МАСТЕР-КЛАСС
«Сувенир-игольница «Шляпка»
Тема: Сувенир-игольница «Шляпка»
Цель: научить самостоятельно изготавливать сувенир-игольницу
Задачи:
- обучить «простому шву»;
- развивать умение сочетать цвета между собой, способствовать развитию мелкой моторики;
- воспитывать эстетический вкус, трудолюбие и ответственность за результат своего труда.
Участники мастер-класса: учащиеся школ района.
Место проведения:
Оборудование и материалы:
- образец изделия;
- технологические карты;
- картон (или использованный CD диск),
- крышка, лекала,
- мелок,
- ткань, синтепон,
- нитки,
- ножницы,
- игла,
- цветные ленточки и бусинки
- термоклей.
План мастер-класса
1. Организационный этап.
Приветствие. Проверка готовности.
2. Подготовительный этап.
Беседа «Из истории иглы». Сообщение темы занятия.
3. Основной этап.
- Анализ образца.
- Технология изготовления изделия.
- Техника безопасности при работе с иглой и ножницами.
- Практическая творческая деятельность
4. Итоговый этап.
Анализ работ. Оценивание.
Ход мастер-класса
1. Организационный этап.
Приветствие. Проверка готовности к занятию.
2. Подготовительный этап.
Педагог: Давным-давно ещё до нашей эры был изготовлен этот предмет. Чтобы узнать, что это за предмет отгадайте загадку:
Птичка-невеличка,
Носик стальной,
хвостик льняной.
Всех на свете обшивает.
Что сошьет, не одевает. (Иголка.)
Педагог: Да, это иголка.
Беседа «Из истории иглы».
Если бы существовало «первобытное» патентное бюро и первобытный человек принес туда заявку на орудие для шитья, в которой говорилось, что «игла - это заостренный стержень для шитья с ушком на конце», все последующие изобретатели за тысячелетия не смогли бы ничего добавить, настолько игла совершенна. Пожалуй, ни одно орудие труда не прошло столь неизменным сквозь историю человечества. Рыбья кость, в тупом конце которой сделана дырка, - вот и все «изобретение». Этой же костью, только из металла, мы пользуемся и сегодня.
Спустя некоторое время после изобретения костяной иглы ей стали искать замену - очень уж она была хрупка. В дело пошли терновые шипы, но ими в основном пользовался бедный люд, более зажиточные сшивали одежду серебряными и золотыми иглами.
Затем иглы стали делать из бронзы, железа. Стальные иглы в Европе появились в XIV веке, когда узнали тайну прочной дамасской стали. Ушко вначале делать не умели - просто загибали кончик. Появление волочильной доски значительно облегчило изготовление игл, улучшило их внешний вид.
В Россию стальная игла была завезена в ХVII веке из Германии.
А вскоре и русские мастера овладели искусством ее изготовления.
С помощью этого нехитрого устройства выходили умопомрачительные наряды для
модниц всех времен и народов, тончайшие вышивки-картины, шитые жемчугами и
бисером оклады икон, повседневная одежда, детские игрушки ...
Педагог: А какие иглы бывают?
– Иглы бывают различные по толщине и по длине, имеют ушко разной формы. Они еще бывают машинные, хирургические, ручные.
– В зависимости от толщины стержня иглы бывают различных номеров: №1-3 для изготовления изделий из плательных тканей.
– А еще иглы нечетных номеров длиннее, чем иглы четных номеров.
Ребята, скажите, пожалуйста, как нужно обращаться с иголкой? (Осторожно, не оставлять, где попало.)
Педагог: Правильно!
Послушайте одну поучительную историю.
Приучай себя к порядку.
Не играй с вещами в прятки.
А рассеян будешь ты.
Не минуешь, знать беды!
Вот послушай мой рассказ.
Кстати будет он сейчас.
Сеня во дворе играл
И штаны себе порвал.
Чтобы маму не сердить.
Сам решил штаны зашить.
Шил он ловко, молодец.
Нo рассеян был юнец:
Положил иглу у стула.
А ее как ветром сдуло.
Не найдет ее никак.
Это, братцы, не пустяк!
Помогает мама Сене.
Нo игла, как будто в сене.
Потерялась и молчок.
Мол, ищи меня, дружок.
На столе и под столом.
Ищет бабушка кругом.
Вот она очки берет.
Вдруг иголка, где блеснет…
Ищет дедушка с метлой.
Не найтись игле самой.
Надо внуку бы помочь.
Но спина болит – не в мочь.
Папа строгий в двери входит.
Взглядом комнату обводит.
Жмурит брови, не кричит.
Сыну так он говорит:
«Долго ты иглу искал.
Видно, очень ты устал.
Раз нигде иголки нет.
Ты присядь на табурет».
Сеня сел, трет лоб от пота.
Но случилось видно что-то.
Сеня громко вскрикнул:
«Ой! Ведь иголка подо мной!»
Педагог: Вот, ребята, в какую неприятную историю попал Сеня. Что же нужно знать, чтобы не попасть в подобную ситуацию? (Надо убирать иглу на место).
Где место игле. Ответ на этот вопрос в загадке.
В ней хранятся мелочи –
Те, что очень колкие;
У одних – на гвоздике,
У меня на полке же.
Мастерят умелые
Школьники и школьницы
К маминому празднику
Мягкие …(игольницы)
Педагог: Сегодня мы изготовим игольницу, но не простую, а в виде шляпки. Это прекрасный сувенир, который может быть использован как аксессуар для шитья и вышивания, так и для декоративных целей.
3. Основной этап.
Анализ образца.
- Из каких частей состоит изделие? (Из нижней и верхней )
- Какие материалы понадобятся для работы? (ножницы, игла.)
- Какие инструменты будем использовать в работе?
- Какие стежки изучили?
Педагог: Сегодня наша задача состоит в том, чтобы научиться аккуратно, выполнять изученные стежки и строчки. В работе будет использован самый простой шов. Оттого он так и называется «простой».
Физкультминутка.
Технология изготовления изделия.
Разбор хода выполнения работы:
Этапы работы
1. |
Материалы для работы: ткань, синтепон, ножницы, нитки, иголки, картон, термоклей, ленты и бусинки. |
|
2. |
Подготовка материалов и выкройка заготовок. Обводим картонные круги на ткани. Вырезаем круги из ткани. |
|
3. |
Прошиваем большой круг по краю наметочным (простым) швом.
|
|
4. |
Стягиваем круг, вставляя вовнутрь круг из картона. Получилось дно шляпки. |
|
5. |
Аналогично стягиваем маленький круг. Вовнутрь вкладываем синтепон в крышечке. Получаем верх шляпки. |
|
6. |
Пришиваем или приклеиваем верх ко дну шляпки. |
|
7. |
Украшаем шляпку атласной лентой и бусинками. |
|
8. |
Получилась симпатичная шляпка-игольница!
|
|
Педагог: выполнять работу мы будем по технологической карте, в которой последовательно описан ход изготовления изделия. Сейчас мы разберем её.
У каждого учащегося на столе лежит технологическая карта, по которой он будет выполнять работу.
Технологическая карта изготовления сувенира-игольницы «Шляпка»
№ п/п |
Содержание работы |
Рисунок |
Инструменты, приспособления |
1 |
Вырезаем из ткани по шаблону круглую деталь размером в 1,5 раза больше чем диск, для нижней части шляпки. |
|
Шаблон, мелок, ножницы |
2 |
Вырезаем из синтепона круг равный размеру диска. |
|
Ножницы |
3 |
Вырезаем из ткани по шаблону круглую деталь размером в 1,5 раза больше чем пластиковое кольцо для верхней части шляпки. |
|
Шаблон, мелок, ножницы |
4 |
Косыми стежками нитками в цвет ткани через край собираем круглую часть для нижней части шляпки.
|
|
Игла, ножницы |
5 |
Вставляем внутрь диск с синтепоновой частью. Стягиваем край, распределяя складки и, закрепляем.
|
|
Игла, ножницы |
6 |
Косыми стежками нитками в цвет ткани через край собираем круглую часть для верхней части шляпки.
|
|
Игла, ножницы |
7 |
Вставляем внутрь пластиковое кольцо, заполняем его синтепоном. Стягиваем край, распределяя складки и, закрепляем. |
|
Игла, ножницы |
8 |
Соединяем верхнюю часть с нижней незаметными ручными стежками нитками в цвет ткани.
|
|
Игла, ножницы |
9. |
Украшаем шляпку атласной лентой и бусинками. |
|
Ножницы |
10. |
Изготавливаем розочки. |
||
|
Отрезаем ленточки длиной 18 см. Прокладываем по краю прямые стежки, слегка стягивая ленточку. |
|
Игла, ножницы |
|
Собираем розу: скручиваем и закрепляем стежками. |
|
Игла, ножницы |
|
Украшаем шляпку. Завязываем ленточку вокруг тульи. Аккуратно пришиваем розочки. |
|
Игла, ножницы |
После разбора повторяются правила безопасной работы при выполнении ручных работ с иглой и ножницами. В журнале по технике безопасности делается соответствующая запись.
Физкультминутка для глаз.
4. Практическая творческая деятельность.
Самостоятельная работа учащихся.
Индивидуальная работа с учащимися, помощь при работе. Контроль работы, выполняемой учащимися.
Текущий инструктаж. Обход рабочих мест учащихся.
Проверка соблюдения ТБ при работе с ножницами. Проверка соблюдения технологии и приёмов работы, санитарно-гигиенических требований.
5. Итоговый этап.
Анализ работ. Оценивание.
Педагог: Мы сегодня с вами проделали очень большую работу. Изготовленная игольница может быть хорошим подарком. Ее можно подарить на День рождения подружке, бабушке, сестре или любимой учительнице на 1 сентября или день учителя. А также, сшитая своими руками игольница, прекрасно подойдет для хранения иголок самой хозяйки «шляпки».
Мне хочется узнать, где вы будете использовать ваши игольницы? (Ответы учащихся…)
Что нового узнали за время нашего общения?
Я благодарю всех за сотрудничество и жду вас на следующее занятие, которое будет не менее интересным.
Прощаюсь с вами. Желаю много удачных дней.
Литература и информационный ресурс
1. Андронова, Л.А. Лоскутная мозаика / Л.А.Андронова. - М.: Школа-Пресс, 1993. (Б-ка журнала «Школа и производство»).
2. Богданов, В.В.,
Попова, С.Н. Истории обыкновенных вещей
В.В. Богданов, С.Н. Попова. - М.: Педагогика-Пресс, 1992.
3. http://nsportal.ru
4. http://nevozmoznogo.net
5. http://neposed.net
6. http://festival.1september.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.