МАСТЕР- КЛАСС
«История письменности»
Слайд 1.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Константинова Елена Владимировна, учитель МБОО Старомайнской СШ №2. Для положительного настроя на работу и установления доброжелательной атмосферы я предлагаю начать наше мероприятие вот с такого упражнения:
- поднимите, пожалуйста, правую руку, покажите свою ладонь. Помашите мне. Сейчас я буду говорить фразы, и если вы согласны со мной, загните палец. Загибать начинаем с мизинца.
- Вспомним правила русского языка. Жи-Ши пиши с буквой? (И) (мизинец загнули)
- Проверим, как у нас с математикой. Дважды два? (4) ( безымянный загнули)
- Проверим, как у нас с историей. Сколько лет Великой Победе? 78? (средний палец загнули)
- Проверим, как у нас с литературным чтением. Написал сказку о рыбаке и рыбке А.С.Пушкин? (указательный палец загнули)
- Проверим, как у нас с физикой. Физика - это наука о растениях? (нет)
-У всех так получилось? (большой палец не загнули)
Уважаемые коллеги, я хочу, чтобы у нас с вами сегодня настроение было вот только такое.
Слайд 2
Однажды первобытный человек сидел в пещере и ёжился от холода. Надо было бы развести огонь, но он забыл набрать сучьев для костра. Это постоянная забывчивость! Сколько она приносила хлопот. Надо было бы завязать узелок на память… Так появилось узелковое письмо – кипу. Я предлагаю Вам завязать узелки разного цвета (завязывают) С их помощью мы совершим путешествие в историю письменности.
Слайд 3
В основном это была фиксация данных, численности населения, количества войска, оружия, урожая. О чем идет речь, узнавали по цвету. Цвета шнурков были символическими. Угадайте, что они обозначали? (раздать таблички с заданием).
Белый |
Золото |
Жёлтый |
Армия |
Чёрный |
Болезнь или время |
Красный |
Серебро или мир |
Зелёный |
Хлеб |
Желтый- золото
Зеленый – хлеб
Красный – армия
Белый- серебро, мир
Чёрный – болезнь или время
Наши предки славяне имели тоже узелковую письменность. Нити, на которых завязывали узелки, сматывали в клубки. Мы до сих пор завязываем узелки на память, или говорим фразу «узелок на память» или «нити повествования». Скажите, какой герой сказки получает клубок у бабы Яги? (Иван- царевич)
Слайд 4
Разматывая этот древний путеводитель, Иван-царевич узнавал, как добраться до места.
А как ещё люди могли передавать друг другу сообщения? (картинки, рисунки)
Слайд 5
Правильно, одним из способов были картинки. Так появилась пиктография.
Давайте представим, что вы учёные, которые обнаружили скалу с рисунками и попытаемся их прочесть (загадка состоит из наскальных рисунков)
Слайд 6
О ком идёт речь? (человек) Что он сделал? (….) Ну а теперь правильный ответ: Человек пошел на охоту добывать оленей.
Вы знаете, а ведь и в наши дни пользуются похожим рисуночным письмом.
Где на улице можно увидеть картинки-знаки? Какие знаки?
Слайд 7
Правильно. Например, этот знак. Водителю ясно: рядом школа, значит, надо быть особо внимательным и осторожным.
Слайд 8
А знаете ли вы, на чем рисовали и выводили первые буквы? В древности в Междуречье писали на глине, там же были созданы первые школы. Учёба в школах начиналась с разминания глины. На ещё мягких табличках деревянной палочкой писали текст. Такое письмо называется клинописью, потому что для письма они пользовались палочкой, заостренной на конце клинышком. А научились они этому, подсматривая за обыкновенной кошкой, которая царапала глину. Так шумеры и кошка изобрели письменность.
Слайд 9
Постепенно рисуночным письмом пользоваться становилось труднее. И появился другой вид письма, где рисунок обозначал не только предмет, а также действие и понятие. В Древнем Египте появились иероглифы. Их было более 700.
Египтяне писали на папирусе. Писать на папирусе было неудобно, тогда нашли новый материал - пергамент. Изготовляли его недалеко в городе Пергам, вот откуда это название.
Слайд 10- 11
Несмотря на то, что в разных странах писали по- разному, во все времена и у всех народов почитались люди, которые создавали письменность. Я думаю, вы сможете назвать имена братьев, создавших славянскую письменность (Кирилл и Мефодий).
Слайд 12
Как назвали алфавит, который составил Кирилл? (кириллица).
А как назывался алфавит Мефодия? (глаголица).
Перед вами глаголица (Изображение глаголицы)
Она оказалась неудобной, и славяне стали использовать кириллицу, которую назвали «азбука».
Слайд 13
Древние славяне писали на бересте. Для этого нужна была кора дерева. Какого? (Берёзы).
Однажды археологи, изучавшие древности Великого Новгорода, нашли кусочек бересты с написанными, вернее процарапанными в 2 ряда буквами. Это оказалась шутка - загадка, которую мы попробуем отгадать. Нужно читать по вертикали сначала букву первой строки, затем, букву второй и так до конца.
Н |
В |
Ж |
П |
С |
Е |
Е |
Я |
И |
А |
«Невежя писа» (невежда писал)
В настоящее время нам и в голову не придет писать на бересте, во всем мире пишут на бумаге.
Сейчас мы привыкли с вами читать печатные книги.
Слайд 15
Первым на Руси стал печатать на станке русский книгопечатник Иван Фёдоров, а самым первым человеком, придумавшем печатный станок, был немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг.
Долгий и трудный путь прошла книга, прежде чем попасть к вам в руки. Книги всегда, всю жизнь будут нашими помощниками, советчиками и верными друзьями.
Слайд 16
Молодцы! Вы хорошо поработали! Давайте подведём итог нашего занятия. Перед вами виды письменности. Выберите понятия, которые связаны с каждым видом письменности.
|
узелковое письмо |
|
глина |
|
папирус |
|
глаголица |
|
древние охотники |
|
кириллица |
|
Древний Египет |
кипу |
знаки дорожного движения |
рисуночное письмо |
береста |
клинопись |
нить повествования |
иероглифы |
Иван Царевич и Баба Яга |
азбука |
Кирилл и Мефодий |
|
клинышек |
|
кошка |
|
буквы |
|
шумеры |
|
узелки на память |
|
Междуречье |
Молодцы! Все поработали очень хорошо, спасибо!
Соедините цвет нити и ее значение
Белый |
Болезнь или время |
Жёлтый |
Армия |
Чёрный |
Хлеб |
Красный |
Серебро или мир |
Зелёный |
Золото |
Выберите понятия, которые связаны с каждым видом письменности.
|
узелковое письмо |
|
глина |
|
папирус |
|
глаголица |
|
древние охотники |
|
кириллица |
|
Древний Египет |
кипу |
знаки дорожного движения |
рисуночное письмо |
береста |
клинопись |
нить повествования |
иероглифы |
Иван Царевич и Баба Яга |
азбука |
Кирилл и Мефодий |
|
клинышек |
|
кошка |
|
буквы |
|
шумеры |
|
узелки на память |
|
Междуречье |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.