Дидактические игры
Дидактические игры – прекрасная возможность дать ребенку в ненавязчивой форме представление об инструментах и материалах, используемых человеком в процессе труда, научить элементарным навыкам их использования, расширить знания о том, что связано с трудовым обучением школьника.
Собранные в сборнике дидактические игры могут быть обставлены наипростейшей атрибутикой, доступной учителю на уроке. Можно представить себе прилавок магазина, отодвинув в угол класса парту, сделав импровизированную витрину и т. п. Организация игры дается на усмотрение учителя.
Во вспомогательной школе методика применения дидактических игр в определенной мере разработана для младших классов на уроках математики, русского языка, труда, рисования, физкультуры. В практике работы школы дидактические игры используются и в старших классах, однако их роль и место в повышении эффективности обучения в настоящее время мало изучены.
Дидактические игры во вспомогательной школе чаще всего применяются для закрепления и повторения пройденного, но иногда возможно их включение на этапе подготовки к усвоению нового материала. Они сочетаются с рассказом, беседой, объяснением учителя, наблюдениями, упражнениями. Место и характер игры диктуются изучаемой темой, составом класса, подготовленностью детей. Использование игр позволяет заинтересовать их, вызвать положительные эмоции, что повышает эффективность обучения.
В младших классах важное место занимают игры направленные на коррекцию восприятия, внимания и наблюдательности, умения ориентироваться в пространстве, осуществлять анализ и сравнение. В ходе игр у учащихся развивается речь, формируются количественные и временные представления, счетные навыки, расширяется кругозор. В зависимости от учебного предмета на уроках применяются дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, моделирование реальных ситуаций как усложненный вариант сюжетно-ролевой игры и др.
Игры оказывают положительное корригирующее в влияние на развитие учащихся при соблюдении ряда условий:
1. Они должны быть доступны по сюжету и движениям, представлять интерес для учащихся, подготавливать их к дальнейшей работе.
2. Игры следует тесно связывать с программным материалом и темой урока, подбирать с учетом психофизических и возрастных особенностей детей.
3. Перед их проведением необходима подготовительная работа, направленная на уяснение правил игры, сюжетной линии, конечной цели.
4. Учитель должен руководить игрой, оказывать дифференцированную помощь детям, при необходимости совместно с учениками исполнять игровые действия.
5. Все типы игр требуют хорошего оснащения.
Дидактическая задача: развивать у детей сообразительность, активность и самостоятельность мышления; закреплять знание детей о назначении предметов обихода, инструментов, орудий труда; воспитывать бережное отношение к ним.
Из предложенных предметов надо рассказывать об одном. Зачем этот предмет нужен, как его можно использовать по – разному, для обработки какого материала он необходим.
Дидактическая задача: уточнять знания детей о том, что их платья и костюмы сделаны из хлопчатобумажной ткани.
Путешествие туда, где растет хлопок; где из хлопка изготавливают хлопчатобумажные ткани – в «ситцевое царство». «Путешествие» на фабрику одежды, где из ткани шьют платья и костюмы.
Можно использовать рассказ К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», словенскую сказку «Кто сшил Видеку рубашку».
Эта игра помогает детям запомнить правило рабочего человека: откуда взял – туда и положи. Дети, закрыв глаза, опускают руку на то место, где должен лежать предмет, названный водящим. Постепенно в игре у детей вырабатывается умение и желание держать все предметы на своих местах.
Дидактическая задача: усваиваются правила безопасной работы ножницами, отрабатывается умение соблюдать линию реза. Данная игра используется при работе по теме «Аппликация из геометрического материала».
Дети, вырезая треугольники определенной формы (шьют шубку еже), овладевают умением правильно вырезать угол. Идет соревнование – чей ежик надевает быстрее самую красивую шубку?
Каждый вырезанный треугольник крепится на карточку с контуром ежа. Шубка получается красивее, если острый угол треугольника поднят вверх и располагается между такими же углами других двух треугольников. Качественное завершение работы поощряется призом – открытка с изображением ежа или календарик и т. п
(На уроке звучат рассказы, загадки про ежей, дополняемые рассказом о пользе ежей.)
Детям раздаются карточки с частичным вертикальным изображением предмета (инструмента) и дополнительные карточки (2-3) также с неполным изображением предметов. Необходимо подобрать соответствующую половинку и подклеить к основной так, чтобы получилось целое изображение предмета.
Таким образом, дети определяют, какие необходимые инструменты надо приготовить к уроку, и запоминают их название.
Технологическая операция – развертка - требует внимательного изучения чертежа. Заготовить два одинаковых чертежа одной детали. На первом указаны размеры, на втором нет. После изучения первого чертежа звучит команда: «А сейчас все минуточку поспим». Дети наклоняют голову на руки, закрывают глаза. В это время первый чертеж заменяется вторым, без указания размеров. Звучат слова: «Проснулись! Что изменилось в чертеже?»
Выигрывает тот, кто воспроизведет по памяти ранее указанные размеры.
Игра обучает детей определять виды тканей в зависимости от ее происхождения (растительного, животного, химического), закрепляя навыки определения вида ткани (льняные, хлопчатобумажные, шелковые).
На стенде или на классной доске оформляется витрина магазина «Ткани» из полосок различных видов ткани. Учитель предлагает детям подобрать ткань на летний сарафанчик для куклы Тани или для зимней одежды. Выбирая ткань, учащиеся аргументируют свой ответ.
Отгадав загадку, узнаешь, какие инструменты нужны будут на уроке.
Заранее подобранные загадки учащиеся читают по карточкам, на обратной стороне которых изображены отгадки-инструменты.
Чтобы проверить правильные отгадки, надо перевернуть карточку.
1. Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (ножницы)
2. Легко, кругло, а за хвост не поднять. (клубок ниток)
3. Черный Ивашка – деревянная рубашка, где носом проведет, там заметку кладет. (карандаш).
4. Маленькая головка на пальце сидит, сотнями глаз во все стороны глядит. ( наперсток)
Необходимо угадать, что лежит в мешочке, назвать предмет по перечисленным признакам.
Водящий вызывает игроков, описывает предмет. Дети называют, угадывая. Водящий показывает. Назад предмет не кладется.
Предметы, лежащие в мешочке: овощи, инструменты, детали технического конструктора и т.д.
Игра направлена на формирование умения планировать предстоящие действия.
На «полянке» в беспорядке располагаются карточки с написанными на них этапами работы (разметка, вырезание, монтаж, сборка, оформление и т. д.). Дети определяют последовательность операций и укрепляют карточки на вагончиках (в карманы или под резинки).
При проведении этой игры учитель учит детей распознавать на ощупь различные материалы и аргументировать свой выбор.
Учитель показывает детям большую ромашку, лепестки которой изготовлены из различных материалов (бумага, ткань, картон, полиэтилен, клеенка и др.) и рассказывает о том, что «царица» полевых цветов – ромашка – сшила себе платье, лепестки которого сделаны из самых различных материалов, а каких, сама ромашка не знает. Детям предлагается помочь ромашке, закрыв глаза и пытаясь на ощупь определить материал, из которого сделан лепесток.
Фартук матрешки представляет собой коллекцию бумаги, благодаря которой дети закрепляют на уроках названия знакомых видов бумаги и знакомятся с новыми видами.
В гости к детям приходит нарядная матрешка. Дети внимательно рассматривают ее. Внимание детей привлекает необычный фартук. Дети рассматривают его, называют виды бумаги (писчая, цветная, чертежно-рисовальная, обойная, газетная и т.д.), сравнивают ее по цвету, толщине, шероховатости поверхности.
Дидактическая игра «Определи мерку»
I вариант
Цель: развивать умение соотносить положение сантиметровой ленты на фигуре с обозначением мерки.
Оборудование: манекен, сантиметровая лента, карточки-мерки (для изделия по программе) на каждую ученицу.
Методика проведения: учитель снимает мерку на манекене или дает словесную инструкцию снятия мерки, ученицы находят карточку с обозначением этой мерки, читают ее.
Примечание: повторно может проводить одна из учениц.
II вариант
Цель: закрепить знания учениц о назначении мерок.
Оборудование: карточки-мерки на каждую ученицу и карточка-текст с назначением мерок.
Методика проведения: учитель сообщает назначение мерки (или ученица читает по карточке с текстом), ученицы находят соответствующую мерку.
Примечание: при повторном проведении упражнения учитель может вводить дополнительно назначение неиспользуемой мерки, ученицы должны объяснить, почему эта мерка не нужна (например, для фартука – определение размера горловины).
III вариант
Цель: закрепить умение соотносить линию чертежа и мерку, необходимую для построения этой линии, корригировать недостатки пространственного восприятия.
Оборудование: чертеж изделия по программе. Наборы карточек-мерок к этому изделию по количеству учениц.
Методика проведения: учитель показывает отрезок на чертеже, ученицы должны найти мерку, необходимую для его построения.
Дидактическая игра «Определи линию»
Цель: закрепить знания учащихся об условных и контурных линиях, умение находить эти линии на фигуре (чертеже, выкройке, крое); корригировать недостатки пространственного восприятия, развивать речь.
Оборудование: манекен (чертеж, выкройка, крой), наборы карточек-полосок с названиями условных и контурных линий по количеству учениц.
Методика проведения: учитель показывает линию на манекене (чертеже, выкройке, крое), учащиеся находят обозначение этой линии на карточке, читают вслух по просьбе учителя.
Например, в V классе при построении чертежа, изготовлении выкройки и раскрое плечевых бельевых изделий с круглым вырезом игра проводится со следующим оборудованием:
Примечание: в V – VI классах учащимся перед игрой дается время на прочитывание карточек, в дальнейшем дается задание расположить карточки-полоски на чертеже, выкройке, крое, выполненных на свой размер.
Дидактическая игра «Назови деталь»
Цель: закрепить названия известных деталей программных изделий, учить определять их по внешнему виду, выделять основные детали, развивать умение анализировать, обобщать, совершенствовать внимание.
Оборудование: детали выкроек 1 или 2 известных учащимся изделий в масштабе 1:2 или плакат с изображением деталей.
Методика проведения: учитель поочередно показывает детали, учащиеся должны назвать их, после просмотра учитель задает следующие вопросы:
1. Детали какого (каких) изделия вы перечислили?
2. Назовите основные детали изделия.
Количество деталей постепенно увеличивается.
Примерный перечень деталей для учащихся VIII класса:
- кокетка любой формы;
- воротник-стойка;
- полочка;
- перед;
- волан;
- спинка;
- рукав любого фасона.
Дидактическая игра «Определи изделие»
Цель: развивать умение анализировать конструкцию модели, узнавать ее по словесному описанию, совершенствовать внимание.
I вариант
Оборудование: 4-5 рисунков изделий или готовых изделий в масштабе 1:2 (для старших классов используется парад моделей из журнала мод).
Методика проведения: учитель описывает модель, учащиеся должны найти ее на рисунке и назвать.
II вариант
Оборудование: то же и карточки-тексты на каждую ученицу.
Методика проведения: ученицам надо прочесть текст с описанием изделия и соотнести его с рисунком.
Примечание: сначала берутся разные изделия, затем одинаковые изделия с контрастными различиями, затем изделия с незначительными различиями.
Дидактическая игра «Какой детали не хватает?»
Цель: закрепить знания учащихся о деталях изделий, умение определять их количество в соответствии с моделью, развитие аналитико-синтетических способностей.
Оборудование: эскиз изделия или образец, набор деталей выкройки (или кроя), все в масштабе 1:2.
Аналогично проводится дидактическая игра «Найди лишнюю деталь».
Дидактическая игра «Собери деталь»
I вариант
Цель: закрепить умение ориентироваться в деталях выкроек, воспроизводить детали по памяти, составлять деталь из частей по рисунку, соотносить контурные линии детали, формировать целостный образ детали.
Оборудование: набор 3-4 частей детали изделия из одностороннего цветного картона по количеству учащихся, карточки с рисунком детали.
Методика проведения: ученицы получают конверт с частями одной или двух деталей и карточку с рисунком детали. Учитель предлагает по рисунку собрать деталь или две детали изделия. Задание может быть усложнено, если учитель вместо рисунка назовет деталь или предложит самостоятельно определить ученице название детали и собрать се.
II вариант для учащихся VIII - IX классов.
Цель: закрепить умение ориентироваться в деталях выкроек, воспроизводить их по рисункам и по памяти, развивать навыки моделирования.
Оборудование: набор из 5 частей для сборки детали переда (рукав короткий из 4-х частей) по количеству учениц, карточки с рисунками различного положения нагрудной вытачки.
Методика проведения: ученицы получают конверт с набором частей детали переда (или короткого рукава) и карточку с рисунком одного из положений нагрудной вытачки. Учитель предлагает задание:
- Кто быстрее соберет деталь?
Задания усложняются, если ученицам предложить собрать деталь по словесной инструкции. («Нагрудная вытачка идет от линии низа». «Нагрудная вытачка идет от горловины» и др.)
Примечание: деталь рукава собирают 3-х видов: «фонарик», «крылышко», прямой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.