Выступление подготовлено Поповой Ларисой Александровной, учителем начальных классов. Состоялось 16.03.20201года перед педагогическим сообществом окружного методического объединения учителей начальных классов
Директор В.М.Жуков | |
Цель: ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения технологии развития критического мышления.
Задачи:
1.Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов
2.Распространение педагогического опыта и привлечение интереса к новым образовательным технологиям, так как они являются одним их инструментов в работе с одарёнными детьми.
3. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
Методические цели: 1.Познакомиться обзорно с технологией развития критического мышления (ТРКМ)
2.Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ
3.Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности;
раздаточный материал для участников: тексты произведения, шесть разноцветных шляп, памятки.
Ход мастер-класса
I.Организационный момент.
На своём мастер-классе я хотела бы представить Вашему вниманию наиболее полюбившиеся моим ученикам и мне самой приёмы ТРКМ. Прошу Вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение. Надеюсь, что Вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вам благодарна. II.Теоретическая часть
Технология критического мышления – означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. Критическое мышление: - естественный способ взаимодействия с идеями и информацией; - разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить; - особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения; - отправная точка для развития творческого мышления. Критическое мышление:
Технология привлекает тем, что может быть использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, мировая художественная культура, начальные классы и другие). Это универсальная, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Чем еще привлекает меня данная технология? Детей нелегко мотивировать. И нам приходится постоянно придумывать, как заинтересовать ребенка? Порой в этом процессе мы больше отдаем предпочтение форме и забываем о содержании.
Технология РКМЧП с четкой структурой, алгоритмичностью, схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов: формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность); развитие базовых качеств личности (креативность, коммуникативность,критическое мышление, мобильность, самостоятельность, ответственность); формирование культуры чтения и письма; формирование умения задавать вопросы, формулировать гипотезу; стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности запуск механизмов самообразования и самоорганизации. Критический мыслитель:
отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.
Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения. В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны, помимо философских идей, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы с учебным текстом и рекомендации по их использованию на каждой из этих стадий.
Из существующего большого количества приёмов я определила для учащихся пока только таковые: игра «Верите ли Вы, что…?», «шесть шляп», синквейн. Они универсальны. Их можно применять не только на учебных и воспитательных занятиях, но и любых других подобных мероприятиях (семинары, рабочие встречи, педсоветы и т.д.). Технология универсальна ещё в том, что ложится на любой урок и сотрудничает с любой педагогической технологией.
III. Практическая часть.
1.Игра «Верите ли Вы, что…?» (работа в парах)
1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске цифрами я указала № вопросов.
2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...?». Вы обсуждаете ответы в парах.
3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Верите ли, что действие происходит в зоопарке?
2. Верите ли, что лев наброситься на собачку и разорвёт её?
3. Верите ли, что лев полюбил собаку?
4. Верите ли, что лев и собака прожили вместе целый год?
5. Верите ли, что собака умерла?
6. Верите ли, что лев обрадовался смерти собаки?
4. После этого учащиеся переходят к изучению нового материала, работа с приложением №1 – текст «Лев и собачка». Изучив новый материал на стадии осмысления, учитель предлагает обучающимся вернуться к заполненной таблице.
5.Возврат к вопросам.
- А теперь давайте вернемся к нашим вопросам, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях.
- Я снова читаю вопросы. Во второй строке вы ставите нужный знак.
6.Подведение итога.
- По каким вопросам ваше мнение совпало?
- Объясните, почему вы так решили?
- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?
Этот приём я использую на стадии вызова, для того, чтобы актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом; пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету.
А теперь я предлагаю перейти к следующему приёму.
2. «Шесть шляп» (групповая работа) Каждой группе мастер-класса вверяется одна из шести шляп. Причем, могут использоваться настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждому предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли по изученному тексту «Лев и собачка», исходя из цвета шляпы. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мыслителя. Эти оценки могут быть ценны сами по себе, а могут быть использованы при написании заключительного эссе.
- Итак, сейчас каждый из Вас «наденет» виртуальную шляпу и поразмышляет шестью разными способами.
1. Белая шляпа - статистическая (событие, факты). Только то, что говорит автор.
2. Жёлтая шляпа - позитивная (положительная оценка события). Всё хорошее, даже в отрицательном герое.
3. Чёрная шляпа - негативная (отрицательная оценка события, проблемы). Как можно помочь, что сделать, как поступить.
4. Зелёная шляпа - творческая (самые невероятные, необычные идеи). Представь, вообрази и тогда…
5. Красная шляпа - эмоциональная (чувства, которые вызывает у вас данное событие). Ваши ощущения, чувства, отношение.
6. Синяя шляпа - аналитическая (отвечает на вопрос: почему? зачем?). Обобщает всё услышанное от предыдущих участников.
Задания:
Мы работаем над произведением Л.Н.Толстого «Лев и собачка». В каждой группе делимся на подгруппы.
Белая шляпа – факты.
1.Соберите все факты, опираясь на текст, из жизни льва и собачки.
а) лев. (Царь зверей, жил в зверинце, подселили собаку, стали жить, после смерти собаки умирает сам)
б) собачка. ( Жила у хозяина, была поймана, заболела, вскоре сдохла).
Жёлтая шляпа – оптимизм.
1.Найдите положительные моменты в критических ситуациях, в какие попадает лев, собачка.
а) лев. ( У царя зверей может быть доброе верное сердце, может любить)
б) собачка.( обрела друга)
Чёрная шляпа – критика, или прогноз на будущее.
а) лев.
б) собачка.
Красная шляпа – эмоции.
а) лев, видя собачку в клетке.
б) собачка, попадая в клетку ко льву.
Зелёная шляпа – творчество.
а) лев. ( Смог сохранить в себе любовь к ближнему, слабому, величие души.)
б) собачка (Собачка сохранила в себе верность, чувство благодарности).
Синяя шляпа – жизненный урок.
Работая по
данной технологии, я отмечаю следующие преимущества:
• учащиеся становятся более восприимчивы к опыту других детей: учатся слушать
друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
• увеличивается интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный
запас;
• совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно
насыщенного текста;
• вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
•обостряется любознательность, наблюдательность;
•развивает активное слушание;
• повышает самооценку.
3.Синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
В первой строчке тема называется одним словом ( обычно существительным)
Вторая строчка – это описание темы в двух словах ( двумя прилагательными)
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами ( тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта)
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Как делать:
Название (1 существительное) ______________________
Описание (2 прилагательных)_______________________
Действия (3 глагола) ______________________________
Чувство (фраза из 3 и более слов)____________________
Суть (1 сущ.) ____________________________________
Следуя, нашим правилам попробуем составить синквейн к произведению «Лев и собачка»
Лев
Сильный, верный, заботливый
Понюхал, играл, тосковал
Лев полюбил собачку
Верность
Собачка
Маленькая, ласковая, беззащитная
Прижалась, вскочила, заболела
Собачка понравилась льву
Дружба
Для уроков литературного чтения синквейн - это настоящая находка. Ученики любят эти стихи, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: творческие, образные, интеллектуальные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным. А учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли.
С синквейном можно работать по – разному:
· самостоятельное (либо в паре, в группе) составление нового синквейна;
· составление краткого рассказа по готовому синквейну;
· коррекция и совершенствование готового синквейна;
· анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части.
Синквейн можно использовать на разных стадиях урока: на стадии повторения – сжатое обобщение, актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала; на стадии осмысления – вдумчивая работа над новым понятием; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.
«Следовательно, – заключает Джон Бин, – сложность обучения критическому
мышлению состоит отчасти в том, чтобы помочь ученикам разглядеть бесконечное
многообразие окружающих нас проблем».
Приложение 1
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Шесть шляп
1.Белая шляпа - статистическая (событие, факты). Только то, что говорит автор.
2.Жёлтая шляпа - позитивная (положительная оценка события). Всё хорошее, даже в отрицательном герое.
3. Чёрная шляпа - негативная (отрицательная оценка события, проблемы). Как можно помочь, что сделать, как поступить.
4. Зелёная шляпа - творческая (самые невероятные, необычные идеи). Представь, вообрази и тогда…
5. Красная шляпа - эмоциональная (чувства, которые вызывает у вас данное событие). Ваши ощущения, чувства, отношение.
6. Синяя шляпа - аналитическая (отвечает на вопрос: почему? зачем?). Обобщает всё услышанное от предыдущих участников.
Синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта)
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Как делать:
Название (1 существительное) _________________________
Описание (2 прилагательных)__________________________
Действия (3 глагола) _________________________________
Чувство (фраза из 3 и более слов)_______________________
Суть (1 сущ.) ______________________________________
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.