Мастер-класс
«"Кроссенс-теxнологии на современном уроке"
Цель: Продемонстрировать использование метода кроссенс на уроках, как средство развития логического и творческого мышления учащихся.
"Логика есть попытка понять действительный мир по известной созданной нами схеме сущего."
Фридрих Ницше
"Чем хуже ваша логика, тем интереснее следствия, к которым она может привести"
Бертран Рассел
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас в этом зале. Свой мастер - класс я хотела бы начать с рассказа одной притчи.
"Поспорили как-то Логика с Интуицией о пользе каждого из них.
Логика говорила:
- Без меня никому не обойтись! Не было бы меня, человек не смог бы считать, сравнивать, анализировать, делать выводы и умозаключения.
- Подумаешь, дела великие! Это не так уж и важно! – возразила Интуиция. – Вот не было бы меня, тогда с человеком случилась бы катастрофа. Человек не смог бы по-настоящему радоваться и воспринимать творчески мир, во всех его красках.
- Без тебя все могут легко обойтись. Творчество не является необходимостью. Оно никому не нужно. Да и радости у каждого свои. Без твоих радостей можно прожить.
- Это без твоих циферок, аналитики и сравнений можно обойтись, уж точно!
Их спор услышал Разум.
- Что это вы всё спорите?
- А ты кто такой?
- Я - Разум.
- Что ты скажешь по этому поводу? Ты же слышал наш спор. Кто полезнее для человека?
- В вас обоих есть польза, - уверенно ответил Разум.
- Без кого же из нас человек не может обойтись?
- Давайте поразмышляем. Может ли художник обойтись без интуиции?
-Нет.
- Может ли торговец обойтись без логики?
- Эээ.. нет. – В один голос ответили Логика с Интуицией. - Но как же жить? Опираясь на логику или на интуицию?
- Опираясь на разум."
- А как вы считаете логика нужна в повседневной жизни?
- Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Это является требованием ФГОС, об этом говорится в методической литературе, Однако, как это делать, учитель не всегда знает. Огромную роль в развитии логического мышления играет математика, но у меня возникает вопрос к учителям - предметникам. (Конкурсанту любому)
- А разве ваш предмет не развивает логическое мышление?
- Я прошу помочь мне моих коллег по конкурсу и приглашаю их выступить в роли моих учеников.
Сегодня я хотела бы рассказать и показать свой опыт по развитию логического мышления на уроках, используя прием "Кроссенс"
- Скажите знаком ли кто с этим приемом? Может кто - то использует его в своей практике? (Ответы).
- Что же такое "Кроссенс"? Слово "кроссенс" придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд" , которое с английского означает "пересечение смыслов". Этот прием разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Кроссенс, впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь". Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков для "Крестиков-ноликов". Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.
Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка завернутая «улиткой». Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5.
1
|
2 |
3 |
8 |
9 |
4
|
7 |
6 |
5
|
Я предлагаю разгадать первый кроссенс. Ваша задача – объяснить кроссенс: определить о чем идет речь, оставить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. На выполнение я даю 2-3 минутки.
1–2 – корону делают из золота;
2–3 – вороны любят уносить все, что блестит, золото тоже блестит;
1–4 – многих королей сравнивали с Солнцем;
3–6 – ворона и соловей – птицы;
4–7 – сосна тянется к Солнцу;
6–9 – у Андерсена есть сказки «Соловей» и «Огниво», огонь можно зажечь от огнива;
7–8 – топором рубят сосны;
8–9 – дрова нужны, чтобы разжечь костёр.
2–5, 4–5, 5–6, 5–8 – все слова содержат букву «О».
Существует довольно простой и понятный алгоритм составления кроссенса.
Алгоритм составления кроссенса:
1) определить тематику, общую идею;
2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
3) выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме;
4) найти связь между элементами, определить последовательность;
5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5 - й квадрат);
6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.
Я предлагаю вам сейчас попробовать составить кроссенс на предложенную тему. Перед вами текст и необходимые изображения, которыми вы можете воспользоваться для создания кроссенса. Время ограниченно. Прошу приступать.
Итак я думаю, что мои коллеги готовы представить итог своей работы. (Представление работы) Спасибо большое! Было трудно? Да приходится потрудиться, но это оправдывает себя заинтересованностью детей, их желанием отвечать и самостоятельно выполнять кроссенсы.
На каком этапе урока я применяю кроссенс? Отвечу
Я применяю кроссенс:
Ø при изучении нового материала: выведение темы урока; установка проблемной ситуации;
Ø при закреплении и обобщении изученного материала;
Ø творческое домашнее задание.
Кроссенс - хороший способ не только найти связи и смыслы, но и углубить понимание уже известных понятий и явлений.
Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. Нельзя отрицать, что наряду с логическим мышлением, развивается зрительная память и связная речь.
Рефлексия.
В Древней Японии был такой ритуал: когда корабль отправлялся в плавание, путешественников и экипаж провожали все родственники. От провожающих до самого корабля тянулись ленты. Корабль отчаливал от берега, ленты разрывались. Одна часть ленты оставалась на корабле, другая – в руках у провожающих. Кусочки ленты хранились до возвращения корабля на родину. Мне бы хотелось узнать ваше мнение о применении приема "Кроссенс"
Тем, кому понравился и кто будет его использовать в своей практике этот прием, возьмите красную карточку.
Тем, кто будет применять данный метод , возьмите желтую карточку .
- Те, которые считают, что этот прием неэффективен и не имеет результативности , возьмите зеленую карточку.
Спасибо за внимание!
1
|
2 |
3 |
8 |
9 |
4
|
7 |
6 |
5
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.