Урок "Народная кукла. Кукла - мотанка. Отделка изделия, его художественно - эстетическое завершение. Создание конкретного образа куклы - мотанки".
Оценка 5

Урок "Народная кукла. Кукла - мотанка. Отделка изделия, его художественно - эстетическое завершение. Создание конкретного образа куклы - мотанки".

Оценка 5
Разработки уроков
docx
Междисциплинарный 3
6 кл
16.01.2021
Урок "Народная кукла. Кукла - мотанка. Отделка  изделия, его художественно - эстетическое  завершение. Создание конкретного образа  куклы - мотанки".
Урок окажет помощь учителям технологии и обучающимся при выборе данного вариативного модуля "Изготовление народной куклы"
Ур.Народая кукла -послать на Знанио.docx

 

 

    

 Урок технологии №4, 6 класс (вариативный компонент  «Изготовление народной куклы»)

Тема:   Народная кукла. Кукла - мотанка.  Воплощение  в костюме  куклы    художественного  вкуса  ее  творца. Отделка  изделия, его художественно - эстетическое  завершение. Создание конкретного образа  куклы - мотанки. 

 

                                                                                                                      

Цельурока:

- научить детей применять полученные ранее знания и умения                          при оформлении куклы-мотанки;

            -  создавать   конкретные  образы  кукол;                 

          -  подбирать материалы для отделки изделия;

- развивать  творческие способности детей;                                                - воспитывать  любовь и уважение к народному творчеству, к     народным    традициям;

                - научить умению переносить народные традиции в семью, свой дом.

 

Задачи для обучающихся:

Знать:    Традиционные типы народных кукол, их назначение, материалы для их изготовления, отделки.

Уметь: Создавать конкретные образы кукол-мотанок, украшать изделия, выполнять их отделку.

 

Проблемная задача:  Оценить свое изделие с точки зрения дизайнера.

 

Методы:  Пояснения, демонстрация изделий-образцов (кукол - мотанок); демонстрация слайдов (разные образы  кукол-мотанок); работа с карточками -заданиями, с инструкционными картами; « мозговой штурм», игра «да» или «нет», дифференцированный подход в обучении.

 

Оснащение урока: Таблички «Знать», «Уметь», инструкционные карты      «Простые ручные швы», карточки-задания «Какой шов изображен?»; образцы  декоративных простых ручных швов, образцы изделий (кукол - мотанок), электронные презентации  по теме урока, иллюстрации; рабочие тетради, отделочные материалы, инструменты  для работы.

 

 Тип  урока: комбинированный; урок-путешествие.

 

                                            Ход урока:

  1 Организационный момент:

 

1. Проверка  присутствия обучающихся.

2. Проверка  наличия спецодежды.

 

 Приветствие, создание позитивного настроения  в классе.

 

Добрый день, дети!  Сегодня  во время занятия  мы с вами отправимся в интересное  и захватывающее  путешествие. Для этого на нашем занятии  должна царить атмосфера абсолютного доверия и поддержки.

        Итак, сейчас  мы с вами  «поездом  знаний» отправляемся  в путешествие  по чудесной  стране, которая имеет название             «Творчество».

      А вот и первая наша остановка -  станция « Этнологическая»

Девочки! Мы живем в Украине – стране богатой народными обрядами и традициями, многовековая  история  которой  связана с народными поверьями и                              

приметами.

       На протяжении столетий народ Украины умело применял знания о магических силах различных предметов, которые его окружали.

       Каждый украинец  ценит опыт предыдущих поколений, народную мудрость,

 знания о национальных оберегах, магических предметах, чудодейственная сила  которых проверена столетиями.

 

     Девочки! Какие темы мы изучали на предыдущих занятиях? (Украинская народная кукла)

 

  

II. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся.                                                                                     «Мозговой штурм» (игра - соревнование):

 

 1. Какие национальные символы - обереги  украинцев  вы знаете? (украинский     рушник, украинский венок, дидух, крашанки, писанки).

2. Какие традиционные типы народных узловых кукол вам знакомы? (кукла - мотанка, кукла - зернушка, кукла - десятиручка, куклы - неразлучники и др.)               

3. Из каких материалов изготавливают народных кукол? (ткань, нити, пряжа, солома, кукурузные листья, сено, трава, бумага и т.д.)

4. Какие  вы знаете типы  украинских народных кукол в зависимости  от техники ее изготовления? (узловые, шитые, папье-маше, вылепленные, вязаные и др.)

5.  Какие же конструктивные особенности ляльки -мотанки ? (нет ног, лица; их не шили, а перевязывали)

6.  В чем же особенность и основное назначение народной куклы?  (считали ее сильным оберегом, имеющим определенную магическую силу)

 

 Девочки!  Вы показали очень хорошие знания на станции  «Этнологическая».

 А сейчас  наш  поезд  приближается к станции «Технологическая».

Давайте еще раз  вспомним  технологию  изготовления куклы-мотанки.                                     Пользуясь  электронными  слайдами, ученица  рассказывает основы технологии  куклы -мотанки, подружки - советчицы.

             Сообщения обучающихся:

             - о кукле - мотанке;

             - о кукле - зернушке;

             - о кукле - десятиручке;

             - о куклах - неразлучниках.

  

III.  Мотивация учебной деятельности.

 Девочки! На предыдущем уроке  мы научились делать узловую куклу - мотанку.  Куклы  получились все разные, очень интересные. Уважая традиции украинского народа в данном виде народного искусства, внимательно воспринимая материал  сегодняшнего занятия, вы сможете создать индивидуальные, неповторимые образы кукол, которые зависят от вашего художественного  вкуса, вашего представления и понимания. И если вы  воспользуетесь своими дизайнерскими способностями, будете изготавливать куклу с добрым сердцем и добрыми намерениями, то я уверена, что она действительно станет настоящим оберегом, защитницей, советчицей, то есть  будет иметь хорошую магическую  силу. Такие обереги вы можете подарить своим самым дорогим и близким людям.

 

 IV. Сообщение темы, цели и задач урока.

 Обратить внимание детей на  запись на доске темы урока. Сообщение темы, формулирование основных задач урока:

  - знать традиционные типы  народных кукол;

  - уметь создавать конкретные образы кукол; украшать их, подбирать вид отделки, выполнять отделку изделия.

 

   V. Изучение нового материала.

 Сейчас мы еще раз поговорим  о кукле - мотанке.

  Любая кукла-мотанка  приходит в наш мир в каком-либо  образе  с определенной целью. Ее изготавливали и  изготавливают, вкладывая  в нее  различные  символические значения: на счастливую долю, как куклу-советчицу, как куклу-целительницу, куклы-неразлучники и т.д.  К изготовлению куклы всегда относились очень серьезно и ответственно, учили этому ремеслу с раннего детства.

  В зависимости от своего назначения куклы имеют различную одежду, изготавливают их  из разных материалов  с  использованием  различных технологий.

( Демонстрация  слайдов приложения  «Разные образы кукол - мотанок»)

Учитель сообщает о материалах, которые использованы для отделки продемонстрированных кукол.

Потом демонстрирует образцы кукол - мотанок.

- Вам нравятся эти куклы?

 В каждую из них вложено  определенное  содержание, все они очень разные. Сегодня на занятии перед вами стоит задание  -  создать  конкретные образы  кукол-мотанок,  воплотить в наряде куклы  свои вкусы и замыслы.

 

А мы тем временем  уже подъехали к станции « Дизайнерская».

 Девочки!   На предыдущем уроке вам было  предложено  домашнее задание  - сделать эскиз вашей куклы - мотанки с учетом ее отделки. То есть вы уже немножко побывали в роли дизайнера. Сегодня на занятии вам будет  предложена роль дизайнера. Сейчас откройте ваши тетради и еще раз рассмотрите эскизы  своих кукол - мотанок.

   Запишем в тетрадях тему нашего занятия.

 Беседа с обучающимися:

   - Какие образы кукол вам нравятся?  Какие можно создать?

   - Какие виды отделочных работ можно применить, чтобы завершить работу  над вашей куклой?

  -  Какие отделочные материалы  можно применить в вашей работе?

  -  Какие отделочные материалы  вы подготовили?

 ( Обучающиеся  записывают  ответы на вопросы в рабочей тетради)

 А теперь  поработаем со словарем. Запишите, пожалуйста, в тетрадях  значения слов:      Дизайн – вид деятельности, связанный  с изучением  эстетических свойств  предметов, художественным оформлением чего-нибудь.                                                                                   

 

Дизайнер  - основной  специалист в процессе художественного конструирования.

Чтобы  создавать  эстетические вещи, дизайнер изучает  художественное наследие  своего и других  народов, разные ремесла.

В процессе художественного конструирования  он выполняет эскизы, описывает изделия, изготавливает макеты и образцы  изделий.

 

Следующая станция  - станция  « Экспертная»

Девочки, перед тем,  как перейти  к практической работе, вы  должны определиться: какие швы на занятии можно  применить  при отделке изделия

 Для этого  необходимо повторить  простые ручные швы, технологию их  выполнения.

 Игра- соревнование:

  Кто быстрее  определит вид шва (работа с карточками-заданиями «Какой шов изображен?»)

 Работа с инструкционными картами  «Простые ручные швы», а также с образцами простых ручных швов.

 Мы отлично поработали  на станции   «Экспертная».

 

 А теперь мы подъехали  к  станции   « Безопасная».

 После повторения  швов  обучающимся предложено повторить правила охраны труда во время работы с иглой и ножницами.

 Игра - соревнование «Да или нет». Вопросы к обучающимся:

- Ножницы  нужно  передавать  кольцами  вперед, держа их  за сомкнутые лезвия. Да или нет? ( Да)

- Иголку можно брать в рот? Да или нет? ( Нет)

- При раскрое деталей лезвие  ножниц  должно идти по поверхности стола. Да или нет? (Да) 

- Шить нужно  с наперстком, чтобы не уколоть палец. Да  или нет? (Да)

- Можно вкалывать в свою одежду иголку? Да или нет?  (Нет)

- Нитку необходимо откусывать зубами.  Да или нет?  (Нет)   

- Поломанные иглы нужно складывать в специальную коробочку. Да и нет? (Да)

- По  окончании работы  нужно проверить наличие иголок, вколоть их в игольницу. Да или нет? (Да)

 

  И вот мы уже подъезжаем к станции « Творческая».

 

VI. Практическая работа

 Дети начинают работу по отделке изделий, кукол - мотанок.

 

 Физкультминутка:

 

Встаньте, дети, улыбнитесь,

  Земле нашей поклонитесь.

  За счастливый день  вчерашний

  Вы до солнца дотянитесь.

  Веретеном покрутитесь.

  Раз присядьте, два присядьте   

  И за парты тихо сядьте.

 

 Текущий инструктаж. Помощь обучающимся, исправление ошибок, обходы рабочих мест, индивидуальный инструктаж. Выявление типичных ошибок, их анализ.

Учитель:

 Все очень хорошо справились с заданием. У вас  у всех  получились оригинальные, неповторимые, совершенно разные изделия.

 

VII.  Итоги урока:

 

Вот мы и подъехали к  конечной станции нашего творческого пути, к

станции «Конечная»

1. Дайте определение  понятиям «дизайн», « дизайнер».

2. Подберите синонимы  к слову «дизайнер» (художник-конструктор, оформитель).

 Учитель:

Дайте характеристику, анализ своим изделиям (алгоритм  оценивания изделия).

 

Задание:  Заверши предложение.

1. Мне очень нравится моя кукла потому, что…

2. Были правильно подобраны материалы для…  (отделки куклы)

3. Выбранные цвета ниток …   (хорошо сочетаются )

4. Работу я выполнила  аккуратно…(не нарушая правил безопасности)

5. Мое изделие  имеет  хороший эстетический вид…(будет выполнять обереговую функцию)

6. Для отделки своей куклы  я  использовала…

     Девочки! Вы  все  очень хорошо справились  с заданием! Давайте  вместе  определим лучшие работы.

   Почему вы  считаете, что они лучшие?

   Заключительное слово учителя. Рефлексия.  Беседа.

  Вопрос:

- Какие  требования  нужно выполнить, чтобы  кукла стала настоящим оберегом?

 Ответ:

 - Изготавливая куклу, нужно вложить  в нее частичку своей души, делать ее с добрыми мыслями и пожеланиями. Только тогда  она  будет настоящим защитником, оберегом.

  Анализ качества изделий, выставление оценок.

 

 VIII. Домашнее задание:

 

 1.Повторить записи в тетрадях.

 2.Подготовить сообщения  о кукле - зернушке.

 3.Подготовить  материалы для изготовления  куклы - зернушки.   

 

 

 

 

 

                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Приложение к уроку  №4 по теме   «Изготовление народной куклы»

 

 

 

Кукла - мотанка.

 

Кукла - мотанка является одним из старейших  символов украинской культуры. Также, как и рушник, кукла  выполняла очень  важную функцию оберега, защитника. Само  название «кукла - мотанка» говорит о ее технологии, конструктивных  особенностях, о том, что технология ее изготовления заключается  не в шитье, а в наматывании  ниток или  перевязывании лоскутов.

Кукла - мотанка  приходит в  наш мир в каком-либо  образе с конкретной целью. Ее изготавливали с различными символическими значениями: на счастливую  долю, осуществление  сокровенных желаний, гармонию человека с  природой.

 

К этой работе относились очень серьезно и ответственно, учили этому ремеслу с детства.

Куклы - мотанки  изготавливали, чтобы отвести  беду или болезнь от человека и его семьи. Конструктивной  особенностью  было  то, что куклы были без ног и лица. Это было основное требование, чтобы кукла имела  обереговую силу. Вместо лица вышивали крест, либо  нашивали тесьму крестом.

 

 

 

Назначение кукол - мотанок было очень разным:

1.    Обрядовые (свадебные, праздничные).

2.    Кукла - целительница.

3.    Кукла - защитница.

4.    Кукла - оберег.

5.    Кукла - советчица

6.    Кукла - подружка и др.

В зависимости  от назначения  куклы имели различную одежду (наряды), изготавливали  их из разных материалов с использованием различных технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разновидности  кукол - мотанок

 

 

 

Свадебные куклы- мотанки

 

hello_html_de50ee5.jpg

 

 

 

 

 

Пару кукол  -  молодую пару, традиционно изготавливали перед свадьбой. Кукол изготавливали  из ниток, лоскутков, которые перевязывались, а не сшивались. У этих символичных кукол  одна рука – общая, чтобы мужчина и женщина  шли по жизни  вместе и в беде, и в радости. После свадьбы  их сохраняли  как оберег любви и верности.

 

 

 

Куклы – неразлучники

 

 

hello_html_m15d42ece.jpg

 

 

hello_html_m63e57801.jpg

 

 

 

 

 

 

 

Различные образы народных кукол - мотанок

 

 

 

Самой распространенной была кукла  в украинской национальной одежде



hello_html_m7c7489bb.jpg









 

      Различные образы  народных  кукол-мотанок

 

 

 

 

 

 

hello_html_m1f337f6d.jpg



    Кукла-невеста











 

 

 

hello_html_m7c223ec0.jpg

 Кукла - мать















hello_html_m1a5f34de.jpg

 

 

Кукла - хозяюшка



















hello_html_3986e587.jpg

 

 

 

 

Кукла - рукодельница











hello_html_4c4b4f8d.jpg

 

Кукла-труженица-красавица












 

 

hello_html_65ef9bc7.jpg                           

 

 

Кукла - доброжелательница





hello_html_m6b3381e3.jpg

 

 

 

Кукла – радость жизни



















hello_html_34cfd729.jpg

 

 

Кукла - всеумейка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

hello_html_37c99b66.jpg

 

Кукла - хранительница домашнего очага

 

 

Литература:

1.    Найдьон А. Українська народна лялька; К.:Стілос, 2007.

2.    Шайдурова Н. В. Традиционная тряпичная кукла; Детство – Прес, 2011.

3.    Пкстун Т. В. Украинские старинные обереги. Учебная книга - Богдан, 2007.

4.    Орлова Л. Куклы и люди, К.: Стилос, 2011.


 

Урок технологии №4, 6 класс ( вариативный компонент «Изготовление народной куклы»)

Урок технологии №4, 6 класс ( вариативный компонент «Изготовление народной куклы»)

Проверка присутствия обучающихся

Проверка присутствия обучающихся

В чем же особенность и основное назначение народной куклы? (считали ее сильным оберегом, имеющим определенную магическую силу)

В чем же особенность и основное назначение народной куклы? (считали ее сильным оберегом, имеющим определенную магическую силу)

Учитель сообщает о материалах, которые использованы для отделки продемонстрированных кукол

Учитель сообщает о материалах, которые использованы для отделки продемонстрированных кукол

После повторения швов обучающимся предложено повторить правила охраны труда во время работы с иглой и ножницами

После повторения швов обучающимся предложено повторить правила охраны труда во время работы с иглой и ножницами

Задание: Заверши предложение

Задание: Заверши предложение

Приложение к уроку №4 по теме «Изготовление народной куклы»

Приложение к уроку №4 по теме «Изготовление народной куклы»

Разновидности кукол - мотанок

Разновидности кукол - мотанок

Куклы – неразлучники

Куклы – неразлучники

Различные образы народных кукол - мотанок

Различные образы народных кукол - мотанок

Различные образы народных кукол-мотанок

Различные образы народных кукол-мотанок

Кукла - мать

Кукла - мать

Кукла - хозяюшка

Кукла - хозяюшка

Кукла - рукодельница

Кукла - рукодельница

Кукла-труженица-красавица

Кукла-труженица-красавица

Кукла - доброжелательница

Кукла - доброжелательница

Кукла – радость жизни

Кукла – радость жизни

Кукла - всеумейка

Кукла - всеумейка

Кукла - хранительница домашнего очага

Кукла - хранительница домашнего очага
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2021