Влияние наглядных средств обучения на эффективность усвоения учебного материала на уроках швейного дела
Оценка 4.9

Влияние наглядных средств обучения на эффективность усвоения учебного материала на уроках швейного дела

Оценка 4.9
docx
27.03.2022
Влияние наглядных средств обучения на эффективность усвоения учебного материала на уроках швейного дела
Влияние наглядных средств.docx

Влияние наглядных средств обучения на эффективность усвоения учебного материала на уроках швейного дела.

 

В настоящее время одно из центральных мест в системе учебно-воспитательного воздействия в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида занимают уроки труда.

Широкое использование наглядных средств на уроках в школах VIII вида создает благоприятные условия для обогащения круга представлений учащихся, организации доступности предоставляемой информации, развития познавательного интереса, мышления и речи, внимания, памяти, самостоятельности и наблюдательности детей.   

И наглядность в обучении занимает далеко не последнее место.

        Результат  учебно-воспитательного процесса во многом зависит от того, насколько он обеспечен разнообразными средствами обучения.

       Исключительная роль наглядности в процессе обучения подтверждена всем педагогическим опытом человечества. Самые различные системы образования, самые противоположные концепции обучения, самые отдаленные поколения учителей объединяет требование и понимание необходимости усиления наглядности в педагогическом процессе.

        Насыщенность учебного процесса наглядными образами приближается к достаточности. Однако это не означает исчерпание проблемы педагогической наглядности вообще. Наоборот, ее актуальность возрастает. Тут именно тот случай, когда количественные изменения сопровождаются качественными и само достижение уровня достаточности в обеспечении учебного процесса наглядными материалами порождает принципиально новые вопросы по их использованию и крайне обостряет давние, но ранее малозаметные дидактические проблемы в этой области. Имеются в виду не  проблемы технического и художественного обеспечения оптимального физиологического режима восприятия наглядной информации, сколько психолого-педагогические проблемы, которые затрагивают существенные механизмы формирования знаний в учебном процессе.

        Чтобы преодолеть эти негативные тенденции, необходимо неуклонно придерживаться принципа системности в отношении любых средств наглядности и всегда соотносить их технико-педагогические параметры с основными структурными компонентами дидактической системы урока (цели, задачи, содержание, методы).

        Принцип наглядности требует, чтобы учитель широко опирался на чувственно-практический опыт школьников, непосредственное восприятие ими предметов и трудовых процессов.

В настоящее время наиболее актуальна проблема разработки путей эффективного использования наглядных пособий для формирования знаний, умений и навыков учащихся по программному материалу.

         Применительно к предмету «Швейное дело» наблюдается практически полное отсутствие фабрично изготовленного наглядного учебного оборудования. Поэтому приходится самостоятельно разрабатывать и изготавливать наглядный материал.

        При использовании наглядности в обучении необходимо соблюдать ряд условий:

  • применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся,
  • наглядность должна использоваться в меру, и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока,
  • наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый объект,
  • необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций,
  • детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явления,
  • демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием учебного материала,
  • привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.       

       Целенаправленная и дифференцированно организованная работа с наглядностью способствует:

- формированию чувственного и осмысленного восприятия,

- активизации речи,

- умений понимать словесную инструкцию и соотносить ее с собственной деятельностью,

- развитию последовательности и точности трудовых операций,

- цветовой чувствительности,

- активности на занятиях и во внеурочное время в целях творческой дополнительной подготовки.      

   Однако дидактический принцип наглядности, являющийся ведущим в обучении, следует понимать несколько шире, нежели возможность зрительного восприятия.  Наглядное обучение повышает внимание обучающихся, способствует более глубокому усвоению знаний. Она основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному. Понятия и абстрактные положения осмысливаются учащимися легче, если они подкрепляются конкретными фактами, примерами. Наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более легким. Многие теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся доступными и понятными для учащихся. В этой связи К.Д.Ушинский отмечал следующее: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словами, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и ребенок усвоит их на лету…»


 

Влияние наглядных средств обучения на эффективность усвоения учебного материала на уроках швейного дела

Влияние наглядных средств обучения на эффективность усвоения учебного материала на уроках швейного дела

Поэтому приходится самостоятельно разрабатывать и изготавливать наглядный материал

Поэтому приходится самостоятельно разрабатывать и изготавливать наглядный материал
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2022