Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад
«Социо – игровые технологии в работе учителя – логопеда»
Составила: учитель – логопед
Январь
2021г.
Основная идея социо-игровой технологии – организация собственной деятельности детей, которой ребёнок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает, смотрит и говорит. Важным в социо-игровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.
Основатели социоигровой технологии Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М.Букатов вывели следующие законы общения:
- не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;
- не ворчать, не ныть, не бурчать;
- умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;
- будьте взаимно вежливы, терпиливыми и сдержанными;
- поддержи, помоги подняться и победить;
- задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;
- не возноси себя над другими, вознеси ближнего;
- дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблему.
Тема: Автоматизация произношения звука [Ж] в слогах, словах, предложениях.
Применяя социо-игровые технологии в коррекционно – образовательном процессе, выполняю шесть самых основных правил, актуальных для развития детей дошкольного возраста с нарушением речи:
1 правило: «Группы ровесников».
Объединения малыми группами: в старшем дошкольном возрасте по 4-5детей. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться. В процессе игры дети делятся на следующие группы: по цвету волос, глаз, одежды; по наличию одинаковой буквы в начале имени и т.д. Деление на пары по считалке: “Жужа, Жужа, не сердись, лучше в пару становись. Один, два, три - пару бери и произноси: ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ».
2 правило: «Смена лидерства».
Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причём лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.
3 правило: «Смена обстановки».
Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой обстановки, что способствует снятию эмоционального напряжения. В ходе деятельности дети не только сидят на стульях, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке и т.д.
4 правило: «Смена темпа и ритма».
Проведение непосредственно-образовательной деятельности разного вида должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время деятельности. Это является деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
5 правило – «Интеграция всех видов деятельности».
Это дает положительный результат в развитии коммуникативной, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.
6 правило: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».
Ребёнку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то «побольше», кто-то «поменьше».
В работе с детьми использую разные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп.
Игры для рабочего настроя.
«Волшебная шкатулка». Я предлагаю поочереди передавать шкатулку по кругу при этом говорить друг другу комплименты. Постепенно наша шкатулка наполнится добрыми, ласковыми словами.
«Люблю – не люблю». Дети стоят в кругу. Я или ведущий-ребёнок передаёт по часовой стрелке мяч и говорит: «Я не люблю, когда дети ссорятся», следующий должен предложить свой вариант «Я не люблю, …». Против часовой стрелки игра продолжается : «Я люблю, …».
«Назови и повтори». Раскладываю перед ребёнком по одной карточке со звуком [Ж]. Если ребёнку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков. Игра начинается со слов: «Я вижу… (жука, жабу, жирафа, жадину, жакет, жимолость, журавля и т.д.)». Дети называют слова на заданный звук. Задание выполняется в микрогруппах. Играющие считают, какая группа сколько слов назвала, и определяют победителя. Картинки со словами на звук [ж] (в начале, в середине, в конце слова).
«Эхо» (с мячом): проговаривание слоговых цепочек. Я говорю или ребёнок произносит слоговые ряды , а играющие «эхом» повторяют, точно так же, как было произнесено автором (интонационная выразительность: тихо-громко, грустно-радостно). Развитие силы голоса.
Игры–разминки.
Объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
«Зеркало». Ребёнку предлагается выбрать друга, того с кем больше всего хотелось бы пообщаться. Один ребёнок смотрит в «Зеркало» и выполняет, какое – либо движение, а другой повторяет эти движения за ним. Через некоторое время нужно поменяться местами.
Данная игра развивает наблюдательность и коммуникативные способности.
«Узнай по голосу». Дети стоят в кругу, водящему завязывают глаза. Один из игроков по моему сигналу или ребёнка произносит слово (фразу). Водящий узнаёт игрока по голосу. Вариант: «Жмурки» - на ощупь узнать одного из игроков. Развитие слухового внимания.
«Чего не стало?». Раскладываю перед ребёнком 4-5 карточек со звуком [Ж] (в зависимости от возраста), называю их правильно. Даю установку, что картинки надо запомнить. Когда ребёнок закрывает глаза, одну карточку убираю и спрашиваю: «Чего не стало?» (не стало Жука, не стало Жабы и т. д.). Развитие зрительного внимания.
«Что изменилось?». Выкладываю перед детьми 4-5 карточек со звуком [Ж], называя их правильно, прошу запомнить. Ребёнок закрывает глаза, другие меняют картинки местами. Затем прошу найти изменения.
«Четвертый лишний». Для данной игры берутся карточки со звуком [Ж], а также дополнительные на другие звуки. Раскладываю 4-5 картинок, совместно называя их. Вторая группа называет лишнюю карточку в ряду (н-р, жаба, лапа, жук, желе). Лишняя карточка (ЛАПА, здесь нет звука [Ж]).
Игры социо-игрового характера.
«Сочини стихотворение, используя 2 или 4 слова».
Дети делятся на две группы. Дети одной группы сочиняют начало стихотворной строки, а дети другой группы придумывают рифму. Например:
Я
летаю и жужжу:
Жу – жу – жу, жу – жу – жу,
Надоело мне … жужжать,
Надоело
мне … летать.
Под ромашкой … посижу,
На ромашку … погляжу.
Игры вольные, требующие передвижения.
«Театр». Я предлагаю ребёнку поиграть, как артист в театре. При
этом перед началом «Театра» предлагаю уточнить с детьми эмоциональное
состояние тех людей, кого они будут изображать. Предлагаю объяснить, почему у «артистов»
такие фамилии.
- Скажи, как «Хвастунов», приподнимая кверху нос: «Жа-жа-жа».
- Скажи, как «Обидкин», надув губы: «Жу-жу-жу».
- Скажи, как «Нехочукин», скрестив на груди руки, выражая нежелание общаться:
«Жо-жо-жо».
- Скажи, как «Спокоев», выражая спокойствие на лице: «Жи-жи-жи».
«В ладоши хлопай!». Параллельно с постановкой и автоматизацией звука необходимо вести работу по развитию фонематического восприятия. Данное упражнение решает именно эту задачу. Перед тем как выполнять задание на выделение звука, надо сначала прочитать всё задание ребёнку полностью, чтобы он воспринял его как рифмованное стихотворение. И только потом, читая второй раз, добиваться выделения им звука.
А
теперь в ладоши хлопай,
Если Ж услышать сможешь!
Жаба, желудь, кот, жираф,
Белка, волк, машина, шкаф,
Ежик, ножик и коза,
Стул, желток и стрекоза.
«Звуковой анализ». Слова из предыдущей игры: дети проводят звуковой анализ самостоятельно, потом проверяют выполнение друг у друга (ходят в гости), слоговой анализ (деление слов на слоги) проводится всей подгруппой. Карточки-слова, фишки для звукового анализа
«Разрезная картинка».
Каждый из участников игры должен взять на столе один фрагмент картинки и найти свою команду (объединиться с теми, кому достались части, которые необходимы для составления целой картинки).
Игры творческого самоутверждения.
Каждой подгруппе детей предлагается на большом листе ватмана нарисовать пейзаж, определенной темы, чтобы получилась одна общая картина. Причем рисовать нужно будет всем членам подгруппы на одном листе. Игра направлена на привитие коммуникативных навыков: умения договариваться, делать одну работу сообща.
Рефлексия. Анализ: как учили Жужу правильно произносить звук [ Ж] ? (индивидуально, парами, группой). Жужа благодарит детей - силуэтное изображение лягушки: соединить точки по порядку. Карточки с силуэтным изображением Жужи.
Результаты реализации социо-игровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи:
Таким образом, применение социо-игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста с нарушением речи даёт следующие результаты:
- у детей развивается речевое взаимодействие, активизируется словарь, совершенствуется диалогическая и монологическая речь;
- ребёнок умеет отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;
- дети умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию;
- сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
- у детей нет чувства страха за ошибку.
Хочется отметить, что ситуации сотрудничества создаются логопедом на коррекционном занятии для реализации возможностей каждого ребёнка с нарушением речи различной степени тяжести (ОНР, ФФНР, дислалия, заикание и др.). Дети имеют возможность сделать самостоятельный выбор вариантов ответов и действий при выполнении заданий, и это признаётся равноправным, потому что при социо-игровом подходе не существует “идеального” ответа или способа действия. Именно в этом я вижу самоценность данной технологии в коррекции речевых нарушений, которая способствует повышению качества коррекционной работы логопеда.
Социо-игровые задания-упражнения для детей с нарушениями речи
С использованием навыка ориентировки в пространстве |
||
Название |
Правила проведения |
|
“Что изменилось?” |
Логопед предлагает детям осмотреться вокруг и определить, что стало по-другому (старое, новое, хуже, лучше и т.п.) Варианты: о чём можно сказать, что это удивительное, радостное, похожее, яркое, жидкое, жесткое, др.; над, под, ниже, выше, рядом, между и т.п. |
|
“Что слышно?” (за окном, за дверью и т.п.) |
Логопед предлагает детям послушать звуки, доносящиеся извне. Всё услышанное дети перечисляют, дополняя друг друга. Звуки не должны быть выдуманными. Варианты: логопед предлагает объяснить связь звуков или составить рассказ (единая сюжетная картинка) по услышанным звукам. |
|
“Шумы” |
Дети выбирают исполнителя шума, который прячется за ширму. Слушающие определяют: Что? Где? Когда? Вариант: исполнители (2 и более детей) воспроизводят картинку из ряда последовательных шумовых звуков. |
|
“Люблю – не люблю” |
Дети стоят в кругу. Логопед (или ведущий-ребёнок) передаёт по часовой стрелке мяч и говорит: “Я не люблю, когда дети ссорятся”, следующий должен предложить свой вариант “Я не люблю, …”. Против часовой стрелки игра продолжается “Я люблю, …” |
|
“Зеваки” |
Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу логопеда (ребёнка) дети останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются, идут в другом направлении. “Зевака” выходит из игры. Варианты: ходьба спиной вперёд; к хлопкам подключается притопывание, проговаривание слогов, слов, др. |
|
“Сядь по знаку” |
Дети стоят в кругу. Логопед (ребёнок) соединяет ладони и дети садятся, открывает ладони – встают. Вариант: ведущий меняет темы игры (медленно-быстро; быстро-медленно); отвлекает игроков разговорами) |
|
“Узнай по голосу” |
Дети стоят в кругу, водящему завязывают глаза. Один из игроков по сигналу логопеда (ребёнка) произносит слово (фразу). Водящий узнаёт игрока по голосу. Вариант: “Жмурки” - на ощупь узнать одного из игроков. |
|
“Встань по пальцам” |
Логопед (ребёнок) становится спиной к детям, показывает на пальцах число и медленно считает до 5, после слова “замри” должно остаться столько детей, сколько было пальцев показано. |
|
“Руки - ноги” |
Играющие сидят (на стульях, на ковре). Логопед (ребёнок) хлопает 1 раз – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т.п.), хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т.п.). Последовательность движений (хлопков), темп могут меняться. |
|
Для творческого самоутверждения в ситуациях сотрудничества |
||
“Животные” |
Логопед предлагает играющим выбрать, в каких животных они “превратятся” (диких, домашних). Дети последовательно совершают определённые действия, характерные для выбранного животного. “Зрители” отгадывают, что было задумано. Вариант: играющие выбирают животных и место обитания. |
|
“Что на что похоже” |
Логопед предлагает найти сходство одного предмета с другим (ножницы похожи на очки, велосипед) Вариант: назвать или обыграть, показать жестами. |
|
“Превращение предмета” |
Логопед предлагает с помощью действия-движения превратить один предмет в другой (ручку – в указку, носовой платок – в фартук, пелёнку, скатерть и т.п.) |
|
“Обыграй превращение” |
Логопед передаёт по кругу предмет, называя его определённым именем, играющие действуют с ним так, как если бы это было то, что назвал ведущий (предмет МЯЧ, ведущий называет его “яблоко”, играющие “едят”, “нюхают”) |
|
“Превращение комнаты” |
Логопед предлагает с помощью изображения действий превратить комнату в другое место (в парк, лес, цирк, театр и т.п.). Вариант: сохранить единый замысел для всех играющих (“лес”), где каждый выбирает для себя роль (шумовое оформление, элементы декорации, актёры) |
|
“Времена года” |
Играющим предлагается придумать и изобразить действия, происходящие в разное время года. Зрители отгадывают “когда”, “что” (зимой катаются на лыжах, летом плывут на лодке) |
|
“Зеркало” |
Играющие стоят парами лицом друг к другу. Один из партнёров - “зеркало”, другой - стоящий перед ним. “Зеркало” должно повторять движения. Варианты: логопед (ребёнок) играет роль стоящего перед зеркалом, а играющие – “осколки зеркала”, его отражающие; “отражается” выражение лица, настроение (хмурый, радостный, обиженный) и т.п. |
|
“Тень” |
Играющие парами двигаются по комнате: один ребёнок – “тень”, второй – партнёр. “Тень” как можно точнее повторяет действия партнёра. |
|
“Эхо” |
Логопед (ребёнок-ведущий) отбивает хлопками несложный ритмический рисунок. “Эхо” по сигналу (по взгляду или др.) повторяет ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу ладонями и др.) Вариант: проговаривание слогов, слов, фраз, чтение вслух. Говорящий (читающий) произносит – играющие “эхом” повторяют приглушённо, но точно так же, как было произнесено автором. |
|
“Загадки” |
Играют 4-6 детей. Логопед (ребёнок-ведущий) загадывает загадку (о предмете, животном, растении и т.п.), отгадавшие без слов изображают отгадку. Вариант: дети загадывают загадки друг другу, все вместе решают, какой будет отгадка (с помощью слов, действий, рисунков) |
|
“Изобрази профессию” |
Играющие изображают действия, характерные определённой профессии (шофёр садится, берётся за руль, включает двигатель, едет по дороге). Дети называют профессию. Варианты: дети называют ряд действий, показанных задумщиком, группой детей; нарисовать предметы, узнанные в показе (врач – градусник, таблетки, шофёр – автомобиль, руль) |
|
“Волшебная верёвочка” |
Играющие парами (тройками) выкладывают на полу задуманный предмет, используя верёвочку (1,5 – 2 м), узнают, высказывают варианты сходства с другими предметами. |
|
“Давайте посчитаемся” |
Логопед предлагает всем вместе найти варианты произношения считалок: по словам, по слогам, шёпотом, быстро, медленно, с разной интонацией (!, ?, .), рассчитывает один ребёнок, рассчитывают двое (произносят вместе или один произносит, другой – показывает), один говорит и показывает (другие хлопают в ладоши), произносят слова по очереди (с закрытыми глазами), рассчитываются, отвернувшись из круга и др. варианты. |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.