Класс 10 М Дата 22.11.2022
Учитель: Барикова Мария Александровна
Тема урока: «По страницам «Занимательной физики»».
Цели урока:
Образовательная: повторение и обобщение знаний учащихся, полученных при изучении разделов физики: кинематика, динамика, законы сохранения в механике и статика.
Развивающая: развить познавательный интерес обучающихся, наглядно, в широкой форме показать связь разделов физики с жизнью и бытом человека; развитие и укрепление преемственности поколений на примере не иссякающего интереса читателей к книгам Я.И. Перельмана.
Воспитательная: воспитывать уверенность обучающихся в необходимости практического применения полученных знаний.
Методическая: продемонстрировать формирование у обучающихся положительной мотивации при использовании нетрадиционных методов проведения урока.
Тип урока: нетрадиционный урок в форме игры с использованием технологии qr-квеста. Задачи урока:
предметные:
- уверенное владение базовым понятийным аппаратом по теме;
- умение использовать основное уравнение механики;
- сформированность практических навыков решения задач по механике; метапредметные:
- умение абстрактно и логически мыслить;
- умение читать и преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую, устанавливать взаимосвязи в изучаемых явлениях;
- умение делать обобщения и выводы;
- умение отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности;
- владение умениями совместной деятельности, согласования и координации деятельности с другими ее участниками; владение навыками самоконтроля и самооценки; личностные:
- способность иметь и отстаивать собственное мнение, быть уверенным в себе;
- умение быть толерантным в коллективных формах работы;
- уверенность во взаимоотношениях с людьми;
- организованность, самостоятельность, ответственность.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный; логикоалгоритмический;
Формы обучения: индивидуальная, работа в парах;
Приѐмы работы учителя: мотивационная беседа, беседа, показ презентации индивидуальная работа с обучающимися;
Приѐмы работы обучающихся: самостоятельная работа, работа в
парах;
Используемые технологии: информационные, ИКТ, здоровье сберегающие.
Средства обучения: компьютер, презентация к уроку, рабочая тетрадь, смартфон/планшет с QR-ридером (сканером).
Ход урока
Подготовительный этап: разбиться на две команды, выбрать капитана, придумать название команды. Ознакомится с содержанием книг
«Занимательная физика» Я.И. Перельмана.
Организационный этап:
Эпиграф к уроку:
«Мы рано перестаѐм удивляться, рано утрачиваем драгоценную способность, которая побуждает интересоваться вещами, не затрагивающими непосредственно нашего существования... Вода была бы, без сомнения, самым удивительным веществом в природе, а Луна — наиболее поразительным зрелищем на небе, если бы и то и другое не попадалось на глаза слишком часто»
Я. И. Перельман Вступительное слово учителя
Наш нетрадиционный урок, приуроченный к 140-летию со дня рождения Я.И. Перельмана. Он никогда не считал себя писателем, но его книги выходили такими большими тиражами, что составили бы собой целую научно-популярную библиотеку. Став первым в стране популяризатором физики, геометрии, математики и астрономии, основоположником занимательной науки, одним из первых писателей жанра научно-популярной литературы, он успевал заниматься еще множеством самых разных дел - преподавал, создавал новые учебные программы, редактировал журналы, участвовал в работе научных обществ, постоянно выступал с докладами.
В течение 140 лет в семьях хранятся книги Перельмана, а уже взрослые люди с благоговением вспоминают, как зачитывались его книгами, определившими их дальнейшую судьбу.
Первая книга Я.И. Перельмана «Занимательная физика увидела свет в 1913 году. Давайте и мы пройдемся по страницам этой книги, повторим и обобщим имеющиеся знания таких разделов как: механика, динамика, статика.
Основной этап:
Правила игры:
1. Класса разбивается команда 4-6 человек, выбирается капитан команды.
2. Каждая команда должна иметь хотя бы один смартфон/планшет с QR-ридером (сканером) для считывания кодов. Осуществляется тестовое раскодирование QR-кода.
3. Командам выдается ребус (Приложение 1)
(http://trainin22.tilda.ws/), первая, из команд разгадавшая зашифрованную информацию получают доступ (http://trainin22/book1.tilda.ws/) к первой книге
«Занимательная физика», где обучающимся предстоит пройти четыре главы с 4 QR-кодами с заданиями, а вторая соответственно доступ ко второй книге «Занимательная физика» (http://trainin22/bk2.tilda.ws/).
4. Задания (Приложение 2) из глав нужно декодировать, решить и прислать своему капитану.
5. Капитаны команд собирают файлы с решениями и ответами, архивируют и высылают на поверку.
6. Квест рассчитан на 20 мин.
7. Оценивание (Приложение 3). Решение каждой из задач
оценивается от 1 до 2 баллов, если есть только верный ответ без решения, то 1 балл, если есть верное решение и ответ, то 2 балла. Решение игрывикторины «Движение» оценивается из 9 балов, игры-викторины «Механика» оценивается из 6 балов.
8. Команда, сдавшая заполненный рабочий лист первой, за скорость добавляет 11 бонусных балов.
9. Через 5 минут после проверки работ, оглашается победители.
Подведение итогов. Домашнее задание Награждение победителей и участников. §40,42, 43,46 изучить, §42,47 разобрать решенные задачи.
Используемая литература
1. Мякишев Г.Я., Физика. 10 кл.: Учебник. / Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. - М.: Просвещение, 2014. – 366 с.: ил.
2. Перельман Я.И. «Занимательная физика. В 2-х книгах. Книга 1/
Я.И Перельман. - М.: Наука, 1979.
3. Перельман Я.И. «Занимательная физика. В 2-х книгах. Книга 2 / Я.И Перельман. - М.: Наука, 1983.
Приложение 1 Ребус для начала игры
Приложение 2
Задания в каждой книге
Книга 1 «Занимательная физика» |
|
Глава первая. СКОРОСТЬ. СЛОЖЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ. |
Глава вторая. ТЯЖЕСТЬ И ВЕС. РЫЧАГ. ДАВЛЕНИЕ |
|
расстояние 450 м. Коэффициент трения равен 0,01. Определите силу тяги двигателя. |
Глава третья. СОПРОТИВЛЕНИЕ СРЕДЫ |
Глава четвертая. ВРАЩЕНИЕ. ―ВЕЧНЫЕ ДВИГАТЕЛИ‖ |
Задача 4. Автомобиль массой
Коэффициент трения равен 0,01. Определите работу, которую совершит при этом двигатель автомобиля. |
|
Книга 2 «Занимательная физика» |
|
Глава первая. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ МЕХАНИКИ |
Глава вторая. СИЛА. РАБОТА. ТРЕНИЕ. |
|
едва не оторвался от желоба. Какую работу A совершили силы трения от начала движения бруска до прохождения им верхней точки петли? |
Глава третья. КРУГОВОЕ ДВИЖЕНИЕ |
Глава четвертая. ВСЕМИРНОЕ ТЯГОТЕНИЕ. |
|
четырехкратные перегрузки. |
Приложение 3
Оценочные листы
Команда ______________________________ Физический QR-квест Работа сдана под № _____ Дата ________________ Список членов команды (с указанием капитана):
№ |
Условие |
Решение |
Баллы |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
Бонусные
баллы
|
Всего баллов
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.