Мастер-класс по русскому языку в 5 классе на тему : "Однородные члены предложения".
Оценка 4.9

Мастер-класс по русскому языку в 5 классе на тему : "Однородные члены предложения".

Оценка 4.9
docx
20.06.2024
Мастер-класс по русскому языку в 5 классе на тему : "Однородные члены предложения".
Мастер-класс по русскому языку в 5классе на тему Однородные члены предложения .docx++.docx

                                      Ход урока.

1.     Организационный момент.

 

Прозвенел звонок веселый:

Начинается урок!
На гостей все посмотрели,

Поздоровались и сели.

 

Ребята, чтобы мы с вами хорошо поработали на уроке необходимо настроиться на работу. Согласны со мной? Тогда, закройте глаза. Сейчас  я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы подумайте хорошенько и продолжайте. Готовы?

  ---На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё…..(видят)

----- Ушки внимательно смотрят и всё….(слышат)

-----Голова хорошо….(думает)

 

____Молодцы! Открыли глазки!

-----Вы готовы отвечать?

----Но с чего бы нам начать?

------- А начнем мы со сказки, ребята. Сели поудобнее и послушайте внимательно.

 2. Введение в тему и зрительное восприятие языкового материала для наблюдения

Слово учителя.

 (Слайд 1).

Жил да был  в русской деревне юноша, и звали его Михаилом. Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, здоровался с птичками и подставлял лицо свежему ветерку. И однажды он понял, что ветер живой, и в голове у него, ребята, родились прекрасные строки. Послушайте какие строки у него родились:

 

3. Организация наблюдения над материалом. Эвристическая беседа. Работа с текстом

Слово учителя.

--Понравилось ли вам это стихотворение замечательного русского поэта Михаила Исаковского?

--Каким вы себе представили образ ветра? (обычный ветер)

--Кого он напоминает? (подобен молодому  юноше, которому не сидится дома в тепле и покое: ему  нужно двигаться, играть, лететь на  молодых крыльях)

 

                                                               Группа лингвистов.

---А сейчас . ребята, давайте мы с вами посмотрим на это стихотворение глазами лингвиста и попробуем ответить на следующие вопросы.

Я предлагаю поработать вам в группах. У каждой группы на партах лежат вопросы со слайда.

 

Слово учителя.

Давайте проверим,   правильно ли вы выполнили это задание. Обоснуйте свои ответы.

- Что необычного в этом стихотворении? (Всё стихотворение состоит из одного предложения)

- Какую  грамматическую  основу предложения вы выписали (Слайд № 4)

 

- Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют?

- На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих глаголов?

- С какой интонацией они читаются?

- Как называются подобные члены предложения? (Ответ–Однородные члены предложения)

 

4. Формулирование темы урока

Итак , ребята, сформулируйте тему урока:

                                    

- А для чего нам надо знать однородные члены?( Чтобы правильно расставлять знаки препинания.)

5. Организация самостоятельных  выводов  учащихся и сравнение их с таблицей, выведенной на экран

 

- А я обращаю внимание на следующий слайд. (Слайд № 7)

                       

 

 

- Что это такое?

- Как вы думаете, что обозначают эти вопросы? Почему их 5? (Это признаки однородных членов, которые вам предстоит сформулировать).

 

- Итак, ребята, подумайте и обсудите в парах, а затем сформулируйте признаки однородных членов. Каждая группа начинает свой ответ со слов: «Однородными называются члены предложения, которые ...». (Слайд №8)

 

                      

                      

6.  Практическая часть .

Составление алгоритма. (слайд)

--Ребята, сейчас я предлагаю создать алгоритм, как мы будем действовать, чтобы найти однородные члены предложения.

                                  Алгоритм.

1шаг—подчеркнуть главные члены предложения.

2шаг---подчеркнуть второстепенные члены предложения.

3шаг---найти слова, которые отвечают на один и тот же вопрос.

4шаг---найти слово, к которому все эти слова относятся.

5шаг---посчитать, однородных членов предложения должно быть не менее 2

 

А теперь, внимание на экран.

                   

- Найдите  однородные члены,  как члены предложения.

- Сколько их получилось в каждом предложении?

- Чтобы графически показать, что в предложении есть однородные члены и сколько их, используют  О.

- Давайте попробуем составить схемы составленных нами предложений.

7. Целеполагание

--А теперь , ребята, из всего сказанного сформулируйте, пожалуйста, цели нашего урока.

Как вы думаете, что нам необходимо знать об однородных членах предложения и чему мы хотим научиться? (Слайд № 6)

                       

 

8. Физминутка (Слайд № 15)

- Здравствуй, мир! Это я!
А вокруг страна моя!

Солнце в небесах горит,

И у ног трава лежит.

Там леса, там поля.

Здесь друзья и здесь друзья!

Я легко к земле нагнусь,

К каждой травке прикоснусь,
Влево, вправо повернусь,

По округе пробегусь!

Стал я бодрый и веселый.
И готов учиться дальше!

 

9. Развитие связной  речи учащихся

 

Ребята, послушайте стихотворение С.Баруздина про слова.

 

Слова бывают разные,

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

Твердые и мягкие.

Слова бывают смелые,

Упрямые, суровые.

Но непременно ДЕЛО

Стоит за каждым словом.

 

__У каждого человека , ребята, есть свои любимы слова, с чем- то или с кем- то связанные. А у вас ребята есть такие слова? Запишите, пожалуйста, их на листочках. А потом прочтете… ( дети работают 1-2 минуты)

Затем зачитывают свои слова.

--- Ребята, обратите внимание, какое слово у вас у всех совпадает?(МАМА)

 

10.  Посмотрите  все на доску.

-- Что вы видите? (ромашку)

--А в центре какое слово написано? (МАМА)

-- А как выглядит сама ромашка? Она красивая? ( нет .)

_- Ребята, а давайте мы сделаем так, чтобы ромашка расцвела…

--- А для этого нам надо записать в пустые лепестки слова, которые возникают у вас в мыслях, когда слышите слово МАМА.( работа в группах)

(дети поочереди выходят и заполняют пустые лепестки)

 

---- А теперь посмотрите на нашу ромашку. Что с ней случилось? (она расцвела)

- Правильно, ребята, она расцвела. Посмотрите сколько красивых слов вы написали. Их так много, что ромашка не выдержала и расцвела.

 

---Ребята, а кто знает красивый стишок о маме? (дети зачитывают найзусть стихотворения)

-- А вы знаете пословицы о мамах? (да)

---А мы сейчас проверим это..

---Каждой группе я приготовила карточки с пословицами- перевёртышами.  Вы должны посовещаться и  восстановить пословицы. (работа в группах). (1-2минуты)

--Молодцы, ребята!

- А сейчас внимание на экран. Вам нужно по данным началам составить предложения с однородными членами предложения.

                                                               Вопросы:

--- Моя мама самая……

---Глаза у нее……..

----Руки у моей мамы……

----Голос у мамы…..

------Улыбка……….

------А сердце у мамы…..

----Я люблю…..

----Молодцы, ребята!

-----А теперь, ребята, подумайте и скажите , к какому этапу урока мы с вами подошли?

(к составлению текста о маме)

----Молодцы!

Ребята, а давайте вспомним, из каких частей состоит сочинение?

(вступительная часть, основная часть, заключительная часть)

--Молодцы!

---Посмотрите все внимательно ещё раз на экран. Какое предложение к какой части можно отнести? (дети совещаются в группах и отвечают)

 Домашнее задание: Написать дома сочинение о маме, используя однородные члены предложения. И обязательно с чем ? (с  эпиграфом)

 

 

------ Ребята, у вас на партах лежат цветочки. Вы должны на них написать пожелания  для своих мам. А затем выходите и клеите свои пожелания рядом с нашей ромашкой.

---- Посмотрите, ребята, что у нас получилось?

(красивая поляна из самых красивых слов)

 

11. Закрепление темы урока:

 

А сейчас, ребята, давайте-ка мы с вами закрепим наши знания крепко-крепко. Вспомним еще раз признаки однородных членов предложения.

 

12. Рефлексия.

 

 Ребята, все когда –нибудь заканчивается. Закончился и наш урок.

--Как вы думаете, справились ли мы с целями нашего урока? Давайте посмотрим..

--Сегодняшний урок помог вам закрепить свои знания?

---Посмотрите на слайд и продолжите предложения.

---Самым интересным на уроке для меня было……

-----Для меня оказалось трудным….

-----У меня получилось……

----- Я был(а) бы рад(а)…..

 

13. Подведение итогов:

 

 Ребята, чтобы посмотреть, понравился ли вам урок, давайте мы составим синквейн.

 

1группа---мама

2группа---ветер

3группа---однородные члены предложения.

 

Молодцы, ребята!( оценивание детей)

Уважаемые наши гости! А эту песню мы хотели бы посвятить вам.


 

Ход урока. 1. Организационный момент

Ход урока. 1. Организационный момент

Жил да был в русской деревне юноша, и звали его

Жил да был в русской деревне юноша, и звали его

Организация наблюдения над материалом

Организация наблюдения над материалом

Какую грамматическую основу предложения вы выписали (Слайд № 4) -

Какую грамматическую основу предложения вы выписали (Слайд № 4) -

Организация самостоятельных выводов учащихся и сравнение их с таблицей, выведенной на экран -

Организация самостоятельных выводов учащихся и сравнение их с таблицей, выведенной на экран -

Практическая часть . Составление алгоритма

Практическая часть . Составление алгоритма

А теперь, внимание на экран. -

А теперь, внимание на экран. -

Физминутка (Слайд № 15) - Здравствуй, мир!

Физминутка (Слайд № 15) - Здравствуй, мир!

Упрямые, суровые. Но непременно

Упрямые, суровые. Но непременно

Улыбка………. ------А сердце у мамы…

Улыбка………. ------А сердце у мамы…

Я был(а) бы рад(а)….. 13. Подведение итогов:

Я был(а) бы рад(а)….. 13. Подведение итогов:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2024