Мастер-класс "Как найти проблему и позицию автора в тексте художественного стиля"
Оценка 4.7

Мастер-класс "Как найти проблему и позицию автора в тексте художественного стиля"

Оценка 4.7
docx
18.03.2024
Мастер-класс "Как найти проблему и позицию автора в тексте художественного стиля"
Мастер класс Проблема и позиция автора.docx

I. Уважаемые коллеги, приветствую вас на Мастер-классе. Я хочу познакомить вас с тем, как провожу работу с учащимися по подготовке к ЕГЭ. Кто знает, вдруг вам придется принять участие в таком экзамене))

 

1.  Все знают, что сочинение является, пожалуй, самой сложной частью ЕГЭ по русскому языку. Но и самой дорогой! За него можно получить заветные 21 балл из 54!!!

А значит, какую цель вы должны поставить перед собою? – написать сочинение на максимальное количество баллов!

2. План сочинения -рассуждения

II. Определение темы, цели и задач урока

Мы с Вами попробуем сформулировать основную проблему текста и определить позицию автора. Ведь в случае неправильной формулировки проблемы ученик теряет целых 6 баллов!!!

 

 - Работать мы будем с текстом  художественного стиля русского писателя Сергея Мизерова. На столах у Вас тексты, они в том же виде, какими я даю школьникам. Ознакомьтесь с содержанием, и начнем работу))

 

1)Чаще всего человек ищет свою мечту, но бывает и так, что мечта находит человека. (2)Как болезнь, как вирус гриппа. (3)Вроде бы никогда Колька Велин не   смотрел на небо, затаив дыхание, и голоса птиц, реявших в голубой вышине, не заставляли трепетать его сердце. (4)Он был самым обыкновенным учеником, в меру усидчивым и старательным, в школу ходил без особого задора, на уроках был тише воды, любил рыбачить...

(5)Всё переменилось мгновенно. (6)Он вдруг решил, что станет лётчиком.

(7)В глухой, далёкой деревне, где до ближайшей станции больше ста километров, где любая поездка становится целым путешествием, сама эта мысль казалась безумием. (8)Жизненная стезя каждого человека здесь была ровной и прямой: после школы мальчики получали права на управление трактором и становились механизаторами, а самые смелые оканчивали водительские курсы и работали в селе шофёрами. (9)Ездить по земле — вот удел человека. (10)А тут летать на самолёте! (11)На Кольку смотрели как на чудака, и отец надеялся, что вздорная идея как-нибудь сама собой улетучится из головы сына. (12)Мало ли чего мы хотим в молодости! (13)Жизнь — жестокая штука, она всё расставит по своим  местам и равнодушно, как маляр, закрасит серой краской наши пылкие мечты, нарисованные в юности.

(14)Но Колька не сдавался. (15)Ему грезились серебристые крылья, несущие его над влажным снегом облаков, и густой упругий воздух, чистый и холодный, как родниковая вода, наполнял его лёгкие.

(16)После выпускного вечера он отправился на станцию, купил билет до Оренбурга и ночным поездом поехал поступать в лётное училище. (17)Проснулся Колька рано утром от ужаса. (18)Ужас, будто удав, сдавил его окоченевшее тело холодными кольцами и впился своей зубастой пастью в самую грудь. (19)Колька спустился с верхней полки вниз, посмотрел в окно, и ему стало ещё страшнее. (20)Деревья, выступавшие из полумглы, тянули к стёклам кривые руки, узкие просёлки, словно серые степные гадюки, расползались по кустам, и с неба, заполненного до краёв клочьями ободранных туч, фиолетово-чёрной краской стекал на землю сумрак. (21)Куда я еду?   (22)Что   я   там   буду   делать один? (23)Кольке представилось, что сейчас его высадят и он окажется в беспредельной пустоте необитаемой планеты...

(24)Приехав на вокзал, он в тот же день купил билет на обратную дорогу и через два дня вернулся домой. (25)К его возвращению все отнеслись спокойно, без издёвки, но и без сочувствия. (26)Денег, потраченных на билеты, немного жаль, зато съездил, посмотрел, проверил себя, успокоился, теперь выбросит из головы всякий вздор и станет нормальным человеком. (27)Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю. (28)Камень, птица, мечта — всё возвращается назад...

(29)Колька устроился в лесхоз, женился, сейчас растит двух дочек, в выходные ходит на рыбалку. (30)Сидя на берегу мутной речушки, он смотрит на бесшумно летящие в небесной вышине реактивные самолёты, сразу определяет: вот «МиГ», а вон «Су». (31)Сердце его стонет от щемящей боли, ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо щедро поит птиц. (32)Но рядом сидят рыбаки, и он пугливо прячет свой взволнованный взгляд, насаживает червячка на крючок, а потом терпеливо ждёт, когда начнёт клевать.                                                                    (По С. Мизерову*)

(16)  Сергей Викторович Мизеров (род. в 1958 г.) — российский писатель, публицист.

 

 

герой Колька, «обыкновенный ученик».

 

 

 

У Кольки появилась мечта.

 

 

 

 

 

 

Близкие, даже отец, не одобряют «пылкие мечты» Кольки. Мальчик не ощущает поддержку близких.

 

 

 

 

Колька воодушевлен и живёт, окрыленный мечтой.

 

 

 

Колька «едет за мечтой», но ему становится страшно.

 

 

 

 

 

 

 

 

Колька возвращается ни с чем, потому что он испугался перемен и не почувствовал поддержки близких. Герой отказался от своей мечты.

 

 

 

Колька вырос, и теперь он обыкновенный взрослый, но «сердце его стонет от щемящей боли», потому что он предал мечту, не достиг того, чего по-настоящему желал.

 

 

2. Этапы работы с текстом

А) Справа, в пустом прямоугольнике мы будем записывать основную мысль каждого абзаца, мнение автора, и эти умозаключения помогут нам вначале сформулировать ПОЗИЦИЮ автора!

 Позиция автора - это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.

Для начала разберёмся с сюжетом: что здесь происходит?

Примерный план (Беседа по тексту)

1)        КТО ЯЛЯЕТСЯ ГЕРОЕМ ТЕКСТА? Колька Велин, который никогда не смотрел на небо, был самым обыкновенным учеником, любил рыбачить, но вдруг он решил, что хочет стать лётчиком.

2)        КАК К ЕГО МЕЧТЕ ОТНЕСЛИСЬ  ВСЕ ОКРУЖАЮЩИЕ? Колька жил в деревне, и эта мысль казалась безумием, на Кольку смотрели как на чудака, его никто не понимал. Даже отец надеялся на то, что мечта Колькина   куда-то улетучится. Обратим внимание, что КОЛЬКУ НИКТО НЕ ПОДДЕРЖИВАЛ, НЕ ПОНИМАЛ.

3)        КАК ВЕДЕТ СЕБЯ КОЛЬКА? Колька не сдавался и поехал поступать в летное училище, но герою стало СТРАШНО, потому что в Оренбурге он был бы ОДИН. Герой вернулся домой, так и не поступив в лётное училище. Мечта не осуществилась.

4.ЧТО В КОНЦЕ КОНЦОВ ПРОИЗОШЛО? Колька женился; КАК И ВСЕ устроился в лесхоз, ходит на рыбалку, однако, сидя на берегу реки, он определяет, где «МиГ», а где «Су» (всё ещё думает о самолётах), а его сердце стонет от щемящей боли.

Потом зададим себе вопрос: зачем автор показал читателю эту ситуацию, чему он хочет научить читателя? В чём мораль этой истории?  Какой нравственный итог он подводит своим размышлениям?

 

Позиция автора:

1)     Не все мечты сбываются, потому что зачастую страх и отсутствие  поддержки близких мешают их осуществлению.

2)     Для того чтобы осуществить мечту, необходимы поддержка близких  людей и умение преодолеть страх.

3)       Мечта наполняет жизнь человека смыслом, меняет эмоциональное состояние человека.

 

А теперь сформулируем вопрос, ответом на который будет позиция автора. Это и  будет проблема текста.

ТОГДА: Проблема:

1)     Почему не все мечты сбываются?

2)     Как осуществить мечту?

3)     Какова роль мечты в жизни человека? ИЛИ

Формулируем проблему в форме родительного падежа: В своём тексте автор ставит проблему роли мечты в жизни человека.

V. Подведение итогов. Рефлексия

- Как вы оценили свою работу на уроке?

- Какие навыки в работе с текстом вам предстоит отработать еще?

На самом деле, умение находить позицию автора, проблему в прочитанном тексте необходимо начинать не в 10 или 11 классе. Эта работа – умение читать текст – должна начинаться ещё на начальных этапах обучения. Для современных школьников осмысленное чтение – огромная печаль.  Поэтому работа должна вестись систематически, и только тогда можно рассчитывать на результат: хорошую, грамотную речь учащихся и высокие баллы на олимпиадах, в ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.

 

Я считаю такую работу эффективной, это подтверждается и результатами ЕГЭ, который ежегодно сдают мои учащиеся. Конечно, дети разные, но в течение последних 10 лет все учащиеся проходят порог и повышается средний балл. Например, в прошлом учебном году половина выпускников получила 70 и более баллов, и написали сочинение на максимальный балл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно прочитайте текст, определите главное в каждом абзаце.

 

1)Чаще всего человек ищет свою мечту, но бывает и так, что мечта находит человека. (2)Как болезнь, как вирус гриппа. (3)Вроде бы никогда Колька Велин не   смотрел на небо, затаив дыхание, и голоса птиц, реявших в голубой вышине, не заставляли трепетать его сердце. (4)Он был самым обыкновенным учеником, в меру усидчивым и старательным, в школу ходил без особого задора, на уроках был тише воды, любил рыбачить...

(5)Всё переменилось мгновенно. (6)Он вдруг решил, что станет лётчиком.

(7)В глухой, далёкой деревне, где до ближайшей станции больше ста километров, где любая поездка становится целым путешествием, сама эта мысль казалась безумием. (8)Жизненная стезя каждого человека здесь была ровной и прямой: после школы мальчики получали права на управление трактором и становились механизаторами, а самые смелые оканчивали водительские курсы и работали в селе шофёрами. (9)Ездить по земле — вот удел человека. (10)А тут летать на самолёте! (11)На Кольку смотрели как на чудака, и отец надеялся, что вздорная идея как-нибудь сама собой улетучится из головы сына. (12)Мало ли чего мы хотим в молодости! (13)Жизнь — жестокая штука, она всё расставит по своим местам и равнодушно, как маляр, закрасит серой краской наши пылкие мечты, нарисованные в юности.

(14)Но Колька не сдавался. (15)Ему грезились серебристые крылья, несущие его над влажным снегом облаков, и густой упругий воздух, чистый и холодный, как родниковая вода, наполнял его лёгкие.

(16)               После выпускного вечера он отправился на станцию, купил билет до Оренбурга и ночным поездом поехал поступать в лётное училище. (17)Проснулся Колька рано утром от ужаса. (18)Ужас, будто удав, сдавил его окоченевшее тело холодными кольцами и впился своей зубастой пастью в самую грудь. (19)Колька спустился с верхней полки вниз, посмотрел в окно, и ему стало ещё страшнее. (20)Деревья, выступавшие из полумглы, тянули к стёклам кривые руки, узкие просёлки, словно серые степные гадюки, расползались по кустам, и с неба, заполненного до краёв клочьями ободранных туч, фиолетово-чёрной краской стекал на землю сумрак. (21)Куда я еду?   (22)Что   я   там   буду   делать один? (23)Кольке представилось, что сейчас его высадят и он окажется в беспредельной пустоте необитаемой планеты...

(24)Приехав на вокзал, он в тот же день купил билет на обратную дорогу и через два дня вернулся домой. (25)К его возвращению все отнеслись спокойно, без издёвки, но и без сочувствия. (26)Денег, потраченных на билеты, немного жаль, зато съездил, посмотрел, проверил себя, успокоился, теперь выбросит из головы всякий вздор и станет нормальным человеком. (27)Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю. (28)Камень, птица, мечта — всё возвращается назад...

(29)Колька устроился в лесхоз, женился, сейчас растит двух дочек, в выходные ходит на рыбалку. (30)Сидя на берегу мутной речушки, он смотрит на бесшумно летящие в небесной вышине реактивные самолёты, сразу определяет: вот «МиГ», а вон «Су». (31)Сердце его стонет от щемящей боли, ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо щедро поит птиц. (32)Но рядом сидят рыбаки, и он пугливо прячет свой взволнованный взгляд, насаживает червячка на крючок, а потом терпеливо ждёт, когда начнёт клевать.

(По С. Мизерову*)

(17)  Сергей Викторович Мизеров (род. в 1958 г.) — российский писатель, публицист.

 

 


 

I. Уважаемые коллеги, приветствую вас на

I. Уважаемые коллеги, приветствую вас на

Чаще всего человек ищет свою мечту, но бывает и так, что мечта находит человека

Чаще всего человек ищет свою мечту, но бывает и так, что мечта находит человека

А теперь сформулируем вопрос, ответом на который будет позиция автора

А теперь сформулируем вопрос, ответом на который будет позиция автора

Всё переменилось мгновенно. (6)Он вдруг решил, что станет лётчиком

Всё переменилось мгновенно. (6)Он вдруг решил, что станет лётчиком
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2024