Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования городского округа королев Московской области «Школа искусств»
Конспект занятия
Мастер-класс
«Новогодний сувенир» в городецкой росписи.
|
Автор: Архипова А.А. Педагог дополнительно образования Высшая квалификационная категория. |
Королев 2021
Конспект занятия по предмету «Декоративной росписи по дереву.
«Новогодний сувенир» -символ года».
Педагог дополнительного образования
МАУ ДО «Школа искусств» города
Королев Московской области
Архипова Алла Александровна
Тема занятия: «Новогодний сувенир» - символ года» создания художественного изделия в свободной росписи.
Мастер-класс для родителей и учащихся 10-17 лет.
Тип занятия: комбинированное занятие.
Форма занятия: мастер-класс.
Цель занятия: ознакомление родителей с учебным процессом, знакомство с декоративно-прикладным искусством и приемами городецкой росписи. В рамках проекта «Всей семьей в будущее» с целью воспитания бережного отношения к народному искусству.
Задачи занятия:
Образовательные:
· Повторить и закрепить знания и навыки работы по дереву в росписи;
· Познакомить родителей с работами обучающихся и педагога;
· Познакомить родителей с возможностью применения приемов кистевой росписи и взаимодействия с различными материалами.
· Познакомить с техническими приемами городецкой росписи и изготовления новогодней игрушки.
Развивающие:
· развитие творческого мышления и эстетического художественного вкуса.
· развитие умения самостоятельно и мотивировано организовать свою познавательную деятельность.
· развитие специфической двигательной функции руки и способности аккуратно выполнять роспись.
· Развитие коммуникативного общения и взаимопонимания родителей и детей, укрепление семейных отношений и преемственности.
Воспитательные:
· Воспитание уважения к культуре русского народа через приобщение к декоративно-прикладному искусству.
· Воспитание патриотизма и толерантности к другим народам.
· Воспитания любви и интереса, бережного уважения к родной культуре и ответственности за создаваемые творческие работы, за их духовную и эстетическую составляющую.
· Воспитание умения работать в коллективе.
· Воспитание аккуратности
Методы обучения: беседа, словесный, наглядный, практический, наблюдения, групповые методы, метод индивидуально-личностного подхода, дифференцированного подхода. создание индивидуального образа, работа в малых группах, использование технологии мастерских, использование ИКТ.
Педагогические технологии, используемые на уроке:
· Технология мастерских
· Компьютерные технологии
· Технология группового обучения
· Личностно – ориентированная технология
Средства обучения, материалы и оборудование:
Для учителя: ТСО (мультимедийный проектор), слайд шоу, технологические карты с этапами выполнения росписи, готовые варианты изделия.
Для учащихся и родителей: Заготовка из дерева, темпера, карандаш, ластик, кисти белка №1, 2, 3, баночка с водой, салфетки.
Оборудование и материалы:
Для педагога «Новогодняя игрушка» - символ года выполненная педагогом для примера, технологические карты с этапами выполнения изделия, примеры работ в городецкой росписи.
Для учащихся и родителей: проектор, экран, презентация к занятию роспись «Городец», шаблон, технологическая карта, карандаш, ластик, темперные краски, кисти №1, 2, 3 беличьи, баночка с водой, палитра, бумажные салфетки,
Предварительная работа: подбор материала к презентации, выполнение примерных творческих работ в городецкой росписи, подготовка графических рисунков на заготовках (деревянная игрушка) и технологическая карта, эскизы вариантов росписи.
Оформление доски и демонстрационного стола: примеры работ учащихся по предмету «Декоративная роспись по дереву» 1 года обучения базового уровня по теме «Городецкая роспись».
Технологическая карта с этапами выполнения изделия, примеры работ в образцах новогодних игрушек в традиции росписи Городец.
Деятельность учащихся на занятии: знакомство родителей с промыслом Городец показ презентации. Демонстрация своих знаний и умений в технологии росписи на доске элементов росписи цветов и листьев. Участие в беседе по изучению приемов росписи и выполнение совместно с родителями творческой работы самостоятельно. Участие в беседе и викторине, обсуждение результатов работы.
План мастер-класса: Общая продолжительность мастер-класса: 2 часа 20 мин. Занятие делится на 3 части: 40 минут- первая, 40 минут-вторая, 40 минут- третья. Предусмотрено 2 перерыва для проветривания помещения и отдыха – 10 минут каждый. В группе 8 учеников и 8 родителей.
1. Организационная часть - 5 минут
2. Приветствие. Знакомство с темой мастер-класса. Вводная беседа педагогом - 5 мин
3. Беседа с показом презентации или слайд- шоу и рассказом о промысле обучающимися - 15 мин
4. Объяснения по технике росписи с использованием методических пособий и наглядного выполнения элементов росписи на доске.
(теория) - 15 минут
5. Перерыв - 10 минут
6. Самостоятельная работа (практика) - 18 минут
7. Динамическая пауза - 2 мин
8. Самостоятельная работа (практика) - 20 минут
9. Перерыв - 10 минут
10. Самостоятельная работа(практика) - 20 минут
11. Завершение работы. Викторина. Подведение итогов.
Просмотр и анализ и обсуждение творческих работ
Фото сессия и, вопросы и пожелания родителей - мин.
- 15 минут
12 Уборка рабочего места – 5 минут
Содержание мастер-класса
1. Организационная часть.
Организация группы, настрой на творческую деятельность, введение в тему.
2. Приветствие. Знакомство с темой, целью и задачами мастер-класса.
Педагог: Занятие начинается с беседы.
- Сегодня у нас необычное занятие, дети дают родителям мастер-класс «Новогодний подарок» - символ года.
Целью является представления полученных знаний родителям учеников и выполнение индивидуальных новогодних игрушек в традиции росписи Городца.
3.
Педагог: Показывает презентацию.
Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит.
Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
Городецкая роспись осуществляется в несколько этапов: сначала наносится основной тон, затем обозначается контур и самые темные места, а в завершение используется так называемый прием «оживки», когда белой краской наносятся блики. Для росписи был выбран характерный цветочный орнамент, который достаточно прост и лаконичен в исполнении.
Мои ученики будут сегодня в роли мастеров и покажут вам, как они освоили технические приемы росписи Городца и умело научились применять художественные материалы в работе.
Расписные новогодние игрушки в яркой и самобытной Городецкой росписи принесут хорошее предновогодние настроение в ваш дом. Желаем удачи всем участникам мастер- класса.
4.
Педагог:
Объясняет выполнение поэтапной росписи по технологическим картам и демонстрируют свое умение в выполнении технике росписи наглядно на доске в формате бумаге А3 (цветов и листьев, птицы).
Педагог демонстрируют игрушки, расписанные своими руками для новогодней елки, показывают разнообразие ярких колористических и цветочных и сюжетных композиции в Городецкой росписи.
Показ детских работ позволяет родителям более детально познакомиться с мотивами и элементами росписи.
5. Перерыв - 10 м.
6. Самостоятельная работа.
Педагог:
Ознакомление родителей учащихся с учебным процессом.
Хочу отметить, что новогодний подарок «Хрюша»- символ года (игрушка ) будет долгие годы на поминать нам об этом событии.
Последовательности выполнения росписи
Выполнение по технологической карте.
1. Заготовка сувенира «поросёнок».
2. Краски темперные.
3. Баночка, палитра, салфетки.
4. Кисти № 0, 1, 2.
5. Карандаш, ластик.
6. Наждачная бумага №820.
7. Акриловый лак.
Подготавливаем поверхность заготовки к работе под роспись.
· Проклеиваем ¼ ПВА с водой.
· Обрабатываем наждачной бумагой №820.
· Покрываем охристым цветом.
Смотрим технологическую карту поэтапного выполнения росписи на изделия, выбираем интересный растительный мотив «цветочного букета» и выполняем графику.
Педагог и дети веду фронтальную и индивидуальную работу с родителями, если есть ошибки указываю на них и показываю, как исправить.
Выполнение этапов росписи.
1. Выполним раскладку в цвете основных «цветочных и ягодных» элементов в композиции кистью №2.
2. Выполним раскладку листьев «зеленым цветом» кистью №2.
3. Выполним «оттеневку» всех элементов композиции черным цветом кистью № 0.
4. Выполним «оживку» белилами по всем элементам композиции.
Роспись готова!
7. Динамическая пауза - 2 мин.
8. 9. Самостоятельная работа.
10. Завершение работы. Викторина «Узнай и назови».
Сейчас я предлагаю вам поучаствовать и проверить свои знания.
Вопросы:
1. С каким промыслом вы сегодня знакомились? (городец)
2. Что интересного вы узнали об этом промысле? (нахождение вблизи Нижегородской области)
3. Что необычного в Городецкой росписи? (сюжеты и декоративность)
1. Чем она отличается от остальных? (сюжетами).
Подведение итогов:
В конце занятия рассматриваем выполненные работы. Обсуждаем кто наиболее удачно справился.
Фото сессия и обсуждение творческих работ, вопросы и пожелания родителей. Педагог делает обобщённый вывод результативности проведенного мастер-класса, делая акцент на более удачных проявлениях в конкретных работах. Педагог благодарит детей за проведенную работу с родителями.
Критерии оценки работ:
· Аккуратность
· Создание образа
· Колористическое решение
· Оригинальность
· Соблюдение технологии изготовления
Уборка рабочего места.
Технологическая карта
«Новогодний сувенир» в городецкой росписи.
№ |
Ход работы. |
Примечания |
|
|
Используемые материалы.
· Проклеиваем ¼ ПВА с водой. · Обрабатываем наждачной бумагой №820. · Покрываем охристым цветом.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.Выполним «оживку» белилами по всем элементам композиции. |
|
|
Итоги мастер-класса. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.