Влияние наглядных средств обучения на эффективность усвоения учебного материала на уроках швейного дела.
В настоящее время одно из центральных мест в системе учебно-воспитательного воздействия в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида занимают уроки труда.
Широкое использование наглядных средств на уроках в школах VIII вида создает благоприятные условия для обогащения круга представлений учащихся, организации доступности предоставляемой информации, развития познавательного интереса, мышления и речи, внимания, памяти, самостоятельности и наблюдательности детей.
И наглядность в обучении занимает далеко не последнее место.
Результат учебно-воспитательного процесса во многом зависит от того, насколько он обеспечен разнообразными средствами обучения.
Исключительная роль наглядности в процессе обучения подтверждена всем педагогическим опытом человечества. Самые различные системы образования, самые противоположные концепции обучения, самые отдаленные поколения учителей объединяет требование и понимание необходимости усиления наглядности в педагогическом процессе.
Насыщенность учебного процесса наглядными образами приближается к достаточности. Однако это не означает исчерпание проблемы педагогической наглядности вообще. Наоборот, ее актуальность возрастает. Тут именно тот случай, когда количественные изменения сопровождаются качественными и само достижение уровня достаточности в обеспечении учебного процесса наглядными материалами порождает принципиально новые вопросы по их использованию и крайне обостряет давние, но ранее малозаметные дидактические проблемы в этой области. Имеются в виду не проблемы технического и художественного обеспечения оптимального физиологического режима восприятия наглядной информации, сколько психолого-педагогические проблемы, которые затрагивают существенные механизмы формирования знаний в учебном процессе.
Чтобы преодолеть эти негативные тенденции, необходимо неуклонно придерживаться принципа системности в отношении любых средств наглядности и всегда соотносить их технико-педагогические параметры с основными структурными компонентами дидактической системы урока (цели, задачи, содержание, методы).
Принцип наглядности требует, чтобы учитель широко опирался на чувственно-практический опыт школьников, непосредственное восприятие ими предметов и трудовых процессов.
В настоящее время наиболее актуальна проблема разработки путей эффективного использования наглядных пособий для формирования знаний, умений и навыков учащихся по программному материалу.
Применительно к предмету «Швейное дело» наблюдается практически полное отсутствие фабрично изготовленного наглядного учебного оборудования. Поэтому приходится самостоятельно разрабатывать и изготавливать наглядный материал.
При использовании наглядности в обучении необходимо соблюдать ряд условий:
Целенаправленная и дифференцированно организованная работа с наглядностью способствует:
- формированию чувственного и осмысленного восприятия,
- активизации речи,
- умений понимать словесную инструкцию и соотносить ее с собственной деятельностью,
- развитию последовательности и точности трудовых операций,
- цветовой чувствительности,
- активности на занятиях и во внеурочное время в целях творческой дополнительной подготовки.
Однако дидактический принцип наглядности, являющийся ведущим в обучении, следует понимать несколько шире, нежели возможность зрительного восприятия. Наглядное обучение повышает внимание обучающихся, способствует более глубокому усвоению знаний. Она основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному. Понятия и абстрактные положения осмысливаются учащимися легче, если они подкрепляются конкретными фактами, примерами. Наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более легким. Многие теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся доступными и понятными для учащихся. В этой связи К.Д.Ушинский отмечал следующее: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словами, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и ребенок усвоит их на лету…»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.