Мастер-класс педагогов наставников «Взаимодействие и привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу»
Оценка 4.8

Мастер-класс педагогов наставников «Взаимодействие и привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу»

Оценка 4.8
Мероприятия +1
docx
18.03.2024
Мастер-класс педагогов наставников «Взаимодействие и привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу»
Мастер-класс для начинающих педагогов, который позволит повысить компетентность в вопросе взаимодействия с семьями воспитанников.
мк наставничество.docx

Мастер-класс педагогов наставников «Взаимодействие и привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу»

 

Слайд 1

Цель – повышение компетентности молодых педагогов в вопросе взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

Расширить знания о направлениях работы с семьями воспитанников;

Актуализировать знания о принципах взаимодействия с родителями;

Расширить умение взаимодействовать с семьями при помощи мессенджеров;

Сформулировать правила общения с группой родителей в мессенджерах;

 

Ход мастер-класса:

Слайд 2

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие.

ДОУ играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность.

Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Для формирования позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями необходимо создание единого пространства развития ребенка, которое должны поддерживать и детский сад, и семья.

В связи с этим необходимо по-новому взглянуть на взаимодействие дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) с родителями, с целью создания единого образовательного пространства «семья – детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнерства».

В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

 

Слайд 3

Принципы сотрудничества ДОУ с родителями.

Формирование позиции сотрудничества педагогов и родителей воспитанников с целью эффективного развития и образования каждого ребенка должно строиться на следующих принципах взаимодействия ДОУ с родителями:

1.Доброжелательный стиль общения.

Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями — значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие. 

2.Преемственность согласованных действий.

Главный мотив взаимодействия родителей и педагогов (по словам В.А. Сухомлинского) заключается в том, «...как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Взаимопонимание семьи и детского сада — этого единого пространства, объективной реальности — состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности.

3.Индивидуальный подход.

Индивидуальный подход к каждой семье. Все семьи отличаются друг от друга. Эти различия зависят от многих факторов: родительской и человеческой культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, ее состава, жилищных условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличия животных в семье, предпочитаемого вида отдыха и многого другого.

4.Сотрудничество, а не наставничество.

Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

5.Тщательная подготовка к каждому мероприятию.

Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе — качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

6.Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

 

Слайд 4

Анализируя формы работы с родителями можно условно сформулировать 4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое.

Познавательное направление.

Направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства.

Информационно-аналитическое направление.

Направлено на изучения семьи, выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка. Работа педагогического состава начинается с анкетирования «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Наглядно-информационное направление. 

Даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме. Наглядно-информационное направление проявление у родителей осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (пониманию потребностей ребёнка); готовностью родителей к сотрудничеству с педагогами.

Досуговое направление:

Призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. В работе с родителями досуговое направление является самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, посмотреть и приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Слайд 5

Формы взаимодействия с родителями.

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями реализуется посредством разных форм. Выделяют традиционные и нетрадиционные формы. 

Существуют следующие традиционные формы взаимодействия:

Посещение семьи ребенка

Наглядная пропаганда

День открытых дверей

Беседы

Консультации

Родительские конференции

Нетрадиционные формы взаимодействия:


Круглый стол

Семейная гостиная

Семейные клуб

Вечера вопросов и ответов

Семинары для родителей

Тематические выставки

Устный журнал для родителей

Почта доверия, телефон доверия

Открытые занятия

Интеллектуальные ринги детей и родителей

Интервью с родителями и детьми на определенные темы

Родительская гостиная

Конкурс семейных талантов

Портфолио семейного успеха

Аукцион секретов воспитания

Мини-музей

Маршрут выходного дня и другие.


 

Слайд 6

Сегодня очень популярны социальные сети и мессенджеры, в том числе их активно используют и в образовательных учреждениях для обсуждения различных вопросов с родителями. Это очень удобно и быстро. Но на самом деле, общение с родителями в чате мессенджеров и соцсетей не такое безобидное, как кажется на первый взгляд. Существуют определённые правила, по которым должна строиться правильная и безопасная переписка. Прежде чем запустить подобный формат общения, важно предупредить родителей о правилах общения, это поможет в будущем избежать конфликтные и другие неприятные ситуации.

1 правило. Несмотря на то, что возможность написать сообщение есть всегда, стоит установить временные рамки общения в чате. К примеру, с 9:00 до 21:00: чтобы самые шустрые не успели обсудить важный для всего коллектива вопрос, пока не проснулись либо пока не увидели сообщения другие. Необходимо давать право высказываться всем, кого касается поднятая тема, и не требовать от каждого моментального ответа. Лучше давать время на ответ от 3 до 5 часов, чтобы максимальное количество участников чата смогли озвучить свое мнение.

2 правило. В социальных сетях и мессенджерах популярен неформальный стиль общения. В нашем случае важно поддерживать деловое общение и не забывать о вежливости. Соблюдение правил пунктуации и орфографии - это тоже важный элемент. Имена собственные необходимо писать с заглавной буквы, а сам текст стандартным шрифтом. Сообщение, написанное через Caps Lock, всегда воспринимается, как повышенный тон и неуважение.

3 правило. Контроль и фильтрация поступающей информации в мессенджерах - основа бесконфликтного общения. Необходимо следить, чтобы обсуждаемые темы касались только участников чата. Сообщения должны быть компактными и нести только основную информацию, которую необходимо донести до родителей. И если родители теряют ниточку главной темы и переходят на какие-то сторонние и ненужные обсуждения, мягко напоминайте о главном вопросе и возвращайте их к нему.

4 правило. Еще один главный кирпичик в фундаменте хорошего коллективного общения - соблюдение нейтралитета. Не стоит писать на эмоциях и переходить на выяснение личных отношений - это неприлично, это может привести к конфликту и только отвлекает остальных участников, находящихся в чате, уводя от основного вопроса обсуждения. Кроме того, текстовые сообщения всегда могут стать доказательством оскорбления в суде.

5 правило. Особое внимание стоит уделить распространению персональных данных. Поэтому перед созданием чата в мессенджере или соцсетях, необходимо собрать письменное согласие на публикацию фото и видео в самом чате для передачи другим родителям. Например, с праздников и других коллективных мероприятий, что чаще всего отправляют друг другу родители. Это нужно, чтобы другие родители, заметившие на фото или видео своего ребёнка, не возмутились, что их видео- и фотоматериал содержит персональные данные его ребёнка.

Какие еще правила вы могли бы добавить? (голосовые сообщения, эмодзи, ссылки без подписи, создаём свою систему распознавания информации, используя смайлы. Помечаем сообщение про мероприятия фейерверком, документы — книгой, собрания — человечком. Это поможет ориентироваться в сообщениях.)

Есть ли правила в вашем групповом чате?

 

Слайд 7

А теперь предлагаю перейти к практической части нашего мастер-класса.

На слайде представлена ситуация и возможные варианты ее решения при помощи мессенджера, предлагаю выбрать наиболее подходящий вариант, по вашему мнению

 

Ситуация 1. В ДОУ объявлена выставка «Подарки осени»

После выбора варианта остальные варианты обсуждаются, почему не по подходят

Слайд 8

Ситуация 2. Нужно принести форму для физкультурных занятий

Слайд 9

Ситуация 3. Скоро состоится родительское собрание

Попробуйте сформулировать текст сообщения о родительском собрании самостоятельно

После обсуждения текста сообщения, следует вопрос:

Какие темы, на ваш взгляд, не стоит обсуждать в общем чате? Выслушать варианты педагогов, обсудить.

Всей своей работой сотрудники ДОУ должны доказывать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.


 

Мастер-класс педагогов наставников «Взаимодействие и привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу»

Мастер-класс педагогов наставников «Взаимодействие и привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу»

Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями

Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями

Анализируя формы работы с родителями можно условно сформулировать 4 основных направления работы с родителями в условиях реализации

Анализируя формы работы с родителями можно условно сформулировать 4 основных направления работы с родителями в условиях реализации

Беседы Консультации Родительские конференции

Беседы Консультации Родительские конференции

Еще один главный кирпичик в фундаменте хорошего коллективного общения - соблюдение нейтралитета

Еще один главный кирпичик в фундаменте хорошего коллективного общения - соблюдение нейтралитета
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2024