Мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»
Оценка 4.7

Мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»

Оценка 4.7
docx
06.05.2021
Мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»
Брошюра 4.docx

Выступление подготовлено                                                                                       Поповой Ларисой Александровной,                                                                                                                                     учителем  начальных классов.                                                                               Состоялось 16.03.20201года                                                                                         перед педагогическим сообществом                                                         окружного методического объединения                                                                                            учителей начальных классов                                                                                                    

 

 

Директор                          В.М.Жуков                                                                                                                         |

Надпись: 	Мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Цель: ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения технологии развития критического мышления.

Задачи:

1.Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов

 2.Распространение педагогического опыта и привлечение интереса к новым образовательным технологиям, так как они являются одним их инструментов в работе с одарёнными детьми.

 3. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

Методические цели: 1.Познакомиться обзорно с технологией развития критического мышления (ТРКМ)

2.Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ

3.Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности;

раздаточный материал для участников: тексты произведения,  шесть разноцветных шляп, памятки.

Ход мастер-класса

I.Организационный момент.

  На своём мастер-классе я хотела бы представить Вашему вниманию наиболее полюбившиеся моим ученикам и мне самой приёмы ТРКМ. Прошу Вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение. Надеюсь, что Вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вам благодарна. II.Теоретическая часть

            Технология критического мышления – означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. Критическое мышление: - естественный способ взаимодействия с идеями и информацией; - разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить; - особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения; - отправная точка для развития творческого мышления. Критическое мышление:

  • Во-первых – это мышление самостоятельное
  • Во-вторых – это мышление обобщенное
  • В-третьих – это мышление проблемное и оценочное
  • В четвертых – это мышление аргументированное
  • В пятых – критическое мышление есть мышление социальное.

            Технология привлекает тем, что может быть использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, мировая художественная культура, начальные классы и другие). Это универсальная, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Чем еще привлекает меня данная технология? Детей нелегко мотивировать. И нам приходится постоянно придумывать, как заинтересовать ребенка? Порой в этом процессе мы больше отдаем предпочтение форме и забываем о содержании.

Технология РКМЧП с четкой структурой, алгоритмичностью, схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов:  формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность);  развитие базовых качеств личности (креативность, коммуникативность,критическое мышление, мобильность, самостоятельность, ответственность);  формирование культуры чтения и письма; формирование умения задавать вопросы, формулировать гипотезу; стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности  запуск механизмов самообразования и самоорганизации. Критический мыслитель:

  • формирует собственное мнение;
  • совершает обдуманный выбор между различными мнениями;
  • решает проблемы;
  • аргументированно спорит;
  • ценит совместную работу, в которой возникает общее решение;
  • умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его

отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.

      Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения. В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны, помимо философских идей, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы с учебным текстом и рекомендации по их использованию на каждой из этих стадий.

 Из существующего большого количества приёмов я определила для учащихся пока только таковые: игра «Верите ли Вы, что…?», «шесть шляп», синквейн. Они универсальны. Их можно применять не только на учебных и воспитательных занятиях, но и любых других подобных мероприятиях (семинары, рабочие встречи, педсоветы и т.д.). Технология универсальна ещё в том, что ложится на любой урок и сотрудничает с любой педагогической технологией.

III. Практическая часть.

1.Игра «Верите ли Вы, что…?» (работа в парах)

1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске цифрами я указала № вопросов.

 2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...?». Вы обсуждаете ответы в парах.

3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

 

№1

№2

№3

№4

№5

№6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Верите ли, что действие происходит в зоопарке?

2. Верите ли, что лев наброситься на собачку и разорвёт её?

3. Верите ли, что лев полюбил собаку?

4. Верите ли, что лев и собака прожили вместе целый год?

5. Верите ли, что собака умерла?

6. Верите ли, что лев обрадовался смерти собаки?

4. После этого учащиеся переходят к изучению нового материала, работа с приложением №1 – текст «Лев и собачка». Изучив новый материал на стадии осмысления, учитель предлагает обучающимся вернуться к заполненной таблице.

5.Возврат к вопросам.

 - А теперь давайте вернемся к нашим вопросам, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях.

- Я снова читаю вопросы. Во второй строке вы ставите нужный знак.

 6.Подведение итога.

 - По каким вопросам ваше мнение совпало?

- Объясните, почему вы так решили?

- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?

            Этот приём я использую на стадии вызова, для того, чтобы актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом; пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету.

А теперь я предлагаю перейти к следующему приёму.

 2. «Шесть шляп» (групповая работа) Каждой группе мастер-класса вверяется одна из шести шляп. Причем, могут использоваться настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждому предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли по изученному тексту «Лев и собачка», исходя из цвета шляпы. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мыслителя. Эти оценки могут быть ценны сами по себе, а могут быть использованы при написании заключительного эссе.

- Итак, сейчас каждый из Вас «наденет» виртуальную шляпу и поразмышляет шестью разными способами.

1. Белая шляпа - статистическая (событие, факты). Только то, что говорит автор.

2. Жёлтая шляпа - позитивная (положительная оценка события). Всё хорошее, даже в отрицательном герое.

3. Чёрная шляпа - негативная (отрицательная оценка события, проблемы). Как можно помочь, что сделать, как поступить.

4. Зелёная шляпа - творческая (самые невероятные, необычные идеи). Представь, вообрази и тогда…

 5. Красная шляпа - эмоциональная (чувства, которые вызывает у вас данное событие). Ваши ощущения, чувства, отношение.

 6. Синяя шляпа - аналитическая (отвечает на вопрос: почему? зачем?). Обобщает всё услышанное от предыдущих участников.

Задания:

Мы работаем над произведением Л.Н.Толстого «Лев и собачка». В каждой группе делимся на подгруппы.

 Белая шляпа – факты.

1.Соберите все факты, опираясь на текст, из жизни льва и собачки.

а) лев. (Царь зверей, жил в зверинце, подселили собаку, стали жить, после смерти собаки умирает сам)

б) собачка. ( Жила у хозяина, была поймана, заболела, вскоре сдохла).

Жёлтая шляпа – оптимизм.

1.Найдите положительные моменты в критических  ситуациях, в какие попадает лев, собачка.

а) лев. ( У царя зверей может быть доброе верное сердце, может любить)

б) собачка.( обрела друга)

 Чёрная шляпа – критика, или прогноз на будущее.

  1. Какие самые трагические события могут произойти с героями. Обоснуйте их.

а) лев.

б) собачка.

      Красная шляпа – эмоции.

  1. Проанализируйте, какие чувства, эмоции испытывает герой, используя слова, из текста.

а) лев, видя собачку в клетке.

б) собачка, попадая в клетку ко льву.

Зелёная шляпа – творчество.

  1. Смог ли герой сохранить в себе талант, творческие способности. Подтвердите словами из текста.

а) лев. ( Смог сохранить в себе любовь к ближнему, слабому, величие души.)

б) собачка (Собачка сохранила в себе верность, чувство благодарности).

Синяя шляпа – жизненный урок.

  1. Чему Вас научил данный рассказ?

Работая по данной технологии, я отмечаю следующие преимущества:
• учащиеся становятся более восприимчивы к опыту других детей: учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
• увеличивается интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный запас;
• совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
• вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
•обостряется любознательность, наблюдательность;
•развивает активное слушание;
• повышает самооценку.

3.Синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

  В первой строчке тема называется одним словом ( обычно существительным)

Вторая строчка – это описание темы в двух словах ( двумя прилагательными)

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами ( тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта)

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Как делать:

Название (1 существительное) ______________________

Описание (2 прилагательных)_______________________

Действия (3 глагола) ______________________________

Чувство (фраза из 3 и более слов)____________________

Суть (1 сущ.)   ____________________________________

 

Следуя, нашим правилам попробуем составить синквейн к произведению «Лев и собачка»

Лев

Сильный, верный, заботливый

Понюхал, играл, тосковал

Лев полюбил собачку

 Верность

 

Собачка

Маленькая, ласковая, беззащитная

Прижалась, вскочила, заболела

Собачка понравилась льву

Дружба

 

         Для уроков литературного чтения синквейн - это настоящая находка. Ученики любят эти стихи, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: творческие, образные, интеллектуальные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным. А учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли.

С синквейном можно работать по – разному:

·         самостоятельное (либо  в паре, в группе) составление нового синквейна;

·         составление краткого рассказа по готовому синквейну;

·         коррекция и совершенствование готового синквейна;

·         анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части.

Синквейн можно использовать на разных стадиях урока: на стадии повторения – сжатое обобщение, актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала; на стадии осмысления – вдумчивая работа над новым понятием;  на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.


«Следовательно, – заключает Джон Бин, – сложность обучения критическому мышлению состоит отчасти в том, чтобы помочь ученикам разглядеть бесконечное многообразие окружающих нас проблем».

 

Приложение 1

 

№1

№2

№3

№4

№5

№6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шесть шляп

1.Белая шляпа - статистическая (событие, факты). Только то, что говорит автор.

2.Жёлтая шляпа - позитивная (положительная оценка события). Всё хорошее, даже в отрицательном герое.

3. Чёрная шляпа - негативная (отрицательная оценка события, проблемы). Как можно помочь, что сделать, как поступить.

4. Зелёная шляпа - творческая (самые невероятные, необычные идеи). Представь, вообрази и тогда…

 5. Красная шляпа - эмоциональная (чувства, которые вызывает у вас данное событие). Ваши ощущения, чувства, отношение.

 6. Синяя шляпа - аналитическая (отвечает на вопрос: почему? зачем?). Обобщает всё услышанное от предыдущих участников.

 

Синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта)

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Как делать:

Название (1 существительное) _________________________

Описание (2 прилагательных)__________________________

Действия (3 глагола) _________________________________

Чувство (фраза из 3 и более слов)_______________________

Суть (1 сущ.)   ______________________________________


 

Скачано с www.znanio.ru

Мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»

Мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»

Цель: ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения технологии развития критического мышления

Цель: ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения технологии развития критического мышления

Критическое мышление: Во-первых – это мышление самостоятельное

Критическое мышление: Во-первых – это мышление самостоятельное

Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия

Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия

У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске цифрами я указала № вопросов

У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске цифрами я указала № вопросов

Каждому предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли по изученному тексту «Лев и собачка», исходя из цвета шляпы

Каждому предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли по изученному тексту «Лев и собачка», исходя из цвета шляпы

У царя зверей может быть доброе верное сердце, может любить) б) собачка

У царя зверей может быть доброе верное сердце, может любить) б) собачка

В первой строчке тема называется одним словом ( обычно существительным)

В первой строчке тема называется одним словом ( обычно существительным)

Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным

Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным

Чёрная шляпа - негативная (отрицательная оценка события, проблемы)

Чёрная шляпа - негативная (отрицательная оценка события, проблемы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2021