Мастер-класс
урок с использованием цифровой лаборатории «Точка роста» на уроках физики» на тему: «Плавление и отвердевания кристаллических тел» 8 класс
Тип урока: Урок-практикум с использованием цифровых лабораторий “Точка Роста”
Цели урока: Изучить особенности в поведении вещества при переходе из твердого состояния в жидкое и обратно, процесс плавления и
отвердевания.
Задачи урока:
1. Совершенствование вычислительных навыков;
2. Развитие коммуникативных навыков;
3. Расширение кругозора;
4. Развитие познавательного интереса;
5. Формировать у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом материале, развитие познавательных интересов и
способностей школьников при выявлении сути процессов.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Развитие умений устной речи.
2. Развитие умений отвечать на вопросы, высказывать свое мнение.
3. Активизация изученного материала
Метапредметные:
1. Формирование умений систематизации ранее приобретённых знаний.
2. Осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.
3. Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умение работать в группах.
Личностные:
1.Формирование мотивации к изучению математики и физики.
2. Развитие творческих способностей.
Необходимое оборудование и материалы
1. компьютер;
2. колонки;
3. медиа проектор;
4. экран;
5. доступ к Интернету;
6. цифровая лаборатория
Сервисы и программы, используемые для создания ИКТ компонентов урока
1. Презентация Microsoft PowerPoint
2. Тест в приложении MyTestX по теме: "Агрегатные вещества". MyTestX\MyTestStudent.exe 3. Демонстрация видео эксперимента на тему: "Фазовые превращения первого рода. Плавление и испарение".
https://www.youtube.com/watch?time_continue=85&v=eWE1g8ZeDtM
4. Цифровая лаборатория по физике
5. linoit.com - виртуальная он-лайн доска совместного использования
http://linoit.com/users/mis_os/canvases/Плавление%20и %20отвердевание.%20
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
время |
УУД |
|
|
I.Этап мотивации к деятельности.
|
|
|
|
Здравствуйте! Сегодня мы продолжим изучать тему: Агрегатные состояния вещества. И урок будет называться так: «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел». А также рассмотрим график плавления и отвердевания твердых тел. Сегодняшний урок мы с вами проведем, обмениваясь знаниями о строении вещества и нашим жизненным опытом. Ведь как сказал Б е р н а р д
Ш |
Учащиеся слушают самооценивания.
|
учителя, |
подписывают |
карточки |
4 мин
|
Включение учащихся в режим работы.
Целеполагание как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно
Планирование как определение последовательност и промежуточных целей с учетом конечного результата |
|
о
II. Этап актуализации знаний и пр |
обного уче |
бного действия. |
|
|||
|
1. Перед тем как изучить новую тему, давайте ответим на следующие вопросы: 1. Что такое вещество? 2. Приведите примеры веществ.
3. В каких состояниях может находиться вещество? 4. Приведите свои примеры.
5. Перечислите свойства твердых тел.
6. Назовите свойства жидкостей 7. Какими свойствами обладают газы? |
Учащиеся отвечают на вопросы:
1. То из чего состоят физические тела 2. Дерево, стекло, пластмасса, железо, алюминий, серебро
3. В твердом, в жидком, в газообразном.
4. Твердые – золото, стекло, воск, жидкие – молоко, масло, бензин, газообразные – воздух, озон Оценивают свою работу в «Листе достижений»
5. Форма, объем, порядок, силы притяжения, движение молекул
|
3 мин
|
Развитие умений оценивать результаты проделанной работы, осуществлять самоконтроль |
|||
|
Из того, что мы сейчас повторяли, давайте сделаем вывод:
|
• Известные нам три состояния вещества (твёрдое, жидкое, газообразное) называются агрегатными состояниями. • Молекулы одного и того же вещества в различных агрегатных состояниях ничем не отличаются друг от друга. • Вещество можно перевести из одного агрегатного состояние в другое (фазовый переход) |
|
|
|
2. Выполните тест в приложении MyTestX по теме: "Агрегатные вещества".
|
Учащиеся решают тест в приложении MyTestX по теме: "Агрегатные вещества". MyTestX\MyTestStudent.exe 1. Выбирают тест в папке.
2. Открывают файл. |
5 мин |
|
|
|
3. Далее ТЕСТ - НАЧАТЬ ТЕСТ
4. Вводят имя, фамилия, класс – ОК |
|
|
|
|
5. Выполняют тест.
|
|
|
|
III. Этап изучения нового материала.
|
|||
|
1) Мы с вами убедились, что вещество может переходить из одного агрегатного состояния в другое. Данный процесс называется фазовым переходом. Плавление – это процесс перехода вещества из твердого состояния в газообразное. Кристаллизация – процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое состояние.
2) Для того, чтобы расплавить вещество его |
1) На данном этапе учащиеся изучают параграфы 13,14 учебника. Отвечают на вопросы параграфов.
|
5 мин |
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Выделение наиболее важной информации Построение логической |
|
необходимо нагреть до определенной температуры- температуры плавления. Что же происходит с веществом при плавлении? Посмотрим демонстрацию видео эксперимента (В этом материале показывают процесс плавления олова. В ложке расплавляют олово, вставляют датчики и дают ему остыть. После остывания, вновь начинают нагревать. Датчик подсоединен к компьютеру. Работает программа L- микро. В режиме реального времени на экране появляется температурный график, характеризующий процесс плавления. После того, как вещество расплавилось, ему дают остыть. Происходит процесс отвердевания. Очень наглядно эти процессы сопровождает построение графика. По завершению отвердевания, ведущий еще раз демонстрирует весь график, делая акценты на участках, показывающих сохранение температуры. Это происходит во время процессов плавления и отвердевания. Таким образом, учащиеся наблюдая этот опыт, начинают понимать особенности этих процессов и, особенно, построение графика. Данный видеоролик способствует более успешному усвоению и пониманию процессов плавления и кристаллизации. Помогает понять его графическую интерпретацию. После просмотра этого видеоматериала, дети очень успешно усвоили эти процессы и смогли |
2) Учащиеся смотрят демонстрацию видео эксперимента на тему: "Фазовые превращения первого рода. Плавление и испарение". Необходимо просмотреть первые 4.45 минут видеоролика https://www.youtube.com/watch?time_continue=85&v=eWE1g8Z eDtM
|
|
цепочки вопросов
|
|
понимать их графическое представление ).
|
|
|
|
|
- Сделаем выводы:
- В каком случае происходит поглощение энергии? - А что происходит при кристаллизации?
|
1. Существует температура, выше которой вещество в твердом состоянии не может находится. 2. Температура во время плавления и отвердевания остается постоянной. 3. Процесс плавления требует притока энергии к плавящемуся веществу. Т.о. плавление и кристаллизация два симметричных процесса.
- При плавлении
- Выделение энергии. Вещество остывает и отдает тепло.
|
|
|
|
IV. Этап применения полученных знаний.
|
|||
|
- Рассмотрим график зависимости температуры на стр. 40 рис. 18. Для закрепления материала можно рассмотреть график зависимости температуры льда от времени его нагревания по учебнику (стр.40, параграф.14) и ответить на вопросы Подводим итоги: во время плавления и отвердевания температура не меняется. Лед плавится при температуре 0°С, при этой же температуре вода замерзает. Вода уникальное вещество на нашей планете. Благодаря ей стало возможно возникновение жизни на Земле. |
Учащиеся изучают график
Отвечают на вопросы: 1. Что происходит на каждом участке графика? Какие участки графика соответствуют нагреванию? (АВи СД) 2. Как по графику можно судить об изменении температуры вещества при нагревании и охлаждении? (при нагревании температура повышается, а при охлаждении - понижается). 3. На каких участках температура не меняется? (ВС и EF). Что это означает? (эти участки графика соответствуют плавлению и отвердеванию). 4. Почему эти участки параллельны оси времени? (температура не меняется в течение всего процесса, а для этого нужен какой-то промежуток времени). |
5 мин |
Выбор способа действия |
|
- Решим устно задачи по теме: "Функции и графики" |
Учащиеся решают задачи Устная работа.pptx, объясняют решение задач, комментируют. |
4 мин |
Умение осознанно применять знания на практике
|
|
Учитель объявляет проведение эксперимента: - Выполните работу по проверке гипотезы, проведите эксперимент, выполните анализ данных, сделайте выводы по следующему плану:
Ход работы.
1. Подключите датчик температуры к компьютеру. 2. Откройте программу «Практикум» (Научные развлечения). 3. Определите температуру в классе. Сбросьте значения. 4. Слегка касаясь датчиком открытой ладони, определите максимальное значение температуры (у каждого ученика в группе). 5. Измерьте температуру внутри рукавицы, лежащей на столе. 6. Определите температуру ладони в варежках.
|
Учащиеся выполняют эксперимент, знакомят учителя с результатом выполненной работы: Цель: определить, греют ли варежки. Гипотеза: Отметьте ваше предположение: - варежки греют - варежки сохраняют моё тепло
Заполняют таблицу:
Проведите анализ данных. 1. Что является источником тепла в этом эксперименте? 2. Если варежки не выделяют тепло сами по себе, то почему в рукавицах тепло? 3. Объясните разницу между производством тепла и сохранением тепла.
|
12 мин |
Поиск и выделение необходимой информации
Оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.