Мастер-класс «Использование приемов ТРКМ при работе с текстом для формирования метапредметных УУД»
Оценка 4.6

Мастер-класс «Использование приемов ТРКМ при работе с текстом для формирования метапредметных УУД»

Оценка 4.6
doc
08.04.2024
Мастер-класс  «Использование приемов ТРКМ при работе с текстом  для формирования метапредметных УУД»
8. Урок и мастер-класс.doc

Мастер-класс

«Использование приемов ТРКМ при работе с текстом

для формирования метапредметных УУД»

 

Учитель русского языка и литературы МАОУ «Школа № 3» Камышловского городского округа  Бронских Любовь Владимировна

 

Стандарты Второго поколения определяют, что выпускник школы должен уметь работать с текстом: искать нужную информацию и понимать прочитанное,  уметь преобразовывать и интерпретировать информацию,  извлечённую из текста, уметь высказывать собственное суждение о прочитанном, а самое главное быть способным переносить навыки, полученные на одном учебном предмете, на другой. Навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что:

·       Современному обществу необходима компетентная личность, владеющая умениями самообучения, получения необходимой информации из различных источников;

·       Выпускники сталкиваются с трудностями при выполнении заданий по текстам, предлагаемым на ЕГЭ и ОГЭ;

·       В 21 веке формируется новый подход к чтению как к методической проблеме - необходимость и важность обучения пониманию текста на всех учебных предметах;

·       Современной школе предстоит реализовать одно из ключевых положений Концепции ФГОС второго поколения – формирование универсальных учебных действий;

·       Учителя русского языка ощущают потребность в разработанной системе заданий, направленной на совершенствование чтения на уроках словесности.           

Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе.

Задачи:

  1. Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)
  2. Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ
  3. Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности.

Материалы и оборудование, подготовка к занятию: Столы и стулья расставлены для работы в группах по 5-6 человека. На столах лежат: текст Е.Замятина «Дракон». Инструменты для рисования: карандаши, ручки, фломастеры, маркеры. Оборудование: Переносная доска, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, слайд-фильм занятия, созданный на основе программы Power Point.

 

Этап

Цель

Деятельность учителя

Деятельность гостей

Мотивация

Привлечь внимание к проблеме компетентной личности, владеющей умениями самообучения, получения необходимой информации из различных источников

Приветствует собравшихся, знакомит с целями мастер-класса, информирует, что занятие будет посвящёно технологии, которая позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем

Рассаживаются в группы по 5-6 человек. Принимают к сведению целевые установки. Просмотр мультфильма «Поросёнок и печенье»

Теоретическая часть

Познакомить собравшихся с теоретическими сведениями о ТРКМ, приемами и этапами данной технологии.

Знакомит с теорией по данному вопросу, этапами развития ТРКМ, предлагая попутно заполнить графы таблицы ««Знаю - Хочу узнать - Узнал». В 1 графу предлагает написать всё, что знают или когда-то слышали о данной технологии. Во 2 графу - что бы хотели узнать об этой технологии.

Узнают, что такое критическое мышление

Знакомятся с приемами развития критического мышления учащихся на уроках.

Работая в группах, заполняют таблицу, презентуют свои ответы

 

Практическая часть

Познакомиться с приемами ТРКМ и показать их использование на примере работы с рассказом Е.И. Замятина «Драком»

Предлагает по заголовку рассказа сделать прогноз о содержании. Информирует, направляет и регулирует деятельность собравшихся по работе с текстом, используя некоторые приемы ТРКМ.

Используют стратегии смыслового чтения: записывают ассоциативный ряд к слову «Дракон», цветовое восприятие слова.

На втором этапе собравшимся предлагаются такие приемы ТРКМ, как: перепутанные логические цепочки;

чтение с отметиной

чтение с остановками

Рефлексия

целостное осмыслить, обобщить полученную информацию; расширить предметное поле; формировать у каждого из собравшихся собственное отношение к изучаемому материалу.

Предлагает составить синквейн, способствующий умению резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в кратких выражениях;

Составляют синквейн по данной теме – «Приемы технологии развития критического мышления для формирования метапредметных УУД»

 

 

Урок литературы в 7 «Б» классе с использованием ТРКМ

«Рассказ Е. Замятина «Дракон» как отражение новой действительности и "нового" человека».

 

Поделюсь своим опытом использования стратегий смыслового чтения и использования технологии развития критического мышления на примере урока литературы в 7 «Б» классе при изучении рассказа Евгения Ивановича Замятина «Дракон». Этот урок прошел 2 недели назад.

Рассказ «Дракон» непонятен детям, потому что по истории с эпохой начала 20 века (революция, гражданская война) они знакомятся лишь в 9 классе, поэтому моя задача – имея всего лишь в арсенале 1 час погрузить учащихся в эту эпоху.

 

Цель урока:

Путем анализа рассказа Е. Замятина "Дракон" определить взгляд писателя на новую историческую действительность и на образ "нового человека". 

Задачи:

- Закрепление навыков анализа произведения малой формы через использование приемов ТРКМ.. 
- Развитие умения устанавливать единые общие признаки и свойства целого путём сопоставления знаний, умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы. 
- Формирование нравственно-эстетических взглядов учащихся. 

Этап

Цель

Деятельность учителя

Деятельность гостей

Мотивация

Настроить учащихся на работу на уроке

Приветствует собравшихся.

Рассаживаются в группы по 5-6 человек.

Стадия вызова

вызвать в памяти учащихся ту информацию, которая пригодится на данном уроке; интерес к новой теме; активность учащихся.

 

Используя прием «мозгового штурма», предлагает по заголовку рассказа сделать прогноз о содержании.

Используют стратегии смыслового чтения: записывают ассоциативный ряд к слову «Дракон», цветовое восприятие слова.

Работая в группах, заполняют таблицу, презентуют свои ответы.  Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.

Стадия осмысления

Познакомиться с новой информацией, соотнести ее с имеющимися знаниями, искать ответы на поставленные ранее вопросы, выявить затруднения и противоречия, корректировать цели.

Используя «толстые» и «тонкие» вопросы, помогает актуализировать знания по теме, учит расставлять приоритеты и составлять разные типы вопросов. Организует побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания. Организует самостоятельную исследовательскую деятельность. Отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении.

Читают помещенный в учебнике текст рассказа, применяя такие приемы ТРКМ, как: перепутанные логические цепочки;

чтение с отметиной,

чтение с остановками, «толстые» и «тонкие» вопросы, заполнение колонок таблицы «ожидаемое» - «неожиданное». Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.

Рефлексия

целостно осмыслить, обобщить полученную информацию; расширить предметное поле; формировать у каждого из собравшихся собственное отношение к изучаемому материалу. Систематизировать новую информации, ее оценка, ответы на поставленные ранее вопросы, формулировка вопросов, постановка новых целей учебной деятельности.

Предлагает составить синквейн, способствующий умению резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в кратких выражениях;

Составляют синквейн по данному произведению, каждая группа представляет свой синквейн.

 

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы, побудить к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей и личными интересами учащихся.

Сообщает учащимся о домашнем задании, разъясняет методику его выполнения.

Записывают домашнее задание: письменный ответ на вопрос. «Какой дракон страшнее – сказочный (дышащий огнем, трехголовый) или вот этот, замятинский - пустой? (Почему этот - страшнее? Можно ли в чем-то убедить - пустоту? Вспоминают: сначала он показался нестрашным, даже смешным…)

 


Скачано с www.znanio.ru

Мастер-класс «Использование приемов

Мастер-класс «Использование приемов

Знаю - Хочу узнать - Узнал ».

Знаю - Хочу узнать - Узнал ».

Настроить учащихся на работу на уроке

Настроить учащихся на работу на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2024