ГАПОУ НСО «НОВОСИБИРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №1 ИМ. А.С. МАКАРЕНКО»
Мастер-класс
как форма методической работы учителя начальных классов в общеобразовательной организации
НОВОСИБИРСК, 2022
Составитель:
Слепова Е.Б., преподаватель психолого-педагогических дисциплин ГАПОУ НСО «НПК №1 им. А.С. Макаренко»
Данная методическая разработка окажет методическую помощь по подготовке и проведению мастер-класса.
Мастер-класс является одной из эффективных форм приобщения педагогов к творчеству, хорошей школой повышения профессионального мастерства, содействует раскрытию личного потенциала педагога.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности организации и проведения мастер-класса как формы методической работы учителя начальных классов в общеобразовательной организации.....................................................4
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса.........................................................................................8
Советы успешности проведения мастер-класса...............................10
Примеры мастер-классов по проблеме реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе начального общего образования.............................................................................11
Рекомендации к оформлению мастер-класса...................................35
Список рекомендуемой литературы.................................................36
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА КАК ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Основные задачи мастер-класса
- обобщение опыта работы учителя по определённой проблеме;
- передача учителем-мастером своего опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
- совместная отработка подходов учителя-мастера и приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
- оказание реальной помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формирования индивидуальной программы саморазвития;
- популяризация инновационных идей, технологий, находок учителя;
- повышение уровня профессиональной компетенции участников мастер-класса.
Требования к проведению мастер-класса
- оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7 – 15 участников);
- уникальное сочетание: короткой теоретической части, индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков;
- локальная технология трансляции педагогического опыта, должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Мастер-класс должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической задачи;
- похожи на курсы повышения квалификации для тех, кто уже состоялся как специалист, но хотел бы узнать больше;
- для профессионалов – это возможность познакомиться с новой технологией, новыми методиками и авторскими наработками. А это означает шаг вперед в своем деле, новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;
- метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;
- создание условий для включения всех в активную деятельность;
- постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;
- приемы, раскрывающие творческий потенциал, как учителя-мастера, так и участников мастер-класса;
- формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;
- процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;
- форма взаимодействия – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Функции мастер-класса
- передача и обмен опытом;
- деятельностный подход (активная деятельность участников);
- глубокое сочетание теории и практики;
- смена деятельности;
- наглядность;
- образность;
- постижение через соучастие (тесное взаимодействие с участниками);
- получение немедленного результата (удовлетворение от полученных результатов);
- проводит яркая личность;
- нет назидательности;
- вызывает желание сделать, как мастер, сделать лучше;
- простота, доступность;
- творчество, возможность получить «толчок» к творческой деятельности;
- инициативность;
- мозговой штурм;
- исполнение различных ролей;
- креативная, высокоинформативная, деятельностная обучающая форма, объединяющая неравнодушных людей;
- рефлексивная деятельность.
Структура мастер-класса
1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера;
- Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем;
- Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки);
- Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера;
- Описание системы уроков (учебных занятий) в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом;
2. Представление занятия (учебного, внеучебного), системы занятий
- Рассказ педагога о проекте занятия;
- Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться;
- Краткая характеристика результативности используемой технологии;
- Вопросы педагогу по изложенному проекту;
3. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками);
4. Моделирование
- Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею;
- Обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями;
5. Рефлексия
- Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей;
- Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ МАСТЕР-КЛАССА
1) Мастер-класс должен включать в себя несколько неотъемлемых частей этапов: теория; отработка умений (в виде исследования, эксперимента, практической работы и др.); рефлексия.
2) Для организации и проведения мастер-класса важно знать возможности педагогов, их творческую направленность, профессиональную зрелость каждого.
3) В технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то метод, прием, методика или технология.
4) Продумывая структуру мастер-класса, организатору необходимо ответить на следующие вопросы:
- Как создать обучающую среду?
- Как способствовать обмену знаниями?
- Как будут представлены результаты учебной деятельности (саморефлексия, анализ и оценка другого опыта)?
- Как будет осуществляться наблюдение за деятельностью и коррекция?
- Как сохранить и транслировать коллективный опыт?
5) При проведении мастер-класса кратко характеризуются основные идеи технологии (методики); описываются достижения в работе.
6) Доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии (методики).
7) Описывается система учебных / внеучебных занятий в режиме презентуемой технологии (методики).
8) Определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать участникам занятий.
9) Учитель-мастер проводит учебное занятие с педагогами, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися.
10) Учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного / внеучебного занятия в режиме технологии (методики) учителя-мастера.
11) Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу участников и управляет ею.
12) Мастер совместно с педагогами проводит обсуждение авторских моделей учебного учебного / внеучебного занятия.
13) Проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.
СОВЕТЫ УСПЕШНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА
1. Помните, что если вы хотите учить других, то необходимо постоянно учиться самому. Только практическая деятельность и работа над собой помогут научиться хорошо говорить и передавать свои знания и умения другим.
2. Только тогда поверят мастеру, если он живо и убежденно говорит о собственном выборе, о собственной стратегии деятельности.
3. Когда говорите, помните тему мастер-класса и не отходите от нее далеко. Имейте при себе план-конспект, и если забыли мысль, не стесняясь, посмотрите в него и продолжайте свое выступление. Это лучше, чем «искать нужные слова» или же «заполнять паузу».
4. Учитесь управлять аудиторией. Не давайте ей увлечь себя. Владейте всегда собой, будьте тверды и спокойны, тогда вы будете «держать слушателей в своих руках».
5. Приводите в своей речи побольше фактов, примеров из собственной деятельности, поменьше употребляйте общих, ничего не значащих фраз.
6. Не прерывайте спрашивающего, дайте ему высказаться. Внимательно наблюдайте за ним, для того, чтобы обдумать и дать исчерпывающий ответ. Если вы не знаете, что ответить, стоит в этом признаться, пояснив свою позицию.
7. Никогда не говорите слишком долго. Для успешного проведения мастер-класса важно создать ситуацию взаимодействия с аудиторией, совместного творчества, деятельности.
ПРИМЕРЫ МАСТЕР-КЛАССОВ ПО ПРОБЛЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В связи с официальным введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования системно-деятельностный подход стал обязательным для всех учителей страны.
Системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
Мастер-класс «Системно-деятельностный подход как методологическая основа реализации требований ФГОС начального общего образования»
Цель: показать роль системно-деятельностного подхода в повышении качества образования.
Задачи мастер-класса:
1) рассмотреть теоретические основы деятельностного подхода в обучении естественным наукам;
2) показать на конкретных примерах, как учителя начальных классов могут использовать деятельностный подход на практике.
План:
1) Вступление
2) Теоретическая часть
3) Практическая часть
4) Подведение итогов мастер-класса.
Содержание:
1. Вступление.
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Деятельность – это форма активности человека, направленная на окружающий его мир. Любая деятельность состоит как минимум из трех компонентов: цели, процесса и результата. Деятельностный подход – это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат» (Л.Н. Алексашкина, доктор педагогических наук, профессор института содержания и методов обучения РАО).
Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
- ставить цели;
- решать задачи;
- отвечать за результаты.
Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе вопросы:
- как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
- какие методы и средства обучения выбрать;
- как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;
- как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к достижению образовательных результатов.
Для работы разделиться на 3 группы.
Волшебный дар цветов и их красота творят чудеса. Общаясь с этими прекрасными творениями природы, человек становится добрее, нежнее, духовно богаче. Цветы лучшие посредники в общении между людьми. Цветы сопутствуют нам постоянно в течение жизни, дарят радость, олицетворяют любовь и внимание. И мы предлагаем выбрать тот цветок, который Вам милее.
Каждой группе нарисовать творческий портрет своей группы, который ассоциируется с образом, и связать, конечно, с образовательной идеей. Свой проект надо представить. (Защита проектов)
Наши ожидания от совместной творческой работы:
- Познакомиться с опытом других учителей.
- Узнать новое.
- Увидеть интересные методические приемы.
- Пообщаться с коллегами.
- Приятно провести время.
- Обменяться опытом.
- Приобрести методические разработки.
Правила проведения мастер-класса:
- Не перебивать друг друга.
- Смело высказывать свои мысли.
- Говорить от своего имени.
- Активно работать.
- Уважать мнение другого.
- Теоретическая часть.
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться.
Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.
Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.
Конструктивно выполнить задачи образования XXI века помогает деятельностный метод обучения. Данная дидактическая модель позволяет осуществлять:
- формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);
- формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
- формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности – ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.).
Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.
Механизмом реализации системно-деятельностного подхода является такие технологии, как:
- технология деятельностного метода,
- информационные и коммуникативные технологии,
- технология, основанная на создании учебной ситуации,
- технология, основанная на реализации проектной деятельности,
- технология, основанная на уровневой дифференциации.
Технология деятельностного метода обучения. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. По мнению А. Дистервега [13] деятельностный метод обучения является универсальным: «Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося». Построенная структура учебной деятельности [13] включает в себя систему деятельностных шагов – технологию деятельностного метода обучения:
1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
- актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
- устанавливаются тематические рамки («могу»).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я – идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу») и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Двадцатилетний опыт практической апробации в школах страны дидактической системы деятельностного метода обучения показал, что данная технология даёт реальную многоуровневую основу не только для эффективного обучения учеников базовым навыкам предметов, но и для комплексного своевременного развития многогранной личности гражданина XXI века.
В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю – не знаю», «умею – не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».
2. Практическая часть.
Разделиться на 7 групп. Каждой группе дается задание «Реализация принципов деятельностного подхода при работе с учебником на уроке».
Форма представления задания: а) название принципа, б) сущность принципа, в) информационный материал из страницы учебника, г) действия учителя, д) действия обучающихся, е) результат.
В условиях массовой общеобразовательной школы учебник, несмотря на появление такого конкурента, как компьютер, еще надолго останется средством реализации содержания образования. Возможно, что формы работы с учебником не новы, но они имеют огромные потенциальные возможности и преимущества, позволяющие учащимся проникать в суть изучаемых вещей, запоминать и усваивать материал. Оттого, насколько хорошо школьники умеют работать с учебной книгой, во многом зависит эффективность предметных и метапредметных результатов.
3. Подведение итогов мастер-класса.
4. Список рекомендованной литературы:
- Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения АПК и ППРО, Москва. 2007 г.
- Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Москва. 2006 г.
- Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. Москва. 2005 г.
- Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. Москва. УМЦ “Школа 2000…” 2000 г.
Мастер-класс «Системно-деятельностный подход в обучении как основа организации образовательного процесса»
1. Вступление. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим предложить вашему вниманию тему: “Методологические основы системно-деятельностного подхода в условиях перехода новые ФГОС”.
Давайте познакомимся. Я буду говорить некоторые фразы-утверждения, к кому из Вас они подходят, помашите мне рукой.
Кто любит мыть посуду?
Кто пришел сегодня в юбке?
Кто сегодня завтракал?
У кого есть сотовый телефон?
У кого день рождения 30 числа?
Кто любит мороженое?
Кто пришел сегодня на семинар с хорошим настроением?
Я желаю вам до конца урока сохранить хорошее деловое настроение
Я предлагаю Вам обвести свою ладонь на листе бумаги. На каждом пальце нужно написать ответ на вопрос « Ваши ожидания от совместной нашей работы»
Познакомиться с опытом других учителей.
Узнать новое.
Увидеть интересные методические приемы.
Пообщаться с коллегами.
Приятно провести время.
Обменяться опытом.
Приобрести методические разработки.
2. Что же означает системно-деятельностный подход?
Все лучшее из системного и деятельностного подхода собрали в системно – деятельностный метод.
Актуализация знаний. Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:
а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
в) какие методы и средства обучения выбрать;
г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;
д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме.
Сегодня в условиях современного общества, необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, в процессе которой идет развитие.
За четыре столетия многие ценности переменились. Появились не только новые цели, но и новые средства образования.
Опираясь на исследования психологов, можно с уверенностью сказать, что сегодня в основе урока лежит системно-деятельностный подход. Что же означает системно-деятельностный подход в обучении. Это организация образовательного процесса, при которой ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. «Научиться плавать можно только в воде, а научить действовать только в процессе деятельности».
Учебная деятельность не дана ребёнку с самого начала, её нужно построить. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка, научить учиться, чтобы ребенку хотелось учиться.
Таким образом, ключевыми словами в характеристике системно-деятельностного подхода, применительно к системе начального образования, являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. Расшифрую так:
ИСКАТЬ – опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию; ДУМАТЬ – устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение,, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а так же с окружающей средой, оценивать произведения искусства и литературы; СОТРУДНИЧАТЬ – уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности; ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО – включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или коллектив и внести свой вклад, доказать солидарность, организовывать свою работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами; АДАПТИРОВАТЬСЯ – использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.
Этому способствуют активные формы и методы обучения, используемые нами на уроках, к ним относятся:
- игра, (различные виды игр);
- проблемная ситуация;
- обучение через деятельность;
- групповая и парная работа;
- «оценочная» деятельность учащихся (результат).
-проектная и исследовательская деятельность и т.д.
3. Технология урока «открытия» нового знания.
1.Мотивация к учебной деятельности. 1-2 мин.
- Учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);
- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;
- девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех» и др.
Деятельность учителя: высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи.
Деятельность учащихся: высказывают предположения о том, что пригодиться для успешной работы на уроке.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут.
Деятельность учителя: организация живого диалога; создание проблемы перед изучением нового материала.
Деятельность учащихся: Ведение живого диалога: свободно говорят, высказывают свою точку зрения, спорят; проявляют готовность включиться в новый познавательный процесс.
На каждом уроке такое затруднение реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется, интересно найти ответ, эта цель не может возникнуть у ученика автоматически, как прозвенит звонок, она должна быть выращена и осознана учеником с помощью учителя. Наша задача направлять на создание условий для формирования активного целеполагания на уроке. В связи с этим возникает необходимость разработки приёмов, способствующих формированию учебной мотивации на уроке.
Тема-вопрос. Например, для темы урока «Как изменяются имена прилагательные?» Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа.
Например, для темы урока «Как изменяются имена прилагательные?».
Проблемный вопрос. Например, на уроке окружающего мира можно задать детям вопрос: «Если у кустарника отпилить стебли и оставить только один, станет он деревом?». В этом случае возникает диалог, в процессе которого высказываются разные точки зрения, обсуждаются их доказательства, из них отбираются существенные и участники приходят к общему мнению. Делаются выводы, убедительные для всех.
Работа над понятием. Учитель предлагает для зрительного восприятия название темы урока и просит объяснить значение каждого слова или отыскать в словаре. Например, тема урока «Спряжение глаголов». Далее, от значения слова определяем задачу урока.
Ситуация «яркого пятна». Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и задачи урока.
Исключение. Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.
Первый вид. Повторяется основа приема "яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.
Домысливание. Тема урока предлагается в виде схемы или неоконченной фразы. Учащимся необходимо проанализировать увиденное и определить тему и задачу урока. Например: для темы "Число 9 и его состав" проводится наблюдение над рядом чисел: 1, 3, 5, 7, …
Предложенные приёмы результативны, интересны и доступны ученикам. Процесс целеполагания формирует не только мотив, потребность действия, но и учит целеустремленности, осмысленности действий и поступков, развивает познавательные и творческие способности. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
3.Выявление места и причины затруднения – 4 – 5 минут. Цель: обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»)
Деятельность учителя: создание настроения ожидания нового материала, радости открытия неизвестного. Выявление недостающих для решения задачи знаний, создание конфликтной ситуации.
4.Построение проекта выхода из затруднения (выполнение действий для приобретения недостающих знаний – открытие нового знания) – следующее условие реализации деятельностного подхода -7-8 минут.
Учебные действия, с помощью которых школьники решают учебные задачи в структуре учебной деятельности следующие:
- восприятие сообщений (слушание учителя или учеников, беседа учителя с учениками, чтение и усвоение текста учебника или другого источника информации);
- наблюдения, организуемые на уроках в школе или вне ее;
- сбор и подготовка материалов по предлагаемой учителем или учеником теме;
- предметно-практические действия;
- устное или письменное изложение усвоенного материала;
- языковое, предметно-практическое или любое другое воплощение ситуаций, раскрывающих содержание той или иной учебной задачи, проблемы;
- подготовка, проведение и оценка экспериментов, выдвижение и проверка гипотез;
- выполнение различных задач и упражнений;
- оценка качества действия, события, поведения.
5. Реализация построенного проекта (выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний – для формирования осознанных умений) – третье условие деятельностного подхода к обучению, связанное с выполнением детьми осознанных учебных действий.
6. Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи – 4 – 5 минут
Цель: проговаривание нового знания (запись в виде опорного сигнала, фронтальная работа, работа в парах; комментирование, обозначение знаковыми символами).
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) – 4 – 5 минут.
Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет. Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2 – 3 типовые задания). Важной частью деятельностного подхода в обучении является Самоконтроль, самопроверка.
Деятельность учителя: Организация фронтальной работы; организация работы в парах по выполнению продуктивных заданий;
Деятельность учащихся: Фронтальная работа, работа в парах; решение продуктивных задач; ведут обсуждение (учатся четко формулировать вопрос, выражать свое мнение, учитывать другие точки зрения); учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность за результат учебного труда.
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение – 7 – 8 минут.
Сначала детям предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие. Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученным ранее.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке -2-3 минуты.
Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Вопросы: Какую задачу ставили на уроке? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания? Что на уроке у вас хорошо получилось? Над чем ещё надо поработать?
Становление системы осознанных действий должно проходить в нужной последовательности, поэтапно, с учётом постепенного роста самостоятельности учащихся. Наиболее эффективный путь формирования требуемых умений (способности применять приобретённые знания в практике) достигается в том случае, если обучение идёт по пути не накопления суммы отдельных умений, а в направлении от общего к частному.
4.Первичное закрепление знаний.
1 группа – Обозначить «плюсы» и «минусы» системно-деятельностного подхода. 2 группа – Что дает системно-деятельностный подход ученику и учителю? 3 группа – Принципы деятельности учителя в условиях реализации системно-деятельностного подхода в обучении.
5.Самостоятельная работа (выполнение задания)
В условиях массовой общеобразовательной школы учебник, несмотря на появление такого конкурента, как компьютер, еще надолго останется средством реализации содержания образования. Возможно, что формы работы с учебником не новы, но они имеют огромные потенциальные возможности и преимущества, позволяющие учащимся проникать в суть изучаемых вещей, запоминать и усваивать материал.
Задание: «Доказать, что предлагаемая система заданий в учебнике построена на основе системно-деятельностного подхода».
Форма представления задания: а) учебный предмет, автор, класс; б) формулировка задания; в) тип задачи; г) характеристика УУД для каждого вида УУД.
6. Рефлексия. Подведение итогов.
Прием «Незаконченное предложение». Представите, что сегодняшний день вы провели не здесь в здании школы, а в ресторане и теперь директор ресторана просит Вас ответить на несколько вопросов:
– Я съел бы еще этого… Больше всего мне понравилось…
– Я почти переварил… Пожалуйста, добавьте…
Мастер-класс «Современный урок как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении»
Цель мастер-класса: используя практический опыт, создать условия для профессионального общения, самореализации и роста творческого потенциала педагогов.
Задачи: помочь осмыслить методы и приемы, способствующие реализации системно-деятельностного подхода в обучении на современном уроке.
Характерные особенности мастер-класса: передача и обмен инновационного опыта, использование системно-деятельностного подхода, сочетание теории и практики, творчество.
Методы: наглядный, словесные (диалог, беседа), методы письменного и устного контроля и самоконтроля (практическая работа, самостоятельная работа).
Технологии: технология деятельностного обучения, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая.
Ход мастер-класса:
I. Мотивация к деятельности
Нашу встречу мне бы хотелось начать с высказывания А. Дистервега.
«Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое здание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству» [13].
- Чтобы ответить на вопрос «Как обучать в новых условиях?», предлагаю вам отправиться в мир действий. Предлагаю вам построить современный урок, где основой будет системно-деятельностный подход.
- Назовите ключевые слова деятельностного подхода на уроках в начальной школе. (Искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.)
- Чтобы осуществить данный подход, какова задача учителя?
Выберите слова: включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
Я предлагаю Вам рассмотреть все шаги данного урока.
Урок русского языка во 2 классе. Тема урока: «Имя существительное».
1. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.
- Уважаемые коллеги! Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь, но не словами, а молча – глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
- Повернитесь друг к другу, прикоснитесь ладошками и мысленно загадайте желание.
Метод "Ладошка желаний". Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение внутренне организовать себя, сосредоточиться.
2. Стадия вызова
- Перед вами волшебная шкатулка. Ваша задача найти ключ к ней (Достают задания).
- Назовите парную согласную букву ф (в). Запишите её.
- Какая буква в алфавите идёт перед буквой п ? Запишите её два раза (оо)
- Назови букву, которая обозначает звуки л, л; (эль)
- Какой звук чаще всего звучит в скороговорке?
Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные сшила. (Слышится с, а запишем букву с)
- А теперь попробуйте собрать все эти буквы вместе: слово.
- Сегодня мы посвятим этому слову урок.
- Что вы знаете о слове?
(У каждого слова своя работа и действие. Одни называют предметы, другие признаки, третьи действия. А есть слова, которые ничего не называют – предлоги, но они помогают словам связываться друг с другом в предложении.)
(Шкатулка. Яркое пятно.)
Цель: пробуждение интереса к полученной информации, развитие познавательной активности; осознанности знаний
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
- А теперь давайте попробуем из текста убрать слова, обозначающие предметы? Понятно, что происходит в тексте? (Без слов, обозначающих предметы непонятно, о чём идёт речь).
- Какая часть речи обозначает предметы? ( Имя существительное).
О чём пойдёт речь на уроке? Какова тема нашего урока? (Об имени существительном).
Приём " Мозговая атака". Цель: быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Формируются:
- умение оценивать ситуацию или факты;
- умение анализировать информацию;
- умение отражать свое мнение.
Итак, поступило срочное сообщение: потерялась часть речи. Что будем делать? Искать.
- С чего начнём поиск? Со сбора информации.
- Какие у вас возникли вопросы? Как называется? На какие вопросы отвечает? Что обозначает?
3. Осмысление содержания
Посмотрите на доску. (Вывешиваю человечка).
- Кто это? Это человечек, а зовут его имя существительное.
- Что он может нам рассказать о себе? Дайте ответы от первого лица.
(В процессе ответов на доске появляются полоски с ответами)
я – существительное.
я – часть речи.
я отвечаю на вопросы кто? что?
я - обозначаю предмет.
А теперь поработаем в парах. Разделите слова на группы и укажите стрелками к нужному дереву.
На столах картинки: 2 дерева с вопросами: кто? что? и рядом напечатаны слова: трава, дятел, ёжик, сосна, белка, шишка.
- Какое было вам дано задание?
- Удалось ли вам найти листики на каждое дерево?
- По какому признаку вы распределили листики?(одуш., неодуш.)
- Какой можем сделать вывод?
Слова, обозначающие одушевлённые предметы отвечают на вопрос кто?, а неодушевлённые - что?).
- А что объединяет все эти существительные? (То, что они обозначают предмет)
(Метод "Подводящий диалог". Он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.).
На столе карточка с разными словами: обсудите задание и распределите слова на 3 группы: солнце, радость, лес; река, мальчик, поле; гриб, земля, небо.
- Какие группы у вас получились? Что помогло вам верно выполнить это задание?
(Метод «Ульи» – обсуждение в группах.) Деление на группы по квадратам.
Разделитесь на 3 группы по квадратам: красный, синий, зелёный.
Вывод: имена существительные бывают м.р., ж.р. и ср.р.
(На стенах и на карточках развешены слова: Маша, Катя, Шарик, Бобик, Воронеж, петух, кот, утро, город.)
- Посмотрите вокруг себя.
- Что особенного в этих словах? Что они обозначают?
- На какие группы их можно разделить? Какое общее название дадим первой группе? (Имена собственные.)
- А к какой группе можно отнести оставшиеся?
Вывод: Имена собственные отвечают на вопросы кто? и обозначают людей и животных.
(Имена нарицательные отвечают на вопрос что? и обозначают неживые предметы, явления природы).
- А имя какого героя может превратиться в нарицательное существительное? (Шарик).
6.Слова, слова, слова…»
Это задание вы будете выполнять в группах. Каждая группа должна записать 2 существительных, которые имеют указанные признаки
1.________________ - сущ., одуш., собств., ед.ч.
2._______________ - сущ., одуш., нариц., мн.ч.
3.________________ - сущ., неодуш., собств., ед.ч.
4.________________ - сущ., неодуш., нариц., мн.ч.
(проводится проверка с записью слов на доске)
- О каких признаках мы ещё не говорили на уроке? О числе.
7. Стадия рефлексия, прием «кластер»
На доске прикрепляет в таблицу карточки: имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?
Можно применить и Синквейн (технология развития критического мышления чтением и письмом)
Существительное.
Собственное, нарицательное
Служит, обозначает, употребляется.
Речь невозможна без существительных.
Предмет.
Отметьте, на каком этапе вы сейчас находитесь. В этом вам поможет «Дорожка успеха». Цель: формирование адекватной самооценки.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ МАСТЕР КЛАССА
1. Факторы и причины, способствующие переходу к современной модели образования и обучения в рамках учебного предмета (неудовлетворенность методикой, традиционной школы, ориентированной на знания, умения, навыки, нереализованные возможности предмета в плане развития личности учащегося и т.п.).
2. Изменение подходов к обучению в контексте личностно-ориентированной парадигмы образования в рамках учебного предмета:
- изменение задач;
- расширение контекстов содержания и аспектов обучения, среди них: ценностный (культурологический, познавательный, творческий, личностный, социализирующий).
В соответствии с личностно-ориентированной парадигмой образования они строятся на принципах:
- альтернативности форм; проективности;
- свободы выбора действия; индивидуализации;
- диалогичности, сотворчества «учитель-ученик»; дифференциации.
При описании процесса вышеуказанных подходов и принципов в практике учебных занятий (внеучебных). Можно описать: технологию урока; алгоритм операции; структуру; модуль; этапы; нетрадиционные формы обучения (игровые, проективные, «мастерские», интегративные и др.)
3. Отражение и подтверждение результативности новой технологии: через обратную связь, через рефлексию учащихся и педагога, через общественное признание и др.
4. Творческие замыслы по совершенствованию названной технологии.
5. Приложение: опорная схема урока (серии уроков) или технологическая карта, методическая разработка, визуальный ряд и т.д.
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Поддержка деятельности образовательных учреждений муниципальной методической службой: Методическое пособие / под ред. Н.В. Немовой. – М. : АПКиПРО, 2004. –131 с.
2. Ильенко Л.П. Модели методической службы в общеобразовательных учреждениях.- М.: АРКТИ.-2000. – 64с.
3. Ильенко Л.П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях. - М.: АРКТИ.-2003. – 168с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
5. Марченкова Г.А. Технология деятельностного метода обучения. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/
6. Методическая служба в школе. Сост. Дмитриева В.Г. и др. М.: Педагогическое общество России, 2007. - 112 с.
7. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА», 2010.
8. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учебное пособие / Под ред. Л.А. Байковой, Л.К. Гребёнкиной. – М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.
9. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения АПК и ППРО, Москва. 2007 г.
10. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Москва. 2006 г.
11. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. Москва. УМЦ “Школа 2000…” 2000 г.
12. Профстандарт педагога [Электронный ресурс] / URL: http://минобрнауки.РФ/документы/3071/файл/1734/12.02. (дата обращения: 20.03.2017).
13. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С.Савинов. — 2‑е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения).— ISBN 978‑5‑09‑022564‑9.
14. Рекомендации по проектированию учебного процесса, направленного на достижение требований стандарта к результатам освоения основных образовательных программ. – М., 2008.
15. Татарченкова С.С. Организация методической работы в современной школе. М.: Каро, 2008. - 128 с.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образовании и науки Рос. Федерации. –4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2016. – 53с. – (Стандарты второго поколения).
17. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. – 544 с.: ил. - (Серия "Учебник нового века").
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.