Мастер-класс по обмену опытом деятельности в программе наставничества модели «учитель-учитель»
Г В. Зайцева,
Учитель экономики
МБОУ «Лицей № 120 г. Челябинска» г. Челябинск, Россия
Технологическое направление школьного образования в лицее начинается с создания программы, нацеленной на постижение секретов ручного труда, освоение обучающимися современных технологий, а также изучение в углублённом формате таких специальных предметов, как математика, физика, технология, экономика, финансовая грамотность. Таким образом, знания учителей-предметников направлены на исследование вопросов точных наук и технолого-экономических дисциплин.
Для освоения общих направлений обучения в технологическом лицее применяется современная форма взаимодействия в педагогическом коллективе, которая обязательно включает систему наставничества.
Неотъемлемой частью профессионализма педагога является его профессиональная компетентность, характеризующая теоретическую и практическую готовность людей, которая включает систему знаний и личностные качества человека. Одновременно педагог-предметник поддерживает основную направленность обучения технологии в лицее.
Для освоения направлений обучения в технологическом лицее созданы и успешно работают несколько программ наставничества, направленных на совместную деятельность педагогов и учеников в целях освоения технологичных дисциплин, современных технологий в развитии школьников.
Педагог является представителем одной из самых социально значимых человековедческих профессий. Деятельность учителя изначально направлена на формирование и развитие человека, способного жить в обществе, а значит, современный педагог формирует сообщество нации в целом.
Духовное воспроизводство человека, воспитание востребованного обществом гражданина, сотворение личности, способной к самоопределению таково назначение современного педагога. [4].
Во взаимодействии с обучаемым педагог формирует создание современного члена общества, обладающего знаниями и компетенциями, переданными в процессе обучения. В непрерывном общении с обучающимися учителя приобщают детей к достижениям мировой культуры и процессу развития общества, одновременно содействуют формированию человека как созидателя всех материальных и духовных ценностей будущего общества. Именно педагоги создают предпосылки для дальнейшего прогресса человечества и прямым образом влияют на развитие производительных сил общества в целом.
Именно по причине воздействия на современное поколение - будущее страны - современный педагог должен постоянно повышать уровень профессиональной компетентности: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой, экономической в поле финансовой грамотности. Педагог постоянно находится в обучении с целью непрерывного профессионального роста.
Педагог, ориентированный на это, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства, и задача образовательной организации состоит в создании условий для роста педагога, в том числе с помощью наставников, которые имеют больший опыт, у которых сформированы знания, умения, компетенции в отношении востребованности современного образования.
Развитие профессионализма - это длительный, развёрнутый во времени процесс овладения профессией. Современный учитель не может быть равнодушен к своему делу, он способен чутко реагировать на любые изменения образовательного процесса, находиться в потоке инноваций и творческого поиска в образовательном процессе школы.
В целях формирования единства преподавания в образовательной организации, созидания в области избранного направления обучения возникает необходимость особого рода взаимодействия коллег по цеху, которые должны составить единую команду, обучающую учеников в единообразном педагогическом направлении, включающем формирование функциональной грамотности в создаваемой школьной среде.
Например, финансовая грамотность в составе функциональной грамотности формируется на различных уроках, в том числе на математике, обществознании, географии, экономике, иностранном языке, поэтому единое направление обучения финансовой грамотности в образовательной организации может быть сформировано именно на мастер-классе.
Полученные знания направлений функциональной грамотности обучающиеся должны применять в прикладных науках, в том числе, в технологии. Организация обучения внутри технологического лицея, определяющего доступность функциональных наук в качестве инструментов для освоения других прикладных наук, - задача для Мастеров.
Программа наставничества, содействующая профессиональному росту педагогов, направлена на решение следующих задач:
- мотивация педагога к постоянному непрерывному самосовершенствованию;
- формирование осознанной позиции для демонстрации и распространения педагогического опыта;
- применение новых современных педагогических технологий, формирование опыта педагогического коллектива;
- способность организации педагогической деятельности в системе образования лицея на базе использования опыта педагогов в применении современных педагогических технологий для организации деятельности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
Современные педагогические технологии разнообразны, и мастер-класс является одной из современных интерактивных технологий, наиболее востребованных именно в технологическом лицее. Несколькими определениями раскрывается понятие мастер-класс:
1) интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции, которая является одной из эффективных форм передачи и распространения собственного педагогического опыта от наставника к наставляемому;
2) открытая педагогическая система, которая позволяет демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы и показывает способы преодоления консерватизма и рутины в развитии граждан современного общества;
3) особая форма обобщения и распространения педагогического опыта, представляющая собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, которая опирается на принципы автора и имеет определенную структуру; отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера-педагога, ведущего мастер-класс;
4) главное средство передачи концептуально новой авторской идеи, педагогической системы, представляемой автором, который в качестве опытного профессионала на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую следующие компоненты: целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, уроков, мероприятий, собственные «ноу-хау» с учетом реальных условий взаимодействия с различными категориями учащихся;
5) эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания с помощью демонстрации оригинальных методов освоения определенного содержания активной роли всех участников занятия;
6) особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи;
7) форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики, как вызов традиционной педагогике, личность учителя с новым мышлением, не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, плюрализм мнений и прочие составляющие.
Единые правила подготовки и проведения мастер-класса отсутствуют. Время проведения мастер-класса определяется непосредственно участниками, количество которых не регламентировано, оно может быть от двух-трех до двадцати и тридцати человек. Ученик на мастер-классе может быть как молодым специалистом, так и опытным работником, который желает расширить и углубить свои знания и практические навыки педагогической деятельности, повысить компетентность.
В процессе проведения мастер-класса «ученики (учителя)» выполняют задания наставника - «мастера» под его непрерывным воздействием. «Мастер» регулирует выполнение задания, дает разъяснения того, как нужно выполнить предлагаемое задание, комментирует действия учителя-ученика, раскрывает свою точку зрения и показывает сам отдельные элементы деятельности, обращая внимание на наиболее типичные ошибки, возникающие в ходе работы, разъясняет пути устранения неверных действий.
Преимущества мастер-класса как формы профессионального обучения, безусловно, выделены в процессе проведения интерактивных занятий:
- во-первых, это сочетание индивидуальной работы, приобретения и закрепления практических умений и навыков, наработки компетенций, индивидуальный подход к каждому участнику мастер-класса;
- во-вторых, мастер-класс способствует формированию мотивации и познавательной потребности наставляемых в конкретной деятельности, стимулирует познавательный интерес;
- в-третьих, в ходе проведения мастер-класса осуществляется практическая отработка умений по планированию, организации и самоконтролю педагогической деятельности;
- в-четвертых, успешное освоение темы мастер-класса происходит на основе продуктивной деятельности всех участников, т.е. идея проведения мастер-класса практико-ориентирована.
«Непрерывный контакт, практически индивидуальный подход к каждому участнику можно отметить, как главные отличия мастер-класса от других педагогических технологий, которые приемлемы для работы в программе наставничества» [3, с.148].
Наставники, практикующие интерактивную технологию проведения занятий в форме мастер-класса, выявляют некоторые его особенности:
1) новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы, помогающий выработке взаимодействия учителя и ученика;
2) метод самостоятельной деятельности и формирования выводов по заданию в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;
3) создание условий деятельности, включающих всех участников мастеркласса в активную деятельность, непрерывное взаимодействие и взаимообмен знаниями;
4) решение проблемной задачи через проигрывание различных ситуаций на фоне самостоятельного ее определения на начальном этапе;
5) применяемые приемы не только раскрывают творческий потенциал как Мастера, так и участников, но и дают возможность самопроявления в процессе проведения мастер-класса;
6) формы, методы, технологии в процессе могут предлагаться как Мастером, так и учениками, но не навязываться участникам Мастером;
7) предоставление возможности каждому участнику выразить свое отношение к предлагаемому методическому материалу;
8) организация деятельности на занятии по принципу: процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;
9) основная форма взаимодействия - совместный поиск, сотрудничество, сотворчество.
В процессе подготовки мастер-класса необходимо обратить внимание непосредственно на то, что в технологии проведения мастер-класса главное - не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то приём, метод, методика или технология.
Передать действенные, продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера, цель проведения мастер-класса. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выраженный в овладении участниками новыми творческими способами достижения педагогической цели, решения педагогической задачи, педагогической проблемы, в сформированной мотивации к продвижению, самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Это технологически достаточно сложный процесс, поэтому необходимо сформировать требования к организации и проведению мастер-класса.
Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников на решение поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников.
Примерный алгоритм проведения мастер-класса должен состоять из следующих компонентов: выделение проблемы – панель – объединение в группы для решения проблемы – работа с материалом – представление результатов работы – обсуждение и корректировка результатов работы.
Панель – это этап актуализации знаний в данной проблемной плоскости. Он дает возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, для решения которой и проводится мастер-класс. В ходе обмена мнениями у участников мастер-класса могут возникнуть мысли как в поддержку высказанных идей, так и в их опровержение. Происходит уточнение и корректировка формулировки проблемы мастер-класса. Панель, слово Мастера, актуализирующее деятельность участников по определению пути решения педагогической проблемы, работа с материалами – всё это дает возможность подготовиться к представлению результатов работы.
Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процессе, помочь им проявить активность, разбудить в них нечто, скрытое даже от них самих. Мастеру необходимо понять и устранить то, что мешает ученику в саморазвитии. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников в решении обозначенной проблемы, создать такую атмосферу, в которой бы участники проявили себя как творцы. Мастер осуществляет мягкое, демократичное, незаметное руководство организованной деятельностью, в которую вовлечены участники.
Анализ основных понятий мастер-класса дает возможность выделить его основные признаки:
- выявление проблемы, постановка и разработка проблемной ситуационной задачи, формирование способов демонстрации ее решения;
- определение степени подготовки участников к решению проблемы;
- разработка материалов, необходимых для раскрытия теоретических подходов к решению проблемы;
- изменение устоявшихся стереотипов в подходах к технологии, методике преподаваемого предмета в процессе решения задачи;
- формирование метода организации деятельности обучения мастерству в малых группах, позволяющей провести обмен мнениями;
- создание условий для включения участников в активную деятельность;
- применение приемов подачи изучаемого материала на основе раскрываемого творческого потенциала Мастера;
- предоставление возможности каждому участнику осознать предлагаемый методический материал;
- применение в обучении процесса познания как наиболее значимого и ценного составляющего, нежели обладание самим знанием как таковым;
- предоставление возможности участникам мастер-класса раскрыть собственные творческие направления исследуемой деятельности;
- предложение, но не навязывание форм, методов, технологий работы;
- организация формы взаимодействия между мастером и участниками в сотрудничестве, сотворчестве [4, с.12].
Во взаимоотношениях с коллегами Мастер должен применять свой собственный стиль, проявляя такие свои личностные качества, как: коммуникативность, волю, темперамент в сочетании с интеллигентностью; демонстрировать свои взгляды, убеждения, мировоззрение на всеобъемлющем уровне общекультурного развития.
Авторские технологии, представляемые в рамках мастер-класса, не обладают свойством фотографической воспроизводимости; однако каждая из них несёт идейный заряд, обладает множеством воспроизводимых деталей, приемов, элементов учительского мастерства. Эта личностно-процессуальная, аффективная инфраструктура авторской технологии очень трудно фиксируется на бумаге, но она передаётся путём примера, подражания через некоторые качества Мастера, такие как:
- речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи);
- мимика, жесты, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице;
- пантомимика (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведением участников);
- умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности;
- искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия;
- педагогическая импровизация: умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;
- психологическая зоркость, умение вычислять «гениев» и поддержи-
вать «отстающих»;
- коммуникативная культура, умение вести диалог, дискуссию; - чувство времени.
Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса предлагается использование следующих критериев.
Инновационная идея, уровень представленности идеи, выявление популярности идеи в педагогике в культурном ее представлении Мастером, с учётом популярности идеи в педагогике, методике и практике преподавательской деятельности определяется презентативностью.
Индивидуальность, определяемая представленным масштабом и уровнем реализации идей; представление инновационных идей путем соответствующего выбора, полноты раскрытия и оригинальности решения инновационных идей характеризуются эксклюзивностью.
Определение актуальности, научности содержания, приемов в обучении, насыщенности новыми идеями, выходящими за пределы принятых стандартов в соответствии с современными тенденциями в образовании и в новейшей методике обучения предмета, совмещенными с методическим и научным обобщением опыта представляет прогрессивность подхода Мастера.
Мастер обязан владеть приемами мотивации привлечения каждого участника мастер-класса к активной деятельности в процессе проведения мероприятия с проявлением креативного и творческого подхода для формирования новейших качеств педагога в предложенном Мастером материале, выявляет мотивированность.
Организация мастер-класса предполагает предварительную подготовку Мастера, который грамотно определяет достаточность, взаимосочетание применяемых средств, в том числе насыщенность интерактивными средствами для решения промежуточных задач и достижения цели на мастерклассе, чем демонстрирует оптимальность собственной деятельности для удобной и качественной работы участников.
Формирование Мастером продуманного, спланированного и применяемого на мастер-классе четкого алгоритма занятия, объединяющего этапы, процедуры. Демонстрация оригинальных приемов актуализации, постановки проблемы, возможности исследования вопроса, поиска решения и конечного открытия через удивление, озарение, находки слушателей, в процессе самоанализа, самокоррекции, самооценки (рефлексии) отражает технологичность организации занятия.
Применение педагогической харизмы, использование приемов возвышенного стиля, демонстрация способности к импровизации, взаимодействие со слушателями, уровень воздействия на аудиторию, непрерывность готовности к демонстрации, распространению и передаче накопленного опыта воспринимаются как артистичность.
Деликатная интерпретация собственного опыта на фоне проявляемой эрудиции, отражения нестандартного мышления, глубоко индивидуального стиля общения, проявления уважения к слушателям, их идеям, высказываниям, пожеланиям, отражает наличие общей культуры Мастера, ее проявление в ходе конкретно проводимого занятия.
Мастер-класс заканчивается рефлексией самого Мастера и слушателей, обобщением эффекта достигнутого развития как участников, так и Мастера. Мастер обладает умением анализировать результаты собственной деятельности, равно как и выявить уровень усвоения материала участниками, что дает возможность всем участникам эффективно взаимодействовать, постоянно повышая эффективность деятельности Мастера.
Процесс профессионального роста представляет собой цепочку: ученик – специалист – профессионал – мастер. Если занятие ведёт специалист для неспециалистов – это урок. Если профессионал обучает специалистов – это курсы повышения квалификации, мастерские, обмен опытом, диспуты и дискуссии. А вот если Мастер обучает собственной методике, раскрывает свои находки профессионалам – это мастер-класс.
Мастер-класс обычно проводится в двух частях: первая часть проходит в передаче знаний, а вторая часть – демонстрирует умения Мастера, которые также передаются слушателям – будь то реальная деятельность по созданию какого-либо продукта или деятельность, отражающая реальные действия, значимые для участников проводимого Мастер-класса.
Таким образом, в технологическом лицее в программе наставничества, в которую входят сотрудничающие между собой различные наставнические пары: учителя и ученики, учителя-мастера и учителя, начинающие свой путь в педагогике, проведение мастер-классов является необходимой составляющей процесса роста наставляемых.
Мастер-классы необходимы в процессе подготовки молодых педагогов для получения и передачи ученикам способов раннего профессионального определения технологического лицея, поэтому они проводятся опытными мастерами-педагогами разных специальностей для педагогов начинающих или опытных, входящих в обучающее пространство технологического лицея.
Мастер-классы разрабатываются и проводятся на базе педагогической лаборатории – педагогической мастерской, которая определяется как организационная форма проведения учебных занятий, состоящая из последовательности взаимосвязанных этапов учебно-поисковой, учебноисследовательской, практической деятельности по выполнению наставляемыми и обучающимися учебных заданий, разработанных в соответствии с требованиями учебной организации.
Проведение мастер-классов в условиях роста подопечных – это нестандартная форма организации занятий, инновационная технология обучения, которая помогает создать на занятиях творческую атмосферу, психологический комфорт, развивает у слушателей познавательные, творческие и коммуникативные способности, вызывает интерес, формирует учебно-познавательную мотивацию к исследовательской деятельности, позволяет осуществить и эмоционально прочувствовать процесс совместного творчества (сотворчества), поиска новых знаний, формирования новых компетенций путем самостоятельного или коллективного открытия.
Педагогическую мастерскую можно назвать лабораторией реализации идеи диалога во всех его аспектах. В педагогической мастерской происходит обмен мнениями, творческими находками, знаниями в среде участников мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах по определенным сценариям.
Таким образом, развивая компетенции действующих преподавателей лицея в программе наставничества, Мастера оказывают влияние на развитие наставляемых путем передачи не только собственного опыта. Изучая опыт молодых преподавателей, опытные учителя находят точки роста в современном образовании и деятельности с новым поколением.
Таким образом, организуется и действует система становления грамотных педагогов-наставников, нацеленных на непрерывное развитие в профессии в образовательном пространстве технологического лицея.
Литература 1. Бондарчук, А. Л. Мастер-класс как форма представления
педагогического опыта. – URL : https://videouroki.net/razrabotki/stat-ia-mastierklass-kak-forma-priedstavlieniia-piedaghoghichieskogho-
opyta.html?ysclid=livsdbf82y774155875 (дата обращения 03 июня 2023 г.)
2. Зайцева, Г. В. Мастер-класс для будущих бухгалтеров / Г. В. Зайцева // Инновации в системе высшего образования: Материалы V Всероссийской научно-методической конференции, Челябинск, 07 февраля 2014 года. - Челябинск : Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский институт экономики и права им. М. В. Ладошина», 2014. - С. 11-15.
3. Иващенко, Е. В. Мастер-класс как средство совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов / Е. В. Иващенко // Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве: Сборник материалов Международной научнопрактической конференции, Белгород, 22-23 ноября 2018 года. – Белгород : Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2018. – С. 147-150.
4. Шаркаев, Е. Р. Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе. URL :
https://pandia.ru/text/80/585/56072.php?ysclid=livsetmfen827229706 (дата обращения 03 июня 2023 г.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.