Мастер-класс по русскому языку "Повышение культуры речи"
Оценка 4.7

Мастер-класс по русскому языку "Повышение культуры речи"

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
русский язык
СCУЗ, ВУЗ
26.04.2020
Мастер-класс по русскому языку "Повышение культуры речи"
Мастер-класс по русскому языку "Повышение культуры речи" предназначен для преподавателей любой учебной дисциплины, желающих проверить свои знания и способности в культуре устной и письменной речи
Мастер-класс Повышение культуры речи.docx

 

Габитова Т.Н. – преподаватель русского языка и литературы

Мастер-класс на тему: «Повышение культуры речи»

Цели:  - показать многообразие форм и приемов для обогащения словарного запаса и повышения культуры речи;

            - распознавать и исправлять ошибки и неточности в своей речи

Оборудование:

карточка с заданиями, памятка

Ход занятия:

1.  Организационный момент.

 - приветствие

 - вступление

2.  Объяснение темы.

- Эпиграф занятия:

Отнимите у народа всё – и он всё может воротить; но отнимите язык, и он никогда более не создаст его; вымер язык в устах народа – вымер и народ К.А. Ушинский

 - о роли речи в жизни человека…                                                        

«Люди не понимают, что их речь — это гораздо большее зеркало, чем то, как они одеты и какого типа у них кредитные карточки» (Мария Каленчук – лингвист,  заместитель директора Института русского языка РАН, один из авторов Большого орфоэпического словаря русского языка)    

 -  о падении культуры речи нашего народа, на ТВ                            

    В последние годы катастрофически начала падать культура речи нашего народа. Все чаще мы слышим  косноязычие не только среди обучающихся, но и носителей правильного  литературного языка (дикторы, писатели, артисты, педагоги и др.).

Удручает  наличие сниженной лексики, сленга, профессионального просторечия в современном эфире: «прикол», «глючить», «дембель», общак», «разборка»,

«рейдер», «возбУжденный», «осУжденный», не говоря уже о неправильном употреблении целых фраз.

В современном эфире широко употребляются американизмы: «О’кей», «но проблем», «респект». Одним из распространенных в высказываниях на самые разные темы стало существительное « тусовка».

 В телевизионных текстах нередко встречаются жаргонизмы: «бабки» - деньги, «гнобить» - ущемлять в правах, унижать, «достать» - довести до крайнего раздражения, «фишка» - то, что придает чему-то привлекательность.

А ведь телевидение призвано нести культуру в массы, и в первую очередь культуру речи, как главную ценность, составляющую ядро нашей национальной культуры.
 
1) жаргонизмы – бич нашего времени                                                  

Жаргонизмы - это обиходно-бытовая лексика и фразеология, наделенная сниженной экспрессией и характеризуется социально ограниченным употреблением. В жаргонах искажаются и значения, и облик многих слов. Например, в студенческом жаргоне бытуют словечки: пара - "оценка два", удочка, уд - "удовлетворительно", физ-ра - "физическая культура как учебный предмет", хвост - "несданный экзамен", преп - "преподаватель" и т.д. Значение жаргонизмов часто неточны, расплывчаты.          Например, глагол усечь может означать "понять, усвоить, сообразить, запомнить, заметить", глагол кемарить может означать "отдыхать, дремать, спать, бездельничать". Прилагательное железный употребляется в значении "хороший, прекрасный, надежный, ценный, верный, красивый".

Могут ли подобные словечки заменить настоящие, точные и полновесные русские слова? Богатства оценочной лексики, которая в нашем языке выражает тончайшие оттенки человеческих чувств, в жаргоне подменяются условными определениями, которые сводятся к математическим знакам "плюс" и "минус". Положительная оценка выражается в жаргонных словечках блеск, клёво, железно, коронно, обалденно, а отрицательная - в жаргонизмах прокол, муть, мура. Согласитесь, что в речи культурного человека не должно быть места жаргонизмам.

 2) слова – паразиты                                                                                

Очевиден и такой процесс, как замена говоров сленгами, появление в нашем языке слов –паразитов : «как бы», «ну – это», «как его», «эээ», «я имею в виду», «короче», «мол», «значит», « по типу», «эта»  и других ненормированных оборотов речи

 -  о теме, целях мастера-класса

 - Что такое культура речи?

1)соблюдение норм устного и письменного литературного языка        

2) умение использовать выразительные средства языка                                               

 - Что такое русский литературный язык?

Русский литературный язык – это высшая форма языка, обладающая целой системой языковых норм. Их соблюдение обязательно для каждого говорящего по-русски.

 - Языковые нормы, необходимые для повышения культуры речи

ü Орфоэпические нормы                                                                

ü Лексические нормы                                                                     

ü Грамматические нормы                                                               

ü Орфографические и пунктуационные нормы

Орфоэпические, определяющие выбор варианта произношения:

углубИть или углУбить, свЁкла или свеклА, акад[Э]мия или акад`[Э]мия;

Лексические, определяющие выбор слов и устойчивых сочетаний (фразеологизмов):

      Я начну ответ (изначально, снова).

      Перенести (заразную, заразительную) болезнь.

      (Искусственный, искусный) мастер, шёлк.

      Мой дом рядом (рукой подать, за тридевять земель).

Грамматические, а именно:

    - словообразовательные,  определяющие выбор способа образования слова:

      приедь, приехай - приезжай,

    - морфологические, определяющие выбор формы слова: бухгалтеры, а не бухгал    тера,        

    - синтаксические, определяющие выбор конструкции: “Война и мир” написаны Толстым.

 

3.  Практическая работа

 - Работа по карточке     (приложение 1)                                                                       

 - Для запоминания        (приложение 2) 

 - «Проверь себя…»       (приложение 3)                                                                                                                                                                                                                         

4. Подведение итогов

1.     Говорить правильно - значит говорить не только красиво, но и говорить грамотно.

2.     В случае затруднения при постановке ударения в слове лучше обращаться к орфоэпическим словарям.

3.     Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая часть современного человека.

Для сравнения: Пушкин имел словарный запас, равный 21 тысяче уникальных слов, при общем их количестве в 300 тысяч. Словарный запас Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12 тыс. слов. Словарный запас индейца из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина из известного произведения легко и свободно обходилась тридцатью…».

Если Вы целенаправленно решили пополнить свой словарный запас, вот несколько действенных приемов:

1. Замените избитые, банальные слова в своем лексиконе новыми, используя толковый словарь.

2. Общайтесь!!! Общение – это основной источник пополнения словарного запаса человека.

3. Читайте!!! Начните с тех авторов, которые более понятны и близки Вашим интересам. Постепенно добавляйте литературу сложнее.

4. Пишите!!! Переписывайте чужие статьи и ваши любимые литературные произведения по примеру Демосфена, который переписал «Историю» Фукидида целых восемь раз подряд.

5. Разгадывайте кроссворды – это не просто развлечение, но и способ развития словарного запаса.

6. Учить наизусть стихи и прозу, цитаты, афоризмы, пословицы и т.д.

5. Рефлексия

Думаю, что мы достигли определенных целей на нашем занятии. По словам Гумбольдта, «Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух».

Можно быть очень грамотным человеком, но с сомнительными нравственными принципами. Эти замечательные слова в таком случае послужат вам добрым советом:  

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши:

Оно бывает то свинцово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком в выси,

То медью траурной поет,

Покуда слово сам не взвесил,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И ядом радость отравить.

Им можно лед зимой расплавить,

И камень в крошку превратить.

Оно ограбит иль одарит,

Пусть ненароком, пусть любя,

Подумай, как бы не ударить.

Того, кто слушает тебя.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса.  И.С. Тургенев

     

 

 

 

(приложение 1)

КАРТОЧКА

Задание 1

Прочитайте слова, соблюдая нормы литературного языка:

Облегчить, красивее, ходатайство, обеспечение, каталог, жалюзи, квартал, диспансер, (она)дерзка, подростковый, фармация, средства, языковые (факты);

инженер(ы/а), ист(е/ё)кший(год), булочная;

дезинфекция, шинель, антитеза, интерпретация, бутерброд, дефис.

 

Задание 2

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1.     Звончее

2.     В боку

3.     Знаменитые профессора

4.     Красивейший

5.     Консервов

6.     В двух тысяч первом году

7.     Махает

 

Задание 3

Укажите ошибки в образовании формы слова в предложении

1.     Я с братом ходили на рынок.

2.     За Марину Сергеевну я ничего плохого не скажу.

3.     Я скучаю за ним.

 

Задание 4

Укажите ошибки в употреблении  слов в предложении

1.     Наступила война

2.     Выполнять роль, иметь роль

3.     Играть большое значение, уделять значение

4.     Оказать заботу

5.     Разрешить проблему

 

Задание 5

В каких рядах есть слова с ошибкой в образовании данных форм?

      1.  Профессора, директора, шофера

      2.  Граммов, в обоих руках, помидоров

      3.  Более сильнее, красивше, ловчее

 

Задание 6

 Исправьте грамматические ошибки в данных предложениях

      1. Законопроект был одобрен двухстами сорока пятью депутатами.

      2. Те, кто встали на путь зла, обречены на поражение.

 

Задание 7

Вставьте в предложения глагол одевать (надевать) вместо точек в нужной форме. Прочитайте предложения

Я проснулся рано утром и стал собираться в школу. Сначала стал рубашку……................. . Потом младшего брата……………….. И наконец……………. на себя курточку.

 

(приложение 2)                                                                      

ПАМЯТКА

 

хотИм (не хочем)

ляг, лягте (не ляжь или ляжьте)

поезжай, заезжай, приезжай (не приедь или приехай)

положить, положу, сложите (не ложьте или ложите)

класть, кладу, кладешь (не покласть, складу, покладешь )

одевать (кого?)

 надевать (что?)

ЕГО телефон  (не ЕВОНЫЙ телефон)

ЕЁ помада  (не ЕЁНАЯ помада)

ИХ вещи    (не  ИХНИЕ вещи)

оба окна, на обоих окнах (ср., муж. род) 

обе сестры, с обеими сестрами (жен. род)

 тОрты

гербЫ

шофЁры

адресА

слесарЯ - слЕсари

тракторА – трАкторы

директорА

докторА

договОры

килограмм яблок, апельсинов.

две пары ботинок, тУфель, сапог, варежек.

углубИть

свЁкла

щавЕль

звонИт

облЕгчит

красИвее

 ходАтайство

обеспЕчение

 каталОг

 жалюзИ

 квартАл

диспансЕр

фармацИя

 срЕдства

инженЕры

Августовский

 истЕкший (год), но истЁкший (кровью)

твОрог – творОг

алкогОль

победить - одержу победу (не победю, побежду)

убедить - заставлю поверить, склоню к чему-нибудь (не убедю, убежду)

пылесосить - почищу пылесосом  (не пропылесосю,  пропылесошу)

 

 

 

(приложение 3)                                                                      

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

 

Задание: отметьте слово, в котором ударение поставлено неправильно

 

1.

а)      обеспечЕние

б)      Августовский

д)      балОванный

г)       позвонИт

2.

а)      алкогОль                              

б)      газопрОвод

в)      кУхонный

г)       жалюзИ

3.

а)      позвонИт

б)      ходАтайствовать

в)      в туфлЯх

г)       дефИс

4.

а)      договОр

б)      досУг

в)      свЁкла

г)       дремотА

5.

а)      анатОм

б)      срЕдства

в)      творОг

г)       тОрты

6.

а)       Искра

б)       катАлог

в)      диспансЕр

г)      созЫв

7.

а)       шАрфы

б)      новостЕй

в)      некрОлог

г)       воссоздалА

8.

а)       стАтуя

б)      электропрОвод

в)      дозвонЯтся

г)       фармАция

 

 

 

 

 


 

Габитова Т.Н. – преподаватель русского языка и литературы

Габитова Т.Н. – преподаватель русского языка и литературы

Могут ли подобные словечки заменить настоящие, точные и полновесные русские слова?

Могут ли подобные словечки заменить настоящие, точные и полновесные русские слова?

Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая часть современного человека

Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая часть современного человека

КАРТОЧКА Задание 1 Прочитайте слова, соблюдая нормы литературного языка:

КАРТОЧКА Задание 1 Прочитайте слова, соблюдая нормы литературного языка:

Я проснулся рано утром и стал собираться в школу

Я проснулся рано утром и стал собираться в школу

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Задание: отметьте слово, в котором ударение поставлено неправильно 1

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Задание: отметьте слово, в котором ударение поставлено неправильно 1

Мастер-класс по русскому языку "Повышение культуры речи"

Мастер-класс по русскому языку "Повышение культуры речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2020