МКОУ «Иковская средняя общеобразовательная школа»
Мастер-класс для педагогов
«Охрана безопасности жизнедеятельности дошкольников
через кейс-технологии»
Разработано
воспитателем Ломакиной Е.С.
Иковка 2022
Мастер-класс
«Охрана безопасности жизнедеятельности дошкольников через кейс-технологии»
Разработано: воспитателем 1 категории Ломакиной Евгенией Сергеевной.
Цель: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников посредством кейс-технологии.
Задачи:
1) расширить знания участников мастер-класса о методе кейсов и их применении с целью формирования у педагогов ДОО профессиональных компетенций;
2) создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала участников мастер-класса;
3) повысить профессиональное мастерство и квалификацию участников мастер-класса.
Форма мероприятия: мастер-класс для педагогов.
Участники: воспитатели.
Продолжительность: 15 минут
Предварительная работа:
- Изучение литературы по теме.
- Организация пространства для проведения «Мастер- класса».
- Подготовка атрибутов, музыкального сопровождения для игры.
- Составление конспекта, необходимого методического материала.
Материально-техническое оснащение: ноутбук, проектор, экран, музыка для подвижной игры «Паровоз», презентация «Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников через кейс-технологии»; на столах: «кейс» с заданиями, набор кубиков для конструирования, атрибуты для игры «Правила поведения в поезде» (таблички с надписями: машинист, кондуктор, кассир, пассажир, пожилой пассажир; головной убор машиниста; слова машинста; билеты; деньги; стульчики по количеству участников игры; номерки на места), воздушные шары для рефлексии 6 шт. (цвета: красный, желтый, зеленый).
План проведения мероприятия:
Вступительное слово. Сообщение темы.
Выступление воспитателя «Значение применения кейс-технологии по охране безопасности жизнедеятельности дошкольников».
Практическая часть.
Рефлексия.
Заключительная часть. Решение собрания.
Ход мастер-класса:
Вступительное слово. Сообщение темы.
Воспитатель: Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на мастер-классе «Охрана безопасности жизнедеятельности дошкольников через кейс-технологии».
Выступление воспитателя «Значение применения кейс-технологии по охране безопасности жизнедеятельности дошкольников».
Тема безопасности детей в быту сегодня особенно актуальна. Ведь безопасность - это не просто усвоенные детьми знания, а правильное поведение в различных жизненных ситуациях, в том числе и неожиданных. У детей дошкольного возраста недостаточно знаний о правилах безопасности, навыков осознанного безопасного поведения. Дошкольников необходимо научить понимать, при каких условиях среда обитания (дом, улица) безопасны для жизни и здоровья, как разумно и правильно вести себя в разных жизненных ситуациях, а в экстремальных - принять единственно верное решение, чтобы избежать тяжёлых последствий.
Целью является - повысить интерес дошкольников к безопасному поведению, развить социальную активность, коммуникабельность, умение слушать, принимать верное решение при поставленной задаче в определенной ситуации.
Один из главных критериев уровня жизни человека - это безопасность, а для маленького и неопытного ребёнка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее.
Безопасность ребенка - это одна из основных забот, как родителей, так и педагогов детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его необходимому поведению в разных жизненных ситуациях.
И от того, донесут ли взрослые, до сознания ребёнка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.
По результатам использования кейс-технологии по охране безопасности жизнедеятельности старших дошкольников прослеживаются следующие результаты, дети:
· владеют средствами коммуникации (невербальная, фразовая речь);
· умеют взаимодействовать с взрослыми в быту;
· умеют эмоционально-положительно взаимодействовать и общаться со сверстниками в совместной деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной, трудовой);
· освоили формы поведения в знакомых ситуациях, на прогулке, в группе;
· освоили способы взаимодействия со сверстниками в повседневной жизни, с предметами окружающего мира, с взрослыми;
· умеют оценивать свои поступки и действия;
· освоили навыки безопасного поведения в быту, на улице;
· развит социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональная отзывчивость, сопереживание;
· умеют использовать вещи в соответствии с их функциональным назначением;
· умеют включаться в разнообразные повседневные дела (хозяйственно-бытовой труд, труд в природе).
Таким образом, проблема формирования навыков безопасного поведения детей является актуальной, именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок и стереотип поведения в окружающем нас мире, т.к. все, что ребёнок усвоит в детстве, прочно останется у него полезным навыком в будущей жизни.
Именно поэтому кейс-технология занимает ведущую роль в моей практике по формированию культуры безопасности дошкольников.
Практическая часть.
В рамках мастер-класса я хотела бы познакомить вас с опытом работы использования кейс-технологии и продемонстрировать «кейс» сказка-загадка «Волшебная тропинка».
Прошу 6 желающих педагогов выйти в центр зала и встать в круг.
Упражнение «Детство».
Давайте сегодня, мы с вами вспомним свое детство. Когда мы ходили в детский сад. Ведь, наверняка, всем нам хочется возвращаться в это беззаботное время каждый день. Вспомнили? Сегодня вы еще…не мамочки, а те дружные девочки из одной возрастной группы и вам по 6 или 7 годиков.
Вам необходимо встать в круг и поворачиваясь друг другу лицом по очереди сделать приветственный жест и сказать: «Здравствуй девочка Света…, Я рада тебя сегодня видеть». (Также можно задавать разные вопросы, какие дела, какое поведение, в какие игры играла, что видела, чем занималась, что нового узнала, как кушала, помогала ли….. и т.д.)
Прошу всех присаживаться. Готовы? Тогда начнем.
Внимание на экран.
Сказка-загадка «Волшебная тропинка»
В далеком волшебном лесу была проложена тропинка, и не простая эта тропинка была, а волшебная… Была она каменистая и вся усыпана деревянными и железными прутиками.
Ползали по этой тропинке маленькие и большие змеи; и шипели они очень громко.
Рассказывали взрослые про этих змей разные истории, что они очень злые и опасные. Встретившись с одной такой – беды не миновать!
Однажды собрались самые смелые ребята пойти по этой тропинке и посмотреть на змей, которые коварно прятались в кустах.
Миновали ребята поворот, и вышли на эту тропинку. Здесь они увидели много разноцветных, мигающих глаз вокруг. Они подмигивали ребятам то красными, то желтыми или зелеными глазами. Словно предупреждали о чем-то.
Вдруг ребята услышали шум из-за угла – это показалась большая змея, о которой рассказывали взрослые. Она приближалась очень стремительно, и все ближе становились ее два больших красных глаза.
Ребята очень испугались и решили, что будет лучше отойти в сторону и дать проползти змее по своей каменистой тропинке. Они так и сделали. Змея проползла мимо, громко прошипев, и скрылась за углом.
После этого ребята отправились домой. Во дворе, вечером, вся компания, побывавшая на загадочной тропинке, рассказывала друзьям - как можно безопасно для жизни пройти по этой тропинке, если знать определенные правила…
- Задание по сказке-загадке:
q отгадать загадку,
q ответить на вопросы: 1. О какой тропинке идет речь? 2. Что подразумевается под змеями? 3. О каких разноцветных глазах рассказывается в тексте? 4. Обсудить и посмотреть видео о правилах.
Ответы педагогов.
!!!!!!! Актуально для нашего села. О железной дороге на Иковке.
- Просмотр видео о правилах.
- Выполнение заданий по «кейсу»:
1. Конструирование железной дороги.
2. Игра «Правила поведения в поезде» (соц. роли – пассажир, машинист, кондуктор, кассир).
Педагоги вытягивают жеребьевкой таблички с названиями социальных ролей.
Ход игры:
Воспитатель: Я очень люблю путешествовать. А вы? Ответы. Я приглашаю вас в весёлое путешествие. Мы поедем все вместе. А можно без билета пройти в вагон? Ответы.
Воспитатель: Прежде чем мы отправимся в путь, нужно взять билеты. Где мы покупаем билеты?
Ответы: В железнодорожной кассе у кассира.
Воспитатель: Как мы будем обращаться к кассиру? «Дайте, пожалуйста, билет до станции Иковка». Дети покупают билеты.
Воспитатель: Посмотрим, что указано в билете? В моём билете указан номер вагона. А у тебя……, что указано в билете? Ответы
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а можно опоздать на поезд? Нет, нельзя, т.к. поезд отправляется точно по расписанию. А теперь подходим к поезду. Кто управляет поездом?
Ответы: Поездом управляет машинист.
Воспитатель: Машинист занимает свое место в поезде.
Воспитатель: а вы знаете, как устроен вагон? В вагоне есть мягкие сиденья для удобства пассажиров, у каждого места есть свой номер. Можно занять в вагоне чужое место? Садиться нужно только на место указанное в билете.
Машинист: Уважаемые пассажиры! Объявляется посадка на поезд. Всем пассажирам занять в вагоне свои места. (Рассаживаются).
Воспитатель: И прежде чем поезд тронется, давайте вспомним правила поведения в поезде: не кричать, не бегать по вагону, не ссориться, не мешать попутчикам, не высовываться из окон, не бросать мусор, не прислоняться к дверям.
Машинист: Внимание! Двери закрываются! Уважаемые пассажиры поезд отправляется.
Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, что пассажиры могут делать во время движения поезда?
Ответы: Можно почитать, посмотреть книгу, поиграть, или же просто лежать отдыхать, смотреть в окно, разговаривать друг с другом (попутчиками).
Воспитатель: А я предлагаю поиграть в игру и подвигаться.
3. Подвижная игра «Паровоз» (с музыкальным сопровождением).
Машинист: Уважаемые пассажиры! Наш поезд прибывает к месту назначения. Будьте внимательны и осторожны на перроне.
Воспитатель: Наше путешествие заканчивается, давайте поблагодарим машиниста и попутчиков за приятную поездку.
Педагоги: Спасибо. До свидания! (Выходят из вагона).
Рефлексия.
Прошу всех участников пройти в центр и встать в круг. Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. Давайте наградим себя за успешное путешествие аплодисментами!
У меня есть воздушные шарики, зеленые, желтые и красные. Давайте сейчас каждый из вас надует воздушный шар. Где, «зеленый» - мне всё удалось, «желтый» - мне не всё удалось, «красный» - у меня ничего не получилось.
- Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, шары надуты, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Благодарю всех за участие!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.