Мастер – класс
«Игровые формы работы на уроках географии как фактор ситуации успеха в учебной деятельности»
ФИО участника: Пузырева Наталья Ивановна
Должность: учитель биологии, географии, химии
Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Волочаевка
«Для дитяти игра — действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов.»
К.Д.Ушинский
Игровая педагогическая технология – совокупность психолого – педагогических методов, способов приемов обучения, воспитательных средств.
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
Игровая деятельность
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
(Слайд 4). По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- социокультурную: синтез усвоения богатства культуры, потенций воспитания и формирование ребенка как личности
- коммуникативную: моделирование разных жизненных ситуаций, поиск выхода из конфликтов
- самореализации: сфера реализации себя как личности
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- развлекательную: создание определенного комфорта благоприятной атмосферы;
(Слайд 5). Большинству игр присущи главные черты:
• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития;
• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п..
(Слайд 6). В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
(Слайд 7). В структуру игры как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве урока или его части;
- как технологии внеклассной работы .
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-креативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
(Слайд 8.) Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; наглядный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
(Слайд 9). Основные принципы организации игры:
· Отсутствие принуждения
· Развитие игровой динамики
· Поддержание игровой атмосферы
· Переход от простейших игр к сложным
· От поддержания – к игровой инициативе
· Взаимосвязь игровой и неигровой деятельности
· Углубление содержания игровых заданий
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр .
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические , интеллектуальные , трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Спектр целевых ориентаций:
• Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
• Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности .
• Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, само регуляция; обучение общению; психотерапия.
Концептуальные основы игровых технологий:
• Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, само регуляции, самореализации.
• Игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности .
• Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок .
• Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов" .
• Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
• Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
• В возрастной периодизации детей особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.
Концепция детского воспитания определяет игру как самоценную деятельность, дающую ребенку свободу выбора, возможность реализовать себя, достичь состояния эмоционального комфорта, причастности к детскому обществу, получить опыт взаимодействия. Именно в игре происходит становление ребенка как личности, его психическое развитие, формирование учебной и трудовой деятельности.
Особенности игровых технологий:
Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс
Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте:
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.
Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Деловые игры. Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования обще учебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо и социодрама.
Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, совета наставников, отдела, цеха, участка и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, ими тирующих реальные.
Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».
«Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.
Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение педагог констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.
Вывод: Игра сама по себе универсальный стимулятор. Главное, в поддержании игрового интереса чуткость, наблюдательность педагога, проявление творческого подхода в организации игры, умение заинтересовать ребенка игровым сюжетом.
В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем – технологическом уровне. Разработка технологии, как составной части методики предмета, предполагает получение гарантированного педагогического результата деятельности учителя. А этот результат учащиеся обнаруживают в период оценки качества их подготовки по предмету. Современной школе необходима принципиально новая система обучения, которая в опоре на лучшие традиции учитывала бы индивидуальные особенности учащихся. Вот почему так важно разрабатывать технологии обучения, иными словами, организацию учебной деятельности школьников с чётко заданной целью и планируемыми результатами.
В практике работы учителей географии широко распространена технология учебно-игровой деятельности. С позиции личностного подхода игра представляет поле, в рамках которого происходит самоопределение и идёт процесс «взращивания» личности. Личностное самоопределение – это попытка самому себе ответить на вопрос, что есть «Я» в этом мире. В ходе игры ученик проявляет себя, появляется возможность открытых и полноценных взаимоотношений. Игра ценна личностной самореализацией, проживанием ролей. Происходит изменение собственного смысла, принятие нового.
В игре актуализируются функции личности. Если традиционно образовательный процесс связан с передачей – получением информации, обработкой некоторой системы репродуктивных умений, то в игре участник чётко ставит себе цель, отбирает целенаправленно материал, при этом он ответственен не только за своё поведение, но на нём висит груз ответственности за успех всей группы. В игре происходит рефлексирование, самоорганизация, ученик принимает решение, за которое он в ответе, игра предполагает творческое начало.
Игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, и благотворно сказываются на результатах обучения.
Географическая игра наилучшим образом способствует «вживанию» в содержание изучаемого материала. В ней ярче проявляется личность учащегося, его духовное и социальное развитие. Игра в обучении географии позволяет больше использовать различные средства обучения, интегрировать знания по географии с историей, биологией, физикой, литературой. Использование игр в обучении географии решает множество задач одновременно: игры способствуют становлению творческой личности ученика, формируют умение видеть проблемы, принимать решения, развивают познавательный интерес к предмету, оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют черты характера. Учебная игра как педагогическая технология даёт положительный результат при условии её серьёзной подготовки, когда активны и ученики, и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где чётко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приёмы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов.
Игра используется и в других формах организации учебной деятельности – лекциях, семинарах, экскурсиях. Игровые ситуации вводятся в практические и самостоятельные работы, а также в проверку и закрепление изученного материала.
Во внеурочной работе игровые моменты эффективны во всех формах индивидуальной, групповой и массовой работы. Я стараюсь проводить различные игры и на уроках, и во время внеклассных мероприятий. Формы игр могут быть разнообразными: они могут быть рассчитаны на весь урок, элементы игры, игровые задания могут даваться учащимся на любом уроке.
Игровые задания чаще всего я использую на этапе закрепления, такие как:
(Слайды 10 – 14). «Угадай ПК по описанию» (8 кл.),
«О какой стране идёт речь» (7 кл.),
«Что такое? Кто такой?» (5 – 9 кл.).
«Кто быстрее определит географические координаты объектов» (6 кл.)
«Допиши словечко» (8 кл.)
На закрепление темы «Минеральные ресурсы» предлагаю ребятам расшифровать тайнопись, то есть даю текст о размещении полезных ископаемых на территории России, но вместо их названий в тексте лишь обозначения. Учащиеся, расшифровывая тайнопись, ещё раз повторяют изученный материал на уроке, но в игровой форме. Такой же игровой момент применяю при закреплении темы «План местности» в 6 классе.
Иногда перед тем, как начать новую тему, необходимо повторить изученный ранее учебный материал. Я предлагаю это сделать также в игровой форме. Перед изучением темы: «Внутренние воды России. Реки» в 8 классе предлагаю учащимся выполнить задание: кто вспомнит больше понятий и терминов по теме «Внутренние воды» или «Река», изученных в 6 классе и объяснит их значение.
Игровые задания возможны и при объяснении нового материала, когда дети какие-то новые знания, особенно практические могут добыть сами, выполняя задания, например:
(Слайд 15). Кто быстрее всех определит – «О каком природном комплексе эти стихи?» (8 кл.)
При закреплении темы «Атмосфера. Ветер» в 6 классе учащимся предлагаются различные высказывания. Каждое высказывание имеет свою букву. Учащиеся выбирают правильное высказывание, тем самым собирая буквы в целое высказывание. Материал в такой игре запоминается быстрее и эффективнее.
Уроки географии переплетаются часто с другими науками. Поэтому я на своих уроках стараюсь не забывать о межпредметных связях. Как правило, ученики очень любят решать задачи по географии. Сначала их удивляет, что на уроках географии требуется знание математики и математической логики, затем они постепенно учатся применять полученные на уроках математики знания и в географии (построение графиков, нахождение среднего арифметического, составление пропорций и т.д.). Идея такого урока появилась с целью осуществления интеграции географии и математики в игровой форме. Это может быть состязание учеников в решении задач, в конце урока составление задач и решение задач, составленных друг другом, проведение отдельного конкурса на лучшую, самую интересную задачу.
Большим подспорьем для меня является художественная литература, особенно стихотворения. Часто на уроках я даю ребятам стихотворный текст (в основном о природе) и задание к нему. Например, в 8 классе на карточках раздаю стихотворения о природных районах России (Урале, Сибири, Русской равнине, Дальнем Востоке и т. д.) и вопросы к ним: угадать по описанию из художественного текста – о какой природной зоне идёт речь; отгадать загадки: «Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, вас с ног сбивает» (ветер), «На холоде – горой, в избе – водой» (снег) и т.д. Использую творческие задания: найти стихотворения, где описаны атмосферные явления, или подобрать песни на эту же или другую тему, например; «Гидросфера».
Поэтическое слово на уроке выполняет познавательную, развивающую и особенно воспитательную функции. Использование поэтических образов является и одним из приёмов формирования экологической культуры на уроках географии. Это оказывает благотворное влияние на душу и чувства учащихся, заново открывают им красоту родной земли, учит бережно относиться к ней. Задания с использованием художественной литературы становятся частью ролевых игр, например, на уроке «Проблемы Байкала» группа учащихся, выступая в роли литераторов, делает подбор стихотворений о проблемах Байкала и зачитывает их остальным группам.
Удачнее всего в моей практике проходят уроки, полностью подготовленные и проведённые в игровой форме. В разных классах я стараюсь проводить всевозможные игры: КВНы, викторины, соревнования, путешествия, экскурсии, исследования, конференции и т.д. Чаще всего различные формы игры я использую на обобщающих уроках, когда действительно могут быть активными и учитель, и ученики, освоив определённую тему или раздел.
На уроках – путешествиях, представляя себя в воображаемых незнакомых местах, глубже познают изучаемый материал, ярче представляют то, с чем знакомятся, например, в шестом классе по теме «Гидросфера», «План и карта», в седьмом классе – «Путешествие по Африке», «Путешествие по странам Евразии». Цель путешествия – изучение растений и животных на остановках в долгой дороге.
Часто уроки проходят в форме соревнований, где учащиеся выполняют различные задания. В шестом классе закрепление по теме «Атмосфера» проходило в форме игры «Своя игра».
В 8 классе несколько раз использовала такую форму игры, как брейн – ринг, например, по теме «Климат. Климатические условия», в 6 классе по теме «Литосфера».
В 6 – 8 классах часто провожу уроки – соревнования: обобщающий урок по Южной Америке (7 класс), «Рельеф России, полезные ископаемые» (8 класс), где часто составляю задания «Найди на карте», «Назови столицу», «О какой стране идёт речь». Такой предмет, как география не может обойтись без экскурсий. Но часто на уроке мы совершаем как бы «заочные» экскурсии. Изучая в 8 классе почвы и земельные ресурсы России, я всегда обращаю внимание на личность основателя почвоведения В.В.Докучаева, совершаем своеобразную экскурсию в то время, знакомимся с важными фактами его биографии, главными тезисами его трудов о почвах России. Ребята после таких уроков узнают много о других странах и людях, населяющих эти государства. У детей возникает ощущение, что они действительно совершили экскурсию, побывав в тех местах, куда возможно, они никогда не смогут поехать на самом деле. Или же им, наоборот, обязательно захочется там побывать.
Применение игр повышает качество знаний, вызывает рост интереса к предмету, приводит к появлению новых межличностных отношений, снимает напряжение и делает атмосферу урока психологически более лёгкой и благоприятной. Игра – это и возможность для учащихся проявить себя, узнать что-то, выходящее из рамок школьной программы; игры, особенно ролевые, дают возможность ученику стать соавтором учителя на уроке и во внеурочной работе.
В процессе проведения таких уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких, но точных выводов.
Наконец, нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путём использования различных способов изучения нового материала на уроке широко используется дополнительный материал. Уроки требуют сосредоточенной самостоятельной работы и прочных опорных знаний.
Географические диктанты, кроссворды, тесты применяются на любых этапах проверки знаний: при первичном закреплении изученного, в самостоятельной и домашней работах учащихся, а также при изучении нового материала. Учащиеся, хорошо освоившие сущность этих форм работы, с удовольствием составляют самостоятельно кроссворды, диктанты, тесты с помощью карт, учебника, дополнительной литературы, что способствует формированию более высокого уровня образования и развития.
Например: Урок-исследование в виде конкурса «Почемучек». Ребятам всё интересно знать важно не только где? Но и почему? Многие ответы на почему? сопровождаются опытами.
Любая игра интересна для всех возрастов, для детей ос2йобенно.
Поэтому я перенесла принципы игр «Поле чудес», «Счастливый случай», «Своя игра», «Звёздный час» на уроки географии.
Например: «Своя игра» привлекает учащихся тем, что они сами выбирают себе вопросы, на которые должны ответить.
Обычно наградой в игре за хорошие ответы, учащиеся получают хорошие оценки. Хорошие и отличные оценки являются стимулом для привития интереса к науке ,
Но если урок-игра, как правило, проводится в конце темы, то элементы игры, элементы занимательной географии можно проводить на каждом уроке.
Составляю кроссворды почти на каждом уроке. Пословицы, поговорки, народные приметы, сказки, сказания - всё применяю на уроках.
Мир народных загадок удивителен, ведь предметом народной поэзии становится любой объект или явление окружающей жизни: вольный ветер оборачивается сказочным конём. Язык загадки точен и лаконичен. На уроке географии народная загадка может стать учебным вопросом, пусть заключённым в несколько необычную для урока форму, познавательная строка которого заключается в проверке умения определить главные отличительные признаки географических предметов и явлений.
Кроме стандартных форм контроля знаний, как индивидуально-фронтальный опрос, письменные работы, применяю тестовый контроль знаний, графические и географические диктанты, самоконтроль и самооценку знаний.
Немыслим интерес к науке без творчества самих учащихся: они пишут рефераты, стихи, рисуют, выпускают бюллетени, газеты, составляют презентации, кроссворды, ребусы, работают с дополнительной литературой, со справочным материалом. Любовь к Родине, к планете Земля прививается на уроках географии, поэтому часто звучат строки, которые заставляют ребят задуматься не только о настоящем, но и о будущем человечества.
«Океан седой гремит набатно
Он таит обиду в глубине,
Чёрные раскачивая пятна
На крутой, разгневанной волне
Стали люди сильными как боги,
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету.
Широко шагает этот век:
На Земле уж белых пятен нету…
Чёрные сотрёшь ли человек?»
А. Плотников.
Это стихотворение как пример межпредметных интеграционных связей географии с экологией, литературой, физикой, историей и другими науками.
География только тогда интересна, когда она изучается вкупе с другими науками.
Отсутствие скованности на уроках и необычность формы их проведения вызывает их интерес к изучаемому материалу.
Моя дальнейшая деятельность как учителя географии будет связана с освоением новых интерактивных форм и методов обучения. Игровые технологии являются частью этой системы, поэтому я, конечно же, буду продолжать работу в этом направлении, использовать на уроках новые игровые задания, готовить и проводить игры, в том числе и ролевые, чтобы добиться наибольшей заинтересованности учащихся своим предметом.
Литература:
1. Бондаревский В.Г. Воспитание интереса к знаниям и потребности самообразованию. – М., – 1985.
2. Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учеб. пособие к спецкурсу. – Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1989.
3. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
4. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979.
5. Щукина Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика,1971.
6. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988.
7. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.
8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// http://www.school.edu/.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.