Ход урока.
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый:
Начинается урок!
На гостей все посмотрели,
Поздоровались и сели.
Ребята, чтобы мы с вами хорошо поработали на уроке необходимо настроиться на работу. Согласны со мной? Тогда, закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы подумайте хорошенько и продолжайте. Готовы?
---На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё…..(видят)
----- Ушки внимательно смотрят и всё….(слышат)
-----Голова хорошо….(думает)
____Молодцы! Открыли глазки!
-----Вы готовы отвечать?
----Но с чего бы нам начать?
------- А начнем мы со сказки, ребята. Сели поудобнее и послушайте внимательно.
2. Введение в тему и зрительное восприятие языкового материала для наблюдения
Слово учителя.
(Слайд 1).
Жил да был в русской деревне юноша, и звали его Михаилом. Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, здоровался с птичками и подставлял лицо свежему ветерку. И однажды он понял, что ветер живой, и в голове у него, ребята, родились прекрасные строки. Послушайте какие строки у него родились:
3. Организация наблюдения над материалом. Эвристическая беседа. Работа с текстом
Слово учителя.
--Понравилось ли вам это стихотворение замечательного русского поэта Михаила Исаковского?
--Каким вы себе представили образ ветра? (обычный ветер)
--Кого он напоминает? (подобен молодому юноше, которому не сидится дома в тепле и покое: ему нужно двигаться, играть, лететь на молодых крыльях)
Группа лингвистов.
---А сейчас . ребята, давайте мы с вами посмотрим на это стихотворение глазами лингвиста и попробуем ответить на следующие вопросы.
Я предлагаю поработать вам в группах. У каждой группы на партах лежат вопросы со слайда.
Слово учителя.
Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание. Обоснуйте свои ответы.
- Что необычного в этом стихотворении? (Всё стихотворение состоит из одного предложения)
- Какую грамматическую основу предложения вы выписали (Слайд № 4)
- Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют?
- На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих глаголов?
- С какой интонацией они читаются?
- Как называются подобные члены предложения? (Ответ–Однородные члены предложения)
4. Формулирование темы урока
Итак , ребята, сформулируйте тему урока:
- А для чего нам надо знать однородные члены?( Чтобы правильно расставлять знаки препинания.)
5. Организация самостоятельных выводов учащихся и сравнение их с таблицей, выведенной на экран
- А я обращаю внимание на следующий слайд. (Слайд № 7)
- Что это такое?
- Как вы думаете, что обозначают эти вопросы? Почему их 5? (Это признаки однородных членов, которые вам предстоит сформулировать).
- Итак, ребята, подумайте и обсудите в парах, а затем сформулируйте признаки однородных членов. Каждая группа начинает свой ответ со слов: «Однородными называются члены предложения, которые ...». (Слайд №8)
6. Практическая часть .
Составление алгоритма. (слайд)
--Ребята, сейчас я предлагаю создать алгоритм, как мы будем действовать, чтобы найти однородные члены предложения.
Алгоритм.
1шаг—подчеркнуть главные члены предложения.
2шаг---подчеркнуть второстепенные члены предложения.
3шаг---найти слова, которые отвечают на один и тот же вопрос.
4шаг---найти слово, к которому все эти слова относятся.
5шаг---посчитать, однородных членов предложения должно быть не менее 2
А теперь, внимание на экран.
- Найдите однородные члены, как члены предложения.
- Сколько их получилось в каждом предложении?
- Чтобы графически показать, что в предложении есть однородные члены и сколько их, используют О.
- Давайте попробуем составить схемы составленных нами предложений.
7. Целеполагание
--А теперь , ребята, из всего сказанного сформулируйте, пожалуйста, цели нашего урока.
Как вы думаете, что нам необходимо знать об однородных членах предложения и чему мы хотим научиться? (Слайд № 6)
8. Физминутка (Слайд № 15)
- Здравствуй, мир! Это я!
А вокруг страна моя!
Солнце в небесах горит,
И у ног трава лежит.
Там леса, там поля.
Здесь друзья и здесь друзья!
Я легко к земле нагнусь,
К каждой травке прикоснусь,
Влево, вправо повернусь,
По округе пробегусь!
Стал я бодрый и веселый.
И готов учиться дальше!
9. Развитие связной речи учащихся
Ребята, послушайте стихотворение С.Баруздина про слова.
Слова бывают разные,
Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные,
Твердые и мягкие.
Слова бывают смелые,
Упрямые, суровые.
Но непременно ДЕЛО
Стоит за каждым словом.
__У каждого человека , ребята, есть свои любимы слова, с чем- то или с кем- то связанные. А у вас ребята есть такие слова? Запишите, пожалуйста, их на листочках. А потом прочтете… ( дети работают 1-2 минуты)
Затем зачитывают свои слова.
--- Ребята, обратите внимание, какое слово у вас у всех совпадает?(МАМА)
10. Посмотрите все на доску.
-- Что вы видите? (ромашку)
--А в центре какое слово написано? (МАМА)
-- А как выглядит сама ромашка? Она красивая? ( нет .)
_- Ребята, а давайте мы сделаем так, чтобы ромашка расцвела…
--- А для этого нам надо записать в пустые лепестки слова, которые возникают у вас в мыслях, когда слышите слово МАМА.( работа в группах)
(дети поочереди выходят и заполняют пустые лепестки)
---- А теперь посмотрите на нашу ромашку. Что с ней случилось? (она расцвела)
- Правильно, ребята, она расцвела. Посмотрите сколько красивых слов вы написали. Их так много, что ромашка не выдержала и расцвела.
---Ребята, а кто знает красивый стишок о маме? (дети зачитывают найзусть стихотворения)
-- А вы знаете пословицы о мамах? (да)
---А мы сейчас проверим это..
---Каждой группе я приготовила карточки с пословицами- перевёртышами. Вы должны посовещаться и восстановить пословицы. (работа в группах). (1-2минуты)
--Молодцы, ребята!
- А сейчас внимание на экран. Вам нужно по данным началам составить предложения с однородными членами предложения.
Вопросы:
--- Моя мама самая……
---Глаза у нее……..
----Руки у моей мамы……
----Голос у мамы…..
------Улыбка……….
------А сердце у мамы…..
----Я люблю…..
----Молодцы, ребята!
-----А теперь, ребята, подумайте и скажите , к какому этапу урока мы с вами подошли?
(к составлению текста о маме)
----Молодцы!
Ребята, а давайте вспомним, из каких частей состоит сочинение?
(вступительная часть, основная часть, заключительная часть)
--Молодцы!
---Посмотрите все внимательно ещё раз на экран. Какое предложение к какой части можно отнести? (дети совещаются в группах и отвечают)
Домашнее задание: Написать дома сочинение о маме, используя однородные члены предложения. И обязательно с чем ? (с эпиграфом)
------ Ребята, у вас на партах лежат цветочки. Вы должны на них написать пожелания для своих мам. А затем выходите и клеите свои пожелания рядом с нашей ромашкой.
---- Посмотрите, ребята, что у нас получилось?
(красивая поляна из самых красивых слов)
11. Закрепление темы урока:
А сейчас, ребята, давайте-ка мы с вами закрепим наши знания крепко-крепко. Вспомним еще раз признаки однородных членов предложения.
12. Рефлексия.
Ребята, все когда –нибудь заканчивается. Закончился и наш урок.
--Как вы думаете, справились ли мы с целями нашего урока? Давайте посмотрим..
--Сегодняшний урок помог вам закрепить свои знания?
---Посмотрите на слайд и продолжите предложения.
---Самым интересным на уроке для меня было……
-----Для меня оказалось трудным….
-----У меня получилось……
----- Я был(а) бы рад(а)…..
13. Подведение итогов:
Ребята, чтобы посмотреть, понравился ли вам урок, давайте мы составим синквейн.
1группа---мама
2группа---ветер
3группа---однородные члены предложения.
Молодцы, ребята!( оценивание детей)
Уважаемые наши гости! А эту песню мы хотели бы посвятить вам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.