Сообщение на тему "Методы и приемы работы, повышающие эффективность уроков швейного дела"
Оценка 5

Сообщение на тему "Методы и приемы работы, повышающие эффективность уроков швейного дела"

Оценка 5
docx
27.02.2023
Сообщение на тему "Методы и приемы работы, повышающие эффективность уроков швейного дела"
Доклад по теме «Методы и приемы работы, повышающие эффективность уроков швейного дела.».docx

Казенное общеобразовательное учреждение Орловской области

«Болховская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

КОУ ОО «Болховская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

303140 Россия, Орловская область, г. Болхов, ул. Генерала Белова 82.  тел. 2-39-44;  2-34-10 факс (8-486-40) 2-34-10; e-mail: bolchovslikola@orel-region.ru; сайт: http://bolhov-int.obr57.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение

на тему «Методы и приемы работы, повышающие эффективность уроков швейного дела»

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель первой кв.к.

Федина Раиса Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022-2023 учебный год

Общая задача школы-интерната для обучающихся с ОВЗ (ИН) состоит в подготовке обучающихся к самостоятельной жизни и труду.

Трудность решения этой задачи в первую очередь обусловлена недостатками психического развития, которые свойственны  детям с ОВЗ (ИН). Однако опыт работы многих школ свидетельствует о том, что при достаточно высоком уровне организации педагогического процесса можно достичь значительных результатов не только в отношении общего развития обучающихся, но и в деле формирования у них готовности к производительному труду.

В общей системе коррекционно-воспитательной работы особая роль принадлежит тем видам деятельности, которые вызывают у обучающихся повышенный интерес и эмоционально-положительное отношение к себе. К ним, прежде всего, относятся уроки профильного труда (швейное дело).

Обще социальные и коррекционные задачи трудового воспитания и обучения умственно отсталых детей определяют организационные методы и формы решения этих задач школе-интернате.

Для повышения эффективности уроков профильного труда и воспитания большое значения имеет продуманная организация учебных мастерских. Наличие необходимого оборудования, его рациональное размещение и использование-всё это воспитывает у обучающихся трудовую культуру, чувство уважения к занятием в мастерской, повышает производительность труда.

Главная особенность учебных мастерских вытекает из необходимости решения коррекционных задач обучения. Практика показывает, что в организации и оборудования учебной мастерской необходимо предусмотреть возможность развития не только трудовых двигательных навыков, но и умственных действий обучающихся.

Оборудования мастерской в соответствии с его назначением должно состоять из участка, где обучающиеся получают трудовые задания, выполняют чертежи , делают выкройки , записи в тетрадях и участка для выполнения машинных работ.

Педагогический эффект в обучении и воспитании обучающихся во многом зависит от того, как организована их трудовая деятельность, как они выполняют правила поведения в мастерской.

Первый этап занятия начинается, когда обучающиеся приходят в мастерскую. В воспитательном отношении очень важно научить обучающиеся приходить в мастерскую вовремя - за несколько минут до звонка. Они должны сознательно выполнять эти требования. Если у обучающиеся выработана привычка, приходить на урок труда без опозданий, значит, сделан очень важный шаг в воспитании трудовой дисциплины, в формировании у них уважения к труду.

Каждую учебно-трудовую группу обучающихся целесообразно разделить на две бригады. Комплектуя рабочие бригады, нужно иметь ввиду, чтобы их трудовые возможности были одинаковы. Для руководства работой бригады назначаем бригадиров, которые отличаются большими по сравнению со своими товарищами способностями в труде.

Немаловажную роль играет порядок на рабочих местах. Инструменты хранятся в инструментальном ящичке у учителя. Дежурные строго следят за порядком на рабочих местах. По окончании работ проверяют качество уборки рабочих мест, наличие и исправность инструментов.

Выполнение правил внутреннего распорядка способствует укреплению дисциплины и организации труда обучающихся, что в свою очередь делает их труд более целенаправленным и осмысленным. Для повышения эффективности урока необходимо добиться, чтобы обучающихся знали и строго выполняли правила безопасной работы. Необходимо на всех занятиях обязательно проверять правила безопасной работы. Ни один даже незначительный случай нарушения правил нельзя оставлять без внимания.

Для получения прочных знаний правил безопасной работы, в швейной мастерской крупным шрифтом написаны общие П.Б.Р, правила поведения в мастерской, более крупным шрифтом написаны несколько правил Б.Р, которые постоянно закреплены и съёмные карточки П.Б.Р, которые крепятся на доске временно и периодически меняются, использую и инструкции для каждого вида работ (раздаточный материал).

П.Б.Р., гигиены труда формируются постепенно. Сначала обучающиеся учатся понимать и выполнять требования учителя, затем они самостоятельно, без напоминания выполняют правила подготовки рабочего места, пользования инструментами.

Неправильное расположение предметов на рабочем месте приводит к напрасной потере времени, к неудобствам в работе, мешает чёткости в выполнении задания, повышает возможность получения обучающимися различных травм.

Какие уроки стимулируют к работе, возбуждают у детей интерес, активность? Это уроки посильные, т. е соответствующие возможностям детей.

Необходимо заранее предусмотреть посильность заданий, дозировку учебного материала, своевременность чередования видов работ во время уроков. Входе урока нужно стремиться устранить всё, что может вызвать возбуждение обучающихся, отвлечь их внимание (например, избегать раздражительного тона, однообразных замечаний, предупреждать нарушения дисциплины ). Т. е. необходимо создания таких условий обучения, которые бы в максимально возможной степени соответствовали индивидуальным особенностям обучающихся. Для того чтобы обучающиеся овладевали знаниями, чтобы обучения действительно воспитывало, и было доступно, надо всемерно полно учитывать особенности каждого ученика. Еще К. Д. Ушинский писал, что если мы хотим воспитывать ребёнка во всех отношениях, то мы должны и знать его во всех отношениях.

Индивидуальный подход может быть осуществлен на основе учета типических различий    обучающихся. В педагогике это направление называют дифференцированным подходом в обучении и воспитании. Дифференцированный подход предполагает решение двух задач: выявление типологических групп обучающихся и организацию обучения в соответствии с особенностями учебной деятельности обучающихся каждой группы. В процессе обучения условно делим всех обучающихся на две группы в зависимости от их способностей к труду. Нужно отметить, что распределение обучающихся по определённым типологическим группам носит динамический характер, количественные соотношения между ними в процессе обучения изменяются, что в целом зависит от эффективности используемой методике.

Требования, предъявляемые к обучающимся разных групп, различны. Если группы сильных обучающихся мы учим самостоятельно планировать, вести самоконтроль, давать полные ответы, рассказывать о выполненной работе, то слабые обучающиеся учатся разбираться в плане, о которому они работают, понимать поставленные вопросы, давать на них краткие ответы.

Дифференцированный подход осуществляется путём использования:

а) индивидуальных заданий,

б) системы упражнений,

в) путём постепенного наращивания сложности заданий.

В процессе практического выполнения задания обучающиеся получают различную помощь от учителя словесную или письменную инструкцию, непосредственный показ выполнения того или иного приёма. Если сильной обучающейся достаточно получить словесную или письменную инструкцию, то слабым обучающимся необходимо дать дополнительное объяснение с опорой на инструкционную или технологическую карту, а часто и просто показать, как выполнять задание.

Использование индивидуальных заданий способствует улучшению качества заданий и умений обучающихся. В результате слабые обучающиеся начинают чаще обращаться к раздаточному материалу, в то время как раньше предпочитали получать помощь от учителя. А это говорит об определенном продвижении вперед.

В ходе практического выполнения заданий учитываются такие показатели как скорость, темп, качество. Все обучающиеся выполняют одно и тоже программное изделие, но уровень сложности изделия должен быть различным: сильным обучающимся даётся более сложный вариант, более сложный вид обработки, отделки; слабым задание облегчается.

В программе по профильному труду предусматривается предварительное ознакомления с новыми операциями путём выполнения их на образцах перед каждой новой комплексной темой. Это облегчает работу по изготовлению изделия в целом и способствует росту самостоятельности в выполнении задания. При работе обучающиеся 1 -ой группы смогут действовать самостоятельно, 2-ой группы с опорой на образец, операционную, технологическую карту или на раздаточный материал. Для проведения такого рода работы учителю необходимо иметь большое количество раздаточного материала: карточек для опроса, инструкционных, операционных, технологических карт, карточек с индивидуальными заданиями. В результате проводимой работы сильная группа обучающихся пополняется за счёт тех, кого в начале обучения относили к более слабым.

Для самостоятельного выполнения задания по труду человеку требуется не только овладения операционными рабочими навыками, но и умение производить такие умственные действия, которых требует технология изготовления изделия. К числу таких умственных действий относится ориентировка в задании и предварительное планирование хода выполнения заданий.

Наблюдения показали, что все затруднения у обучающихся возникают тогда, когда они сталкиваются с какими - нибудь умственными задачами. Главным средством и формой мышления обучающихся является речь. Благодаря речи мышление приобретает такие качества, как обобщённость и отвлечённость. Речь позволяет мыслить определёнными категориями, делать умозаключения, выводы. Наконец особой функцией речи является регуляция поведения, деятельности человека в частности, и трудовой его деятельности. У детей с ОВЗ нет согласованности между их практической и речевой деятельностью, они далеко не всегда могут достаточно полно и правильно отразить в своей речи собственную практическую трудовую деятельность, не во всех случаях у/о дети могут правильно организовывать свои действия в соответствии с речевой инструкцией ( устной или письменной).

Между тем степень согласованности между практической и речевой деятельностью в значительной мере определяет правильность организации процесса труда и уровень самостоятельности. Словесный отчёт и описание предстоящей работы (планирования) является наиболее трудными значениями для  детей с ОВЗ и лишь при соблюдении некоторых дидактических условий можно выработать у них умение более успешно справляться с этими заданиями.

В процессе профильного обучения необходимо сочетать словесные и наглядно - действенные средства обучению выполнять практические задания.

На 1-м этапе обучения планированию нужно упрощать задачу планирования, давать готовый план работы, который обучающиеся должны осмыслить, параллельно с объяснением демонстрировать выполнение всей работы учителем. Далее план повторяется успешно обучающимися, и только после этого они преступают к практическому выполнению задания. Закончив работу, обучающиеся рассказывают о том, как проходила эта работа. Здесь очень важно чтобы словесный отчёт обучающихся содержал не только перечень операций, но и описание приёмов работы.

На следующем этапе обучения планированию обучающиеся составляют - план работы в процессе беседы с учителем. При этом объём помощи со стороны учителя может быть разным.

Часто в работе использую раздаточный материал (инструкции по выполнению различных швов и др. типа книжек - раскладушек.) Здесь есть образцы выполнения работы, план работы, слова для запоминания. Этот материал использую для обучающихся 2 группы, после изучения нового материала, а так же во время повторения для всех обучающихся, чтобы дети без помощи учителя сами вспомнили ход выполнения работы. Обучающиеся привыкли к инструкциям, раздаточному материалу и сами обращаются к ним за помощью. Использую инструкции типа карточек на последовательность обработки (обработка срезов бейкой, построение чертежа.) Так же инструкционные карточки для общего пользования.

При построении чертежей обучающиеся ориентируются на объяснения учителя, чертёж и описание последовательности его построения. Дети с ОВЗ не могут построить чертёж выкройки изделия по предварительному объяснению учителя, но обучающиеся 1-й группы выполняют построение чертежа, пользуясь данными письменными инструкциями. Словарь обучающихся в процессе обучения обогащается за счет усвоения и активного использования новых слов ( главным образом профессиональных терминов).

Поэтому на уроках швейного дела проводиться большая словарная работа.

При объяснении каждого нового вида обработки учитель должен показывать, как проводить контрольные действия. Обучающиеся должны понять, как важно проводить контроль на всех этапах работы по изготовлению изделия. И в результате кропотливого труда, обучающиеся проводят действия самоконтроля при помощи линейки, способом наложения проверяют правильность выполнения швов, глазомерная оценка, способом сравнения с образцом. Для этого широко применяется раздаточный материал.

Кроме требования поведения действий самоконтроля каждым обучающимся, организовываю в классе взаимоконтроль. Такая взаимопроверка повышает требования обучающихся к качеству работ. Иногда назначаю в классе одного человека «контролёром качества». Особенно такой метод применим при пооперационном разделении труда. Часто работу контролёров выполняют бригадиры.

После окончания работы на уроке при оценке качества работ, предлагаю обучающимся самим оценивать работу товарищей, находить недочёты в работе, отмечать положительные стороны в работе. Это приносит значительный эффект в улучшении качества работ обучающихся.

Эффективность учебно-воспитательного процесса определяется суммой усвоенных навыков и умений, степенью их прочности. Применение всех вышеуказанных методов обучения обеспечивает достаточно высокий уровень самостоятельности в работе обучающихся при выполнении практических работ. Самостоятельность в труде есть проявление определённого уровня единства в развитии мышления, речи и практических действий.

Успех в труде зависит от организации трудового процесса, от подготовки рабочих мест, от дисциплины, умения подчинять свои интересы интересам общества.

Обязательным условием повышения качества обучения является рациональное использование времени. Организованное начало урока - важное условие его плодотворности. Организованно, не теряя ни минуты учителю помогают сами обучающиеся: дежурные заранее, до звонка готовя все необходимое, обучающиеся вовремя одевают рабочую одежду. Учитель теряет время, если нечётко, непоследовательно объясняет новый материал, если обучающиеся не приучены к самостоятельной работе. Среди сложных вопросов экономии времени на уроке самый главный - воспитания бережного отношения ко времени у самих школьников. «Помогает знание обучающихся таких пословиц: « Знай минутам цену, секундам счёт», «Минута час бережёт», «Минута рабочего времени не иголка, потеряешь, не найдёшь». В воспитании бережного отношения ко времени огромную роль играет личный пример учителя. Поэтому учитель никогда не может забывать о том, что его труд, его организованность должны быть эталоном для обучающихся.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Казенное общеобразовательное учреждение

Казенное общеобразовательное учреждение

Общая задача школы-интерната для обучающихся с

Общая задача школы-интерната для обучающихся с

Педагогический эффект в обучении и воспитании обучающихся во многом зависит от того, как организована их трудовая деятельность, как они выполняют правила поведения в мастерской

Педагогический эффект в обучении и воспитании обучающихся во многом зависит от того, как организована их трудовая деятельность, как они выполняют правила поведения в мастерской

Б.Р, которые постоянно закреплены и съёмные карточки

Б.Р, которые постоянно закреплены и съёмные карточки

В процессе обучения условно делим всех обучающихся на две группы в зависимости от их способностей к труду

В процессе обучения условно делим всех обучающихся на две группы в зависимости от их способностей к труду

В ходе практического выполнения заданий учитываются такие показатели как скорость, темп, качество

В ходе практического выполнения заданий учитываются такие показатели как скорость, темп, качество

У детей с ОВЗ нет согласованности между их практической и речевой деятельностью, они далеко не всегда могут достаточно полно и правильно отразить в своей речи…

У детей с ОВЗ нет согласованности между их практической и речевой деятельностью, они далеко не всегда могут достаточно полно и правильно отразить в своей речи…

Обучающиеся привыкли к инструкциям, раздаточному материалу и сами обращаются к ним за помощью

Обучающиеся привыкли к инструкциям, раздаточному материалу и сами обращаются к ним за помощью

Это приносит значительный эффект в улучшении качества работ обучающихся

Это приносит значительный эффект в улучшении качества работ обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2023