Орфографическая грамотность
Обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание при письменном общении
Одной из целей обучения русскому языку становится формирование прочных навыков орфографии, то есть грамотного письма как условия формирования коммуникативной компетентности.
Способы орфографической грамотности
Повышение орфографической грамотности учащихся в ходе обучения на уроках русского языка можно достичь такими способами:
Создание эффективных условий для проведения уроков.
Дифференцировать домашние задания в соответствии с психологическими особенностями учащихся.
Изменение стиля преподавания самим педагогом.
Использование разнообразных принципов, приемов, упражнений в ходе обучения орфографической грамотности.
Тип и восприятия и запоминания орфографического материала
Тип | Упражнения |
Зрительное | Объяснительный диктант; |
Слуховое | Выборочный, предупредительный диктанты; |
Артикуляционное | Орфографическое проговаривание. |
Моторное восприятие | Имеет важное значение при выполнении ВСЕХ упражнений. |
Комбинированное восприятие (наиболее эффективно) | В процессе комментированного письма, звукобуквенного и орфографического разбора. |
Орфографическое чтение
|
Комментированное письмо с указанием орфограмм
При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего,
находит объект объяснения, т.е. орфограмму. Достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание.
Письмо с проговариванием
Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.
Словарная работа
Важное место на уроке должна занимать словарная работа . В начале урока даю ученикам группу словарных слов (10 слов). На следующий урок – проверка слов под диктовку. После выученных пяти групп слов даются - контрольный словарный диктант (выборочный) , «Орфографические пятиминутки» и «Минутки чистописания».Далее идет словарно-орфографическая работа «По следам ошибок».
Виды диктантов
Необходимо проводить диктанты различных видов- орфографический, объяснительный, предупредительный, выборочный, распределительный, творческий, проверочный диктант «Проверяю себя», зрительный, разные виды словарных диктантов, словарные и орфографические диктанты с непроверяемыми написаниями, где дается задание на конструирование предложений и словосочетаний с ними. Контрольное списывание, буквенные и цифровые диктанты.
Предупредительный диктант
Для достижения цели (повышение грамотности, орфографической зоркости) необходимо постоянно проводить предупредительные диктанты.
Методика проста и известна всем: сначала ученики устно повторяют основные правила орфографии и пунктуации, на которые даётся диктант. Перед записью текст разбирается устно (под руководством учителя) с орфографической точки зрения и пунктуационной .
Такой разбор может охватить все трудные написания, встречающиеся в данном тексте, или некоторые из них .
Диктант "Проверяю себя”
Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Первое и главное достоинство диктанта состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даем возможность писать без ошибок, предупреждать их. Этот диктант позволяет писать часто и много, а ошибок делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется и укрепляется.
Зрительный диктант (цель – предупреждение ошибок)
На доске записывается несколько предложений или текст. Текст выразительно читается. Выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается ''сфотографировать'' (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова.
В случае необходимости текст открывается снова.
Если ученик засомневается в написании какого-то слова, то он все равно имеет право поставить точку на месте сомнительной буквы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.