Ярославский городской педагогический форум-2023
«Наставничество – эффективное средство профессионального развития»
Мастер-класс «Контент-план как основной инструмент деятельности медиа-волонтёра»
Руданова Мария Сергеевна,
педагог-организатор средней школы №77, руководитель детско-взрослого
сообщества «Медиацентр «Школьный квартал.ru».
Сегодня мы обязательно поговорим об инструментах для развития школьных групп в социальной сети «ВКонаткте», но начать хотелось бы с рассказа о том, как я пришла к развитию медиа-сферы в рамках образовательной среды.
Современное поколение молодых людей активно принимает участие в цифровизации внешней среды. Все, что связано и применением современных медиа-технологий, социальными сетями и работой в интернете – привлекает обучающихся, развивая их творческие способности, навыки мыслить креативно, нестандартно.
В 2021 году я впервые задумалась о том, что педагогу-организатору нужна помощь от учеников в ведении социальных сетей школы. В декабре 21 года я прошла курсы повышения квалификации "Педагогическая инноватика" в Ярославском педагогическом университете. Это был первый запуск курса от педагогов Зайцевой Марины Александровны и Тархановой Ирины Юрьевны. Во время курсов мы разработали проект. Тогда я сразу поняла, что это будет школьный медиацентр, которого мне не хватало в школе.
С проектом медиацентр «Школьный квартал.ru» мы поучаствовали в проекте «Школьное инициативное бюджетирование» в рамках губернаторского проекта «Решаем вместе». Тогда нашу школу отметили и профинансировали наш проект, благодаря чему в школе появился медиацентр. Сейчас в школе функционирует четыре отдела: радио «ЭХО-77й», телевидение «77-ТВ», газета «Школьный квартал» и WEB-отдел отвечает за школьную группу в соц. сети «ВКонтакте».
С сентября 2022 года наша школа активно сотрудничает с Ярославским педагогическим университетом и Гимназией им. К.Д.Ушинского. Реализуется сетевая программа дополнительного образования «Школьный медиацентр». Наши медийщики во время проaориентационных лагерных смен «PROбудущее» посещают мастер-классы студенческого медиасообщества «MEDIA_YSPU».
Педагог-организатор в школе очень интересная должность. Коллеги меня поймут. Заниматься только одним делом – невозможно. Поэтому в моей работе пересекается медиа и добровольчество. Дети, с которыми я работаю, ранее были волонтерами, а сейчас активно развиваются в медиа-сфере в рамках работы школьного медиацентра. Сейчас появляется понятие медиаволонтѐрство – вид добровольчества, которое направлено на оказание помощи в создании и продвижении контента в социальных сетях и средствах массовой информации. И наши ученики вчера волонтѐры, сегодня становятся медиа-волонтѐрами.
В ноябре 2022 года состоялся первый семинар по развитию добровольческого движения в школах «Волонтѐры Просвещения». Я благодарна руководителю Добро.Центра ЯГПУ Волковой Наталье за ценную информацию.
Каждый семинар мы встречаемся с педагогами, делимся результатами работы и достижениями. Конечно же, узнаем что-то новое и полезное.
Школьный медиацентр — это возможность максимального раскрытия творческого потенциала ребенка, проявления себя, попробовать свои силы в разных видах деятельности – от гуманитарной до технической. И, конечно же, показать публично результаты своей работы.
Хочется немного рассказать о результатах продуктивного труда педагогов и детей. В школьной группе в социальной сети «ВКонтакте» в сравнении с 2021 годом увеличилось количество подписчиков, группа стала в прямом смысле слов живой. Например, пост в сентябре 2021 года имеет 576 просмотров и 21 лайк - это очень низкий показатель активности, это значит, что группой мало кто интересуется. Это бывает по ряду причин: у родителей и учеников нет интереса заходить в группу, нет важных новостей, нет активности.
Сейчас, например пост с рубрикой «Интересные вопросы учителю» набрал 4 тысячи просмотров, 172 лайка и 20 комментариев. Для нас это очень хороший показатель, за полтора года школьная группа ожила благодаря заинтересованным педагогам, которые активно проходят различные обучения в сфере медиа. А также благодаря активным детям.
Приятно, что нашу группу замечают и ставят в пример. Сейчас школьные соц.сети набирают особую популярность и становятся официальными страницами школ. Это очень радует! Но не многие знают, как облегчить работу с социальными сетями.
Полноценное развитие в соц.сетях нельзя представить без планирования. Все новости о жизни школы нужно выкладывать с четким понимаем того, что вы хотите донести до аудитории (родителей, учеников и учителей) в ближайшее время, и с запасом идей на некоторое время вперед. Для удобства мы используем контент-план.
Контент-план для социальных сетей – что это?
Это список публикаций и рассылок, которые должны выйти в течение следующей недели или месяца. В нем указаны даты и темы постов, также могут быть и другие элементы: тип контента, рубрика, тезисный план поста.
Составляя контент-план мы обязательно должны придерживаться контентной политики. Контентная политика – это смыслы и месседжи, которые госпаблик школы доносит до подписчиков. Что мы обычно публикуем в школьной группе? (объявления, различные новости школы, хвастаемся достижениями).
Чтобы аудитория воспринимала тот поток новостей в школьной группе, которые есть сейчас, мы должны придерживаться основным принципам контентной политики:
- Основу контента должны составлять значимые и актуальные для целевой аудитории регулярные новости о работе школы, которые будут интересны школьникам, родителям и учителям. Взрослым и детям интересно узнавать о жизни учреждения, делиться успехами учеников;
- Публикуйте содержательную и полезную для родителей или учеников информацию;
- Создавайте уникальный контент в разных форматах: как информационный, так и развлекательный;
- Запускайте собственные акции, социальные и имиджевые проекты;
Чтобы информация поступала постепенно, а не авралом, мы распределяем посты на неделю, а то и месяц вперед и составляем контентплан.
Обычно план оформляют в таблице или в календаре. Так удобнее ориентироваться в датах и отмечать цветами разные типы контента, опубликованные или забракованные посты.
Не забываем о том, что контент-план нужен, прежде всего, для удобства. Контент план дает Возможность действовать на опережение, готовить «консервы» — запасной контент, который вы сможете использовать, когда не будет новостей или времени создавать новый;
А также контент-план это гибкий инструмент: всегда можно что-то убрать или добавить.
Составляя контент-план мы распределяем контент по его назначению:
- Информационный контент;
- Образовательный контент;
- Развлекательный контент, но я бы назвала его творческоразвлекательным.
Для удобства указываем формат контента. Есть два основных типа контента — визуальный и аудио. Информация может быть подана в следующих форматах:
- текст;
- изображения (фото, графики, инфографики, скриншоты);
- звукозаписи;
- видео (может сочетать картинку и аудио).
Каждый человек воспринимает информацию по-разному: кому-то достаточно увидеть, а кому-то нужно услышать. Чтобы максимально охватить и тех, и других, стоит использовать разные форматы контента.
Вернѐмся к назначению контента.
Информационный контент – дает потенциально полезную аудитории информацию по какому-то вопросу. Это может быть информация о собраниях, изменении расписаний или графика работы, профилактика соблюдения правил безопасности и т.д.
Образовательный контент — вид контента, который направлен на обучение читателей. Это могут быть уроки, инструкции, подборки, рекомендации и лайфхаки и т.д.
Творческо – развлекательный контент – контент представляет из себя информацию о конкурсах и мероприятиях, которые состоятся, о прошедших мероприятиях, о творческих достижениях учеников. А также сюда включаем тематическое посты, например: День учителя, 8 марта, 23 февраля, День добрых дел, День поэзии и так далее. В тематических постах мы можем провозвести викторину или опрос. Таким образом, творческо-
развлекательный контент помогает вовлекать аудиторию в диалог или другое взаимодействие, с помощью комментариев под постом. Так мы можем узнать что-то новое о наших подписчиках (учениках, родителях и педагогах).
Публикация новостей о работе школы — это важно и правильно. Но, нельзя забывать о Федеральной повестке. Госпаблик школы также должен стать площадкой информирования людей о главных федеральных и региональных решениях, касающихся тематики паблика и интересов аудитории.
Федеральные/региональные поводы нужно сопровождать местными подробностями — это называется «приземлением» повестки. Часто мы можем сделать репост из региональных групп, где уже есть переработанная информация, которая касается нашего региона. Или можем создать пост самостоятельно.
Время появления федеральных и региональных поводов не всегда можно точно предсказать, поэтому мы всегда можем адаптировать наш контент-план.
Темы и посты бывают разные, их всегда можно систематизировать через рубрики и рубрикатор. Рубрики могут быть информационными и развлекательными. Для постоянных рубрик можно придумать хештеги. Посты потом будет легче найти.
Например, наш медиацентр «Школьный квартал.ru» в рамках года педагога и наставника запустил рубрику «Интересные вопросы учителю». Пост выходит с заголовком: Так хочется поговорить с учителем и хештегом: #ИнтересныеВопросыУчителю@yar_school77. По рубрикам и хештагм удобно искать нужную информацию в школьной группе.
Рубрику ведут дети самостоятельно, педагоги помогают редактировать вопросы, могут подправить кадр. Снимают и монтируют ученики самостоятельно. Рекомендую привлекать учеников к производству контента и созданию новых рубрик!
- Какие информационные рубрики могут быть:
- Новости школы;
- Объявления;
- Опросы (в том числе на социально-значимые темы); Прямые эфиры с дирекцией школы, родителями, учениками или экспертами;
- Повестка региона;
- Федеральные темы (Президент, национальные проекты).
И пару развлекательных рубрик:
- День в истории: заметки об истории и событиях школы,
региона;
- Анонс мероприятий школы;
- В объективе: фотографии школы/мероприятий/ учеников.
Где черпать вдохновение и создавать что-то своѐ, эксклюзивное? На этот вопрос сложно ответить. Мне и коллегам приходят разные идеи для контента в школьной группе, мы можем опубликовать их самостоятельно или подключать детей. А наши ученики это просто кладезь идей. Самое главное – желание начать что-то делать, а дальше становится проще и интереснее.
Что еще важно в ведении школьной группы в соц.сети? Конечно-же оптимальная периодичность публикаций. Как часто должны выходить посты?
Госпаблик должен быть живым и активным. Публикуем минимум 1-2 поста в день. Делаем интервалы между постами: не менее часа. Не позволяем себе «провалы» в 1-2 дня без публикаций.
Важный совет: выпуск постов должен быть в актуальное для подписчиков время: перед работой/ учебой, в обеденный перерыв, вечером. Но не стоит выпускать несколько постов подряд в течение часа (за исключением ЧС).
Поэтому оптимальное количество постов в неделю – 7 – 10 штук.
И последний вопрос, который волнует многих сегодня. Где взять материал, чтобы научится работать со школьной группой?
На данный момент не так много методических материалов для работы с школьными группами в социальных сетях. Могу посоветовать методическое руководство «Эффективный госпаблик школы», разработанное Автономной некоммерческой организацией по развитию цифровых проектов в сфере общественных связей и коммуникаций «Диалог Регионы». В руководстве разобраны все инструменты работы на конкретных примерах, хорошая теоретическая составляющая а также новое для нас всех – создание канала школы в Telegram. У нас на данный момент есть только канал актива старшеклассников в телеграмме, но мы с коллегами уже задумались о создании канала колы на будущий учебный год.
Весной 2023 года мы ожидаем выпуск методики по ведению госпабликов для детсадов и школ, которую разработают Минпросвещения и «Диалог Регионы».
Жан-Жак Руссо говорил: «Час работы научит больше, чем день объяснения». Предлагаю объединиться в группы по 3-4 человека и составить контент-план школьной группы на эту неделю. Каждой группе я выдаю шаблон контент-плана в виде календаря на неделю. В календаре уже указано назначение контента, Ваша задача продумать и распределить контент так, чтобы количество постов было оптимальным. И, следуя такому плану, у Вас не возникнет проблемы с вечерними или ночными постами, которые никто не увидит.
Чтобы систематизировать немного знания о контент-плане и пользоваться в моменты затруднения я разработала буклет, в который добавила важные моменты работы над контент планом, словарик и также QR-код с ссылкой на методическое руководство «Эффективный госпаблик школы», разработанное Автономной некоммерческой организацией «Диалог Регионы», о котором я говорила ранее.
Мы берем неделю с 3 по 9 апреля. Через 5-7 минут я попрошу группы поделиться результатами работы над контент-планом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.