Мастер класс «Наставничество. Модель «ученик – ученик»
Доброе утро, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас в стенах нашей школы. Перед тем как мы перейдем к непосредственной теме нашей встрече, разрешите представить вашему вниманию небольшой фильм о нашей школе.
(просмотр фильма)
(СЛАЙД 1) Свое выступление я хотела бы начать со слов известного педагога Шалвы Александровича Амонашвилли: «Настоящий учитель тот, кто может спуститься с вершины своего знания до незнания ученика, взяв его за руку, снова совершив восхождение». (СЛАЙД 2)
Совершать восхождение одному порой бывает очень сложно. Иногда человеку необходим кто-то, кто поможет, направит, успокоит, подтолкнет, даст силы и стимул идти дальше. Этот человек и есть наставник. В Великобритании был признанный во всем мире мастер, профессор факультетов коучинга и менторства Дэвид Клаттербаг. (СЛАЙД 3) В одной из своих книг он писал: «Наставник – это человек, обладающий опытом, готовый делиться своими знаниями, с менее опытными людьми в обстановке взаимного доверия. Первейшей характеристикой наставника должно быть совмещение в одном лице ролей родителя и сверстника, он должен быть своего рода фигурой, влияющей на развитие своего индивида. Не нужно поражать своего протеже знаниями и опытом. Наставник просто должен поднимать дух и поощрять ученика, делясь с ним своим энтузиазмом».
Сама тема наставничества не нова. В мои школьные годы существовали взаимоотношения между старшими и младшими поколениями школьников пионеров – пионер вожатые и октябрятские звездочки, профессиональная подготовка молодежи на предприятиях. Наставник в представлениях прошлого – это воспитатель, специалист, учитель. Что же сейчас представляет из себя модель наставничества? (СЛАЙД 4) Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов.
Выделяют следующие модели наставничества:
Учитель - учитель
Работодатель - ученик
Работодатель - студент
Студент - ученик
Учитель - ученик
Наш разговор сегодня пойдет, конечно же, о модели «ученик – ученик». (СЛАЙД 6)
Целью такой модели является разносторонняя поддержка обучающихся с особыми образовательными или социальными потребностями, либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.
Задачи этой пары: (СЛАЙД 7)
1. Помощь в реализации лидерского потенциала;
2. Улучшение образовательных, творческих или даже спортивных результатов;
3. Оказание помощи в адаптации к новым условиям среды;
4. Создание комфортных условий и коммуникации внутри класса;
5. Формирование устойчивого сообщества обучающихся, способных двигаться самостоятельно к желаемой цели.
Какой же результат мы можем ожидать? (СЛАЙД 8):
1. Повышение уровня участия наставляемых во всех социальных, культурных и образовательных процессах;
2. Повышение уровня успеваемости в классе;
3. Улучшение психоэмоционального фона внутри группы, класса;
4. Количественный и качественный рост успешно реализованных творческих и образовательных проектов;
5. Снижение количества обучающихся, состоящих на разных видах контроля внутри школы.
А теперь давайте поближе познакомимся с нашей парой. Кто может быть наставником? (СЛАЙД 9)
Наставник Наставляемый
Активный ученик, обладающий лидерскими, организаторскими качествами;владеет навыками публичных выступлений.
Ученик, демонстрирующий высокие образовательные результаты.
Победитель олимпиад различного уровня.
Позитивный настрой, самообладание, запас внутреннего потенциала.
Как мы видим, реализовывать модель наставничества «ученик – ученик» можно как в учебное время, так и во внеурочной деятельности. На уроках, реализуя подобную модель, мы используем работу в парах (чаще всего учитель на ранних этапах уже видит эти пары, какие-то складываются срвзу, какие-то распадаются и формируются новые); при организации самоуправления в классе выделяется «учебный сектор», члены которого могут оказать помощь тому, кто не справляется с работой; подготовка небольших сообщений и презентаций к урокам ( окружающий мир, литературное чтение).
О реализации подобной модели наставничества необходимо сообщать родителям, разъяснять суть во избежание недомолвок.
Кончно. Говорить о полноценном использовании всех видов и форм работы в паре «ученик-ученик» в начальной школе рановато. Чем старше становятся дети, тем больше ширятся возможности для наставничества. Задача начальной школы – познакомить, показать, как можно действовать в данном направлении, заинтересовать детей в подобном взаимодействии.
В заключении своего выступления хотелось бы сказать вот о чём. (СЛАЙД 11) В моей жизни тоже когда-то был наставник – моя первая учительница Галина Емельяновна Лиси. Благодаря ей я стала учителем начальных классов, я знала, что так будет уже в 1 классе. Добрее, мудрее и в то же время строже учителя я не знала. Нас было 40 человек но её любви хватало всем. Готовясь к выступлению, я просто так, ни на что не рассчитывая, вбила в поисковую строку её инициалы и попала на страничку сообщества в VK «Фото из комода», где увидела фотографии Галины Емельяновны и её семьи, статью о ней, написанную в преддверии Дня учителя одной из её учениц из ФМЛ. (СЛАЙД 12,13) Из этой биографии узнала, насколько тяжёлую жизнь она прожила.
Я уверена, что у каждой из вас тоже есть наставник, не важно, какой области жизни это касается. Есть человек, которому вы говорите «спасибо» за вклад в вас своих сил, умений, стараний, души. Я желаю вам, чтобы и о нас когда-то, много лет спустя, вспоминали с благодарностью. Я желаю вам как можно больше благодарных учеников и родителей, чтобы не смотря ни на что, наша работа приносила удовлетворение и желание каждый день двигаться дальше.
Спасибо за внимание! (СЛАЙД 14)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.