Мастер-класс "Метонимия и синекдоха как тематические виды метафоры"
Оценка 4.9

Мастер-класс "Метонимия и синекдоха как тематические виды метафоры"

Оценка 4.9
docx
31.05.2020
Мастер-класс  "Метонимия и синекдоха как тематические виды метафоры"
Мастер-класс Метонимия и синекдоха.docx

Мастер-класс

 

Метонимия и синекдоха как тематические виды метафоры

 

Подготовила: учитель русского языка и литературы

Алина Ирина Валерьевна

 

 

Цели:

- обмен опытом работы в освоении обучающимися литературоведческого понятийного аппарата в процессе работы с текстом на уроках русского языка и литературы;

- повышение мотивации коллег в работе с учащимися.

Задачи:  

- повторить специальные средства художественной выразительности;

- закрепить умение видеть тропы в контексте и использовать их в собственной речи;

- развивать умение видеть красоту и выразительные возможности  метафоры, метонимии, синекдохи;

- воспитывать потребности в совершенствовании собственной речи.

 

Оборудование: тексты для анализа (распечатаны), слайдовая презентация.

 

 

Ход мастер-класса

 

1.     Эмоциональный настрой (смайлики)

                    Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно Вас всех видеть.  Очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

-А теперь, перед началом нашей работы, мне бы хотелось узнать ваше  эмоциональное состояние. Выберите, пожалуйста, смайлик, соответствующий Вашему эмоциональному настроению в начале нашей работы.

- Спасибо большое. Надеюсь, Ваше хорошее настроение сохранится  до конца нашего мероприятия, а я, в свою очередь, постараюсь еще и повысить его.           

2.   Актуализация

Всем нам очень хочется, чтобы нас понимали, но всегда ли так происходит? Всегда ли нам легко выразить свои мысли, чувства?

О том, что трудно бывает подобрать нужное слово, говорили многие мастера: “Как сердцу высказать себя?!” - восклицал Ф.И.Тютчев.  (слайд №2)

 

3.   Поэтому в нашем языке есть такие средства, которые призваны воздействовать на чувства. Что это за средства?

(Средства выразительности)

- По-другому они называются “тропы” и “стилистические фигуры”. Какие тропы мы знаем?

(Участники называют слова, выступающий открывает названия этих тропов на 3 слайде).

4.  А теперь небольшая разминка. Узнайте тропы в поэтических текстах:

 (слайды № 4 - 7)

1.  До чего рассвет сегодня звонок

     В пенисто - вишнёвых облаках! (Э. Асадов).

 

2. Как дерево роняет тихо листья,

    Так я роняю грустные слова. (С. Есенин).

 

3. Осенние листья по ветру кружат,

    Осенние листья в тревоге вопят:

   “Всё гибнет, всё гибнет!

    Ты черен и гол,

    О лес наш родимый,

    Конец твой пришёл!” (А. Майков).

 

4.   В белом пламени клонится куст

     Ледяных ослепительных роз. (А. Ахматова).

 

-  Какие тропы вы записали?   (слайд №8)

Ответ:

Эпитет

Сравнение

Олицетворение

Метафора

 

5.    Повторение сведений о метафоре.

 - Конечно, каждый из этих тропов по-своему красив, ярок, выразителен, но вот один из них может включать в себя еще и другие, он самый емкий из перечисленных нами. Назовите его. (метафора)

- “Метафора”, что это такое?

(слайд № 9 )

Метафора - употребление слова или выражения в переносном значении для создания образа.

- А что лежит в ее основе? (сравнение)

-  Сравнение - это самостоятельный троп, чем он отличается от метафоры?

(В сравнении два объекта, есть сравнительные союзы, а в метафоре - один образ и нет сравнительных слов).

- Если метафора основана на сравнении, значит, чтобы создать метафору, необходимо сначала сравнить объект с чем-то. Что значит сравнить?

(Найти сходство по отдельным признакам).

- Другими словами, определить ассоциации. Люди с давних пор старались найти способы сделать свою речь ярче и выразительнее. Вспомните, а какой жанр фольклора основан исключительно на метафоре?  (загадки, слайд № 10)

 

1.Пять братьев годами равные, ростом разные.

2.Среди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла.

3.Стоит старичок красный колпачок.

 

- Наиболее выразительны поэтические метафоры. Посмотрите на яркий пример из стихотворения Высоцкого. (слайд № 11)

 

“Души застыли под коркою льда”. В. Высоцкий

 

- Как вы думаете, почему Высоцкий сравнил мертвую душу с ледяной коркой, а не, скажем, бетонной или цементной?

(Лед может таять, души могут ожить от теплого слова...)

 

6. Повторение сведений о метонимии и синекдохе.

- Разновидностью метафоры являются метонимия и синекдоха. Что это такое? (слайд № 14).

- Метонимия троп, оборот речи, в котором вместо названия  одного предмета дается название другого, находящегося с ним в отношении ассоциации по смежности. 

- В метонимии связь может быть: (слайд № 15)

1)    между автором и его произведением;

2)    между предметом и материалом, из которого предмет сделан;

3)    между местом действия (социальным событием, организацией) и людьми, там находящимися;

4)    между действием (или его результатом) и орудием этого действия;

5)    между местом и связанным с ним событием;

 

- Найдём примеры метонимии в следующих поэтических текстах и определим их связь (слайд № 16).

1.  Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А.С.Пушкин)

2. Янтарь в устах его дымился (А.С.Пушкин)

3. Ложи блещут; партер и кресла – все кипит (А.С.Пушкин)

4. Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам (А.С.Пушкин)

5. Недаром помнит вся Россия про день Бородина (М.Ю.Лермонтов)

6. Я три тарелки съел (И.А.Крылов)

 

- Теперь поговорим о синекдохе (слайд № 17)

 

Синекдоха – это  употребление:

1)    единственного числа вместо множественного;

2)    множественного числа вместо единственного;

3)    название части вместо названия целого;

4)    родового названия вместо видового;

5)    видового названия вместо родового.

 

(слайд № )

- Прокомментируем примеры синекдохи в следующих предложениях:

А)  Пуще всего береги копейку  (Н.В.Гоголь)

Б)  Нужна крыша для моего семейства (А.И.Герцен)

В)  Мы все глядим в  Наполеоны (А.С.Пушкин)

Г)  Ну что ж, садись, светило (В.В.Маяковский)

Д)  И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М.Ю.Лермонтов) 

 

7. Самостоятельная (в группах) работа с текстами.

- У вас на столах лежат поэтические отрывки. Прочтите, пожалуйста, те, которые вам нравятся, разграничивая при этом метафору, метонимию, синекдоху  и объясняя, какие чувства эти тексты у вас вызвали.

(Чтение отрывков, тексты распечатаны):

 

1.Первый снег опушил у деревьев ресницы.

И в лесу и в полях – тишина, тишина.

Вдруг из сада доносится голос синицы

Как теперь ее песенка сердцу нужна!

                                           Н. Рыленков.

 

2. О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины.

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

                                           С. Есенин

3.    Она влюблялася в обманы

       И Ричардсона, и Руссо.

                           А. Пушкин

4. Нет, не пошла Москва моя

    К нему с повинной головою.

                                      А.Пушкин

5. Шляпа углубилась в чтение газет.

                                   Ильф и Петров

 

8. Подведём итоги нашего мастер-класса

-  Сегодня мы поработали с тремя изобразительно-выразительными средствами языка — метафорой, метонимией, синекдохой.

- Зачем нужны эти средства, с какой целью используют их писатели и поэты? (С помощью этих средств писатели и поэты рисуют яркие, красочные картины, создают запоминающиеся образы, мы зримо представляем себе всё, о чём они пишут. Поэтому поэтов и писателей называют ещё художниками слова.)

 

9.  Рефлексия деятельности

- Итак, сегодня мы слышали много метафор известных поэтов, находили их в стихах, создавали самостоятельно. Я попрошу вас записать на листе ту из них, которая вам больше нравится, крупными буквами.

(участники размещают их на доске)

 

10.  Рефлексия настроения (смайлики)

 

 

Приложение

 

Узнайте (и запишите) тропы в поэтических текстах:

 

1.  До чего рассвет сегодня звонок

     В пенисто - вишнёвых облаках! (Э. Асадов).

 

2. Как дерево роняет тихо листья,

    Так я роняю грустные слова. (С. Есенин).

 

3. Осенние листья по ветру кружат,

    Осенние листья в тревоге вопят:

   “Всё гибнет, всё гибнет!

    Ты черен и гол,

    О лес наш родимый,

    Конец твой пришёл!” (А. Майков).

 

4.   В белом пламени клонится куст

     Ледяных ослепительных роз. (А. Ахматова).

 

 

 

 

Метонимия троп, оборот речи, в котором вместо названия  одного предмета дается название другого, находящегося с ним в отношении ассоциации по смежности. 

В метонимии связь может быть:

1)      между автором и его произведением;

2)      между предметом и материалом, из которого предмет сделан;

3)      между местом действия (социальным событием, организацией) и людьми, там находящимися;

4)      между действием (или его результатом) и орудием этого действия;

5)      между местом и связанным с ним событием.

 

Найдём примеры метонимии в следующих поэтических текстах и определим их связь:

1.  Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А.С.Пушкин)

2. Янтарь в устах его дымился (А.С.Пушкин)

3. Ложи блещут; партер и кресла – все кипит (А.С.Пушкин)

4. Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам (А.С.Пушкин)

5. Недаром помнит вся Россия про день Бородина (М.Ю.Лермонтов)

6. Я три тарелки съел (И.А.Крылов)

 

 

Синекдоха – это  употребление:

1)      единственного числа вместо множественного;

2)      множественного числа вместо единственного;

3)      название части вместо названия целого;

4)      родового названия вместо видового;

5)      видового названия вместо родового.

 

 Прокомментируем примеры синекдохи в следующих предложениях:

А)  Пуще всего береги копейку  (Н.В.Гоголь)

Б)  Нужна крыша для моего семейства (А.И.Герцен)

В)  Мы все глядим в  Наполеоны (А.С.Пушкин)

Г)  Ну что ж, садись, светило (В.В.Маяковский)

Д)  И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М.Ю.Лермонтов) 

 

 

 

 

 

Прочтите тексты, найдите и разграничьте метафору, метонимию, синекдоху.

По возможности объясните, какие чувства эти тексты у вас вызвали.

 

1.Первый снег опушил у деревьев ресницы.

И в лесу и в полях – тишина, тишина.

Вдруг из сада доносится голос синицы

Как теперь ее песенка сердцу нужна!      Н.Рыленков

 

2. О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины.

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.       С.Есенин

 

3.    Она влюблялася в обманы

       И Ричардсона, и Руссо.       А.Пушкин

 

4. Нет, не пошла Москва моя

    К нему с повинной головою.     А.Пушкин

 

5. Шляпа углубилась в чтение газет.     Ильф и Петров

 

 

 

 

Тест

Определите  средства выразительности в прозаических и поэтических текстах.

Задание 1.

1.     – Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину, так чтоб не мимо господского дома? (Н.Гоголь)

2.     Уж вечер… Облаков померкнули края,

Последний  луч зари  на башнях умирает. (В.Жуковский)

3.     Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.(Н.Некрасов)

4.     Сусальным золотом горят

В лесах рождественские  ёлки. (О.Мандельштам)

а) сравнение                         в) синекдоха

б) олицетворение                 г) литота

Задание 2.

1.     И  невозможное  возможно,  дорога дальняя легка. (А.Блок)

2.     Не то на серебре - на золоте едал. (А.Грибоедов)

3.     Рассвет рукой прохлады росной

Сшибает  яблоки зари. (С.Есенин)

4.     Котелок  сердится и бормочет на огне. (К.Паустовский)

а) олицетворение                   в) метонимия

б) метафора                             г) оксюморон

Задание  3.

1.     И очи синие, бездонные

Цветут на дальнем  берегу.  (А.Блок)

2.     Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.Пушкин)

3.     Я обручился с тишиной,

Всегда  безмолвием  поющей. (К.Бальмонт)

4.     И вы подобно так падёте,

Как с древ увядший лист падёт! (Г.Державин)

а) сравнение                              в) метонимия

б) метафора                                г) синекдоха

Задание  4.

1.     Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый. (И.Крылов)

2.     Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег. (С.Есенин)

3.     Старик с морозца вносит в дом

Охапку дров продрогших. ( Д.Самойлов)

4.     И раб судьбу благословил. ( А.Пушкин)

а) синекдоха                           в) метонимия

б) метафора                            г) эпитет

 

 

Ответы к тесту:

    Задание 1:  1-в, 2-б, 3-г, 4-а

    Задание 2:  1-в, 2-г, 3-б, 4-а

    Задание 3:  1-б,2-в,3-г,4-а

    Задание 4:  1-в, 2-б,3- г,4-а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Мастер-класс Метонимия и синекдоха как тематические виды метафоры

Мастер-класс Метонимия и синекдоха как тематические виды метафоры

О том, что трудно бывает подобрать нужное слово, говорили многие мастера: “Как сердцу высказать себя?!” - восклицал

О том, что трудно бывает подобрать нужное слово, говорили многие мастера: “Как сердцу высказать себя?!” - восклицал

В сравнении два объекта, есть сравнительные союзы, а в метафоре - один образ и нет сравнительных слов)

В сравнении два объекта, есть сравнительные союзы, а в метафоре - один образ и нет сравнительных слов)

Теперь поговорим о синекдохе (слайд № 17)

Теперь поговорим о синекдохе (слайд № 17)

Сегодня мы поработали с тремя изобразительно-выразительными средствами языка — метафорой, метонимией, синекдохой

Сегодня мы поработали с тремя изобразительно-выразительными средствами языка — метафорой, метонимией, синекдохой

Найдём примеры метонимии в следующих поэтических текстах и определим их связь: 1

Найдём примеры метонимии в следующих поэтических текстах и определим их связь: 1

Она влюблялася в обманы

Она влюблялася в обманы

Золотыми звездами в снег. (С.Есенин) 1

Золотыми звездами в снег. (С.Есенин) 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2020