Форум «Педагог и инновации».
Тема «Активные формы и методы в работе педагога»
Мастер-класс
«Использование активных методов обучения на различных этапах урока» (Технология работы с текстом на уроках английского языка)
Как известно, чтение является одним из четырех основных видов учебно – речевой деятельности при обучении иностранным языкам. Но далеко не секрет, что сегодня обучающиеся не любят читать. Специалисты утверждают, что у современных детей клиповое мышление. Сегодня выпускаются целые серии книг, написанные в стиле общения в чате, современные сериалы, фильмы и мультфильмы создаются для клипового потребителя. В результате человек, не осмыслив одну тему, переходит к потреблению другой, а современные дети воспринимают мир не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий.
Мир обладателя клипового мышления превращается в калейдоскоп разрозненных фактов и осколков информации. Человек привыкает к постоянной смене сообщений и требует новых.
Педагоги во всём мире бьют тревогу: дети мало читают и не понимают смысла прочитанного. Школьники плохо понимают чужие мысли, потому написать изложение для них — сверхзадача. Ученики быстро забывают то, чему их недавно учили, и не могут осилить произведения классической литературы.
Проблемы учащихся состоят в следующем:
· неумение работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать; соотнести разные виды информации, сравнить их с условиями задачи, выбрать главное, отсечь лишнее, самостоятельно воспользоваться имеющимися знаниями и навыками.
· подача текстов в непривычной форме (фрагментарность, избыточность, сочетание разных жанров)
Между тем, текст является основной языковой единицей содержания обучению иностранным языкам. Сами тексты служат материалом для коммуникативных заданий при обучении говорению и чтению. Именно на основе текстов происходит формирование умений аудирования и письменного высказывания. Посредством текста сообщается экстралингвистическая информация о быте и жизнедеятельности народа — носителе данного языка.
Согласно Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по иностранным языкам, в процессе обучения чтению учащиеся к концу 11-ого класса должны овладеть следующими умениями:
- умение понять общее содержание и основные факты, о которых сообщается в тексте;
- умение найти в тексте необходимую информацию;
- умение полно и точно понять сообщаемую в тексте информацию;
- умение применять знания о структуре и функциях языка при анализе текста.
Итак, читательская грамотность рассматривается сегодня как одна из самых важных компетентностей, характеризующих готовность к жизни в современном обществе. И тут перед учителем возникает вопрос: как сделать чтение текста на уроках иностранного языка занимательным и интересным?
Выбор того или иного упражнения и структуры урока зависит от того какой тип чтения тренируется: аналитическое, общее чтение, чтение вслух и про себя, чтение в классе, домашнее чтение, индивидуальное чтение, групповое чтение, хоровое чтение, управляемое чтение, интенсивное, экстенсивное, коммуникативное, беглое, критическое, чтение для удовольствия.
Можно выделить виды чтения:
I.. По целевой направленности деятельности
1. ознакомительное
2. просмотровое
3. изучающее
4. поисковое
II. По форме
1. про себя
2. индивидуальное
3. хоровое
4. громкое
III. По способу раскрытия содержания
1. аналитическое
2. синтетическое
3. переводное
4. беспереводное
IV. По месту чтения
1. домашнее
2. классное
V. По характеру организации деятельности
1. подготовленное
2. неподготовленное
3. тренировочное
4. контрольное
Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Такое чтение имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение – читать ее или нет. Скорость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов в минуту, а учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, умений извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретным коммуникативным заданием.
Ознакомительное чтение (reading for the main idea) представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение “для себя”, без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации. Основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, т.е. выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам.
Темп ознакомительного чтения не должен быть ниже 180 слов в минуту. Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25 – 30% избыточной, второстепенной информации.
Изучающее чтение (detail reading) предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Объектом “изучения” при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста.
Темп изучающего чтения составляет 50 – 60 слов в минуту. Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения как в содержательном, так и в языковом отношении.
Поисковое чтение (reading for specific information) ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель – быстрое нахождение в тексте вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей и т.д.). В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения.
Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых упражнений.
Предтекстовой этап— пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом; актуализация личного опыта учащихся путем привлечения знаний из других образовательных областей школьных предметов; прогнозирование содержания текста с опорой на знания учащихся, их жизненный опыт, на заголовок и рисунки и т.д. Здесь необходимо соблюдать одно важное правило: вся предварительная работа над текстом не должна касаться его содержания, иначе школьникам будет неинтересно его читать, поскольку ничего нового для себя они в этом тексте уже не найдут.
На первых этапах работы с текстом учитель должен облегчить учащимся процесс понимания содержания и показать им ряд важных стратегических моментов работы над аутентичным текстом:
· определить перед чтением по заголовку и (или) по структуре текста, по рисункам, сопровождающим текст, к какому виду (типу) этот текст относится (например, кулинарный рецепт или объявление в газету);
· о чем или о ком может идти в нем речь.
· Чтобы учащиеся смогли видеть в тексте, прежде всего знакомые явления, им можно предложить задания в поиске и подчеркивании в незнакомом тексте известных слов, а также слов, о значении которых можно догадаться, и попросить спрогнозировать содержание (на родном или иностранном языках) с опорой на подчеркнутые слова.
Упражнения
«Отгадай по иллюстрации»
Учащиеся должны отгадать по рисунку, схеме и т.п. , о чем пойдет речь
«Ассоциации и предположения»
Учащиеся индивидуально, либо по подгруппам получают задание ответить на следующие вопросы:
1) Прочтите заголовок. Какие ассоциации возникают после прочтения заголовка данного текста ?
2) О чем, по-вашему мнению, этот текст ?
· нейтральная информация
· мнения
· юмористическая беседа ∆
· советы и указания
3) Откуда возможно взят данный текст?
· из романа
· из дневника
· из журнала
· из газеты
«Ворос - ответ»
Учитель диктует 5-10 вопросов к незнакомому для учащихся тексту. Затем он предлагает написать небольшой рассказ, который по возможности должен дать ответы на все вопросы. Каждый учащийся читает свой рассказ вслух, а учитель затем зачитывает текст - оригинал. После этого учащиеся пересказывают данный текст.
«Кластер, карта памяти, «ёжик»
Учитель пишет на доске ключевое слово. Учащимся нужно подобрать к данному слову спонтанные ассоциации, которые записываются на доске в форме списка. Затем текст, в котором речь идет о выше названном ключевом слове, раздается учащимся. Его читают и пересказывают.
«Читай и угадывай!»
Учащиеся получают следующее задание: читай и угадывай. Возьмите линейку или лист бумаги, положите на текст и прикройте часть строки. Теперь попытайтесь угадать слова и прочесть несколько предложений. После этого учащиеся читают и пересказывают весь текст.
Текстовой этап (чтение текста, отдельных его частей) с целью решения конкретной коммуникативной задачи, сформулированной в задании к тексту и поставленной учащимся перед чтением самого текста. Объектом контроля чтения должно быть его понимание (результат деятельности). При этом контроль понимания прочитанного текста должен быть связан как с коммуникативными задачами, которые ставятся перед учащимися, так и с видом чтения. Если речь идет о работе с аутентичным художественным текстом или текстом информационного характера, то они предназначаются для работы над всеми видами чтения. Так, например, первое прочтение художественного текста может быть связано с пониманием основной информации: определение его основной идеи, темы, проблемы и т.д.; поиск (подчеркивание/выписывание) главной информации; установление логико-смысловых связей (составление плана, таблиц, диаграмм) и т.д.
Повторное прочтение текста может ориентировать учащихся на понимание деталей и их оценку и т.п. Что касается прагматических текстов, то ряд из них целесообразно использовать для поискового чтения (карта города), другие — для полного понимания (рецепты, инструкции), третьи — для ознакомительного чтения (вывески, объявления и др.).
Большую роль в управлении процессом понимания содержания текста (особенно на начальном этапе) играют задания по целенаправленному поиску информации и письменной ее фиксации (заполнение разного рода таблиц: имена героев, совершаемые ими действия, их характеристики и др.).На данном этапе должно действовать следующее правило: нецелесообразно многократно читать один и тот же текст, ибо если содержание текста известно, то его прочтение теряет свой коммуникативный смысл (мы имеем в этом случае дело с формальным упражнением, а не с общением). Повторное чтение целесообразно лишь в том случае, если речь идет о поиске дополнительной, уточняющей информации.
Упражнения
«Слушаем и считаем»
Учитель читает текст, а учащиеся слушают и одновременно ведут прямой или обратный счет. Затем идет пересказ текста.
«Слушаем и повторяем»
Упражнение позволяет развить навыки восприятия речи на слух, проводится в лингафонном кабинете с возможностью индивидуальной звукозаписи, и речь учащихся записывается на ленту.
Учитель вслух читает текст, а учащиеся слово в слово повторяют текст вполголоса. Учитель не делает пауз, а читает текст в нормальном разговорном темпе. При обсуждении используют две или три звукозаписи. Затем текст пересказывают.
«Эхо-упражнение»
Упражнение проводится в лингафонном кабинете с возможностью индивидуальной звукозаписи, и речь записывается на ленту. Учащиеся по предложениям прослушивают текст (отрывок текста) и повторяют затем дословно каждое предложение. Во время прослушивания нельзя делать заметки. В итоге учитель раздает текст, его читают и пересказывают.
«Чтение по диагонали»
Учитель дает рабочий лист с текстом . Учащиеся прикрывают листом бумаги часть текста по диагонали и читают видимую часть. Затем учитель собирает тексты, и учащиеся по памяти отвечают на следующие вопросы: Что является темой? Какой точки зрения придерживается автор? И т.д. После этого текст читают и пересказывают.
«Кто читает?»
Учащиеся получают небольшой текст (отрывок текста) для выразительного чтения, вместе с тем учитель дает им список возможных ролей. Каждый учащийся выбирает себе роль, которая, по его мнению, оптимально подходит к тексту (отрывку текста). После небольшой подготовки каждый учащийся читает текст (отрывок) также выразительно, как, по его мнению, прочитал бы его выбранный персонаж. Класс должен угадать, кто это читает и в какой ситуации.
Предлагаемые роли: ведущий новостей, первоклассник, марафонец во время бега, диск-жокей, сказочник, спортивный репортер во время футбольного репортажа, офицер, поп-звезда во время интервью и т.д.
«Диктант-фантазия»
Учитель диктует начало истории (текста). Затем он предлагает продолжить историю одним-двумя предложениями. При этом учащимся нельзя предугадывать сам сюжет истории, а следует расширить и приукрасить продиктованное. Сюда подходят небольшие истории, притчи, короткие детские сказки, анекдоты. В конце каждый учащийся зачитывает свою историю, затем учитель читает вслух сам оригинал.
«Текст и словарь»
Учитель дает короткий текст для перевода. Учащиеся работают в трех подгруппах: одна подгруппа работает без словаря, другая – с одноязычным, а третья – с двуязычным словарем. При обсуждении сравниваются все три версии перевода.
«Редактирование перевода»
Учитель раздает разные короткие тексты (на одну тему). Учащиеся в подгруппах готовят перевод (на родной или иностранный язык). Подгруппы обмениваются текстами перевода, оставляя при себе исходные тексты. Перевод редактируется и оценивается в подгруппах: перечисляются лексические, синтаксические, идиоматические недостатки.
«Бинго»
Учитель дает таблицу, в которой находятся определенные слова. Учащиеся слушают текст, в котором есть слова, присутствующие в таблице, и, во время прослушивания отмечают их. Тот, кто отметил все слова, кричит БИНГО! По окончании учитель раздает текст, учащиеся читают его и пересказывают.
«Синхронный перевод»
Упражнение может проводиться в лингафоном кабинете с возможностью индивидуальной звукозаписи, и речь записывается на ленту. Учащиеся получают текст из 30 строк и 5 минут времени, для того чтобы подготовить его для устного перевода. Во время чтения учителем текста, учащиеся осуществляют его синхронный перевод.
«Текст с пропущенными словами»
Вариант А. Учитель раздает лист с текстом, где пропущены слова. Учащиеся работают в группах по двое и заполняют пропуски самостоятельно.
Вариант Б. Учитель раздает текст с пропусками и список с пропущенными и лишними словами, которые расположены в алфавитном порядке. Учащиеся работают над текстом в маленьких группах.
«Puzzle»
Учитель предварительно разрезает несколько текстов и перемешивает их. Ученики работают в маленьких группах и реконструируют данные тексты в нужной последовательности. Учитель может также к данным текстам добавить сюжетные фотографии, картинки, отрывки из других текстов.
Послетекстовой этап — использование содержания текста для развития умений школьников выражать свои мысли в устной и письменной речи. Предлагаемые на этом этапе упражнения направлены на развитие умений репродуктивного плана, репродуктивно-продуктивного и продуктивного.
Первая группа упражнений связана с воспроизведением материала текста с опорой на его ключевые слова, опорные предложения, его сокращенный или упрощенный вариант. Учащимся предлагаются задания в творческой обработке текста: деление текста на смысловые вехи; составление плана к каждой части и выписывание опорных предложений к каждому пункту плана; сокращение или упрощение текста для лучшего его воспроизведения и др.
Вторая группа упражнений связана с развитием умений репродуктивно-продуктивного характера, то есть умений воспроизводить и интерпретировать содержание текста в контексте затронутых в нем проблем; высказывать по ним свое суждение (в том числе с опорой на аргументы из текста); оценивать информацию, содержащуюся в тексте, с точки зрения ее значимости для ученика; сообщать, что нового ученик узнал из текста и т.д.
Цель третьей группы упражнений — развить умения продуктивного характера, позволяющие учащимся использовать полученную информацию в ситуациях, моделирующих аутентичное общение (ролевая игра), и в ситуациях естественного общения, когда ученик действует "от своего собственного лица" (обоснование позиции героев/автора; дискуссия по проблеме, затронутой в тексте; написание рецензии/отзыва на текст; составление продолжения истории/ рассказа и др.);
«Редукция текста»
Учитель раздает лист с текстом (20-30 предложений). Учащиеся читают текст и сокращают предложенный текст до 10 предложений.
«Измени сюжет!»
Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст и изменяют логическое содержание (сюжет) текста. Затем каждый ученик зачитывает свою версию.
«Озаглавь текст!»
Учитель раздает лист с текстом (с или без заглавия). Учащиеся читают текст, озаглавливают его или придумывают другой заголовок.
«Дефиниция»
Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст и заменяют выделенные слова дефинициями( дают определение)
«Изменение перспективы»
Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст и рассказывают эту историю с позиции каждого из действующих лиц):
А) … рассказывает
Б) … рассказывает
«Совершенствование стиля»
Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст и пишут к нему вывод. Затем ученик обменивается со своим соседом своим выводом и улучшает свой стиль, т.е. " приукрашивают" свои выводы именами прилагательными, сложноподчиненными предложениями и т.д. Далее идет обсуждение результатов.
«Реклама»
Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст, рисуют на тему текста красивую рекламу и подбирают к рисунку подходящий слоган.
«Изменение временной формы»
Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст, далее изменяют временную форму и пересказывают.
«Изменение типа текста»
Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст и представляют тематику текста в форме:
А) рекламы
Б) объявления
В) дневника
Г) письма к другу
«Телеграмма»
Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст и, работая в маленьких группах, разрабатывают изложение содержания, используя ключевые слова (учащиеся вычеркивают все малозначимые слова и оставляют только самое важное). Рабочие листы собираются и обмениваются между маленькими группами. На основе " Телеграмм" реконструируется текст. Далее идет обсуждение результатов.
«Зашифруй текст»
Учащиеся читают текст и составляют ЛСМ, кластер, таблицу, ментальную карту, затем пересказывают текст. На начальном этапе такая графическая кодировка информации может быть составлена с начальной подсказкой учителя, учащиеся лишь дополняют её.
«Придумай концовку текста!»
Учащиеся читают текст только до развязки действия и должны предположить, о чем дальше идет речь. Затем все идеи сравниваются с оригинальным продолжением текста.
«Преобразование»
Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст и делают из интервью сообщение, из комикса рассказ, из монолога диалог, из письма телеграмму и наоборот.
«Два текста»
Учитель читает два текста, каждый примерно по 65 слов. Затем учащиеся по возможности детально и дословно повторяют первый текст.
Работа с текстом на уроке английского языка в 6 классе на примере текста «The red caps»
Для среднего этапа обучения характерно чтение с полным пониманием основного содержания, предполагающее использование в комплексе всех умений чтения: умений добиваться понимания, преодолевая помехи всеми доступными способами, а также умения добиваться игнорировать помехи, извлекая из текста только существенную информацию, умений читать про себя впервые предъявляемые тексты с целью полного понимания информации, с целью извлечения основной информации и частичной информации.
Задачи и цели:
- учить монологическому высказыванию;
- совершенствовать навыки изучающего чтения;
- семантизировать лексику;
- развивать творческие возможности учащихся;
-развивать языковые компетенции: со стороны грамматики
The red caps
1.In India lived a man. He made red hats and wanted to sell them on the market. He grabbed the red hats in a basket. Оne hat he put on his head. Then he went off. He came through a forest. It was hot. The man was tired. That's why he sat under a tree. Soon he fell asleep.
Monkeys sat on the tree. They saw the red hats and wanted to play with them. They jumped off the tree. They pulled the hats out of the basket and sat them up. Then, they climbed the tree and jumped funny from branch to branch.
The man woke up. His basket was empty. "Where are my hats?" shouted the man. He looked up and saw the monkeys with the red caps. The man was angry. Нe threatened the monkey with his fist. The monkeys also threatened with their fists. But they didn't give the hats back. The man was thinking what to do. He scratched his head. The monkeys scratched their heads too.
2. The man realized that the monkeys did everything that he did. He had a good idea. He took off his red cap and put it in the basket. Then he hid behind the tree trunk and waited.
The monkeys came down from the tree. They also took off the hats and put them in the basket.
The man quickly took his basket with the red hats and continued to the market.
Технологическая карта.
Этап, прием |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
|
Предтекстовой этап.
|
||||
|
|
|
подготовить учащихся к чтению текста в содержательном плане, актуализация знаний, прогнозирование содержания текста с опорой на знания учащихся, их жизненный опыт, на заголовки и рисунки и т.д. (формирование прогностических умений). Умение работать со словарем Умение высказывать предположение |
|
а) Работа с иллюстрацией.
|
- Look at the Illustration of the text! Write everything that belongs to it! |
|
||
б) Работа в парах с лексикой и грамматикой |
Учитель предлагает выполнить задание на карточках 1)перевод глаголов (новые слова даны для экономии времени) 2)существительные, прилагательные |
Учащиеся работают с карточками. Первая группа переводит слова и выражения, которые соотносятся с действиями. Вторая группа выполняет работу с именами существительными.
|
||
в)Работа с заголовком текста |
Please read the title to the Text. What is it about? |
Учащиеся читают заголовок “The red caps“ Высказывают предположения I think the text is about… |
||
Текстовой этап |
||||
Работа с текстом непосредственно (чтение). |
|
Учащиеся читают первую часть текста ( до развязки) |
|
|
Послетекстовой этап |
||||
а) Серия заголовков к тексту (работа на доске).
|
Учитель предлагает несколько заголовков |
|
Использовать содержание текста для развития умений школьников выражать свои мысли в устной и письменной речи |
|
б)Работа с лексикой «Fill gaps». |
Подчеркнуть предложения, в которых говорится о человеке красным, о животных зеленым Учитель предлагает заполнить подстановочную таблицу |
Учащиеся заполняют (См.Приложение). Одна группа действия мужчины, другая действия обезьян. |
|
|
с) Восстановление текста с помощью таблицы |
Учитель предлагает прочитать текст, восстанавливая его с опорой на подстановочную таблицу |
Воссоздают текст, опираясь на таблицу |
|
|
д) «Придумай концовку текста!» |
Учитель предлагает предположить, о чем дальше идет речь. What should the man do to take his hats back? |
Учащиеся предлагают идеи He should …. |
|
|
е) Чтение второй части |
Учитель предлагает прочитать конец текста и предположить, какой эпизод изображен на иллюстрации. |
Все высказанные идеи сравниваются с оригинальным продолжением текста. |
|
|
Грамматические упражнения |
Найти глаголы в Past Simple, правильные и неправильные глаголы глаголы. Найти подлежащее и сказуемое В каких выражениях употребляется слово дерево. Предложения с прямым и обратным порядком слов. |
Выделяют глаголы (подчеркивают)
Подчеркнуть грамматическую основу
Заполняют схему tree на доске under the, on the, from the, behind the |
формирование умения трансформировать любую грамматическую форму слова, встречающуюся в тексте, анализировать предложение с целью соблюдения порядка слов |
|
Выражение отношения к тексту. |
Do you like the text?
|
I like/don’t like the text…. |
|
|
Контрольный этап. Дифференцированные задания |
1.Пересказ 2.Пересказ с опорой 3.Деформированное предложение 4.Найти эквиваленты русским предложениям 5.Установить соответствие между частями предложения |
Выбирают задания и выполняют |
|
|
Наилучший планируемый результат – пересказ текста. Но и другие упражнения не пройдут мимо ученика. Текст, лексика и грамматические задания будут полезны.
Приложение 1.
1.Подстановочная таблица
The man |
The monkeys |
lived…..; made, wanted to sell |
|
grabbed...; put on |
|
came through… was tired… sat... fell asleep |
sat on...; saw … ; and wanted to play |
|
jumped off ...; pulled …out of … ; sat … up; climbed… and jumped from … to … |
woke up… ; shouted...; looked up … saw…; was angry…; threatened… |
threatened… |
|
didn't give … back |
scratched his… |
scratched their… |
2.Установление соответствия между частями предложения
In India He made He grabbed the red hats In the forest he sat Monkeys sat They saw the red hats
They pulled the hats out of the basket and climbed
|
.. on the tree. … in a basket. … under a tree and fell asleep. … lived a man. … red hats. … the tree and jumped funny from branch to branch.
…and jumped off the tree. |
3.Найти эквиваленты русским предложениям:
· На дереве сидели обезьяны.
· Он сложил красные шапки в корзину.
· Они вытащили шапки из корзины и надели на себя.
· Мужчина проснулся. Его корзина была пуста.
· Он погрозил обезьянам кулаком.
4.Деформированнное предложение
In India ……………….. a man. He made ………………… and wanted ………………… He …………… the red hats in a basket. He came through ……………… It was hot, the man was …… fell asleep.
Заключение
Таким образом, прорабатывая текст, используя наибольшее количество упражнений, можно смело утверждать, что чтение текстов на иностранном языке в огромной мере способствует расширению лексического запаса, умению понимать значения незнакомых слов из контекста, закреплению различных разделов грамматики, совершенствованию речевых навыков.
Кроме того, нельзя отрицать и воспитательный характер чтения: чтение повышает культуру человека, заставляя его задуматься над различными проблемами и аспектами нашей жизни.
Чтение классической художественной литературы — важнейшее средство научить ребенка самостоятельно выстраивать образную систему, а всяческое закрепление прочитанного – обсуждение, конспектирование и т.д., способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями и, в конечном итоге, приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира.
Чтобы ребенок увлекся книгой, заинтриговать его рассказом интересной главы из нее. При этом он должен не просто читать, а читать, пересказывать и объяснять причину событий или явлений, высказывать свое мнение.
Полезен и метод парадоксов. Чтобы заставить ученика размышлять, а не просто пропускать через себя информацию, нужно предоставить ему два взаимоисключающих утверждения. Отсутствие четко сформулированной конечной мысли, готового вывода от учителя может заставить школьников задуматься и задействовать логику.
Также можно практиковать метод дискуссий, так как участие в дискуссии учит их участников мыслить, отстаивать свою точку зрения, и понимать противоположную, а поиск аргументации стимулирует логические процессы.
Литература
1. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск: Высшая школа, 1996
2. Коммуникативная методика
http://www.sos-halberstadt.bildung-lsa.de/indextexte.htm
3. Шишкина И. В., Пахоменко Е. П. Методы и приёмы работы с текстом на уроке иностранного языка http://www.rusnauka.com/3_SND_2010/Philologia/58359.doc.htm
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.