муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 244»
Мастер класс "Нетрадиционная изобразительная техника. Рисование при помощи зубной щетки"
Подготовила воспитатель: Коваленко И.П
Задачи:
выделить и дать описание возможным видам рисования зубной щеткой;
определить различные варианты применения данных техник рисования;
выработать методические советы и рекомендации по использованию предлагаемых изобразительных техник.
Материалы и оборудование:
акварельные и гуашевые краски, бумага, палитра, вода;
зубные щетки (старые), стеки, плоские палочки, карандаши, пластиковые линейки или расчески;
трафареты, шаблоны;
Существует много разнообразных нетрадиционных изобразительных техник. Их необычность состоит в том, что они позволяют педагогам вывести учащихся за привычные рамки рисования, а детям быстро достичь желаемого результата.
Использование нетрадиционных техник при обучении детей рисованию способствует развитию:
мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
изобразительных навыков и умений;
наблюдательности, внимания и усидчивости;
эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Преимущества нетрадиционных техник рисования зубной щеткой:
техники просты для освоения;
позволяют достичь положительных результатов при рисовании;
способствуют развитию творческого потенциала учащихся;
для рисования используются доступные подручные материалы;
техники рисования при помощи зубной щетки можно объединять с любой другой изобразительной техникой.
При рисовании в нетрадиционных техниках используют разнообразные предметы вместо кисти. Рисовать красками можно не только кисточкой, но и с помощью зубной щетки. Зубная щетка – один из замечательных нетрадиционных инструментов для рисования, использование которого при рисовании помогает вызвать у детей интерес к творческой деятельности, экспериментам при рисовании, достичь “ситуации успеха”, т.к. хорошие результаты получатся у каждого ребенка, даже если он умеет рисовать не достаточно хорошо.
Можно выделить две техники рисования при помощи зубной щетки:
Техника рисования “набрызгом”.
Техника рисования зубной щеткой как кистью.
Техника рисования “набрызг”
Достаточно простой в применении является техника “набрызг”. Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски. У маленьких детей она может получиться не сразу, но, несмотря на это, работа приносит удовлетворение. Для рисования в технике “набрызг” требуются акварельные краски или гуашь, зубная щетка и стека, плоская палочка, карандаш, пластиковая линейка или расческа (по выбору).
Этапы работы в технике “набрызг”:
Смочить щетку водой.
Стряхнуть лишнюю воду, чтобы не было клякс.
Набрать немного краски на зубную щетку.
Взять щетку в левую руку, а стеку в правую.
Держать щетку над листом, отвернув от себя, и быстрыми движениями проводить стекой по поверхности щетки, по направлению к себе (снизу вверх). Брызги полетят на бумагу.
Постараться направить брызги в нужном направлении и затонировать ими весь рисунок или конкретный его участок, в зависимости от замысла.
При набрызгивании можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от листа бумаги. Можно использовать краски разного цвета и разной густоты. Применение одновременно нескольких красок помогает создать многоцветный рисунок. В зависимости количества цветов и от интенсивности напыления каждый раз будет получаться новая, отличная от предыдущих картин работа.
Техника рисования “набрызгом” позволяет добиться различных эффектов в зависимости от поставленной задачи. Например, при помощи набрызгивания красок можно создать плавный переход от одного оттенка цвета к другому.
Варианты применения техники рисования “набрызгом”:
при рисовании с использованием трафаретов, шаблонов, листьев и других предметов;
при изображении в пейзажах дождя, снега, звездного неба
для изображения листьев, кроны деревьев, цветов;
для доработки, дополнения рисунков;
при создании украшений, открыток, декоративных работ и поделок
в качестве фона рисунка;
при тонировке бумаги для аппликативных работ;
при изготовлении паспарту и др.
При помощи набрызгивания зубной щеткой можно рисовать рисунки при помощи шаблона или трафарета. Трафарет (шаблон) выкладывается на лист бумаги и сверху наносится “набрызгом” краска. После этого следует аккуратно убрать трафарет. На листе бумаге останется четкая тень. Используя трафареты, можно выполнить изображения деревьев, самых разнообразных животных и нарисовать рисунки на темы “Зимний лес”, “Африканские жители”, “Зоопарк”, “Животные на ферме” и т.д.
Можно применять многослойный “набрызг” с использованием нескольких трафаретов. Трафареты лучше делать из плотного картона. Сначала выкладываются на лист те элементы, которые должны остаться белыми (их не убирают до конца рисования). Затем при помощи зубной щетки и стеки наносят самый светлый слой краски. Поверх первого трафарета выкладывают второй и наносят второй слой краски, более темной. Поверх второго трафарета выкладывают третий и т.д. Последний слой краски должен быть самый темный. В конце убираются все трафареты. [1]
На бумаге можно красиво расположить несколько сорванных перед рисованием или засушенных листьев, цветов или какой-нибудь другой предмет. Желательно, чтобы он имел характерную форму и не был очень большим по размеру (монеты, старые ключи и т.п.) и применить набрызгивание.
Применяя технику “набрызга” можно заготовить тонированную бумагу интересных расцветок. Такую бумагу используют при выполнении тематических аппликаций для вырезания различных деталей.
В качестве заготовок под будущие работы можно использовать рисунки, которые нуждаются в доработке. Техника набрызгивания красок помогает преобразить рисунок, который получился не совсем удачным или выглядит не интересно. Например, добавить снег в зимнем пейзаже или кружащиеся разноцветные листочки при изображении осени. Работы сразу преображаются.
Ниже прилагаю фото работ с детьми.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.