциональную грамотность и креативность мышления. |
|||||
Задачи мастер-класса: |
1.Образовательные задачи: 1.Обучение приемам словотворчества: кеннинги; создание словесного этюда по эстетической формуле красоты «Живопись слова» 2. Актуализация знаний в области морфологии и фразеологии. 3. Подготовка участников мастер-класса к созданию творческих работ.
2.Развивающие задачи: 1.Раскрепощение языкового мышления, освобождение от языковых штампов и шаблонов. 2.Мобилизация творческого самочувствия, развитие психических процессов словотворчества. 3.Формирование навыков коллективного творчества.
3. Воспитательные задачи: 1. Воспитание культуры устной и письменной речи 2.Формирование эстетического восприятия окружающего мира. 3.Формирование стремления к самосовершенствованию и самовоспитанию.
|
|||||
Предварительные знания: |
Самостоятельная исследовательская работа над методической темой: «Функционально ориентированные творческие работы на уроках русской литературы» |
|||||
Время |
Ход мастер-класса |
|||||
Вводная часть |
||||||
0-2 мин |
Организация занятия. Эмоциональный настрой.
Пройдёмте по миру, как дети! Полюбим шуршанье осок, И терпкость прошедших столетий, и едкого знания сок. Таинственный рой сновидений овеял рассвет наших дней… Ребёнок – непризнанный гений средь буднично-серых людей. (Максимилиан Волошин) Тренер представляет себя и знакомит аудиторию с целями и задачами проведения мастер-класса (слайды 3-6).
|
|||||
2-3 мин |
Объяснения тренера (слайды 7-8):
ОБУЧЕНИЕ ПРИЁМАМ СЛОВОТВОРЧЕСТВА 1.Поэтическая фигура – КЕННИНГ В древности кельтские бродячие поэты – барды использовали в своих торжественных песнях поэтические фигуры, которые затем назвали кеннингами. Ø Кеннинг – это образное определение понятия, перифраз в форме словосочетания «Существительное в Им. падеже + существительное в Род. падеже». Образ более емко, чем слово, передает суть понятия или одну из его сторон. Это как игра.
Примеры кеннингов: ДУБ – страж леса Луна – спутник солнца СОЛНЦЕ – императрица светил КОРАБЛЬ – странник моря
Устное коллективное задание: составьте кеннинги к словам УТРО, ВЕТЕР, МОРЕ. УТРО: начало начал, пробуждение мира, конец ночи, зарождение лучшего. ВЕТЕР: посланец туч, странник небес, дух неба, баловень небес. МОРЕ: дитя океана, вода наслаждения, стихия свободы, друг Кусто. ФО: самооценивание «Лестница»
|
|||||
3-5 мин
|
Практическая работа №1 (слайд 9) Письменное индивидуальное задание: Составьте КЕННИНГИ к словам РОО, ШКОЛА, УЧИТЕЛЬ, ВЕСНА. КО: взаимооценивание по критериям. Составление кеннингов на заданные слова; з апись кеннингов на индивидуальных ламинированных листах разноцветными маркерами-фломастерами. Работа в парах. Взаимооценивание по дескрипторам работ №1 участников мастер-класса. Навыки: знание, применение, анализ
ФО: самоооценивание «Лестница». |
|||||
5-6 мин |
Объяснения тренера (слайд 10) ОБУЧЕНИЕ ПРИЁМАМ СЛОВОТВОРЧЕСТВА 2. Рисование словесного этюда по эстетической формуле красоты «Живопись слова»:
Осязательный
цветовой эпитет+образ+сравнение+олицетворение
световой ПРИМЕР: Важный гриб-боровичок, как маленький гном, подмигивал мне из-под своей глянцевитой шоколадной шляпки, словно хотел сказать: «Вот он я! Сорви же меня!» Повторение с участниками мастер-класса таких понятий, как ЭПИТЕТ, СРАВНЕНИЕ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ с использованием плакатов- постеров.
|
|||||
6-9 мин |
Практическая работа №2 (слайд 11) Индивидуальное письменное задание: составить и записать на индивидуальных ламинированных белых листах словесные этюды «Живопись слова» по изученной формуле согласно содержанию разноцветных открыток-фотоматериалов с яркими изображениями бабочек, стрекоз, божьих коровок на цветах, грибов, домиков и проч.
Коллективное оценивание №2 работ участников мастер-класса по дескрипторам Навыки: применение, анализ
ФО: взаимооценивание «Две звезды, одно пожелание». |
|||||
9-10 мин |
Этап рефлексии. По окончании работы участники мастер-класса оценивают свою деятельность на плакате с ФО «Лестница успеха» с помощью разноцветных стиков: Знаю и понимаю - Понимаю и применяю – Применяю и могу научить другого. Тренер проводит ФО и подводит итоги мастер-класса
|
|||||
Завершение мастер-класса |
||||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.