Урок технологии №4, 6 класс (вариативный компонент «Изготовление народной куклы»)
Тема: Народная кукла. Кукла - мотанка. Воплощение в костюме куклы художественного вкуса ее творца. Отделка изделия, его художественно - эстетическое завершение. Создание конкретного образа куклы - мотанки.
Цельурока:
- научить детей применять полученные ранее знания и умения при оформлении куклы-мотанки;
- создавать конкретные образы кукол;
- подбирать материалы для отделки изделия;
- развивать творческие способности детей; - воспитывать любовь и уважение к народному творчеству, к народным традициям;
- научить умению переносить народные традиции в семью, свой дом.
Задачи для обучающихся:
Знать: Традиционные типы народных кукол, их назначение, материалы для их изготовления, отделки.
Уметь: Создавать конкретные образы кукол-мотанок, украшать изделия, выполнять их отделку.
Проблемная задача: Оценить свое изделие с точки зрения дизайнера.
Методы: Пояснения, демонстрация изделий-образцов (кукол - мотанок); демонстрация слайдов (разные образы кукол-мотанок); работа с карточками -заданиями, с инструкционными картами; « мозговой штурм», игра «да» или «нет», дифференцированный подход в обучении.
Оснащение урока: Таблички «Знать», «Уметь», инструкционные карты «Простые ручные швы», карточки-задания «Какой шов изображен?»; образцы декоративных простых ручных швов, образцы изделий (кукол - мотанок), электронные презентации по теме урока, иллюстрации; рабочие тетради, отделочные материалы, инструменты для работы.
Тип урока: комбинированный; урок-путешествие.
Ход урока:
1 Организационный момент:
1. Проверка присутствия обучающихся.
2. Проверка наличия спецодежды.
Приветствие, создание позитивного настроения в классе.
Добрый день, дети! Сегодня во время занятия мы с вами отправимся в интересное и захватывающее путешествие. Для этого на нашем занятии должна царить атмосфера абсолютного доверия и поддержки.
Итак, сейчас мы с вами «поездом знаний» отправляемся в путешествие по чудесной стране, которая имеет название «Творчество».
А вот и первая наша остановка - станция « Этнологическая»
Девочки! Мы живем в Украине – стране богатой народными обрядами и традициями, многовековая история которой связана с народными поверьями и
приметами.
На протяжении столетий народ Украины умело применял знания о магических силах различных предметов, которые его окружали.
Каждый украинец ценит опыт предыдущих поколений, народную мудрость,
знания о национальных оберегах, магических предметах, чудодейственная сила которых проверена столетиями.
Девочки! Какие темы мы изучали на предыдущих занятиях? (Украинская народная кукла)
II. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся. «Мозговой штурм» (игра - соревнование):
1. Какие национальные символы - обереги украинцев вы знаете? (украинский рушник, украинский венок, дидух, крашанки, писанки).
2. Какие традиционные типы народных узловых кукол вам знакомы? (кукла - мотанка, кукла - зернушка, кукла - десятиручка, куклы - неразлучники и др.)
3. Из каких материалов изготавливают народных кукол? (ткань, нити, пряжа, солома, кукурузные листья, сено, трава, бумага и т.д.)
4. Какие вы знаете типы украинских народных кукол в зависимости от техники ее изготовления? (узловые, шитые, папье-маше, вылепленные, вязаные и др.)
5. Какие же конструктивные особенности ляльки -мотанки ? (нет ног, лица; их не шили, а перевязывали)
6. В чем же особенность и основное назначение народной куклы? (считали ее сильным оберегом, имеющим определенную магическую силу)
Девочки! Вы показали очень хорошие знания на станции «Этнологическая».
А сейчас наш поезд приближается к станции «Технологическая».
Давайте еще раз вспомним технологию изготовления куклы-мотанки. Пользуясь электронными слайдами, ученица рассказывает основы технологии куклы -мотанки, подружки - советчицы.
Сообщения обучающихся:
- о кукле - мотанке;
- о кукле - зернушке;
- о кукле - десятиручке;
- о куклах - неразлучниках.
III. Мотивация учебной деятельности.
Девочки! На предыдущем уроке мы научились делать узловую куклу - мотанку. Куклы получились все разные, очень интересные. Уважая традиции украинского народа в данном виде народного искусства, внимательно воспринимая материал сегодняшнего занятия, вы сможете создать индивидуальные, неповторимые образы кукол, которые зависят от вашего художественного вкуса, вашего представления и понимания. И если вы воспользуетесь своими дизайнерскими способностями, будете изготавливать куклу с добрым сердцем и добрыми намерениями, то я уверена, что она действительно станет настоящим оберегом, защитницей, советчицей, то есть будет иметь хорошую магическую силу. Такие обереги вы можете подарить своим самым дорогим и близким людям.
IV. Сообщение темы, цели и задач урока.
Обратить внимание детей на запись на доске темы урока. Сообщение темы, формулирование основных задач урока:
- знать традиционные типы народных кукол;
- уметь создавать конкретные образы кукол; украшать их, подбирать вид отделки, выполнять отделку изделия.
V. Изучение нового материала.
Сейчас мы еще раз поговорим о кукле - мотанке.
Любая кукла-мотанка приходит в наш мир в каком-либо образе с определенной целью. Ее изготавливали и изготавливают, вкладывая в нее различные символические значения: на счастливую долю, как куклу-советчицу, как куклу-целительницу, куклы-неразлучники и т.д. К изготовлению куклы всегда относились очень серьезно и ответственно, учили этому ремеслу с раннего детства.
В зависимости от своего назначения куклы имеют различную одежду, изготавливают их из разных материалов с использованием различных технологий.
( Демонстрация слайдов приложения «Разные образы кукол - мотанок»)
Учитель сообщает о материалах, которые использованы для отделки продемонстрированных кукол.
Потом демонстрирует образцы кукол - мотанок.
- Вам нравятся эти куклы?
В каждую из них вложено определенное содержание, все они очень разные. Сегодня на занятии перед вами стоит задание - создать конкретные образы кукол-мотанок, воплотить в наряде куклы свои вкусы и замыслы.
А мы тем временем уже подъехали к станции « Дизайнерская».
Девочки! На предыдущем уроке вам было предложено домашнее задание - сделать эскиз вашей куклы - мотанки с учетом ее отделки. То есть вы уже немножко побывали в роли дизайнера. Сегодня на занятии вам будет предложена роль дизайнера. Сейчас откройте ваши тетради и еще раз рассмотрите эскизы своих кукол - мотанок.
Запишем в тетрадях тему нашего занятия.
Беседа с обучающимися:
- Какие образы кукол вам нравятся? Какие можно создать?
- Какие виды отделочных работ можно применить, чтобы завершить работу над вашей куклой?
- Какие отделочные материалы можно применить в вашей работе?
- Какие отделочные материалы вы подготовили?
( Обучающиеся записывают ответы на вопросы в рабочей тетради)
А теперь поработаем со словарем. Запишите, пожалуйста, в тетрадях значения слов: Дизайн – вид деятельности, связанный с изучением эстетических свойств предметов, художественным оформлением чего-нибудь.
Дизайнер - основной специалист в процессе художественного конструирования.
Чтобы создавать эстетические вещи, дизайнер изучает художественное наследие своего и других народов, разные ремесла.
В процессе художественного конструирования он выполняет эскизы, описывает изделия, изготавливает макеты и образцы изделий.
Следующая станция - станция « Экспертная»
Девочки, перед тем, как перейти к практической работе, вы должны определиться: какие швы на занятии можно применить при отделке изделия
Для этого необходимо повторить простые ручные швы, технологию их выполнения.
Игра- соревнование:
Кто быстрее определит вид шва (работа с карточками-заданиями «Какой шов изображен?»)
Работа с инструкционными картами «Простые ручные швы», а также с образцами простых ручных швов.
Мы отлично поработали на станции «Экспертная».
А теперь мы подъехали к станции « Безопасная».
После повторения швов обучающимся предложено повторить правила охраны труда во время работы с иглой и ножницами.
Игра - соревнование «Да или нет». Вопросы к обучающимся:
- Ножницы нужно передавать кольцами вперед, держа их за сомкнутые лезвия. Да или нет? ( Да)
- Иголку можно брать в рот? Да или нет? ( Нет)
- При раскрое деталей лезвие ножниц должно идти по поверхности стола. Да или нет? (Да)
- Шить нужно с наперстком, чтобы не уколоть палец. Да или нет? (Да)
- Можно вкалывать в свою одежду иголку? Да или нет? (Нет)
- Нитку необходимо откусывать зубами. Да или нет? (Нет)
- Поломанные иглы нужно складывать в специальную коробочку. Да и нет? (Да)
- По окончании работы нужно проверить наличие иголок, вколоть их в игольницу. Да или нет? (Да)
И вот мы уже подъезжаем к станции « Творческая».
VI. Практическая работа
Дети начинают работу по отделке изделий, кукол - мотанок.
Физкультминутка:
Встаньте, дети, улыбнитесь,
Земле нашей поклонитесь.
За счастливый день вчерашний
Вы до солнца дотянитесь.
Веретеном покрутитесь.
Раз присядьте, два присядьте
И за парты тихо сядьте.
Текущий инструктаж. Помощь обучающимся, исправление ошибок, обходы рабочих мест, индивидуальный инструктаж. Выявление типичных ошибок, их анализ.
Учитель:
Все очень хорошо справились с заданием. У вас у всех получились оригинальные, неповторимые, совершенно разные изделия.
VII. Итоги урока:
Вот мы и подъехали к конечной станции нашего творческого пути, к
станции «Конечная»
1. Дайте определение понятиям «дизайн», « дизайнер».
2. Подберите синонимы к слову «дизайнер» (художник-конструктор, оформитель).
Учитель:
Дайте характеристику, анализ своим изделиям (алгоритм оценивания изделия).
Задание: Заверши предложение.
1. Мне очень нравится моя кукла потому, что…
2. Были правильно подобраны материалы для… (отделки куклы)
3. Выбранные цвета ниток … (хорошо сочетаются )
4. Работу я выполнила аккуратно…(не нарушая правил безопасности)
5. Мое изделие имеет хороший эстетический вид…(будет выполнять обереговую функцию)
6. Для отделки своей куклы я использовала…
Девочки! Вы все очень хорошо справились с заданием! Давайте вместе определим лучшие работы.
Почему вы считаете, что они лучшие?
Заключительное слово учителя. Рефлексия. Беседа.
Вопрос:
- Какие требования нужно выполнить, чтобы кукла стала настоящим оберегом?
Ответ:
- Изготавливая куклу, нужно вложить в нее частичку своей души, делать ее с добрыми мыслями и пожеланиями. Только тогда она будет настоящим защитником, оберегом.
Анализ качества изделий, выставление оценок.
VIII. Домашнее задание:
1.Повторить записи в тетрадях.
2.Подготовить сообщения о кукле - зернушке.
3.Подготовить материалы для изготовления куклы - зернушки.
Приложение к уроку №4 по теме «Изготовление народной куклы»
Кукла - мотанка.
Кукла - мотанка является одним из старейших символов украинской культуры. Также, как и рушник, кукла выполняла очень важную функцию оберега, защитника. Само название «кукла - мотанка» говорит о ее технологии, конструктивных особенностях, о том, что технология ее изготовления заключается не в шитье, а в наматывании ниток или перевязывании лоскутов.
Кукла - мотанка приходит в наш мир в каком-либо образе с конкретной целью. Ее изготавливали с различными символическими значениями: на счастливую долю, осуществление сокровенных желаний, гармонию человека с природой.
К этой работе относились очень серьезно и ответственно, учили этому ремеслу с детства.
Куклы - мотанки изготавливали, чтобы отвести беду или болезнь от человека и его семьи. Конструктивной особенностью было то, что куклы были без ног и лица. Это было основное требование, чтобы кукла имела обереговую силу. Вместо лица вышивали крест, либо нашивали тесьму крестом.
Назначение кукол - мотанок было очень разным:
1. Обрядовые (свадебные, праздничные).
2. Кукла - целительница.
3. Кукла - защитница.
4. Кукла - оберег.
5. Кукла - советчица
6. Кукла - подружка и др.
В зависимости от назначения куклы имели различную одежду (наряды), изготавливали их из разных материалов с использованием различных технологий.
Разновидности кукол - мотанок
Свадебные куклы- мотанки
Пару кукол - молодую пару, традиционно изготавливали перед свадьбой. Кукол изготавливали из ниток, лоскутков, которые перевязывались, а не сшивались. У этих символичных кукол одна рука – общая, чтобы мужчина и женщина шли по жизни вместе и в беде, и в радости. После свадьбы их сохраняли как оберег любви и верности.
Куклы – неразлучники
Различные образы народных кукол - мотанок
Самой распространенной была кукла в украинской национальной одежде
Различные образы народных кукол-мотанок
Кукла-невеста
Кукла - мать
Кукла - хозяюшка
Кукла - рукодельница
Кукла-труженица-красавица
Кукла - доброжелательница
Кукла – радость жизни
Кукла - всеумейка
Кукла - хранительница домашнего очага
Литература:
1. Найдьон А. Українська народна лялька; К.:Стілос, 2007.
2. Шайдурова Н. В. Традиционная тряпичная кукла; Детство – Прес, 2011.
3. Пкстун Т. В. Украинские старинные обереги. Учебная книга - Богдан, 2007.
4. Орлова Л. Куклы и люди, К.: Стилос, 2011.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.