Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества им. В.М. Комарова»
План-конспект мастер-класса на тему:
«Правополушарное рисование как современный метод обучения
основам художественного видения и техникам рисования»
Педагог дополнительного образования
Тен Снежана Валерьевна
Байконур, 2021
Мастер-класс ««Правополушарное рисование как современный метод обучения основам художественного видения и техникам рисования».
Мастер-класс направлен на знакомство слушателей со способами активизации правого полушария головного мозга, особенностями создания фонов и силуэтных картин с помощью метода правополушарной живописи.
Цель: познакомить участников мастер-класса с методикой правополушарного рисования, приобретение навыков создания фона и силуэтных картин с помощью метода правополушарной живописи, распространение своего педагогического опыта.
Задачи:
познакомить слушателей с упражнениями, способствующими активизации правого полушария головного мозга;
выявить особенности создания фонов в правополушарной живописи;
сформировать представление о силуэтных картинах;
учить создавать оригинальный рисунок в единственном экземпляре, используя простые доступные для всех материалы.
Оборудование:
1. Экран или доска для демонстрации презентаций.
2. Компьютер.
Раздаточный материал: гуашь, набор нейлоновых кистей, банки с водой, тряпки для рук, лист А5 - 16 шт.
Ход мастер-класса
1.Вводная часть: определение регламента работы, целей и задач. Что такое правополушарное рисование?
2.Основная часть: способы создания фона. Лекция. Упражнения. Создание силуэтного рисунка.
3.Заключительная часть: рефлексия.
1. Вводная часть
Что такое правополушарное рисование?
Методика основывается на развитии правого полушария, именно оно отвечает за творческие процессы.
Актуальность: Чтобы научиться рисовать, мы думаем надо много времени, нужны способности и склонности к рисованию, у многих возникают комплексы, что они не умеют рисовать! Правополушарное рисование позволяет убрать те блоки, и зажимы которые присутствовали в человеке, развивая свой талант!
Как работает метод?
Все мы знаем о существовании двух полушарий головного мозга. Левое полушарие отвечает за логические связи, критику, правила и стереотипы. Оно является ведущим, руководит нами. Правое полушарие отвечает за пространственно-образное мышление. Оно отвечает за наши творческие способности, позволяет нам мыслить не только формами, но и образами. Именно оно делает нашу жизнь яркой и неповторимой. Благодаря развитому правому полушарию мы можем легко и быстро найти выход из самой сложной ситуации, начинаем мыслить креативно.
Одним из ярких представителей "правополушарных" людей можно назвать Леонардо да Винчи.
Метод основан на простых движениях. В основе принцип Меньше теории, больше практики! Всего несколько типов мазков дают возможность передать на бумаге совершенно разные образы, сочетанием которых можно изобразить все, что угодно! Это очень увлекательный, захватывающий процесс!
2. Основная часть
Способы создания фона.
Отличительной
особенностью правополушарной живописи является то, что нет необходимости
создания наброска простым карандашом, сразу начинается создание фона красками.
А на фоне уже создаётся композиция.
Чтобы
рисовать было удобно, необходимо сначала приклеить лист к планшету или какой-то
подложке малярным скотчем. Скотч приклеивается к каждой стороне листа с
нахлёстом 5-10 мм. Как уже подготовлено.
Размер листа для рисования - А4, А5 или А6. Очень комфортный формат для начала - А5 (половинка А4) - он и небольшой, но и совсем маленьким его назвать нельзя.
Для создания фона как можно быстрее грунтуется всю поверхность листа белой гуашью (белила). Закрашивать можно широкой кистью или пальцами. Пока белая краска не высохла, ставятся точки красок любого цвета хаотично по всему листу. Цвета выбираем любые. Далее руками растираются точки. Можно это делать в вертикальном, горизонтальном, диагональном направлении, полукругом, или как-то иначе.. Может получиться, например, вот такой фон:
Если планируется
примерный сюжет, например, летний пейзаж, то точки ставятся не хаотично по
всему листу, а распределяются так, чтобы в итоге получилось то, что нужно
(например, трава и небо):
Также точки краски можно ставить так, чтобы были плавные переходы между цветами. Например, вот так:
Круговой фон
“Барабаним” подушечками пальцев по листу. Получается интересный фон в стиле импрессионистов:
С помощью пищевой пленки
Какие могут быть ошибки
при создании фона:
1. Слишком мало белой гуаши в первом слое. Краска будет растираться с
трудом, потребуется добавлять воду.
2. Слишком много белил в первом слое. Фон будет очень долго сохнуть, а позже краска может растрескаться
3. Появление катышек на бумаге. Это связано с тем, что слой белил тонковат, а на одном и том же месте много времени растиралась краска.
4. Непрокрашенные края и углы.
5. Фон создаётся медленно. В этом случае краска высыхает, растирать точки становится проблематично
6. ”Грязные” оттенки фона. Да, для фона можно брать любые цвета. Есть такой нюанс, что рядом лучше не ставить точки цветов, которые при смешении дают некрасивые оттенки. Это такие пары: красный+зелёный, жёлтый+фиолетовый, синий+оранжевый.
Теперь можно приступать к созданию фона. Руками нанесите на весь лист слой белой гуаши. Наносить краску можно в любых направлениях, выходя за границы листа. Делать это нужно быстро. Необходимо обратить внимание, чтобы все края и углы были прокрашены.
Слой краски должен быть таким, чтобы руки легко скользили, но при этом не было толстого слоя, излишков. Если будет слишком много белил - фон будет сохнуть долго, а краска со временем может растрескаться. Если будет мало белил - краска быстро высохнет, фон будет делать сложнее.
Далее круглой синтетической кистью ставим точки краски любого цвета по вашей интуиции и предпочтению и растираем по всему фону в любом направлении.
А пока фон сохнет, позвольте прочитать небольшую лекцию, с более подробной информацией о правополушарном рисовании.
ЛЕКЦИЯ
Метод правополушарного рисования основан на работах Роджера Сперри, который изучал деятельность правого и левого полушарий головного мозга и, совместно с другими нейрофизиологами, получил Нобелевскую премию в 1981 году “За открытия, касающиеся функциональной специализации полушарий головного мозга”. Он выяснил, что правое и левое полушария головного мозга выполняют разные функции.
Левое полушарие головного мозга отвечает за аналитическое мышление (логика и анализ), тогда как правое полушарие отвечает за воображение, творческие способности, возможность мечтать и фантазировать.
Функции головного мозга
Есть особенности восприятия информации каждым полушарием: левое полушарие воспринимает информацию поэтапно, последовательно, правое - способно воспринимать разнообразную информацию одновременно.
Также отличается обработка информации: правое полушарие обрабатывает информацию в виде образов, а левое полушарие - в виде слов и цифр.
Метод интуитивного рисования заключается в том, чтоб временно отключить работу левого полушария мозга, при этом максимально задействовав рабочие ресурсы правого. Таким образом, художник будет рисовать свою картину интуитивно, не опираясь на уже существующие макеты, которые заложены в левом части его головного мозга.
Художник воспринимает окружающий мир иначе, он не опирается на память, где хранится информация об объекте, а воспринимает объект таким, каким он предстал перед ним. Человек сравнивает его размер с иными предметами, определяет отношение отдельных его частей к его целому образу, видит цвет, световую гамму, тени и полутени, его расположение в пространстве. Таким образом, художник создает картину, объединив все параметры в единое целое.
Результат работы - картина, но вот результат использования метода интуитивного рисования не только изображение, но и проявление внутренней натуры человека, это своего рода ключ к подсознанию, психическому состоянию, эмоциям. Это происходит по причине того, что он не раздумывает над тем, что рисует, не строит логических цепей, не анализирует.
Этапы и стадии развития детского рисунка
1год. Начиная, примерно, с года у маленького человечка появляется тяга к прекрасному, к живописи. Малыш может создавать десятки рисунков за считанные минуты. Большое удовольствие доставляет процесс «каляканья-маляканья» карандашом или кистью с краской на листе бумаги — творческий процесс поглощает с головой ребенка. Но родители настойчиво просят рассказать, что изображено. Обычные каракули начинают превращаться в разные объекты, при этом через считанные минуты один и тот же рисунок может обозначать совершенно не имеющие ничего общего между собой вещи.
2 – 3года. Достигнув 2 – 3 лет, ребенок начинает осознавать, что изображение должно что-то обозначать, то есть необходимо найти сходство с объектом в реальном мире. Начинается процесс накопления символов, например, круг превращается в лицо, две точки становятся глазами, небольшая вертикальная черта посередине круга является изображением носа. Такими же символами пользуются и взрослые, когда рисуют свои картинки.
4 года. Примерно в 4 года ребенок начинает рисовать пейзажи, чаще всего это выглядит как полоска коричневой земли, покрытая полоской зеленой травы, прямоугольный дом с треугольной крышей, дерево, круглое солнышко и пятна – тучки.
5 – 6лет. Около 6 лет у детей появляются кумиры, чаще всего это мультипликационные герои или персонажи из любимых книг, которым очень хочется подражать. Именно их старается нарисовать ребенок яркими красками, чтоб привлечь всеобщее внимание к своей работе и супергерою, который ему так дорог.
11 – 12лет. Достигнув 11 – 12 лет, ребенок старается максимально реалистично изображать различные предметы и явления природы. Появляется желание рисовать «живые» картины, которые будут иметь максимальное сходство с действительностью. Как правило, если ребенок не удовлетворен результатом своего труда и рисунок не вызывает у него чувство гордости, то интерес к живописи постепенно угасает, пропадает желание рисовать и развивать свои художественные навыки. Те же, кто не теряет энтузиазма и продолжает рисовать и в более взрослом возрасте, чаще всего добивается немалых успехов в области изобразительного искусства.
Таким образом, если взрослому человеку предлагают что-либо нарисовать на обычном листе бумаги, то начинает активно работать левое полушарие и именно оно диктует символы, которые хранятся тут еще с детства. Из символов складывается весь рисунок. Набор символов индивидуален у каждого человека, поэтому некоторые работы получаются лучше, некоторые хуже, но они мало чем отличаются от работ этого человека в возрасте 10 – 13 лет. Это объясняется тем, что до 3 лет у детей ведущую роль занимает правое полушарие, но затем начинает доминировать левое полушарие и все, что делает ребенок, начинает контролировать логика.
Именно интуитивная живопись позволяет временно погасить активность левого полушария головного мозга и включить в работу творческие способности, за которые отвечает правое полушарие. Поэтому рекомендуется проводить занятия интуитивным рисованием с детьми старше 3 лет, чтобы максимально развивать творческие задатки, подаренные природой с рождения.
Польза правополушарного рисования
Арт-терапия является мощнейшим приемом в психологии, который направлен на выявление, осознание и пути борьбы с серьезными «взрослыми» проблемами в детском возрасте. Хорошему практикующему психологу не составит большого труда выявить проблемы по рисунку ребенка, чаще всего они заключаются в проявлении страха, гнева, агрессии, замкнутости, неуверенности в своих силах. В силу своего возраста маленький человек не может объяснить то, что происходит в его душе, поделиться своими чувствами, рассказать о тревогах и переживаниях. Об этих чувствах будут свидетельствовать цветовая гамма, характер и направленность линий, композиция и другие особенности.
Правополушарная живопись позволяет выразить свой внутренний мир, состояние на бумаге через картинки, например, обычный традиционный способ рисования передает все ассоциациями и символами. Чувство «любовь» зачастую рисуют красным цветом в виде сердца. В то время как в правополушарном рисовании это чувство выражается совсем иначе, здесь нет символов, которые заложены в памяти человека.
Правополушарное рисование как прием арт-терапии позволяет:
проявить индивидуальность;
самореализовывать свои творческие способности; самовыражаться через рисунок;
получить удовольствие от процесса, улучшить настроение, зарядиться позитивом;
бороться со стрессами, накопившимися проблемами, душевными переживаниями;
поверить в свой успех, свои силы и возможности, стерев мнение о себе «я не способен, не могу»;
избавиться от комплексов;
достичь гармонии внутреннего состояния.
Технически правополушарная живопись с первого взгляда может показаться пустой тратой времени, однако, результаты, полученные после проделывания упражнений начального этапа этого способа рисования, заставляют изменить взгляды кардинально.
Вдобавок, правополушарное рисование применяют как восстанавливающую процедуру для людей, перенесших инсульт. Положительный эффект наблюдается благодаря тому, что во время занятий интуитивной живописью происходит активизация зон головного мозга, которые мало задействованы при обычном ритме жизни. В процессе творческой активности улучшается общее кровоснабжение, работа мозга в целом улучшается, что приводит к образованию новых связей между разными частями мозга.
Техника
Главное отличие такого рисования от левополушарного режима заключается в том, что во втором случае человек учится изображать объекты, а в первом – видеть их, воспринимать. Чтобы, к примеру, сделать рисунок животного левым полушарием, мы сначала должны изучить анатомию, пропорции, ознакомиться с теорией перспективы, объема, света и тени. Правополушарная живопись этого не требует. Используются приемы для отключения логики и активизации интуиции. Рисование картин происходит очень быстро, потому что человек не думает о результате, а получает наслаждение от процесса.
Предлагается рисовать пальцами, трогать кисти, чувствуя их толщину и размах. Это вызывает замешательство, но затем человек полностью вовлекается в процесс рисования.
В последнее время всё чаще можно встретить утверждение, что разделение функций между полушариями головного мозга - это миф. Конечно, такое разделение функций очень условное, оно представлено для простоты восприятия. Невозможно однозначно считать, что за какие-то процессы отвечает только одно полушарие, так как во всех психических процессах принимает участие весь мозг.
Важно понимать, что полушария головного мозга работают всегда одновременно, при этом по-разному обрабатывая информацию. Например, за восприятие речи в большей степени отвечает левое полушарие, однако интонации, эмоциональность, жесты и мимику воспринимает правое полушарие. Для решения одних задач доминирует левое полушарие, других - правое, для третьих - полушария участвуют в равной степени.
Важно то, что есть возможность активизировать одно из полушарий, перейти в так называемый “правополушарный” или “левополушарный” режим.
Чем отличается правополушарное и левополушарное рисование?
Левополушарное рисование (рисование в “Л-режиме) - это рисование по строгим правилам (академический рисунок). Ученик чётко представляет себе, что в итоге у него должно получиться. Обучение такому рисованию длительное - ученики обучаются в художественных школах, училищах и ВУЗах.
Правополушарное рисование (рисование в “П-режиме”) - спонтанное, интуитивное. Нет чётких правил - человек рисует так, как чувствует. Этому рисованию не нужно обучаться долгие годы, каждый человек способен сразу начать рисовать и получать положительные эмоции.
Также правополушарное рисование можно отнести к методикам арт-терапии - оно даёт огромный заряд энергии, воодушевления, подъём настроения.
Основоположницей правополушарного рисования стала американка Бетти Эдвардс. Суть метода она раскрыла в книге “Откройте в себе художника”, которая помогла миллионам людей начать рисовать.
Мы будем использовать с вами методику именно в современной “живописной” интерпретации.
Особенности правополушарной живописи:
Во время занятий включается правополушарный режим с помощью различных приёмов:
создание фона необычным образом
рисование руками
“стирание границ” - выход за края листа
рисование “вверх ногами”
выбор тех цветов, которые подсказывает интуиция в данный момент
выполнение специальных упражнений
рисование под музыку
увеличение скорости рисования.
Таким образом, правополушарная живопись позволяет людям преодолеть страхи, справиться со своими негативными установками и начать рисовать. Те, кто начинают творить в технике правополушарной живописи, позже с лёгкостью осваивают написание картин маслом.
Рисование с помощью этого
метода подходит детям от 5 лет и взрослым любого возраста. Справятся все без
исключения!
Этот метод позволяет не только быстро научиться рисовать, но и научиться видеть
- развивается навык, необходимый каждому художнику. Ученики начинают замечать
разнообразие оттенков окружающих объектов (листвы, неба и др.), обращают
внимание на причудливые формы (деревьев и др.) - вообще начинают смотреть на
мир другими глазами!
Также, благодаря работе
правого полушария, развивается креативное мышление - способность принимать
нестандартные решения, генерировать идеи.
Итак, правополушарная живопись - современное, интересное, полезное и
очень востребованное направление творчества, доступное каждому!
Упражнения для активизации правого полушария.
Чтобы начать рисовать с помощью правополушарного метода, рекомендуется перед занятием выполнить несколько упражнений для включения правополушарного режима. Упражнения полезно выполнять не только перед занятием или во время него, но и в любое другое время.
1. В каждую руку возьмите по карандашу, ручке или фломастеру. Далее рисуйте одинаковые фигуры одновременно двумя руками, движения “друг от друга”. Например, если вы рисуете круги, то правая рука рисует круг по часовой стрелке, а левая - против часовой стрелки. И наоборот.
2. Упражнения на визуализацию. Закройте глаза и представьте себе любимое лакомство. Подключайте зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную память. Вспомните и ярко представьте вид лакомства, почувствуйте его запах, ощутите вкус, консистенцию, температуру. Таким образом можно визуализировать любой объект, в том числе, цели и мечты.
3. Цветные слова. Это упражнение поможет синхронизировать работу обоих полушарий. Необходимо как можно быстрее назвать цвет слов на картинке:
4. Возьмитесь правой рукой за левое ухо, а левой рукой за нос. Теперь опустите руки, хлопните в ладоши и поменяйте руки: левой рукой возьмитесь за правое ухо, правой - за кончик носа и так далее, увеличивая скорость.
5. Одну ладонь положите на живот и начните гладить его по часовой стрелке, а второю ладонь быстро поднимайте и опускайте на голову. Поменяйте руки и продолжайте так делать несколько раз, ускоряясь.
6. На правой руке покажите указательный палец, на левой руке - одновременно указательный и средний. Затем быстро хлопните в ладоши и поменяйте руки - на левой руке покажите указательный палец, на правой - указательный и средний. Продолжайте с ускорением.
7. Попробуйте делать обычные дела, работая непривычной рукой. Например, если вы правша, попробуйте писать левой рукой. Возьмите себе за правило использовать непривычную руку для привычных дел.
8. Попробуйте нарисовать какой-то объект ”вверх ногами”. На занятиях по правополушарной живописи этот приём часто применяется для рисования деревьев.
9. Играйте на музыкальных инструментах. Если не умеете - стоит попробовать научиться!
Выполняйте эти упражнения в любое время, особенно полезно упражняться непосредственно перед рисованием.
Создание силуэтной картины.
Когда фон готов, можно приступать к созданию простой силуэтной картины. Ждать, пока фон высохнет, необязательно, но удобнее всё же рисовать на сухом фоне (пока первый фон подсыхает, можно подготовить второй).
На силуэтной картине в правополушарной живописи нет необходимости прорисовывать все детали объектов, многообразие их оттенков. Когда вы смотрите на дерево вдали во время заката, вы видите только его тёмный силуэт. Также и в этой ситуации. Как правило, на силуэтных картинах изображён закат или рассвет, или зритель наблюдает за объектами напротив солнца (как в примере с черепахами).
Для создания силуэта можно взять чёрную краску, а можно на палитре добавить к чёрной краске оттенки, которые присутствуют в фоне. А если фон не подсох, то оттенки фона сами добавятся в силуэт во время рисования
Вот примеры силуэтных рисунков
Рефлексия:
1. Есть ли желающие показать свои рисунки? (ответы)
2. Вы знали, что вы рисовали? (ответы)
3. Какие эмоции вы сейчас переживали? (ответы)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.