«Я – гражданин России!»
Цель: формировать представления детей о гражданских правах человека: право быть гражданином страны, путешествовать по разным странам и возвращаться обратно; воспитывать чувство гордости своим гражданством.
1 этап. Вступительная беседа.
Цель: уточнить представления детей о праве человека быть гражданином своей страны, путешествовать по своей стране и по другим странам.
Здравствуйте, уважаемые гости. Тема моего мастер-класса «Я – гражданин России». Представьте, пожалуйста, себя в роли детей подготовительной группы. Сегодня мы познакомимся с правом человека быть гражданином своей страны.
Скажите пожалуйста
• Как называется страна, в которой мы живем?
• Чем отличаются государства друг от друга?
• Как вы думаете, с какого возраста человек является гражданином своей страны?
• В каких путешествиях ты побывал?
• О каких путешествиях ты слышал?
2 этап.
Цель: закрепить представление детей о праве быть гражданином своей страны.
1) Информационная часть. Направлена на закрепление представлений детей о праве быть гражданином своей страны.
Гражданин – это человек, который родился и живет в стране, уважает и соблюдает её законы, гордится её достижениями, стремится делать полезные дела. С самого рождения ребенок является гражданином своей страны, и это его право. В своей стране каждый человек имеет право жить, где ему хочется. Граждане страны могут уезжать из совей страны и возвращаться обратно. Граждане России, россияне, могут путешествовать по своей стране, узнавая новое об истории своей страны.
У каждой страны есть граница. Граница – это линия, где заканчивается территория одной страны и начинается другая. Границы можно переходить, перелетать, переезжать.
У нас есть право быть гражданином России. С рождением у нас появляется право на заботу и охрану со стороны государства.
2) Организационная часть. Направлена на закрепление представлений детей о праве быть гражданином своей страны.
Сейчас мы с вами поиграем в игру.
• Игра « Назови право»
На ромашке изображены символы. Дети озвучивают, что обозначают эти символы, к какому праву относятся эти символы.
А теперь мы с вами вспомним былину «На заставе богатырской» (С детьми заранее проводится работа по чтению этой былины)
• Обсуждение былины «На заставе богатырской»
Вы помните эту былину?
Я вам сейчас напомню её.
Краткое содержание:
В
былине «На заставе богатырской» перед нами предстают три богатыря: Илья
Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Каждый из них способен встать на
защиту земли русской. Никто из них не сомневается, что сможет победить
чуженина. Но в устах старого атамана Ильи Муромца мы слышим не очень лестную
характеристику одному из богатырей. Алеша имеет прозвище Попович, по роду
своему. А попы всегда славились жадностью. Поэтому Илья считает, что эти
качества сохранились в Алеше. Больше надежды возлагается на Добрыню. Он более
опытный и больше повидал на своем веку. Добрыня испугался чуженина, повернул
коня и поскакал обратно на заставу. Решил Илья Муромец сам поскакать на
нахвальщика.Долго боролись они. Набирался сил Илья от земли русской.Но не стал
Илья рубить голову нахвальщику. А лишь сказал: «Отпущу я тебя на все четыре
стороны, только ты с Руси прочь уезжай да другой раз заставу не минуй, бей
челом атаману, плти пошлины. Не броди по Руси нахвальщиком.»
Вопросы:
- Что такое застава?
- Почему застава названа богатырской?
- От кого богатыри защищали свою Родину?
- Зачем они защищают??
- Какими должны быть богатыри, которые защищают свою родину?
Еще одна игра, в которую мы с вами поиграем называется «Собери флаг». Перед вами лежат части, из которых нужно собрать флаги разных стран.
• Игра «Собери флаг»
Флаг России (белый, синий, красный)
Флаг Италии (зеленый, белый, красный)
Флаг Франции (Синий, белый, красный)
Перед вами лежат листочки и карандаши. Я попрошу вас нарисовать и раскрасить флаг нашей страны.
• Творческое задание «Нарисуй и раскрась флаг своей страны»
Так же с ребятами можно провести творческую работу.
• Создание альбома «Я – гражданин России!». В альбом помещаются
фотографии, рассказы детей, иллюстрации детей. Я вам представлю несколько разных альбомов. Например как и где дети отдыхали. Где путешествовали. Можно добавить фотографии детей со своими родителями. Тем самым закрепить права детей на семью.
И еще одна игра, в которую мы с вами поиграем, это игра «Хорошо-плохо». Я попрошу вас встать в круг (человек 6). Держите мячик. Передаем мяч в правую сторону и каждый высказывается «Быть гражданином России хорошо, потому что…» Потом передаем мяч в левую сторону о кругу и говорим «Быть гражданином России плохо, потому что…»
• Игра «Хорошо – плохо» (мяч)
3) Заключительная часть. Направлена на формирование умения детей делать самостоятельный вывод, возможность детям высказать свое мнение и суждение по данному вопросу.
Молодцы. Давайте сделаем выводы и составим мини-сочинения на тему: «Какую пользу ты, как гражданин России, приносишь своей стране?»
Под городом Киевом, в широкой степи Цицарской стояла богатырская застава. Атаманом
на заставе старый Илья Муромец, податаманом Добрыня Никитич, есаулом Алёша
Попович. И дружинники у них храбрые: Гришка — боярский сын, Василий Долгополый,
да и все хороши.
Три года стоят богатыри на заставе, не пропускают к Киеву ни пешего, ни
конного. Мимо них и зверь не проскользнёт, и птица не пролетит. Раз пробегал
мимо заставы горностайка, да и тот шубу свою оставил. Пролетал сокол, перо
выронил.
Вот раз в недобрый час разбрелись богатыри-караульщики: Алёша в Киев
ускакал, Добрыня на охоту уехал, а Илья Муромец заснул в своём белом шатре…
Едет Добрыня с охоты и вдруг видит: в поле, позади заставы, ближе к
Киеву, след от копыта конского, да не малый след, а в полпечи. Стал Добрыня
след рассматривать:
— Это след коня богатырского. Богатырского коня, да не русского: проехал
мимо нашей заставы могучий богатырь из казарской земли — по-ихнему копыта
подкованы.
Прискакал Добрыня на заставу, собрал товарищей:
— Что же это мы наделали? Что же у нас за застава, коль проехал мимо чужой
богатырь? Как это мы, братцы, не углядели? Надо теперь ехать в погоню за ним,
чтобы он чего не натворил на Руси.
Стали богатыри судить-рядить, кому ехать за чужим богатырём. Думали послать
Ваську Долгополого, а Илья Муромец не велит Ваську слать:
— У Васьки полы долгие, по земле ходит Васька заплетается, в бою
заплетётся и погибнет зря.
Думали послать Гришку боярского.
Говорит атаман Илья Муромец:
— Неладно, ребятушки, надумали. Гришка рода боярского, боярского рода
хвастливого. Начнёт в бою хвастаться и погибнет понапрасну.
Ну, хотят послать Алёшу Поповича. И его не пускает Илья Муромец:
— Не в обиду будь ему сказано, Алёша роду поповского, поповские глаза
завидущие, руки загребущие. Увидит Алеша на чуженине много серебра да золота,
позавидует и погибнет зря. А пошлём мы, братцы, лучше Добрыню Никитича.
Так и решили — ехать Добрынюшке, побить чуженина, срубить ему голову и
привезти на заставу молодецкую.
Добрыня от работы не отлынивал, заседлал коня, брал палицу, опоясался
саблей острой, взял плеть шелковую, въехал на гору Сорочинскую. Посмотрел
Добрыня в трубочку серебряную — видит: в поле что-то чернеется. Поскакал
Добрыня прямо на богатыря, закричал ему громким голосом:
— Ты зачем нашу заставу проезжаешь, атаману Илье Муромцу челом не бьёшь,
есаулу Алёше пошлины в казну не кладёшь?!
Услышал богатырь Добрыню, повернул коня, поскакал к нему. От его скоку
земля заколебалась, из рек, озёр вода выплеснулась, конь Добрынин на колени
упал. Испугался Добрыня, повернул коня, поскакал обратно на заставу. Приезжает
он ни жив, ни мёртв, рассказывает всё товарищам.
— Видно мне, старому, самому в чистое поле ехать придётся, раз даже Добрыня
не справился, — говорит Илья Муромец.
Снарядился он, оседлал Бурушку и поехал на гору Сорочинскую.
Посмотрел Илья из кулака молодецкого и видит: разъезжает богатырь,
тешится. Он кидает в небо палицу железную весом в девяносто пудов, на лету
ловит палицу одной рукой, вертит ею, словно перышком.
Удивился Илья, призадумался. Обнял он Бурушку-Косматушку:
— Ох ты, Бурушка мой косматенький, послужи ты мне верой-правдой, чтоб
не срубил мне чуженин голову.
Заржал Бурушка, поскакал на нахвальщика.
Подъехал Илья и закричал:
— Эй ты, вор, нахвальщик! Зачем хвастаешь?! Зачем ты заставу миновал,
есаулу нашему пошлины не клал, мне, атаману, челом не бил?!
Услыхал его нахвальщик, повернул коня, поскакал на Илью Муромца. Земля
под ним содрогнулась, реки, озёра выплеснулись.
Не испугался Илья Муромец. Бурушка стоит как вкопанный, Илья в седле не
шелохнется.
Съехались богатыри, ударились палицами,— у палиц рукоятки отвалились, а
друг друга богатыри не ранили. Саблями ударились, — переломились сабли
булатные, а оба целы. Острыми копьями кололись, — переломили копья по маковки!
— Знать, уж надо биться нам врукопашную!
Сошли они с коней, схватились грудь с грудью. Бьются весь день до вечера,
бьются с вечера до полночи, бьются с полночи до ясной зари, — ни один верх не
берёт.
Вдруг взмахнул Илья правой рукой, поскользнулся левой ногой и упал на сырую
землю. Наскочил нахвальщик, сел ему на грудь, вынул острый нож, насмехается:
— Старый ты старик, зачем воевать пошёл? Разве нет у вас богатырей на
Руси? Тебе на покой пора. Ты бы выстроил себе избушку сосновую, собирал бы
милостыню, тем бы жил-поживал до скорой смерти.
Так нахвальщик насмехается, а Илья от русской земли сил набирается.
Прибыло Илье силы вдвое, — он как вскочит, как подбросит нахвальщика! Полетел
тот выше леса стоячего, выше облака ходячего, упал и ушёл в землю по пояс.
Говорит ему Илья:
— Ну и славный ты богатырь! Отпущу я тебя на все четыре стороны, только ты
с Руси прочь уезжай да другой раз заставу не минуй, бей челом атаману, плати
пошлины. Не броди по Руси нахвальщиком.
И не стал Илья ему рубить голову.
Воротился Илья на заставу к богатырям.
— Ну, — говорит, — братцы мои милые, тридцать лет я езжу по полю, с
богатырями бьюсь, силу пробую, а такого богатыря не видывал!
Русские Богатыри (былины) в пересказе для детей И.В. Карнаухово
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.