Методика преподавания
ПТО для обучающихся с ОВЗ
Основные направления коррекционной работы на уроках профессионально-трудового обучения это возможность овладения профессией учащимися с ОВЗ и часто сопутствующими физическими дефектами во многом зависти от проводимой работы в коррекционной школе. Основными направлениями для учителя профессионально- трудового обучения служат:
- повышение уровня познавательной активности учащихся;
- развитие способности учащихся к осознанной регуляции трудовой деятельности.
Следует отметить, что развитие регулятивной функции учащихся в процессе выполнения трудовой деятельности предполагает формирование необходимого объёма профессиональных знаний и общетрудовых умений и навыков.
Развитие умений происходит путем планомерного сокращения помощи учащимся в умственных и перцептивных действиях.
В начале обучения помощь максимальна. В отношении ориентировочных действий она состоит в демонстрации и объяснении конечного результата, а так же условий работы (применяемых инструментов, материалов, наглядных пособий). Развёрнутая помощь заключается в групповом обсуждении предстоящей работы и практическом показе учителем последовательности её выполнения, в применении демонстрационных технологических карт. Карты используются и при обсуждении плана работы и во время самой работы учащихся. Результативность самоконтроля обеспечивается за счёт полноты и точности сформированного у учащихся образа конечного и промежуточного результата работы, а так же за счёт формирования контрольно- измерительных умений и привычек к выполнению контрольных действий. Целенаправленное обучение общетрудовым умениям позволяет учителю в старших классах перейти от развернутой помощи к краткому инструктажу. Дополнительные объяснения учитель проводит с учениками, имеющими пробелы в знания.
Основные пути повышения качества работы заключаются в следующем:
- Обучение нормативно одобренным приёмам труда и применение в работе эффективных технологий.
- Достаточный уровень технического и материального оснащения мастерских.
Для эффективного обучения детей с нарушением интеллекта необходимо проводить систематическое изучение динамики развития их трудовых способностей. Одним из способов решения этой задачи служит проведение самостоятельных практических работ в конце каждой четверти. Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за учеником, позволяют выявить слабые и сильные стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления существующих недостатков.
Особенностью организации уроков профессионально- трудового обучения в 8-9 классах коррекционной школы для детей с ОВЗ является большое количество времени, отводимое на практическое повторение - 50% от общего числа программного материала. Это обусловлено спецификой усвоения знаний с ОВЗ необходимостью многократного повторения как теоретического материала , так и практических навыков. В этом возрасте очень важна проблема социализации, учащиеся с помощью учителя технологии осознанно определяются с выбором профессии. Дальнейшее успешное обучение в специализированных училищах зависит от приобретения навыков обучения в коррекционной школе на уроках технологии. Беседы учителя с учащимися о профессии носят направленный характер: положение в обществе, значимость профессии, социальная независимость и главное- привить у ребенка любовь к труду и быть полезным в обществе.
Существенной стороной процесса профессионально - трудового обучения в специальной школе являются мотивы учения. Мотивация может быть:
♦ положительной — стремление к знаниям, желание получить хорошую оценку или получить одобрение (родителей, учителей, сверстников). Задача учителя в этом случае — развить и укрепить мотивы;
♦ отрицательной — отрицательное отношение к школе и учебной деятельности особенно часто вырабатывается у детей, которые обучались в общеобразовательной школе и переносили насмешки одноклассников, а порой и учителей. Отрицательную мотивацию необходимо нейтрализовать, после чего воспитать положительную;
♦ нейтральной — при нейтральной мотивации, когда учащемуся безразлично получение знаний, ребенок не стремится к овладению специальностью и пр. В этом случае педагог-дефектолог также должен помочь ребенку выработать положительную мотивацию, сформировать положительные стереотипы в отношении обучения;
♦ сочетающей в себе разные мотивы, то есть сложной — такая мотивация также нуждается в коррекции. Упор необходимо сделать на положительную мотивацию.
В ПТО учащиеся каждый урок труда должен носить яркую профессиональную направленность. Учитель рассказывает и знакомит учащихся с видами профессий, которыми может овладеть выпускник коррекционной школы, показывает её положительные и отрицательные стороны, рассказывает о востребованности профессий на рынке труда.
Основной задачей нашей школы является адаптация учащихся в социум. Для решения этой задачи необходимо создать оптимальные условия. Эти условия необходимы для развития жизненных компетенций учащихся в дальнейшем выпускников. В связи с тяжёлыми диагнозами наших обучающихся администрацией школы было принято решение о введении нового профиля трудового обучения «Подготовка младшего обслуживающего персонала».
Целью данного профиля является: обучение учащихся самостоятельному выполнению необходимых видов работ, согласно должностному функционалу и социальная адаптация их на рабочем месте. Поставленная цель достигается путём решения следующих задач:
– развитие у учащихся способности планировать последовательность действий;
–выработка самостоятельных трудовых умений и навыков;
–формирование коммуникативных навыков;
– формирование у учащихся ответственного отношения к выполнению своих обязанностей на рабочем месте. Наряду с этими задачами на занятиях по обслуживающему труду в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы); предварительно планировать ход работы (устанавливать логическую последовательность этапов выполняемой работы, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться о проделанной работе);
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество выполненной работы).
Для реализации этих целей была составлена рабочая программа по профилю «Младший обслуживающий персонал». Программа составлена с учетом возрастных особенностей развития учащихся, уровня из знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. В начале обучения даются подробные объяснения заданий, осуществляется практический показ приёмов работы и её рациональной последовательности, предлагаются образцы для подражания, например, образцово убранный участок помещения, перед практической работой проверяются навыки в упражнениях. Затем акцент переносится с обучения на закрепление полученных знаний и умений, предварительный инструктаж сокращается, и вводится контроль над производительностью и качеством труда.
В программу подготовки младшего обслуживающего персонала внесены значительные изменения по той причине, что степень основного заболевания и наличие сопутствующих дефектов у учащихся школы, не позволяют изучать ряд его разделов.
За основу подготовки по данному профилю взяты профессии дворника и уборщика служебных и жилых помещений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.