Мастер-класс «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе»
Цель:
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал для участников мастер-класса.
Ход мастер-класса
1. Организационный момент
Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды и приемы.
Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы я предлагаю наше мероприятие начать с упражнения
Приветствие: «В кругу друзей» Станьте в круг.
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Справа друг и слева друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
«Здравствуй мир! Здравствуй друг! Здравствуйте все вокруг!»
А сейчас – «Давайте познакомимся». У меня в руках волшебный шар.
Вы передаете друг другу шар называете свое имя и качество на первую букву своего имени.
Начнем с меня. Я- Лилия, ласковая.
Спасибо. Я хочу пожелать всем нам интересной и плодотворной работы.
Можете присаживаться.
2. Актуализация мастер-класса.
Посмотрите, за окном зима, снег и холодно, а ведь так хочется тепла и уюта. Вы все замечательно поработали и я хочу вам подарить частичку лета. Пусть вот эти маленькие бабочки напоминают вам о добре, тепле и красоте. Выберите себе понравившуюся бабочку. Посадите ее на свою ладонь, закройте глаза и послушайте одну легенду:
Давным-давно в старинном городе жил Мастер,
окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли
вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?».
Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между
ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно.
Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
Я согласна, все в наших руках.
- В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным. Учитель-личность творческая. Он всегда идет в ногу со временем. Внедряет в привычную практику новые технологии, новые формы и методы реализации образовательных программ. И каждый раз задает себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь учеников в работу? Как же это сделать? Все просто, как в притче: «Всё в твоих руках»
А я это делаю так. И это будет тема моего мастер класса.
Метод «Что у меня на сердце»
Начиная любое дело, человек имеет ожидания и
опасения.
У вас есть бабочки, на крылышках, с правой
стороны вы напишите ожидания, а с левой– опасения, от данного мастер-
класса. (Озвучивание по желанию.)
В конце занятия мы вернёмся к нашим бабочкам и узнаем, подтвердились ли ваши
опасения или вам было уютно и комфортно.
Я использую этот метод для того, чтобы лучше понять класс и каждого ученика.
А сейчас, сядьте поудобнее и ответьте, пожалуйста, на вопросы, только быстро. Метод «Разминка»
-Какое сегодня число?
А день недели?
-Вытянутый круг?
-На чем путешествовал Емеля?
-Как называется рот у птицы?
-Кто сидит на троне и управляет царством?
Молодцы.
Вот вы и взбодрились и готовы сотрудничать.
2.Сообщение темы, введение в неё.
А давайте сейчас определим ключевое слово нашего занятия.
У вас листочки с буквами. Ваша задача исключить повторяющиеся буквы и из оставшихся букв составить слово. Что у нас получилось? (Игра). Совершенно верно.
Назовите ассоциации, связанные с этим словом.
Закройте глаза и повторяйте: « Раз, два, три-начало игры». Открываем глаза.
(появляется игрушка собаки)
-Здравствуйте. Меня зовут Дружок. Я-добрый. Я вас давно не видел, вы так выросли, поумнели, думаю что вы быстро справитесь с заданием, которое я вам подготовил. У меня «Волшебный микрофон». Вы будете передать его из рук в руки и выполнять задание.
Назовите свою любимую игру в детстве? (Называют)
А теперь усложним задание: « Назовите свою любимую игру и почему вы любили играть в эту игру?»
(За каждый ответ вручает синие и красные палочки)
Вы все получили волшебные палочки, а теперь составьте из них букву, работая в паре. У кого синие - то это должна быть буква, обозначающая согласный звук, а красные-гласный звук. Молодцы.
Сейчас оживим эти буквы.
Каждая пара выходит к доске и показывает букву, которую составили, а мы отгадываем. (Участники выходят и показывают букву).
(А дальше мы можем дать характеристику звуку, проговорить чистоговорки и скороговорки, а так же поиграть в слова)
Вот это мы с вами сейчас поиграем в игру « Игра в слова»
Вам нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте. Ответ может подсказать эхо, ведь разгадка скрыта в самом конце вопроса. Но нужно быть внимательными: эхо может и подвести. Отвечаем быстро, как эхо.
Кто принёс куклу из магазина?
Ответ: Зина (магаЗИНА).
Кто покажет дом, в котором живёт растеряша?
Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?
Молодцы. Усложняем наше задание.
Мы с вами проведём еще одну игру « Создай слова».
(раздать на столы напечатанные слова)
Задание: придумайте новые слова, состоящие из этих же букв, но в другом порядке: армия (Мария, мир), автор (товар, отвар, вор), образ (забор,бор, роза, раб), слово (волос, вол), чувство (ус, вот),
Как вы думаете чему может способствовать данная игра?
( развивать находчивость, смекалку, логику у учащихся; – развитие речи учащихся; – сплочение коллектива; – развитие коллективизма у учащихся; – воспитания у учащихся чувство языка).Но мы с вами движемся дальше-от простого к ложному.
А еще я хочу предложить Вам игру «Круги на воде».
Когда в воду бросишь камень, от него по воде идут круги, чем дальше, тем больше. Так же и слово, запавшее в голову, может натолкнуть на массу ассоциаций, вызвать разные сравнения, воспоминания, представления, образы.
Это игра со словами, она была предложена в своей педагогической практике Джанни Родари ( фантазер, учитель, строил домики из букв, «Приключения Чиполлино», «Приключения Голубой стрелы», «Джельсомино в стране Лжецов»). Она направлена на развитие творческого воображения и словарного запаса. Подходит эта игра для детей любого возраста.
И так, продолжаем работу.
У Вас на столах есть небольшое «озеро» (голубой овал):
Четвертый круг – с каждым словом составить предложения, желательно, чтобы получился текст.
Дети с интересом играли.
Они были героями разных сказок.
Радость переполняла маленькие сердца.
Учитель был доволен активностью детей.
(педагоги работают)
- Вот что получилось у меня.
- Кто желает прочитать, что получилось у вас.
(желающие зачитывают)
А сейчас я хочу назвать еще один игровой прием. Я не могла о нем не вспомнить. Но вам придется его отгадать: вы его хорошо знаете и применяете на практике. Он получается у всех. Это довольно увлекательное и творческое занятие, помогает детям самого разного возраста развивать системное и образное мышление, аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.
В этом приеме 8 букв, 4 буква к, первая –с. Правильно. Это синквейн.
Вспомним правила составления синквейна:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
А сейчас мы объединимся в группы составим Синквейн к слову Игра.
Игра Интересная,увлекательная. Веселит,радует,расслабляет. Делает жизнь активнее. Развлечение
Спасибо.
Но как и в любой технологии есть свои плюсы и минусы.
Предлагаю Вам подвести итог в игре «За!» и «Против!».
Я буду называть качества игровых технологий. Если я назову положительное качество – хлопаем в ладоши, если отрицательное – скрещиваем руки на груди:
+ Способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;
- Сложность в организации и проблемы с дисциплиной;
+ Несет здоровьесберегающий фактор в развитии обучения;
+ Способствует использованию знаний в новой ситуации;
- Подготовка требует больших затрат времени;
+ Является естественной формой труда ребенка;
- Увлекаясь игрой можно потерять образовательное содержание;
- Сложность в оценке обучающихся.
+ Способствует объединению и формированию коллектива, ответственности.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение игровых технологий способствует успешной организации учебной деятельности. Игровые формы обучения способствуют социальным и практическим навыкам, вызывают у детей стремление учиться, даёт положительный результат к мотивации к учебной деятельности.
Ну а сейчас вернемся к нашим бабочкам. Оправдались ли ваши ожидания? (Отвечают. Прикрепляют бабочек на цветок и остаются в кругу). Спасибо.
А сейчас внимание! Что у меня в руках? Это шапка неведимка. Я на вас ее накину и вас никто не видит, и вы можете продолжить предложение
Мне понравилось…
Я узнал…Я хотел(а) бы….
Вот прошёл мой мастер-класс.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов.
Благодарю за сотрудничество!
Вывод.
Почему именно игра? Я работаю в начальных классах. У меня сейчас 1 класс и могу точно сказать, что в этом возрасте, дети очень любят играть, поэтому упор в своей работе делаю на игровые технологии.
Ведь для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в деятельность, но особенно в игровую. Моя задача- учить всех, учить каждого.
Актуальность применения игровых технологий в начальной школе я вижу в том, что игровые технологии являются составной частью педагогической деятельности, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов, вносят разнообразие и заинтересованность в учебный процесс, способствуют созданию благоприятного психологического климата на уроке.
Игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективного взаимодействия педагога и учащихся. В игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности:
В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно.
Ведь не секрет, что те молчуны, из которых на уроке слова не вытянуть, в играх, случается, становятся такими активными. Игра переносит ребенка в новое измерение, в новое психологическое состояние.
Образовательная игра – это активные методы, используемые в учебно-воспитательном процессе с целью достижения педагогических целей.
Приложения:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.