МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТЕПАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ВЕРХНЕКЕТСКОГО РАЙОНА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Номинация: «Методическая разработка»
Тема мастер-класса: «Использование кроссенса для развития логического и творческого мышления младших школьников»
Автор: Решетникова Екатерина Юрьевна, учитель начальных классов
Данный мастер класс может быть интересен педагогическим работникам образовательных учреждений
Технологическая карта мастер-класса
Тема мастер-класса: «Использование кроссенса для развития логического и творческого мышления младших школьников»
Цель мастер-класса: Продемонстрировать использование приёма «Кроссенс» на уроках в начальной школе как средства развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления обучающихся.
Этапы |
Содержание |
|||||||||
Вступительная часть
|
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Екатерина Юрьевна. Я учитель начальных классов МБОУ «ССОШ» п. Степановка. Вашему вниманию я хочу представить мастер- класс, тему которого я раскрою чуть позже. А пока я попрошу аудиторию хором ответить на мои вопросы. - Какого цвета чистый лист бумаги? (Белого) _- Какого цвета падающий снег? (Белого) - Что пьёт корова? ( Молоко) ( Воду) -Конечно, корова пьёт воду, но некоторые, не задумываясь, сказали «молоко», почему же так произошло? У Вас возникла ассоциация со словом «белый». Предлагаю посмотреть на лист из 9 квадратов, составить ассоциативную цепочку и отгадать главное слово в центре.
Вот что у нас получилось: 1 - «Улыбка» - результат хорошего настроения, с улыбки мы начали урок. 2 – Всем известно, что дружба начинается с улыбки (песня об этом звучала в мультфильме «Крошка Енот»). 4 – Крошки 3 – Енот – крошка и при разламывании хлеба, булок тоже бывают крошки. хлеба лучше не выбрасывать, а посыпать в кормушку, чтобы помочь птицам зимой. 5 – Помогла мальчику справиться с недугом и девочка Женя из сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик». 6 – Она отрывала лепестки, и они летели, как может лететь воздушный шарик. 7–Шарик – это предмет, но может быть кличкой собаки. 8–собака – друг человека. 9 – у человека тоже есть друг. Главное слово – ДРУЖБА Девизом нашего мастер-класса станет пословица «Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех».
|
|||||||||
Мотивация активной деятельности участников
|
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Это является требованием ФГОС. При подготовке занятий я задумываюсь о том, как познакомить детей с новыми знаниями, разбудить интерес и желание добывать информацию и, конечно, ищу способы для прочного усвоения знаний. Обучение должно быть интересным. А как заинтересовать? Безусловно, существует много технологий и приёмов, которые позволяют учебный процесс сделать интереснее. Сегодня я хотела бы рассказать и показать свой опыт по развитию логического и творческого мышления на уроках в начальной школе. Чтобы раскрыть тайну и узнать название моего мастер-класса, предлагаю вам отгадать детские загадки. Начальные буквы каждого слова и составят ключевое слово названия моего мастер-класса. 1. Не куст,а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает.( книга) 2.Крашенное коромысло над рекой повисло. (радуга) 3. Пусты поля, мокнет земля, Дождь поливает,когда это бывает?(осенью) 4.Серая птаха в лесу живёт, повсюду чудесным певцом слывёт. (соловей) 5.Не солнце, не огонь,а светит. (светлячок) 6.Вкус у ягоды хорош, Но сорви её поди-ка, Куст в комочках, будто ёж, Вот и назван ( ежевика) 7. Два кольца, два конца, посредине гвоздик.( ножницы) 8. Днём спит, а ночью летает. ( сова) Итак, получилось слово КРОССЕНС. Тема моего мастер-класса «Использование кроссенса для развития логического и творческого мышления младших школьников» |
|||||||||
Демонстрационная часть (имитационная игра)
|
Название "кроссенс" означает "пересечение смыслов" и придумано по аналогии со словом "кроссворд", которое в переводе с английского означает "пересечение слов". Идея этого уникального задания принадлежит Сергею Федину и Владимиру Бусленко. Для разгадки кроссенса, составленного из девяти картинок, надо найти цепь ассоциаций между двумя соседними картинками. Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус. Кроссенс - это набор картинок. Связи, между которыми могут быть как поверхностными, так и глубинными. Л. Н. Толстой говорил: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать...». Так вот кроссенс - это отличное упражнение для развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления. - Я предлагаю всем вместе ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений, разгадать кроссенс, который был использован на уроке литературного чтения, как формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать).
Перед вами несколько картинок.
?
Связь между изображениями – С.Я.Маршак. |
|||||||||
Комментирующая часть
|
Как же создается кроссенс? - Это поле из 9 четырехугольников, в которых помещены изображения. Каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу. - Для начала нужно определить тему. - Подобрать картинки, имеющие отношение к данной теме. - Объяснить связи между ними. Разгадывая кроссенс , нужно пользоваться нормами русского языка, т.е. читать слева направо и сверху вниз. Получается цепочка, завёрнутая «улиткой» .
|
|||||||||
Освоение опыта мастера
|
Задание1. Из набора картинок составить кроссенс на тему «Моя семья»
Составленный кроссенс на тему «Семья»
Задание 2. Определить тему урока по окружающему миру в 4 классе.
Тема «Тундра»
Задание 3. Определить тему урока литературы во 2 классе
А.С.Пушкин Задание 4. Определить тему урока литературы в 3 классе
Л.Н.Толстой Когда я применяю кроссенс? Я применяю кроссенс: -при изучении нового материала: выведение темы урока; установки проблемной ситуации; -при закреплении и обобщении изученного материала; -творческое домашнее задание. Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал «Кроссенсов». Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Они могут стать способом организации коллективного творческого дела. Кроссенс для учеников развивает логическое и образное мышление, способность к самовыражению, инициативность, креативность , повышает мотивацию и отражает глубину понимания темы. Приём «Кроссенс» отвечает следующим принципам: • Научность: имеет научное обоснование; • Эффективность: даёт гарантированные результаты уже с первых дней их применения; • Гуманность: улучшает качество образования и облегчает процесс учения; • Универсальность: применим для преподавания разных учебных предметов, пригоден для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития; • Креативность: направлен на развитие неординарного творческого мышления. А это значит, приём «Кроссенс» помогает формировать все виды универсальных учебных действий. |
|||||||||
Итоговая рефлексия
|
Стать творцом, умеющим создавать свои уникальные образные, наполненные смыслом мира - это блестящая победа ученика и учителя. Не в этом ли главная цель ОБРАЗОВАНИЯ? Желаю всем здоровья, больших побед на творческом поприще и давайте ПЕРЕСЕКАТЬСЯ чаще! Удачи Вам, творчества и мудрости на уроках! |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.