Мастер-класс по пластилинографии
«Города пустыни»
4 класс.
Цели: сформировать целостное представление о природе пустынь и ее особенностях; создать условия для развития интереса к истокам природы разных народов.
Планируемые результаты:УУД
Познавательные:
общеучебные – понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; грамотно и чётко выражают свои мысли;
логические – умение различать теплые и холодные цвета; анализ разных настроений в природе; определение особенностей художественных материалов и техники создания (приемов) произведений разных видов изобразительного искусства;
• регулятивные: управлять своими эмоциями и учебными действиями; проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий; соблюдать учебные и нравственные правила; анализировать свои мысли, действия, чувства;
• коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения, интересно рассказывать о своих наблюдениях, впечатлениях, представлениях, согласовывать усилия по достижению общей цели и решению поставленной учебной задачи.
Предметные: формировать навыки работы с различными материалами; развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию;
Личностные – проявляют самостоятельность; способность к художественно-творческой (изобразительной) деятельности, эмоционально и эстетически воспринимают произведения изобразительного искусства, разные настроения в природе.
Задание : создать пейзаж пустыни в технике пластилинографии.
Материалы для учащихся: картон, пластилин, стеки.
Материалы для учителя:
· зрительный ряд: презентация “Города пустыни”, работы учащихся прошлых лет;
Содержание мастер-класса:
1.Организационный момент и мотивация учебной деятельности (1 мин)
Здравствуйте, ребята! Посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и мысленно пожелайте ему успеха, ведь его поддержка и помощь понадобится вам сегодня на уроке.
2.Актуализация знаний и постановка целей и задач деятельности (3 мин.)
Мы продолжаем с вами путешествовать по Земле в рамках темы «Каждый народ художник» и знакомиться с особенностями природы и архитектуры разных уголков нашей планеты.
- Давайте вспомним, где уже мы с вами побывали и чему научились?(Япония- рисовать сакуру и пагоду, особенности пейзажа страны. Народы гор и степей (Грузия, Абхазия, народы Севера)- жилища степных народов-юрта)
- А как вы думаете, куда сегодня мы продолжим путешествовать? ( ответы детей- предположение)
Природная
зона
Со скудною флорой.
Сухой, жаркий климат —
Барханов просторы.
Безлюдное место,
Здесь мало осадков —
Песок, Миражи и,
Колодцев нехватка.
Тут Змеи, Верблюды,
И ветра картины.
Как люди назвали
Ландшафт тот?
3.Введение в тему. Усвоение новых знаний (9 мин)
Слайд 2-6 - та природная зона занимает около 25% суши планеты. Всего насчитывается 51 пустыня, из которых 2 - ледяные. lСамые обширные пустыни мира – Сахара в Африке, Виктория в Австралии, Атаками в Южной Америке. Самые большие пустыни на материке Евразия расположены в Средней Азии. Это Каракумы и Кызылкум.
Слайд 7 - Растения и животные в пустынях приспособились к недостатку влаги, к палящему солнцу на безоблачном небе, к жизни на сыпучем песке. В пустыни Каракумы летом жара достигает почти 50ºС в тени. Песок накаляется так, что можно испечь яйцо.
Слайд 8 - Когда ветер долго дует в одном направлении на песок, то песок начинает двигаться и из него образуются красивые, определённой формы барханы.Барханы – песчаные холмы в пустыне.Одна сторона у них всегда выпуклая, напоминающая сутулую спину, и всегда обращена в ту сторону, откуда дует ветер. А по ветру вытянуты длинные щупальца – их называют «рогами».
Слайд 9 - При смене ветра бархан тотчас начинает переворачиваться, чтобы показать ему спину. Нередко на бархане появляется растительность. Песок засыпает её, а она движется и, прорастая через бархан, захватывает его своими ветвями и корнями и задерживает на месте.
Слайд 10 - Флора пустыни очень разрежена, в основном это редкие кустарники, которые могут добывать влагу глубоко в почве. Одно из самых необычных растений, которые растут в такой местности – саксаул. Он часто перемещается с места на место под действием ветра.
Слайд 11- Среди жителей пустыни много хищников (шакалы, ящерицы, змеи, лисицы), но все-таки преобладают травоядные.Верблюды, антилопы и другие травоядные питаются колючками и кустарниками, грызуны (песчанки, кенгуровые прыгуны, тушканчики) научились заготавливать семена, которыми пустыня укрыта, а ящерицы откладывают запасы жира в хвосте.
Слайд 12- Там где есть вода, пустыня отступает. Под щедрым солнцем при искусственном орошении (поливе) зеленеют поля хлопчатника, наливаются соком фрукты, дыни, арбузы. Люди издавна ведут каждодневную борьбу с пустыней, прокладывая каналы, строя водохранилища.
Слайд 13-14 - Город в пустыне
Слайд 15-17- Мечеть – так называется храм, где совершают молитву. Мечеть обычно имеет огромный купол и портал
Слайд 18- Минарет – башня, возвышающаяся около мечети, с нее служители храма призывают к молитве
Слайд 19- Мавзолеи – усыпальницы правителей Востока
Ход работы.
1.Берем лист картона формата А4.
2.При помощи карандаша рисуем город пустыни. На заднем плане рисуем силуэт мечети, на переднем верблюдов и пальмы.
3. Заготавливаем желтые, оранжевые, красные и фиолетовые оттенки пластилина для неба.
4. Методом примазывания покрываем небо подготовленными оттенками пластилина.
5. В темные тона добавляем светлых оттенков. Делаем фон живописным.
6. Белым пластилином покрываем солнце
7. Смешиваем красный с коричневым пластилином. Полученным цветом заполняем силуэт мечети.
8. Задним план пустыни покрываем градиентом от красного к желтому цвету.
9. Смешиваем черный пластелин с коричневым. Полученым цветом заполняеем передний план.
10. Из жгутиков выкладывает листья и ствол пальмы. Прижимаем их и стеком делаем неровные края.
11. Из жгутиков выкладываем контур верблюдов. Заполняем силуэты.
12. .Поправим детали поделки. Для большей твердости можно покрыть работу бесцветным
лаком.
Выставка работ школьников по командам. (5 минут)
Анализ и оценка творческих работ проходит в виде игры « Художники и искусствоведы».
Представители разных команд высказывают аргументированные точки зрени , оценивая работы сверстников.
Критерии оценки:
1.Аккуратность, отсутствие композиционных и пропорциональных ошибок;
2.Оригинальность , применение фантазии, воображения при украшении окна.
3.Выразительность образа красавицы, передача характера.
4.Цветовая гармония
5.Оценка слаженности работы в группе.
Рефлексия (2 мин)
Продолжите предложение.
На уроке мы узнали..
Мне было трудно…
Мне было интересно…
У меня получилось…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.