Мастер-класс
Тема: Подготовка к итоговой аттестации по литературе.
Цель мастер-класса - представить комплекс методических приемов и педагогических действий, используемых на практике, поделиться опытом работы по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по литературе.
Оборудование:
· Мультимедийный проектор
· Power Point
· Тексты романов (выбранные отрывки)
· Раздаточный материал (таблицы)
· Оформление доски: плакаты, шаблоны обложек
Ход занятия
1. Вступительное слово
· Итоговая аттестация по литературе – один из самых сложных экзаменов. Готовить детей к сдаче ОГЭ и ЕГЭ – непростая задача для учителя-словесника. Тем более что на это не хватает времени, учитывая наши обязательные экзамены по русскому языку, а также недавно введенные устную часть ОГЭ и итоговое сочинение в 11 классе. Но литературу регулярно выбирают, и мне кажется, в последнее время все чаще.
· Наибольшую сложность для выпускников представляют задания, в которых требуется привлечение литературного контекста для сопоставления отдельных произведений, образов, мотивов, художественных приёмов и пр. Задания рассматриваемого типа (а их в экзаменационной работе два) по существу представляют собой проблемный вопрос. Выпускник должен дать развернутый ответ в объёме 5-8 и 6- 10 предложений, вписав нужное произведение в литературный процесс, показав литературные связи и сопоставив в заданном направлении имеющееся произведение с двумя другими. Эти же умения и навыки пригодятся выпускнику 11 класса при написании итогового декабрьского сочинения.
· Предлагаю вашему вниманию, уважаемые коллеги, мастер-класс, который позволит поделиться опытом работы и представить комплекс методических приемов и педагогических действий, используемых на практике.
2. Формирование фокус-групп + выбор литературного материала
· Для проведения мастер-класса мне нужны помощники. Также мы должны определиться с литературным материалом, на основе которого проведем сопоставительную работу.
· Уважаемые коллеги, на партах перед вами лежат листы. Прошу перевернуть их и прочитать написанное.
· Фамилии каких писателей вы увидели? (Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой)
· Назовите, пожалуйста, произведения этих авторов! («Преступление и наказание», «Война и мир»)
· Прочитайте фамилии главных героев! (Раскольников, Болконский)
· Я прошу вас занять места, предназначенные для участников фокус-групп. Вы в их составе!
3. Мотивация
· Итак, 2 великих мастера…2 программных произведения, каждое из которых – громада!…2 героя… Что объединяет их? Что может послужить основанием для сопоставления?
(Предполагаемые ответы аудитории:
путь исканий, диалектика души, метущиеся натуры, самоценные личности, любовь как спасительная сила и т.п.)
Но! Что еще сближает этих героев? Внимание на экран!
ДЭ: Франция, Тулон, Бородино, Ватерлоо, Святая Елена (географические наименования)
Стендаль «Красное и черное», А.С.Пушкин «Евгений Онегин», (литературные произведения)
Головокружительная карьера, всемирная слава, величие
· Что объединяет все эти картинки и надписи? Назовите ключевое слово! (+подсказка) Вернее, имя…? (Наполеон)
· А какое отношение Наполеон имеет к Раскольникову и Болконскому?
(оба считали его кумиром и находились во власти «наполеоновской идеи»)
· Таким образом, мы выходим на проблемный вопрос: «В каких произведениях русской классики изображены герои-идеологи и в чем их можно сопоставить?»
4. Работа по подготовке к выполнению творческого задания
1) «Установка» на Наполеона
Наполеона можно по праву назвать культовой фигурой IXX века. Тема "сильной личности" приковала внимание многих писателей того времени. Пушкин и Лермонтов обращались к личности Бонапарта. Он владел умами и душами многих, перед Наполеоном преклонялись, подражали ему, мечтали о всемирной славе и власти. "Мы все глядим в Наполеоны", - скажет Пушкин в начале века, и в середине 60-х годов и Толстой и Достоевский отметят: "...кто у нас нынче себя Наполеоном не считает?"
В их романах речь идет о роли Наполеона в жизни и судьбе главных героев: нищего студента Родиона Раскольникова и князя Андрея Болконского.
2) Задание для фокус-групп
Работа с отрывками из романов, выделение ключевых фраз, отражающих суть «наполеоновской идеи» героев.
3) Реализация задания (отчет фокус-групп о работе с отрывками)+ 4) Составление обобщающей таблицы//кластера//схемы «Суть «наполеоновской идеи» героев Достоевского и Толстого» (аудитория)
«Преступление и наказание»
· ….все... законодатели и установители человечества,..Наполеонами…. были преступники, не останавливались и перед кровью… люди… разделяются вообще на два разряда…
· …перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь… вторые двигают мир и ведут его к цели…
· … я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил...
· …если бы, например, на моем месте случился Наполеон и не было бы у него, чтобы карьеру начать, ни Тулона, ни Египта, ни перехода через Монблан, а была бы вместо этих красивых и монументальных вещей одна какая-нибудь старушонка…
· ..что не только его не покоробило бы, но даже и в голову бы ему не пришло, что это не монументально..
· власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее.
· пошел ли бы Наполеон или нет? - так ведь уж ясно чувствовал, что я не Наполеон...
· …Тварь ли я дрожащая или право имею...
· …настоящий властелин, кому всё разрешается, громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе и отделывается каламбуром в Вильне; и ему же, по смерти, ставят кумиры, — а стало быть, и всё разрешается. Нет, на этаких людях, видно, не тело, а бронза!»… Наполеон, пирамиды, Ватерлоо — и тощая гаденькая регистраторша, старушонка, процентщица…
· …я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался...
· …Наполеон его ужасно увлек…
«Война и мир»
· …что вот он, тот Тулон, который ..откроет ему первый путь к славе! Как же выразится мой Тулон?
· …хочу славы, … для одного этого я живу …я ничего не люблю, как только славу..
· …самые дорогие мне люди… я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми…
· …все пустое, все обман… Наполеон — его герой, но в эту минуту Наполеон казался маленьким, ничтожным человеком…
· …ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы…
· …Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения
4) Составление обобщающей таблицы//кластера//схемы «Суть «наполеоновской идеи» героев Достоевского и Толстого» (аудитория)
5) Выявление «общих мест» и отличий
· Послушаем тайные мысли студента Раскольникова и князя Андрея! Можно утверждать, что герои романов "Преступление и наказание" и "Война и мир" - родные братья по своему нравственно-психологическому облику? Что их роднит?
(В первую очередь их роднит сознание своего превосходства, что явилось благоприятной психологической почвой для развития их индивидуалистических черт, притязаний на власть. Вот почему Наполеон, как идеал сильной личности, очень увлекал их)
· Какое слово является ключевым в их мечтах? ( власть - слава)
· Кем был Наполеон для Болконского? Какой вывод о личности Наполеона сделал Раскольников? ( герой – преступник)
· Мечтая о славе, подражая Наполеону – властелину, что должен совершить Раскольников? А князь Андрей ? (убийство - подвиг)
· Чем готовы заплатить герои романов за осуществление своей цели? (Болконский – жизнь отца, сестры, жены, будущего ребенка; Раскольников – жизнь старухи – процентщицы, Лизаветы)Ч
· Что стало «общей точкой» в развитии идеи героев? (пришли к осознанию тщетности и ничтожества избранного идеала, к горькому разочарованию в Наполеоне, теория потерпела крах)
· Какой общий выход ищут герои? В чем находят спасение? (любовь, единение с людьми)
6) Выводы
· В конце романов писатели разными путями приводят героев к одному: к пониманию несовместимости наполеоновского и человеческого, к постижению великой нравственной аксиомы: "...надо, чтобы не для одного меня шла жизнь, чтобы она на всех отражалась"...
5. Рефлексия (фокус-группа) + 6. Создание творческой работы (аудитория)
|
Прямой ответ на вопрос |
|
2)Автор, название произведение, имя героя + 1-я позиция сопоставления, общее или различия в подходе к материалу |
|
3) Автор, название произведение, имя героя + 2-я позиция сопоставления, общее или различия в подходе к материалу |
|
4)Микровывод |
5.Рефлексия (участникам фокус-групп предлагается выбрать любую обложку книги из предложенных;
в них – задание)
Цвет каждой обложки имеет своё значение, и в соответствии со значением цвета вы получаете своё задание.
· Красная (чувства): Что вы чувствуете по отношению к героям-идеологам?
· Чёрная ( критика): Что плохого в поступках героев?
· Жёлтая (оптимизм): Что хорошего можно взять из произведений для себя?
· Синяя (управление, размышление): Дайте совет герою или читателю.
· Белая (уроки, выводы): Чему следует поучиться у героев?
· Зелёная (творчество)
6. Создание творческой работы + образец
«В каких произведениях русской классики изображены герои-идеологи и в чем их можно сопоставить?»
Метущиеся натуры, которые находятся во власти идеи и проходят в силу этого трудный путь исканий, – типичные герои отечественной классики. В романах «Преступление и наказание» и «Война и мир» изображены такие персонажи. |
Прямой ответ на вопрос |
Раскольников и Болконский одержимы «наполеоновской» идеей. Оба восхищаются Бонапартом, считая его своим кумиром, и мечтают о величии и славе этого «властелина мира, сознавая свое превосходство над другими людьми. «Я хотел Наполеоном сделаться…» - признается герой Достоевского. «Наполеон – его герой…» - пишет о князе Андрее Толстой. |
2)Автор, название произведение, имя героя + 1-я позиция сопоставления, общее или различия в подходе к материалу |
Для достижения своей цели – приближения к идеалу – нищий студент и представитель высшего света готовы на многое. Один - совершить убийство, тем самым доказав свою «избранность» и право на власть над «всем дрожащим муравейником». Другой –пожертвовать дорогими ему людьми: «…я всех их отдам сейчас за минуту славы…» |
3) Автор, название произведение, имя героя + 2-я позиция сопоставления, общее или различия в подходе к материалу |
В итоге оба приходят к осознанию ничтожности своего кумира, переживают крушение «идеи» и обретают смысл жизни в любви и вере (Раскольников) и в единении с народом (Болконский). |
4)Микровывод |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.